Файл: Зингер, И. С. Моделирование информационных процессов в системах управления предприятиями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нения производственной программы и организации сбора опера­ тивной информации средствами диспетчерской службы.

Конечным информационным выходом по этому элементу явля­ ется составление перечня дефицитных деталей и узлов по каждому производственному подразделению.

Пример модификаций информационной системы по данному элементу был разобран выше, причем основными факторами, опре­ деляющими выбор модификации, являются: удельный вес деталей общей применяемости в общей подетальной номенклатуре, разни­ ца в циклах изготовления отдельных изделий, габариты основной массы деталей, размерность производственных площадей.

В зависимости от варианта сочетания значений факторов мож­ но выделить следующие модификации информационной системы по рассматриваемому элементу: выведение дефицита на основании сравнения планов выпуска сборочных цехов и данных о наличии деталей в сборочных цехах; получение дефицита в результате срав­ нения данных учета центрального комплектовочного склада, дан­ ных об очередности выдачи деталей в цеха и данных о программе выпуска; получение дефицита на основании картотеки пропорцио­ нальности. Так, при удельном весе деталей общей применяемости более 10%, разнице в циклах изготовления изделий более месяца и малогабаритности основной массы деталей, распределение дета­ лей между цехами-потребителями осуществляется в результате сравнения данных о наличии деталей на складе, данных об очеред­ ности выдачи деталей в цеха-потребители и программы выпуска.

4. Распределение выпуска по дням (пятидневкам, декадам) пла­ нируемого периода. Данный элемент зависит от решения задачи составления календарных планов и поэтому наиболее тесно связан с первым элементом. Фактором, влияющим на выбор той или иной модификации информационной системы по указанному элементу, можно считать степень дифференцированности сроков сдачи про­ дукции в отдельные планируемые периоды времени. Эти сроки мо­ гут быть строго дифференцированы по каждой партии деталей ли­ бо установлены на определенные периоды в течение месяца (на­ пример, сдача происходит равномерно по пятидневкам), либо сог­ ласованы с заказчиками на более длительный период (месяц, год). Отдельным значениям элемента соответствуют: установление оп­ ределенной даты выпуска каждой партии деталей, планирование ежедневной сдачи с установлением «фиктивной обеспеченности» по отдельным деталям [14], планирование равномерной сдачи про­ дукции в соответствии с методологией системы непрерывного опе-

wративно-цроизводственного планирования (СНОП).

5.Проведение в оперативные планы различных изменений и

планирование восполнения брака. Элемент имеет особое значение в условиях частой смены продукции, обновления ассортимента. В отдельных отраслях даже при преобладании серийного типа производства число различных конструкторских изменений редко бывает меньше 10—15 в день. На отдельных предприятиях эта

22


цифра достигает 300 в день. Именно отсутствие анализа изменений часто мешает нормальному функционированию подсистемы ОПП.

Как показал анализ, факторами, влияющими на выбор инфор­ мационной системы по этому элементу, являются: величина про­ изводственного цикла, удельный вес деталей общей применяемости, система подведения оперативных итогов деятельности производст­ венных подразделений. В зависимости от конкретной комбинации значений факторов могут иметь место следующие модификации данного элемента:

выполнение плана корректируется цеху только с момента вве­ дения изменения. Если при этом оперативный план, составленный до введения изменения, был выполнен полностью, обеспеченность продукцией цеха-потребителя данным цехом-изготовителем, начи­ ная с даты введения изменения, может быть равна 0 [14]. Отри­ цательной обеспеченности при этом методе расчета в данном слу­ чае быть не может;

выполнение плана корректируется цеху с учетом изменения, вне зависимости от того, с какого числа оно вводится. При этом мето­ де в указанном выше случае по цеху может быть введена отрица­ тельная обеспеченность.

6. Увязка подсистемы оперативно-производственного планиро­ вания с подсистемой материально-технического снабжения (МТС), комплектацией и кооперацией. Конечным информационным выхо­ дом по этому элементу будет перечень дефицитных материалов и комплектующих изделий в основном производстве. Факторами, влияющими на информационную систему по элементу, являются номенклатура применяемых материалов, подетальная номенклату­ ра выпускаемой продукции, организация системы хранения и выда­ чи материалов. В зависимости от варианта сочетания значений от­ дельных факторов работы подсистема ОПП увязывается с подси­ стемой МТС либо с помощью картотеки пропорциональности, либо на основании данных проводимой инвентаризации.

7. Структура производственно-диспетчерского отдела. Этот эле­ мент включает принципы организации ПДО и распределения обя­ занностей между отдельными работниками. На выбор информа­ ционной системы по данному элементу могут влиять следующие факторы: подетальная номенклатура выпускаемой продукции, удельный вес деталей общей применяемости, количество проводи­ мых изменений, количество цехов в основном производстве. Соот­ ветственно модификации информационной системы по этому эле­ менту могут быть следующими: разделение функций плановика и диспетчера; совмещение функций плановика и диспетчера. Закрепление отдельных работников за цехами или за изделиями, т. е. один исполнитель планирует и диспетчирует выпуск деталей дан­ ного изделия по всем цехам или всех изделий по одному цеху; вы­ деление в структуре ПДО специальной группы проведения изме­ нений в оперативные планы.

Каждое предприятие к моменту начала проведения работы уже

23


имеет свою функциональную подсистему оперативно-производст­ венного планирования. Поэтому исследование проводится, как пра­ вило, для того, чтобы совершенствовать ее: выявить слабые места, заменить отдельные элементы с максимальным учетом особенно­ стей конкретного предприятия. Однако следует отметить, что часть элементов функционирующей подсистемы типизации не подлежит.

Анализ рассмотренных принципов выделения отдельных эле­ ментов функциональной подсистемы управления и выбор модифи­ каций информационных систем по этим элементам на примере под­ системы ОПП показали, что аналогичная работа может быть про­ ведена по любой другой подсистеме управления предприятием.

Описание информационных потоков по отдельным модифика­ циям каждого элемента подсистемы производится на основании обследования существующих информационных систем. При этом предприятия группируются по условиям производственно-хозяйст­ венной деятельности, определяющим выбор той или иной модифи­ кации элементов. К таким условиям, как показано выше, относят­ ся, например, серийность выпуска продукции, количество номен­ клатурных позиций в плане, количество изменений в оперативных планах и т. д.

В каждой группе предприятий выделяются предприятия-пред­ ставители, на которых проводится обследование. Для проведения обследования в настоящее время известны различные методы и подходы.

Глава II. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОТОКОВ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Эффективным средством изучения систем управле­ ния на предприятиях и в организациях являются информационные модели. Такие модели позволяют с достаточной точностью описываТБТГ изучать реально существующие системы управления. Одна­ ко они не могут быть также сложны и многогранны, как сама сис­ тема, иначе модель не могла бы служить орудием анализа. С по­ мощью модели должны изучаться лишь некоторые, наиболее су­ щественные процессы и явления, происходящие в действующей системе управления. К основным из них относятся: информацион­ ные потоки (в структурном и функциональных разрезах), алгорит­ мы формирования данных, информационные связи в системе и т. п.

В настоящее время применяются модели в виде стрелочных диаграмм, графов, таблиц, матриц и т. д. Основное назначение та­ ких моделей — изучение организации планирования и управления, а также движения и обработки информации. По мнению многих специалистов, анализ информационных потоков лучше всего произ­ водить с помощью матричных моделей, поскольку по сравнению с другими видами моделей они более наглядно представляют процес­ сы образования и маршруты движения показателей и документов; в них в единообразной форме показаны все данные о деятельности каждого подразделения, а также данные, характеризующие дея­ тельность всей обследуемой системы в целом.

Матричная информационная модель отражает во взаимоувя­ занной форме характеристику любого подразделения (отдела), выполняющего определенные функции управления, и всего аппа­ рата управления в целом и содержит сведения о документах, про­ цессах движения и обработки, деятельности управленческого пер­ сонала.

Некоторые разработчики используют метод матричного модели­ рования для проведения анализа потоков информации при совер­ шенствовании систем управления в различных звеньях народного хозяйства страны. Это обусловлено тем, что методология матрич-

25


Т а б л и ц а 1

Матричная информационная модель

Наиме­ нование подраз­ делений постав­ щиков

 

 

Наименование

 

 

 

 

 

документов

Наименование

 

 

 

 

1. 2,..., р

подразделений

Частота

 

Наимено­

Наимено­

потребителей

Знач-

Наименование

 

И Л И

вание

вание

 

перио-

ность

документов показателей

показателей

 

лич­

 

 

 

 

 

ность

 

1 , 2,..., г

1, 2..... п

1

12

3

2 -

I

II

квадрант

квадрант

3

Р

п

п <- 1

Ш

IV

квадрант

квадрант

т—1

т

ного моделирования позволяет формализовать многие процедуры и операции но обработке материалов обследования в целях реше­ ния основных задач анализа потоков информации практически на

любом объекте управления.

Матричная информационная модель (табл. 1) отражает соот­ ветствующие взаимосвязи между всеми подразделениями пред­ приятия и его окружением (через движение документов и показа­ телей), а также формирование новых данных в процессе функцио­ нирования системы управления. Она состоит из четырех квадран­ тов и вспомогательных разделов, каждый из которых имеет свое специфическое содержание и назначение.

26


В квадранте I информационной модели отражаются все доку­ менты и показатели, которые разрабатываются в данном подраз­ делении. Он имеет шахматную композицию, т. е. одинаковое наи­ менование документов и показателей по строкам и столбцам. Этот квадрант характеризует процессы проведения всех планово-эконо­ мических расчетов в подразделении: формирование документов (показателей) и использование их для составления других доку­ ментов (показателей).

Столбцы квадранта I содержат сведения о том, на основании каких документов (показателей) производится формирование дру­ гих документов (показателей), а строки — сколько раз и для соз­ дания каких документов (показателей) используются показатели из документов данного подразделения.

В квадранте II информационной модели отражается передача документов, разработанных данным подразделением, в другие от­ делы и цехи предприятия, а также во внешние организации. Здесь же показывается передача документации в архив подразделения. Таким образом, квадрант II характеризует связи рассматривае­ мого подразделения со всеми другими подразделениями, а также

свнешними организациями по линии передачи документации.

Вквадранте III отражаются все документы, поступающие из других подразделений, а также направления их использования. Следовательно, этот квадрант характеризует связи данного под­ разделения со всеми другими по линии получения необходимой документации, т. е. вход данного подразделения. Кроме того, мо­ жет вводиться специальный вспомогательный раздел для характе­

ристики подразделений-поставщиков.

Квадрант IV отражает передачу входящих документов, данные которых используются в подразделении и передаются для после­ дующей обработки в другие подразделения. Таким образом, раз­ дел IV характеризует проходящие через рассматриваемое подраз­ деление документы.

Итоговые результаты квадранта I характеризуют: по столбцу— количество разработанных в подразделении документов (показа­ телей), используемых для формирования документов (показате­ лей) данного столбца; по строке — степень использования данного показателя в формировании других показателей этого документа или в создании показателей каких-либо других документов под­

разделения.

Итоговый столбец квадранта II отражает количество докумен­ тов (показателей), передаваемых данным подразделением всем другим. Итоговая строка характеризует использование показате­ лей или документов данного подразделения во всех других под­ разделениях. Итоговый столбец квадранта III характеризует при­ меняемость поступающих показателей, итоговая строка — количе­ ство входящих показателей для формирования показателя квад­ ранта I или простое их перенесение в новый документ.

27