Файл: Бриллюэн, Л. Новый взгляд на теорию относительности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 17

к тому, чтобы исправлять и дополнять свои любимые теории. В науке не существует абсолютной истины. Однако я должен уточнить, что при этом здесь имею в виду экспериментальную науку. Математика — это совсем другое дело.

Некоторые традиционные науки представляют со­ бой странную смесь наблюдений и их интерпретации, основывающейся на отличных теориях, но экстрапо­ лируемой столь далеко за пределы условий экспери­ мента, что невольно настораживаешься и удивляешь­

ся: как часто

ж е л а е м о е выдается

за действительное

и тщательный

анализ подменяется

фантазированием.

Приятно рассуждать о происхождении Вселенной, но надо помнить, что такие рассуждения — лишь чистая фантазия . И нечего ожидать, что читатель поверит в какую-либо модель Вселенной, описывающую то ли

внезапный

первовзрыв,

то

ли расширения и

сжатия

от оо до

+ 0 О . Все

это

слишком красиво,

чтобы

быть истинным, и слишком невероятно, чтобы пове­

рить в это.

 

 

Разрешите

мне рассказать еще

один случай.

В бытность

студентом П а р и ж с к о г о

университета я

посещал великолепные лекции П у а н к а р е . В течение многих лет все эти лекции записывал один из его

студентов, и затем их

публиковало издательство

Го-

тье - Виллара . Лекции

записывали Борель, или Д

р а ш ,

или Шази, или какой-либо другой умный молодой че­

ловек, который впоследствии сам стал

известным

ученым.

 

 

 

 

В 1911 г. П у а н к а р е не

назначил

никого

для

этой

работы. Он читал лекции по космогонии.

Он

знал,

что космогонические теории

далеки

от достоверности,

и неоднократно подчеркивал, что теоретические тол­

кования, предлагаемые

различными

авторами, явно

не адекватны. Мы тогда

не знали,

откуда берется

тепло, излучаемое Солнцем; не понимали, как обра­

зуются звезды

и как

они угасают. В наших знаниях

было слишком

много

пробелов. Иногда П у а н к а р е не­

ожиданно прерывал лекцию и молчаливо ходил перед

доской взад

и вперед.

Затем

он поворачивался

к аудитории,

отодвигал

в сторону

свои лекционные


18

Введение

 

записки и говорил: «У

меня только что возникла но­

вая

идея. Попробуем,

подойдет ли она...» Он излагал

свою новую точку зрения и начинал писать на доске,

определяя численные значения величин.

З а т е м делал

вывод: «Это не намного лучше, чем в

других

тео­

риях; в самом деле, мы знаем слишком

мало».

Это

был последний полный курс лекций Пуанкаре, за

год

до его

неожиданной

смерти.

 

 

 

 

Вы думаете, мы теперь находимся в лучшем по­

ложении? Конечно, в течение последних

пятидесяти

лет мы

многое узнали. Н о

мы все еще очень

далеки

от понимания космогонии, это понимание

продолжает

оставаться мечтой, волнующей и далекой.

 

 

Некоторые читатели могут сказать: «Мы д о л ж н ы

верить

некоторым

хорошо

установленным

принци­

пам, например, принципу симметрии пространства и

времени,

принципу

относительности

и т. д.». Ну

что ж,

г можно

показать

относительность

принципа

относи-

тельностиі Этот знаменитый принцип сначала был установлен в классической механике. Он гласит: за­

коны

механики,

сформулированные

в

неподвижной

системе

отсчета,

остаются

точно

такими

же,

когда

движение

рассматривается

в

системе

отсчета,

дви­

жущейся

с

заданной

постоянной

скоростью

ѵ.

Чита­

тель

может

заметить,

что

я

сказал «система

отсче-

^ та»,

а

не

«система

координат».

К а к

мы

увидим

в гл. 4, между этими определениями следует делать

принципиальное

различие.

Система

кеюгщшат — чис­

то

геометрическое

понятие;

она

не

имеет" массы

по

той

простой

причине, что "в"геометрии

понятие

массы

не

рассматривается.

Система отсчета

ж е д о л ж н а

об­

л а д а т ь массой, причем необходимо

предполагать,

что

эта

масса

много

больше

массы любого

движущегося

і относительно

нее

тела.

 

 

 

 

 

 

 

 

!

Сосредоточим

теперь

внимание

иа

 

слове

«задан-

j ный». Что

мы подразумеваем под

выражениемПзоЭам-

^_ная

скорость?

Кто

задает

нам эту

скорость

и как?

Я

очень

настораживаюсь

всякий

раз,

когда

слышу

слово «заданный». Только в одном случае оно имеет определенный смысл — в условии задачи, которую экзаменатор дает нескольким беспомощным студен-


 

 

 

 

 

 

Введение

19

т а м . В такой

ситуации

скорость — точно

з а д а н н а я

величина,

не с о д е р ж а щ а я

 

ошибок.

 

 

 

В действительности

так

никогда не бывает. Если я

н а б л ю д а ю

за

неизвестным

телом,

д в и ж у щ и м с я

в не­

бе, то никто не может

задать мне

его скорость.

Будет

ли это звезда

или «летающая тарелка», — я

должен

измерять

их

скорость

с

помощью

экспериментально­

го устройства. Я могу использовать оптические сиг­

налы,

отраженные от

неизвестного

тела,

и

изме­

рить время их

возвращения, доплеровское

смещение

и т. п. Произведя эти измерения, я могу

вычислить

скорость.

 

 

 

 

 

Но

я должен

учесть

и то, что д а ж е

самые

тонкие

эксперименты всегда вносят возмущение в движение. Скорость тела до наблюдения и после него уже не

будет одинаковой. При

любом

эксперименте

требует­

ся установление

связи

между

наблюдателем

и на­

блюдаемым

объектом,

и после

того,

как наблюдение

выполнено

и связь прекращена,

тело

будет

находить­

ся у ж е в ином состоянии движения . Сегодня это хо­ рошо известный факт, который можно проиллюстри­ ровать многими примерами из квантовой теории. При измерении скорости мы используем световые сиг­

налы, с о д е р ж а щ и е множество фотонов.

О т р а ж а я с ь ,

эти

фотоны

отталкивают

н а з а д

о т р а ж а ю щ е е

тело

(эффект отдачи)

и изменяют

его

скорость.

 

 

Заданная

скорость — это

просто

плод

наиіего

во­

ображения.

Эта

традиционная

грубая

ошибка

— ре­

зультат иллюзии, что «от того, что

я

только посмот­

рю,

ничего

не случится».

В

физике

девятнадцатого

века такое предположение казалось само собой разу­ меющимся и не подлежащим обсуждению. Теперь мы

знаем больше.

Системы

отсчета,

движущейся

с

за­

данной

постоянной

скоростью,

не

существует

и

ни­

когда не существовало. Единственное, о чем

можно

говорить, — это

о

тяжелой

системе

отсчета, обладаю ­

щей столь большой массой, что возмущения,

вноси­

мые при измерении ее скорости, пренебрежимо

малы .

К а к мы

увидим

 

в гл. 5,

это

уточнение приводит

ко

многим усложнениям. Старый принцип относитель­ ности является идеализацией. Он представляет лишь


20 Введение

предельный случай, и необходимо соблюдать чрезвы­ чайную осторожность при его применении, например, к движущимся атомам, электронам, нейтронам, фото­ нам, нейтрино и всем этим новым таинственным «ча­ стицам» (у нас не нашлось более подходящего слова для их названия) с очень малой массой.

Такие ж е замечания можно сделать и в отноше­ нии многих недавно выдвинутых принципов, содержа ­ щих совершенно недостаточный анализ определений, например, к а к можно фактически измерить «симмет­ рию».

Это только несколько примеров того, как посте­ пенно изменялись взгляды ученых и сколько появи­ лось новых проблем, которые пятьдесят или шесть­ десят лет н а з а д не мог предсказать д а ж е гений Эйн­ штейна.

В наше время изобретены невероятно точные атомные часы, очень отличающиеся по своим физиче­

ским

свойствам

от

тех,

которые

представлял себе

Эйнштейн. Этот

вопрос

будет рассмотрен подробно

в гл.

3. Упомянем

здесь

об одной

трудности, связан­

ной с определением международных единиц длины и времени. П р и определении единицы длины исполь­ зуется длина волны спектральной линии криптона-86

при

строго

определенных

условиях

точностью

ICH), а единицу времени определяют, используя ча­

стоту спектральной

линии

цезия (с точностью 10"1 2 ).

Следовательно,

одно

и

то

же физическое

 

явление —

спектральная

линия

используется

для

двух

различ­

ных

определений:

единицы

длины

и единицы

 

времени,

! а скорость света с остается неопределенной и вы-

глядит

произвольной. Следовало бы

раз и

навсегда

' ;, установить, что спектральная

линия

д о л ж н а

исполь­

зоваться для определения или

частоты, или

ж е

длины

і волны,

но не того и другого!

 

 

 

 

Предполагается, что упомянутые определения еди­ ниц делаются на поверхности Земли, где существует определенное гравитационное поле. О б щ а я теория

относительности

Эйнштейна

предсказывает некоторое

изменение единиц

длины и

времени при их измере­

нии в областях

с

различным

гравитационным потен-


Введение

21

ци ало м. Она т а к ж е предсказывает изменение

ско­

рости света с. Используя принятый способ определе­ ния единиц длины и времени, довольно трудно экспе­ риментально проверить такие предсказания . Это со­ ставляет очень серьезную проблему метрологии.

Цель нашей книги

состоит

в том,

чтобы рассмот­

реть

этот,

а т а к ж е и

другие

вопросы,

появившиеся

после

того,

как в начале нашего века были сформу­

лированы

теория

относительности и

квантовая

тео­

рия.

В гл.

1 мы

сделаем исторический

обзор

собы­

тий, которые привели к появлению этих теорий. Но

сначала

рассмотрим

развитие

научных

теорий

вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

книге

[1], используя

методы

научной информа­

ции,

мы

дали общий анализ смысла научных теорий,

а т а к ж е

подчеркнули

личную

роль

ученого. Его зада­

ча начинается с выбора эксперимента,

который

мож­

но было

бы

изолировать

от

влияния

окружающей

среды и достаточно полно

описать,

с тем чтобы

мож­

но было повторить его в других лабораториях и про­ верить результаты первых наблюдений. Кроме того, используя свою творческую фантазию, ученый строит теорию, которая могла бы установит^ __ ^язь _ между пекоторым чисдом._эксп.ер.им_енталных ф a к т £ в 1 _ Т і р и

помощи такой теории он может

предсказывать

Ткь"

вые результаты, которые будут

подтверждены

или

опровергнуты новыми экспериментами. В случае не­ обходимости теорию можно будет исправлять или

строить заново, чтобы объяснить новые

опытные

данные.

 

Научное знание основывается на эмпирических

фактах и их теоретической интерпретации.

Эти два

аспекта постепенно срастаются, образуя замечатель ­

ный симбиоз, рассматривавшийся в [1]

(гл. I I I и I V ) .

Роль

человеческого

воображения

при

создании

тео­

рий была тщательно исследована

в

 

замечательной

работе

Линдсея [2]:

 

 

 

 

 

 

 

«Наука — это

игра, в которой

мы принимаем,

что

вещи

не совсем

такие, какими

они кажутся,

с целью понять их сущность путем

мышления,

свой­

ственного

нам

как

людям...

Наука — это

метод