Файл: Бриллюэн, Л. Новый взгляд на теорию относительности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Введение 17
к тому, чтобы исправлять и дополнять свои любимые теории. В науке не существует абсолютной истины. Однако я должен уточнить, что при этом здесь имею в виду экспериментальную науку. Математика — это совсем другое дело.
Некоторые традиционные науки представляют со бой странную смесь наблюдений и их интерпретации, основывающейся на отличных теориях, но экстрапо лируемой столь далеко за пределы условий экспери мента, что невольно настораживаешься и удивляешь
ся: как часто |
ж е л а е м о е выдается |
за действительное |
и тщательный |
анализ подменяется |
фантазированием. |
Приятно рассуждать о происхождении Вселенной, но надо помнить, что такие рассуждения — лишь чистая фантазия . И нечего ожидать, что читатель поверит в какую-либо модель Вселенной, описывающую то ли
внезапный |
первовзрыв, |
то |
ли расширения и |
сжатия |
от —оо до |
+ 0 О . Все |
это |
слишком красиво, |
чтобы |
быть истинным, и слишком невероятно, чтобы пове
рить в это. |
|
|
Разрешите |
мне рассказать еще |
один случай. |
В бытность |
студентом П а р и ж с к о г о |
университета я |
посещал великолепные лекции П у а н к а р е . В течение многих лет все эти лекции записывал один из его
студентов, и затем их |
публиковало издательство |
Го- |
тье - Виллара . Лекции |
записывали Борель, или Д |
р а ш , |
или Шази, или какой-либо другой умный молодой че
ловек, который впоследствии сам стал |
известным |
|||
ученым. |
|
|
|
|
В 1911 г. П у а н к а р е не |
назначил |
никого |
для |
этой |
работы. Он читал лекции по космогонии. |
Он |
знал, |
||
что космогонические теории |
далеки |
от достоверности, |
и неоднократно подчеркивал, что теоретические тол
кования, предлагаемые |
различными |
авторами, явно |
не адекватны. Мы тогда |
не знали, |
откуда берется |
тепло, излучаемое Солнцем; не понимали, как обра
зуются звезды |
и как |
они угасают. В наших знаниях |
было слишком |
много |
пробелов. Иногда П у а н к а р е не |
ожиданно прерывал лекцию и молчаливо ходил перед
доской взад |
и вперед. |
Затем |
он поворачивался |
к аудитории, |
отодвигал |
в сторону |
свои лекционные |
18 |
Введение |
|
записки и говорил: «У |
меня только что возникла но |
|
вая |
идея. Попробуем, |
подойдет ли она...» Он излагал |
свою новую точку зрения и начинал писать на доске,
определяя численные значения величин. |
З а т е м делал |
|||||
вывод: «Это не намного лучше, чем в |
других |
тео |
||||
риях; в самом деле, мы знаем слишком |
мало». |
Это |
||||
был последний полный курс лекций Пуанкаре, за |
год |
|||||
до его |
неожиданной |
смерти. |
|
|
|
|
Вы думаете, мы теперь находимся в лучшем по |
||||||
ложении? Конечно, в течение последних |
пятидесяти |
|||||
лет мы |
многое узнали. Н о |
мы все еще очень |
далеки |
|||
от понимания космогонии, это понимание |
продолжает |
|||||
оставаться мечтой, волнующей и далекой. |
|
|
||||
Некоторые читатели могут сказать: «Мы д о л ж н ы |
||||||
верить |
некоторым |
хорошо |
установленным |
принци |
пам, например, принципу симметрии пространства и
времени, |
принципу |
относительности |
и т. д.». Ну |
что ж, |
г можно |
показать |
относительность |
принципа |
относи- |
•тельностиі Этот знаменитый принцип сначала был установлен в классической механике. Он гласит: за
коны |
механики, |
сформулированные |
в |
неподвижной |
|||||||
системе |
отсчета, |
остаются |
точно |
такими |
же, |
когда |
|||||
движение |
рассматривается |
в |
системе |
отсчета, |
дви |
||||||
жущейся |
с |
заданной |
постоянной |
скоростью |
ѵ. |
Чита |
|||||
тель |
может |
заметить, |
что |
я |
сказал «система |
отсче- |
|||||
^ та», |
а |
не |
«система |
координат». |
К а к |
мы |
увидим |
в гл. 4, между этими определениями следует делать
принципиальное |
различие. |
Система |
кеюгщшат — чис |
||||||||||
то |
геометрическое |
понятие; |
она |
не |
имеет" массы |
по |
|||||||
той |
простой |
причине, что "в"геометрии |
понятие |
массы |
|||||||||
не |
рассматривается. |
Система отсчета |
ж е д о л ж н а |
об |
|||||||||
л а д а т ь массой, причем необходимо |
предполагать, |
что |
|||||||||||
эта |
масса |
много |
больше |
массы любого |
движущегося |
||||||||
і относительно |
нее |
тела. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
! |
Сосредоточим |
теперь |
внимание |
иа |
|
слове |
«задан- |
||||||
j ный». Что |
мы подразумеваем под |
выражениемПзоЭам- |
|||||||||||
^_ная |
скорость? |
Кто |
задает |
нам эту |
скорость |
и как? |
|||||||
Я |
очень |
настораживаюсь |
всякий |
раз, |
когда |
слышу |
слово «заданный». Только в одном случае оно имеет определенный смысл — в условии задачи, которую экзаменатор дает нескольким беспомощным студен-
|
|
|
|
|
|
Введение |
19 |
|
т а м . В такой |
ситуации |
скорость — точно |
з а д а н н а я |
|||||
величина, |
не с о д е р ж а щ а я |
|
ошибок. |
|
|
|
||
В действительности |
так |
никогда не бывает. Если я |
||||||
н а б л ю д а ю |
за |
неизвестным |
телом, |
д в и ж у щ и м с я |
в не |
|||
бе, то никто не может |
задать мне |
его скорость. |
Будет |
|||||
ли это звезда |
или «летающая тарелка», — я |
должен |
||||||
измерять |
их |
скорость |
с |
помощью |
экспериментально |
го устройства. Я могу использовать оптические сиг
налы, |
отраженные от |
неизвестного |
тела, |
и |
изме |
|
рить время их |
возвращения, доплеровское |
смещение |
||||
и т. п. Произведя эти измерения, я могу |
вычислить |
|||||
скорость. |
|
|
|
|
|
|
Но |
я должен |
учесть |
и то, что д а ж е |
самые |
тонкие |
эксперименты всегда вносят возмущение в движение. Скорость тела до наблюдения и после него уже не
будет одинаковой. При |
любом |
эксперименте |
требует |
|||
ся установление |
связи |
между |
наблюдателем |
и на |
||
блюдаемым |
объектом, |
и после |
того, |
как наблюдение |
||
выполнено |
и связь прекращена, |
тело |
будет |
находить |
ся у ж е в ином состоянии движения . Сегодня это хо рошо известный факт, который можно проиллюстри ровать многими примерами из квантовой теории. При измерении скорости мы используем световые сиг
налы, с о д е р ж а щ и е множество фотонов. |
О т р а ж а я с ь , |
|||||||||
эти |
фотоны |
отталкивают |
н а з а д |
о т р а ж а ю щ е е |
тело |
|||||
(эффект отдачи) |
и изменяют |
его |
скорость. |
|
||||||
|
Заданная |
скорость — это |
просто |
плод |
наиіего |
во |
||||
ображения. |
Эта |
традиционная |
грубая |
ошибка |
— ре |
|||||
зультат иллюзии, что «от того, что |
я |
только посмот |
||||||||
рю, |
ничего |
не случится». |
В |
физике |
девятнадцатого |
века такое предположение казалось само собой разу меющимся и не подлежащим обсуждению. Теперь мы
знаем больше. |
Системы |
отсчета, |
движущейся |
с |
за |
|||
данной |
постоянной |
скоростью, |
не |
существует |
и |
ни |
||
когда не существовало. Единственное, о чем |
можно |
|||||||
говорить, — это |
о |
тяжелой |
системе |
отсчета, обладаю |
||||
щей столь большой массой, что возмущения, |
вноси |
|||||||
мые при измерении ее скорости, пренебрежимо |
малы . |
|||||||
К а к мы |
увидим |
|
в гл. 5, |
это |
уточнение приводит |
ко |
многим усложнениям. Старый принцип относитель ности является идеализацией. Он представляет лишь
20 Введение
предельный случай, и необходимо соблюдать чрезвы чайную осторожность при его применении, например, к движущимся атомам, электронам, нейтронам, фото нам, нейтрино и всем этим новым таинственным «ча стицам» (у нас не нашлось более подходящего слова для их названия) с очень малой массой.
Такие ж е замечания можно сделать и в отноше нии многих недавно выдвинутых принципов, содержа щих совершенно недостаточный анализ определений, например, к а к можно фактически измерить «симмет рию».
Это только несколько примеров того, как посте пенно изменялись взгляды ученых и сколько появи лось новых проблем, которые пятьдесят или шесть десят лет н а з а д не мог предсказать д а ж е гений Эйн штейна.
В наше время изобретены невероятно точные атомные часы, очень отличающиеся по своим физиче
ским |
свойствам |
от |
тех, |
которые |
представлял себе |
Эйнштейн. Этот |
вопрос |
будет рассмотрен подробно |
|||
в гл. |
3. Упомянем |
здесь |
об одной |
трудности, связан |
ной с определением международных единиц длины и времени. П р и определении единицы длины исполь зуется длина волны спектральной линии криптона-86
при |
строго |
определенных |
условиях |
(с |
точностью |
|||||
ICH), а единицу времени определяют, используя ча |
||||||||||
стоту спектральной |
линии |
цезия (с точностью 10"1 2 ). |
||||||||
Следовательно, |
одно |
и |
то |
же физическое |
|
явление — |
||||
спектральная |
линия |
— |
используется |
для |
двух |
различ |
||||
ных |
определений: |
единицы |
длины |
и единицы |
|
времени, |
! а скорость света с остается неопределенной и вы-
глядит |
произвольной. Следовало бы |
раз и |
навсегда |
||
' ;, установить, что спектральная |
линия |
д о л ж н а |
исполь |
||
зоваться для определения или |
частоты, или |
ж е |
длины |
||
і волны, |
но не того и другого! |
|
|
|
|
Предполагается, что упомянутые определения еди ниц делаются на поверхности Земли, где существует определенное гравитационное поле. О б щ а я теория
относительности |
Эйнштейна |
предсказывает некоторое |
|
изменение единиц |
длины и |
времени при их измере |
|
нии в областях |
с |
различным |
гравитационным потен- |
Введение |
21 |
ци ало м. Она т а к ж е предсказывает изменение |
ско |
рости света с. Используя принятый способ определе ния единиц длины и времени, довольно трудно экспе риментально проверить такие предсказания . Это со ставляет очень серьезную проблему метрологии.
Цель нашей книги |
состоит |
в том, |
чтобы рассмот |
|||||
реть |
этот, |
а т а к ж е и |
другие |
вопросы, |
появившиеся |
|||
после |
того, |
как в начале нашего века были сформу |
||||||
лированы |
теория |
относительности и |
квантовая |
тео |
||||
рия. |
В гл. |
1 мы |
сделаем исторический |
обзор |
собы |
тий, которые привели к появлению этих теорий. Но
сначала |
рассмотрим |
развитие |
научных |
теорий |
|||||
вообще. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
книге |
[1], используя |
методы |
научной информа |
|||||
ции, |
мы |
дали общий анализ смысла научных теорий, |
|||||||
а т а к ж е |
подчеркнули |
личную |
роль |
ученого. Его зада |
|||||
ча начинается с выбора эксперимента, |
который |
мож |
|||||||
но было |
бы |
изолировать |
от |
влияния |
окружающей |
||||
среды и достаточно полно |
описать, |
с тем чтобы |
мож |
но было повторить его в других лабораториях и про верить результаты первых наблюдений. Кроме того, используя свою творческую фантазию, ученый строит теорию, которая могла бы установит^ __ ^язь _ между пекоторым чисдом._эксп.ер.им_ентал[ъных ф a к т £ в 1 _ Т і р и
помощи такой теории он может |
предсказывать |
Ткь" |
вые результаты, которые будут |
подтверждены |
или |
опровергнуты новыми экспериментами. В случае не обходимости теорию можно будет исправлять или
строить заново, чтобы объяснить новые |
опытные |
данные. |
|
Научное знание основывается на эмпирических |
|
фактах и их теоретической интерпретации. |
Эти два |
аспекта постепенно срастаются, образуя замечатель
ный симбиоз, рассматривавшийся в [1] |
(гл. I I I и I V ) . |
|||||||
Роль |
человеческого |
воображения |
при |
создании |
тео |
|||
рий была тщательно исследована |
в |
|
замечательной |
|||||
работе |
Линдсея [2]: |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Наука — это |
игра, в которой |
мы принимаем, |
|||||
что |
вещи |
не совсем |
такие, какими |
они кажутся, |
||||
с целью понять их сущность путем |
мышления, |
свой |
||||||
ственного |
нам |
как |
людям... |
Наука — это |
метод |