Файл: Бородкин, А. С. Учет и анализ во вспомогательных цехах машиностроительных заводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нии материалов их записывают в книгу сортового учета. Карточки складского учета материалов открываются в главной бухгалтерии и выдаются кладовщику под рас­ писку в реестре типовой формы № М-18.

Отпуск материалов и запасных частей осуществляет­ ся по различным документам — лимитно-заборным кар­ там или требованиям. В автохозяйствах многих промыш­ ленных предприятий при выдаче материалов широко применяется так называемый заборный лист. В нем ука­ зывается общая сумма месячного лимита на получение материалов и запасных частей по объектам затрат — грузовым автомобилям, автобусам, легковым и специ­

альным машинам, а

также

по направлениям

затрат —

на текущий

ремонт,

капитальный ремонт

или

цеховые

расходы. В

заборном

листе

указывается

наименование,

номенклатурный номер, количество затребованного и фактически отпущенного материала, его стоимость. Лист должен быть подписан получившим и отпустившим цен­ ности. Применение заборного листа значительно сокра­ щает количество первичных документов и позволяет осу­ ществлять контроль за исполнением сметы затрат на производство.

Автомобильная резина и малоценный и быстроизна­ шивающийся инвентарь отпускаются по разовым требо­ ваниям типовой формы № М-10. По этим требованиям с разрешения руководителя автохозяйства выдаются раз­ личные материалы сверх лимита. Отпуск горючих и сма­ зочных материалов производится водителям по раздаточ­ ным ведомостям. Форма раздаточной ведомости приве­ дена в табл. 46.

В конце месяца раздаточные ведомости подсчитываются, таксируются и по ним в бухгалтерии производя! записи в подотчет водителям, получившим горючее и смазочные материалы. В подотчет водителям записыва­ ются также и талоны на получение бензина, приобретен­ ные на автозаправочных.станциях. Для упрощения учета

на некоторых заводах в подотчет водителям

записывают

только полученный бензин, а керосин,

автол,

солидол

бухгалтерия

непосредственно

списывает

на

расходы

по

эксплуатации

автотранспорта

на счет

23

 

Вспомога­

тельных производств. Неиспользованное

горючее,

сма­

зочные и другие материалы при необходимости

сдаются

в кладовую и оформляются накладными. На стоимость этих материалов уменьшаются затраты.

128


Таблица 46

Раздаточная ведомость от 1 июня 1973 г. № 65

Фамилия и инициалы водителя — Чабанов М. Г. Марка автомобиля — ЗИЛ-150

Количество материалов в

кг

 

 

Дйта пылачи

Роспись

Роспись

в

получе­

в отпуске

Бензин Kepociii Солидол Автол

и т. д .

нии

 

1

июня . . . .

50

 

 

3

Чабанов

Кравцов

3

ИЮНЯ . . . .

60

15

4

4

Чабанов

Кравцов

5

ИЮНЯ . . . .

60

 

3

5

Чабанов

Кравцов

 

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Итого . . .

800

30

7

40

 

 

 

Цена"за 1 кг

 

 

 

 

 

 

 

в коп. . .

6

3

23

4

 

 

 

Сумма в руб.

48

0,90

1,61

1,60

 

 

Отпуск топлива, смазочных, обтирочных и вспомога­ тельных материалов, а также запасных частей для авто­ мобилей, используемых в качестве механизмов для по- грузо-разгрузочных работ (автокраны, автопогрузчики) и специальных работ (снегоуборочные, мусоросборочные, поливочные и др.), производится по разовым требова­ ниям, в которых указывается вид автомобилей и шифр затрат.

Значительное место в учете затрат по эксплуатации автотранспорта занимает учет движения автомобильных покрышек и камер. На каждую покрышку и камеру, вы­ данную водителю, открывается карточка, в которую за­ писывается марка и гаражный номер автомобиля, дата

монтажа и демонтажа покрышки или камеры,

пробег

покрышек в километрах

по месяцам и с начала

эксплуа­

тации и причина выхода

из эксплуатации. Форма

карточ­

ки учета покрышек приведена в табл. 47.

 

Показатели, содержащиеся в карточках учета, исполь­ зуют для контроля за использованием покрышек и уче­ та их пробега. Карточки служат также основанием для предъявления рекламаций поставщикам и премирова­ ния за превышение установленных норм пробега. Кроме того, карточки служат основанием для начисления сумм

129


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 47

 

Карточка учета автомобильной

покрышки

 

 

Наименование н адрес автохозяйства —

Киевский

 

 

 

завод

 

«Большевик»

 

 

 

 

Гаражный номер покрышки — 85, размер 260X20

мм

Серийный

№ 186562 328. Завод-изготовитель — Ярославский

шинный,

 

 

• норма пробега — 40 ООО км.

 

 

 

Место уста­

Дата

Пробег покрышки

Причины

 

новки

покрыш­

Марка,

 

 

в К>М

 

выхода из

ки на

колесо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эксплуатации

№ автомо­

автомобиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(заключение

биля

(ПП, ПЛ. ЗПН,

 

 

 

 

 

с

начала

 

 

демон­ за

июнь

технической

 

ЗПВ. ЗЛН,

монтажа

 

эксплуа­

 

 

тажа

1973

 

комиссии)

 

З Л В , запас)"

 

 

 

тации

 

 

 

 

 

 

 

1

 

о

3

 

4

5

 

 

6

7

ЗИЛ-150"

ЗПН

5 января

 

865

 

 

9647

 

 

 

1972 г.

 

 

 

 

 

 

 

1 Колесо" автомобиля: ПП—переднее

 

правое; ЛЛ—переднее левое;

ЗПН—заднее

правое наружное: ЗПВ—заднее правое

внутреннее; ЗЛН — заднее левое наружное;

З Л В — з а д н е е .левое

внутреннее.

 

 

 

 

 

 

 

на восстановление износа и ремонта

автомобильных шии

на 1000 км пробега

й для списания

покрышек

в случае

их непригодности для дальнейшего использования. При

этом

акт на списание покрышек не составляется.

В

графах 5 и 6 табл.. 47 отражается нарастающим

итогом пробег в километрах по соответствующим перио­

дам времени, а также с начала эксплуатации покрышки. Автомобильные шины (покрышки, камеры и ободные ленты), находящиеся на колесах и в запасе при автомо­ биле и включаемые в прейскурантную цену автомобиля, учитывают в составе основных средств. Замена их произ­ водится за счет средств, начисляемых на износ автомо­

бильных

шин, учитываемых на счете 89 Резерва

пред­

стоящих

расходов и платеэюей. Автомобильные

шины,

хранящиеся на складах, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации, нормируются и учи­

тываются в составе оборотных средств

на балансовом

счете 08 Запасных частей.

 

Начисление сумм на восстановление износа и ремонт

автомобильных шин в автохозяйствах

промышленных

предприятии производится на основе норм, утвержден­ ных Министерством финансов СССР и опубликованных в письме «О порядке определения затрат на восстанов-

130


ление износа и ремонт автомобильных шин» от 19 апреля 1963 г., в зависимости от пробега автомобиля в кило­ метрах. В соответствии с этим письмом установлены четыре вида норм в процентах к стоимости комплекта шин на 1000 км пробега: общие; для отдельных респуб­ лик и областей страны; для городов с усовершенствован­ ными типами дорожных покрытий и автомобилей; для столиц союзных республик и г. Ленинграда. Для уско­ рения расчетов разработана справочно-расчетная табли­ ца по начислению сумм на восстановление износа и ре­ монт автомобильных шин на 1000 км пробега.

Пример. Общая норма на 1000 км

пробега на один комплект шин

размером 260X20

мм по инструкции

установлена в сумме

2,50 р.

Определим сумму

восстановления износа четырех комплектов шин

при их пробеге за

месяц 3500 км. Сумма на восстановление

износа

и ремонт автомобильных шип составит 35 р. (2,50 р.ХЗ,5Х4 шт.).

Суммы, начисленные на восстановление износа авто­ мобильных шин и их ремонт, ежемесячно относят в де­

бет счета

23

Вспомогательных

производств

(субсчет

ав­

тотранспорт)

и кредит

счета

89 Резерва

предстоящих

расходов

и платежей.

При

списании

шины

начисления

на восстановление износа

и

ремонт

увеличивают

до

установленной нормы. При списании автомобильных шип с перепробегом против установленных норм начислен­ ная на них сумма на восстановление износа соответст­ венно уменьшается. При этом производятся те же бух­ галтерские проводки, что приведены выше: в первом слу­ чае положительным, а во втором случае отрицательным числами.

В норму затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин не включают расходы по транспор­ тировке шин и наценки снабженческих и сбытовых орга­ низаций. Эти расходы учитываются в общеустановлен­ ном порядке как отклонения фактической себестоимости'

материальных ценностей от

их плановой

себестоимости

и списываются непосредственно на счет

23

Вспомога­

тельных производств

в том

отчетном месяце, в

котором

была произведена

замена

автомобильных

шин.

Замена отдельных шин, покрышек, камер и ободных лент, непригодных для дальнейшей эксплуатации, в бух­ галтерском учете отражается следующим образом. Пер­ воначальная стоимость автомобильных шин, полученных со склада или из запасов службы технической эксплуата­ ции и использованных для замены выбывших шин, спи­ сывается с кредита счета 08 Запасных частей в дебет

131


балансового счета 89 Резерва предстоящих расходов и платежей. Затраты, которые ежемесячно производит ав­ тохозяйство на ремонт автомобильных шин, также спи­

сываются в дебет счета

89 Резерва

предстоящих расхо­

дов и платеэюей. Премии водителям

автохозяйства

выплачиваются

за счет

эксплуатационных

расходов

с

отнесением

их

сумм в дебет

счета

23 Вспомогательных

производств

с

кредита

счета

70 Расчетов

с рабочими

и

служащими.

 

 

 

 

 

 

 

Министерствам и главкам предоставлено право в. от­ дельных случаях разрешать подведомственным пред­ приятиям, имеющим автомобильный транспорт, не про­ изводить резервирования средств на восстановление ав­ томобильных шин, а списывать их полную стоимость при замене шин вследствие износа в дебет счета 23 Вспомо­ гательных производств (субсчет — автомобильный транс­ порт) с кредита счета 08 Запасных частей.

Для учета выполненного объема работ, времени ра­ боты, количества перевезенных грузов, а также расхода горючего по каждому грузовому автомобилю ведется кар­ точка учета. Основанием для записей в карточку учета служит путевой лист.

Учет затрат по эксплуатации автотранспорта осуще­ ствляется по его видам и статьям затрат, перечисленным выше. Начисление заработной платы по грузовому авто­ транспорту производится на основании путевых листов, в которых зафиксировано количество перевезенных гру­ зов. Сверхурочные работы оформляются и оплачивают­ ся по данным табельного учета.

Если на

грузовых автомобилях

выполнялись работы

на сторону,

то документами для

начисления зарплаты

водителям и другим лицам служат путевой лист и то- варо-транспортная накладная, подписанная заказчиком. Начисление заработной платы водителям, состоящим на оплате по часовому графику, производится по путевым листам и заказам, подписанным цехом-заказчиком. Ра­ бочим автопогрузчиков, автокранов, экскаваторов зара­ ботная плата начисляется по нарядам на сдельную рабо­ ту или по заказам на выполнение работ. Документом для начисления заработной платы водителям легкового транспорта и специальных машин служит путевой лист и табель отработанного времени.

Заработная плата шоферам за время работы по ре­ монту автомобиля в зависимости от вида ремонта отно-

132