Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ремонт кранов

Общие вопросы, касающиеся ремонта запорной арматуры, рас­ смотрены в предыдущих разделах главы. В этом разделе рассматри­ ваются вопросы ремонта уплотнительных поверхностей пробки крана и корпуса как наиболее трудоемких операций.

Как уже говорилось, при разъедании уплотнительных поверх­ ностей коррозией и эрозией, а также при повреждении их посторон­ ними предметами, образовании вмятин и выбоин на них наплавляют твердые сплавы. Наплавленные детали подвергаются дальнейшей механической обработке. Стальные пробки кранов, подвергающиеся термообработке, шлифуются до и после нее. Корпуса кранов после обтачивания в ряде случаев обрабатываются специальным инстру­ ментом — разверткой. Этот метод малопроизводителен, поэтому для обработки конусных поверхностей пробки и корпуса выпускаются расточные станки (ОС-157, ОС-328). На станках токарной группы, как правило, обрабатываются краны небольших проходов. Для 'обработки корпусов н пробок кранов больших проходов применяются стапкп карусельного типа. Пробки шаровых кранов обтачиваются на станках, снабженных копировальными устройствами. •* ''

После обработки конусные поверхности пробки и корпуса подвер­ гаются тщательному контролю специальными калибрами и шабло­ нами или проверкой на краску. После контроля детали поступают на притирку.

Притиркой называют способ чистовой механической обработки поверхностей, выполняемой с помощью специальных притирочных паст. При притирке достигается особая точность размеров и геоме­ трических форм, высокая степень чистоты поверхности, газовая или жидкостная непроницаемость сопряженных поверхностей. Процесс происходит при сложном движении притираемых деталей, характер которого зависит от формы и других особенностей обрабатываемых поверхностей.

При притирке конических пробковых кранов корпус устанавли­ вается неподвижно, а пробке сообщается возвратно-поступательное движение с медленным поворотом ее вокруг своей оси.

Качество и производительность притирки в значительной степени зависят от правильности выбора абразивного материала. Абразивные материалы, применяемые при притирке, подразделяются на есте­ ственные (алмаз, корунд, наждак, пемза) и искусственные (карбо­ рунд, искусственный корунд, карбид бора, окись хрома, окись железа, венская известь, окись алюминия и др.).

Применяемые для притирки и доводки притирочные пасты бывают твердые (брикетированные), мазеобразные и жидкие. Примером твердых паст могут служить грубые, средние и тонкие пасты ГОИ. Как правило, они применяются для окончательной притирки (до­ водки) уплотнительных поверхностей кранов. Отдельные заводы разработали и успешно применяют свои рецептуры притирочных паст.

133


После мойкп п сушки детали кранов поступают иа сборку в соот­ ветствии с техническими требованиями для данного типа кранов. Во всех случаях в собранных кранах нижняя кромка окна пробки не должна быть выше нижней кромки окна корпуса. При сборке сальниковых кранов после окончательного уплотнения сальниковой набивки втулка сальника должна войти в гнездо корпуса па 15— 20% своей высоты. В собранных крапах пробка должна поворачи­ ваться легко и плавно.

После сборки каждый кран испытывается иа прочность и плот­ ность материала корпуса и пробки, герметичность сальникового уплотнения п затвора. Испытания кранов на прочность и плотность материала корпуса и пробки проводятся водой при пробном давлении, обычно в 1,5 раза превышающем рабочее давление, приоткрытом положении крана. Вода под давлением подается в один из патрубков крана, а остальные патрубки заглушаются. Испытания проводятся при постоянном давлении в течение времени, достаточного для тща­ тельного осмотра крапа, но ие мепее 1 мин.

Краны, выдержавшие испытания па прочность и плотность мате­ риала, подвергаются испытаниям иа герметичность. Испытания проводятся водой (воздухом) при закрытой пробке и давлении, равном условному. Вода под давлеппем подается в один из патрубков крана при открытом выходном патрубке. Кран считается выдержавшим испытание в случае отсутствия пропусков воды (воздуха) через уплотнительные поверхности затвора, а также через сальник. Время испытания крана на герметичность оговаривается техническими условиями.

Ремонт вентилей и обратных клапанов

Наибольшее число неисправностей вентилей связано с наруше­ нием герметичности затвора вследствие дефектов на уплотнительных поверхностях золотника и колец и с нарушением герметичности фланцевых соединений.

Обнаруженные утечки через сальниковые и фланцевые соедине­ ния должны быть немедленно устранены путем подтяжки болтовых соединений, так как металлические примеси, содержащиеся в газе, могут вызвать эрозию металлических поверхностей. Подтягивать сальник необходимо равномерно, без перекосов.

В случае необходимости можно перебивать сальник, ие сбрасывая давления газа из трубопровода при плотно перекрытом вентиле. Это можно сделать в том случае, если газ подается под золотник.

Поверхность шпинделя необходимо регулярно смазывать соста­ вом, предохраняющим металл от коррозии. Утечки газа через корпус вентилей можно исправлять путем заварки, предварительно разде­ лывая дефектное место под сварку. Для заварки при давлении газа в трубопроводе не свыше 20—50 мм вод. ст. не нужно демонтировать вентиль.

140



Прокладку между корпусом и крышкой вентиля можно менять только после сброса газа из газопровода. Если отремонтировать вентиль на месте не представляется возможным, необходимо его демон­ тировать и отремонтировать в условиях Мастерской.

Поврежденные уплотнительные поверхности ремонтируются путем наплавки и дальнейшей механической обработки и притирки. Методы притирки, а также материалы и приспособления, приме­ няемые для притирки, более подробно рассмотрены в разделе «Ремонт кранов». Разработан ряд приспособлений, позволяющих притирать уплотнительные поверхности как смонтированной запорной арма­ туры, так и демонтированной.

Наибольшее число неисправностей при эксплуатации обратных клапанов связано с нарушением герметичности фланцевых соеди­ нений.

Недостатком конструкции обратных клапанов, особенно с боль­ шими проходами, является то, что при обратном движении среды происходит резкий удар диска об уплотнительную поверхность. Сила удара диска о корпус при больших проходах клапанов и зна­ чительной длине трубопровода бывает настолько велика, что может привести к аварии. Рекомендуется осматривать обратные клапаны при подземной установке не реже одного раза в год.

 

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. А р а н о в и ч

В. В., С л о б о д к п и

М. С. Арматура регулирующая

н запорная. М., Машгиз, 1953. 284 с.

 

2. В о р о х о в

А. М., Г а и ш п н А. С., Д о д о п о в II. Г. Волокнистые

и комбинированные

сальниковые уплотнения.

М., «Машиностроение», 1966.

352с.

3.Г а з о в о е оборудование, приборы п арматура. Справочп. рук. М .,.

«Недра», 1972.

520

с.

'

'

... •’

4.

Г у р е в и ч

Д.

Ф. Основы расчета трубопроводной арматуры. М.,

Машгиз, 1962. 270 с.

/>г

 

 

 

5.

Д у б

Б. Н. Арматура трубопроводов высокого давления. М., Госэиерго-

•' нз’дат,

I960.''

230 с.

 

К о т е л е в с к п й

10. М., Ф л е р о в II. И. и др.

6.

Ж у н е в

П .А .,

Краны для трубопроводов. М.,

«Машипостроенпе», 1967.

170 с.

7.И м б р ц ц к и й М. И. Краткий справочник по трубопроводам и арма­ туре. М., Госэнергоиздат, 1962. 271 с.

8.М и т р о ф а н о в И. А. Обслуживание линейной части магистрального газопровода. Л., «Недра», 1965. 128 с.

9. М у р о м с к и й

С.

Н.,

Ш а р о в а т о в

Л. П. Запорная арматура

подземных газопроводов. М., Стройлздат, 1965.

125 с.

И. Я. и др. Спра­

10.

Н е ч а е в

М. А., В а с и л ь е в П. Д.,

К о т л я р

вочник

работника магистрального газопровода. Л., «Недра»,

1966. 390 с.

11.

О б о р у д о в а н и е

магистральных трубопроводов. Справочпик. М.,

Недра»,

1965. 610 с.

 

 

трубопроводная

арматура. Каталог-справоч­

12.

П р о м ы ш л е н н а я

ник, ч. 1, 2. М., Машгиз, 1960. 304 с.

 

 

13.

С т а с к е в и ч

Н.

Л.

Справочное руководство по газоснабжению.

Л., Гостоптехпздат,

1960. 875 с.

 

 

 


 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

От издательства

......................................................................................................

 

 

3

 

Г л а в а

I. Общие сведения о запорной арматуре....................................

 

5

 

 

Требования, предъявляемые к запорной арматуре................

 

 

Классификация запорной арматуры.........................................

 

6

 

 

Условное обозначение и маркировка запорной арматуры .

12

 

Г л а в а

II. Краны с пробковыми затворам и ............................................

 

15

 

 

Общие сведения.................................................................................

 

 

 

Устройство

кранов..........................................................................

 

 

Г л а в а

III. Краны со сферическими затворами.......................................

 

33

 

 

Общие сведения.................................................................................

 

 

 

Краны проходные МК.30005—00.1000 и МК.30006—00.1000

34

 

 

Dy =

1000 мм, ру = 64 кгс/см2 с суженным затвором . . .

 

 

Краны проходные М3.35007—00.1000 и М3.35008—00.1000

40

 

 

Dy =

1000 мм, ру = 64 кгс/см2 .....................................................

 

 

 

Шаровые краны фирмы «Грове», Италия.................................

Япония . . . .

45

 

 

Шаровые краны фирмы «Кобе—Китамура»,

48

 

 

Шаровые краны КЩ и КЭУ без смазки

ру = 64 кгс/см2,

50

 

 

Рр =

55 кгс/см2 .............................................................................

 

 

 

Рекомендации по совершенствованию обслуживания кранов

52

 

Г л а в а

IV. Дистанционное и автоматическое управление запорной

.55

 

 

арматурой

.....................................................................................

 

 

 

Дистанционное управление крапами с пневмоприводом . . .

56

 

 

Конечные выключатели ВК-700 и В В -5 .....................................

 

61

 

 

Пневматические узлы управления.............................................

ручному приво­

 

 

Приставка пневмопрнводная ротационная к

66

 

 

ду

крана

.........................................................................................

 

 

 

Автомат аварийного закрытия крана.........................................

 

69

 

Г л а в а

V. Задвижки для магистральных газопроводов...........................

71

 

 

Общие сведения.................................................................................

 

 

 

Устройство

задвижек.....................................................................

 

75

 

 

Сальниковые уплотнения.............................................................

 

92

 

Г л а в а

VI. Вентили,

используемые на газопроводах...........................

94

 

 

Общие сведения.................................................................................

 

 

 

Конструкция вентилей ......................................................................

 

96

 

Г л а в а

VII. Арматура обратного действия...............................................

 

105

_

 

Общие сведения....................................................

 

 

Устройство обратных клапанов.....................................................

 

106

 

Г л а в а

VIII. Эксплуатация и ремонт запорной арматуры.....................

114

/

 

Схемы установки п правила монтажа запорных крапов . .

 

 

Эксплуатация запорной арматуры.............................................

 

118

 

 

Смазочные материалы для запорной арматуры........................

123

 

 

Ремонт запорной арматуры .........................................................

 

133

 

Список литературы..................................................................................................

 

 

142