Файл: Андреев, Г. С. Запорная арматура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текущие ремонтные работы. Все работы по обслуживанию п ремонту запорной арматуры, выполняемые на действующем газо­ проводе, относятся к текущим ремонтным работам, и для их выпол­ нения не нужно демонтировать запорную арматуру из газопровода. К таким работам относятся набивка смазкой крапов для обеспечения герметичности их соединений, уход за приводом крана, замена изношенных деталей привода, ремонт ограждений и колодцев запор­ ной арматуры.

При выполнении этих работ может быть нарушена герметичность затвора. Тогда необходимо прежде всего проверить качество спе­ циальной уплотнительной смазки, примененной для герметизации затвора, и ее соответствие ГОСТ по температурному режиму. Для создания герметичности затвора крана необходимо пабить уплотни­ тельную смазку под давленпем до 100 кгс/см2 и проверить давление смазкп по манометру.

На кранах с пневмоприводом смазка подается мультипликатором. Поэтому, если восстановить герметичность затвора не удается, необ­ ходимо отремонтировать мультипликатор.

Герметичность затвора можно восстановить, поджав пробку регулировочным винтом, набив смазку и проверив, легко ли повора­ чивается пробка. Эту работу нельзя выполнять на газопроводе под давлением. Если при ручном управлении краном усилие на маховик превышает 50 кгс, необходимо отжать пробку набивкой смазки под давлением.

В условиях повышенной влажности газа в кране могут образо­ ваться гидраты вследствие дросселирования газа или ледяные пробки, и открыть или закрыть кран невозможно. В этом случае необ­ ходимо отогреть кран (безопаснее всего теплой водой), затем отжать пробку набивкой смазки под давлением.

Выше были рассмотрены наиболее часто встречающиеся неполадки с затворами кранов, устраняемые во время текущих ремонтных работ. В кранах с пневмоприводом часто возникают неполадки, связанные с нарушением герметичности пневмоцнлиндра, мульти­ пликатора, с неисправностью конечного выключателя. Если при подаче сигнала на пневмопривод много времени затрачивается на перекрытие, это значит, что имеются какие-то дефекты в системе пневмопривода. Необходимо проверить герметичность уплотнитель­ ных колец пневмоцилиндра и, если нужно, заменить их на новые.

Причиной медленного срабатывания пневмопривода может быть также загрязнение фильтра в системе импульсного газа. Фильтр необходимо очистить и заменить силикагель.

Возможной причиной медленного срабатывания пневмопривода может быть задир его цилиндра. В этом случае необходимо снять пневмопривод и устранить задиры. Другой причиной может быть неисправность узла управления.

Неисправности мультипликатора приводят к невозможности соз­ дания достаточного давления смазки. Поэтому необходимо проверять герметичность уплотнительных колец мультипликатора и при не­

134


исправности заменять их. Задир цилиндров мультипликатора также может явиться причиной упомянутого дефекта.

В процессе эксплуатации конечных выключателей ВК-700 встре­ чаются такие неполадки, как попадание влаги в корпус п понижение сопротивления изоляции, ускоренный износ ролика рычага, недо­ статочная жесткость кронштейна, на котором установлен выклю­ чатель, нарушение защемления между роликом рычага и толкателями, деформация толкателей рычага на кранах небольшого диаметра.

Недостатками конечного выключателя ВВ-5 являются: понижение сопротивления изоляции, коррозия металлических штоков контакт­ ных элементов и их заедание. Эти недостатки подлежат исправлению в процессе эксплуатации.

Текущий ремонт запорной арматуры, выполняемый без остановки газопередачи, ведется работниками РВС под руководством началь­ ника или мастера РВС по годовому графику, утвержденному началь­ ником районного управления.

Работники, выполняющие ремонт запорной арматуры на дей­ ствующем газопроводе, обязаны четко знать устройство и действие запорной арматуры, пневмопривода, автоматов аварийного закрытия, узлов управления кранов, способы и порядок правильного и безо­ пасного ведения ремонтных работ, строго соблюдать правила техники безопасности.

На каждую работу по ремонту арматуры с остановкой газопере­ дачи назначается ответственный руководитель. В его обязанности входят составление плана проведения работ, руководство работами на месте, ведение оперативных переговоров с техническим персоналом ЛИДС и управления газопровода, обеспечение безопасности прове­ дения работ.

Распоряжения руководителя обязательны для всего персонала, занятого на данной работе. Все распоряжения работников ЛПДС передаются только через руководителя работ. Как правило, ремонтом руководит начальник РВС, а наиболее ответственные работы ведутся под руководством главного инженера ЛПДС.

Капитальные ремонтные работы включают операции требующие капитальных затрат, привлечения к их выполнению посторонней рабочей силы или подрядных организаций, а также связанные с дли­ тельной остановкой газопередачи на отдельных участках газопро­

вода иа период работ.

Капитальные ремонтные работы связаны в основном с заменой запорной арматуры при невозможности ее ремонта в короткий период.

Такие работы, как заварка свищей в корпусе крана, поджатие пробки крана регулировочным болтом и другие, требующие кратко­ временной остановки газопровода, выполняются в соответствии с графиком, утвержденным управлением магистральных газопро­

водов.

Арматура, смонтированная на фланцевых соединениях, демонти­ руется после снижения давления в газопроводе до 20—50 мм вод. ст. При этом необходимо помнить, что газ из участка газопровода можно

135


сбрасывать только через свечи. Сброс газа через зазоры между флан­ цами категорически запрещается.

Вварная запорная арматура (магистральные краны и крапы на отводах, КС, ГРС), подлежащая ремонту, вырезается из газопровода после снижения давления в газопроводе до 20—50 мм вод. ст. с со­ блюдением всех правил техники безопасности при ведении огневых работ на магистральных газопроводах.

На вырезку запорной арматуры, как и на всякую огневую работу па действующем магистральном газопроводе, связанную с длительной остановкой газопередачп, должен быть составлен план-график, утверждаемый главным инженером управления газопровода и согла­ сованный с объединенным диспетчерским управлением. План-график

должен содержать порядок выполнения работ, расстановку

сил

и средств, расчет времени на выполнение каждого вида работ.

Про­

должительность остановки газопередачп устанавливается в зависи­ мости от расчета времени на ремоптпьте работы.

Внеплановые ремонтные работы, связанные с запорной армату­ рой, определяются видом повреждений или аварий н могут быть разделены на следующие группы:

1)работы, связанные с полным или частичным разрушением запорной арматуры, образованием утечек газа и т. д.;

2)работы, связанные с полной или частичной закупоркой запор­ ной арматуры гндратнымп или ледяными пробками, продуктами

полимеризации пли другими механическими загрязнениями. Повреждение запорной арматуры, вызвавшее аварию и остановку

газопередачп, должно быть устранено в минимальный срок в уста­ новленном порядке н в соответствии с «Правилами безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов» и инструкциями на производство работ.

Ремонт задвижек

Демонтированная неисправная запорная арматура (запорные краны) подлежит ремонту. Простая замена поврежденных или не­ исправных деталей кранов и привода имеющимися в наличии запас­ ными пе вызывает особых затруднений.

Наибольшее количество повреждений в кранах происходит за счет нарушения уплотнительных поверхностей движущимися по газопроводу твердыми частицами и предметами, из-за коррозии п эрозии металла, нарушения резьбовых соединений на седлах и

корпусах и т. п.

В случае разъедания уплотнительных поверхностей коррозией и эрозией, а также повреждения их посторонними предметами, обра­ зования вмятин и выбоин па пих наплавляют твердые сплавы, что дает значительную экономию.

Твердый сплав типа стеллит наплавляется ацетиленом с предва­ рительным подогревом металла до 700—800° С н поддержанием этой температуры в течение всего периода паплавкн.

Электродуговьтм способом наплавляется хромистая сталь (при

136


содержании до 17—18% хрома) с предварительным подогревом детали, до 400—500° С. При наплавке используется постоянный ток (130— 180 а в зависимости от диаметра электрода). Наплавку ведут в два слоя концентрическими окружностями, начиная от центра при минимальной длине дуги. По окончании наплавки деталь помещают в подогретый до 70—80° С песок для медленного охлаждепия.

Неплотное прилегание уплотнительных поверхностей запорных органов арматуры может привести к созданию так называемой узкой щели, через которую газ будет протекать с большой скоростью, разрушая уплотнительную поверхность. Особенно интенсивно этот процесс будет происходить при транспортировке газов, содержащих механические примеси.

Основными условиями плотного прилегания уплотнительных поверхностей запорных органов арматуры являются точность и чистота обработки этих поверхностей. Мельчайшие неровности и штрихи на поверхности уплотнительных деталей устраняются путем притирки и доводки с применением различных абразивных материалов (микропорошков). Для притирки применяются крупно­ зернистые притирочные порошки с номером зернистости 220, 240, 280 и 320 и порошки марок М28, М20, М14, М10 и М7 (по ведомствен­ ным нормалям Главабразива).

Крупнозернистые порошки применяются в основном для уничто­ жения следов режущего инструмента после механической обработки. Абразивные материалы для притирки — наждак, корунд, электро­ корунд (корракс), карборунд, карбид бора и другие — подбираются в зависимости от качества притираемого материала и степени его вязкости.

Нельзя допускать притирки и пришлнфовки клапана непосред­ ственно к седлу при значительных повреждениях уплотнительных поверхностей, так как при этом твердый материал будет углубляться в более мягкий, легче обрабатываемый притирочной пастой. Опера­ ции по притирке клапана и седла должны выполняться отдельно с помощью специальных притиров. Только после этого уплотнительные поверхности при обильной смазке слегка притираются друг к другу.

Для доводки уплотнительных поверхностей применяются мягкие порошки п пасты, изготовленпые из окисей хрома, железа (крокус), алюминия и др. В качестве доводочного материала хорошо зареко­ мендовали себя пасты ГОИ, характеристика которых приведена в табл. 47.

Для притирки нужна специальная тщательно выверенная плита (притир), изготовляемая из более мягких материалов, челе притирае­ мый. Для обработки уплотнительных поверхностей из нержавеющих и азотированных сталей нужны притиры, изготовленные из перлит­ ного чугуна.

Перед работой притир промывают бензином и насухо вытирают. Притирочную пасту нужно наносить на уплотнительную поверхность

или поверхность притира тонким слоем, предварительно

смочив,

нх керосином. Иногда пасту просто разводят па керосине.

Притир

137


Таблица 47

Характеристика паст ГОИ

 

 

Сорт пасты

 

Показатели

 

 

 

 

Тонкая

Средняя

Грубая

Размеры частичек, м км .......................

1—7

8—17

18-40

Качество поверхности после обра-

Зеркальная

Полузер-

Матовая,

ботки пастой ...................................

Цвет

Светло-

кальнад

без царапин

Темно-

Темно-зеле­

 

зеленый

зеленый

ный, почти

Состав, %:

 

 

черный

74

76

81

окнсь хрома ...........................

силикагель ...............................

1,8

2

2

стеари н ......................................

10

10

10

олепновая кислота ...............

2

расщепленный ж п р ...................

10

10

5

двууглекислая сода ...............

0,2

керосин ......................................

2

2

2

накладывают на уплотнительную поверхность и вращают вправо

ивлево на :/4 оборота 6—7 раз, затем его поворачивают на угол 120°

нповторяют операцию. Потом притир снимают, притирающую и притираемую поверхности промывают бензином и наносят свежий притирочный материал. Операцию повторяют в том же порядке несколько раз.

Впроцессе притирки меняют притирочные порошки от грубых

до более тонких. Необходимо иметь несколько притиров, каждый из которых должен быть использоваи только для абразивных зерен одной величины и марки.

Притирка считается законченной, когда на поверхности появится кольцо серо-матового оттенка. После притирки уплотнительные поверхности нужно промыть чистым керосином и протереть чистой

ветошью.

Притирка вручную представляет собой очень трудоемкую опера­ цию, поэтому применяются самые разнообразные приспособления и станки (сверлильные, токарные и т. п.).

Притирку чаще выполняют на снятой запорной арматуре. Предварительно качество притирки проверяется при помощи

контрольных колец с точно доведенными торцовыми поверхностями. Придругом способе проверки на протертые сухой ветошью уплотни­ тельные поверхности наносят тонким карандашом штрихи по всей окружности. Контрольную плиту накладывают на уплотнительную поверхность и, легко нажимая, поворачивают в разные стороны. Если после этого карандашные штрихи окажутся стертыми, притирку считают удовлетворительной.

Окончательно качество притирки уплотнительных поверхностей проверяется гидравлическим испытанием арматуры.

138