Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Основой управления отраслью является план. Если план составлен так, что ресурсы отрасли ис пользуются эффективнее, чем в предыдущий период, значит, отрасль может работать и управляться лучше. Для составления плана нужны достоверная инфор мация, точный расчет возможностей.
Заказчиками автоматизированной системы управ |
||
ления должны быть руководители служб и министер |
||
ства в целом. Они должны |
сформулировать |
глав |
ные задачи и иметь право привлекать к их решению |
||
наиболее квалифицированных |
ответственных |
испол |
нителей министерства
Опыт создания ОАСУ |
В качестве примера того, как соз |
|
дается отраслевая автоматизиро |
||
|
ванная система управления, рассмотрим опыт Мини стерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР1.2 Оно в числе первых при ступило к созданию ОАСУ и переведено в порядке опыта на хозяйственный расчет.
По существу разработка автоматизированной сис темы управления — это комплекс научно-исследова тельских и опытно-конструкторских работ, а также практических оперативных мер. Законченные разра ботки немедленно апробируются. Научное и методиче ское руководство работами по созданию системы, а также оперативный контроль за ходом выполнения работ возлагаются на специально созданную опера тивно-техническую группу. Группа систематически рассматривает ход работ и принимает нужные опе ративные решения. Совместная работа сотрудников аппарата министерства и научных работников позво лила выявить основные научно-технические и органи зационные вопросы, определить область функциони рования системы.
Первая очередь системы АСУ «Прибор», принятая государственной комиссией, охватывает десять групп задач, или подсистем, обеспечивающих планирование, учет и регулирование основного производства, а так же материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Задача АСУ «Прибор» прежде всего заключается
1 См. «Автоматизированные системы управления», стр. 88—93.
2 См. там же, стр. 27—35. |
|
3— 1549 |
65 |
в том, чтобы с ее помощью составлять экономически обоснованные планы (с учетом всех ресурсов и огра ничений) и обеспечивать их выполнение. Кроме того, предусматривается освобождение аппарата мини стерства от выполнения большого объема рутинных работ и вычислений.
Исходя из этого в первой очереди АСУ «Прибор» особое внимание было обращено на решение трех основных групп задач (подсистем): составление пер спективного плана развития отрасли, технико-эконо мическое планирование, оперативное управление. Рас смотрим каждую из этих групп задач 1.
Перспективное |
Разработкой |
перспективы |
разви |
тия отрасли |
необходимо |
зани |
|
планирование |
маться систематически. Для того |
||
развития отрасли |
|||
|
чтобы рассчитать перспективный |
план, необходимо определить потребность народного хозяйства в продукции отрасли, сгруппировать изде лия, составить прогрессивные укрупненные нормати вы и учесть ограничения (на капитальные вложения, материальные, трудовые и другие ресурсы). При этом расчет проводится на минимум общих приведенных затрат. Для перспективных расчетов примерно 20 тыс. наименований приборов, производимых отрас лью, объединяются в 300 групп. В каждой группе выделяется типовой представитель. Расчет перспекти вы ведется на типовые представители. Для них раз рабатываются показатели удельных капитальных вло жений, себестоимости, удельные нормы расхода мате риалов и трудоемкости изготовления. В качестве исходных данных используются также варианты раз вития отдельных предприятий, возможные пункты раз мещения новых предприятий, если появляется необ ходимость в их строительстве.
Разработкой первоначальных вариантов занимают ся проектные и технологические институты подот раслей. Исходные данные подвергаются анализу ру ководством подотраслей. На основе этих исходных данных на ЭВМ производится расчет одного вари анта плана подотрасли. Затем в машине производится варьирование параметров отдельных показателей с
1 Подробнее об этом см.: Е. Г. Яковенко. Автоматизирован ные системы управления. М., 1971, стр. 50—69.
66
учетом вероятностного разброса исходных данных. По этим материалам проводится расчет серии ва риантов плана (до 200 вариантов). Из расчетной се рии вариантов плана отбирается вариант, рекомен дуемый к использованию. В результате расчета на ЭВМ получаются оптимальные планы развития отра сли, подотрасли и заводов. Разработка оптимальной перспективы дает возможность правильно строить те кущие годовые планы подотраслей и предприятий, т. е. оптимизировать их с учетом перспективы.
|
Для расчетов текущих планов не- |
Текущее планирование |
обходимы следующие исходные |
развития отрасли |
^ |
г |
данные: нормы трудовых и мате |
риальных затрат, наличие ресурсов, номенклатура из делий. Исходные данные для расчетов формируются па перфокартах непосредственно на заводе. Картоте ки нормативов и справочной информации на перфо картах на отдельных заводах составляют от 50 тыс. до 500 тыс. перфокарт. Подготовка информации на перфокартах дает возможность использовать их как для решения задач внутризаводского характера, так и для расчетов оптимальных текущих планов. В отра слевом вычислительном центре имеется второй экзем пляр перфокарт сводных нормативов.
Для контроля за реализацией Оперативное технико-экономических показате- управление отраслью ле^ работы отрасли, полученных
на стадии планирования, в Министерстве приборо строения, средств автоматизации и систем управле ния с 1966 г. действует подсистема оперативного уп равления отраслью.
Эффективное управление возможно только при на личии своевременной информации о производственно хозяйственной деятельности, обеспечивающей возмож ность предупреждения возникающих в ходе произ водства отклонений.
Основным условием получения своевременной ин формации является определение минимума данных, необходимых для оперативного управления на каж дом уровне: начальник функциональногоуправления, заместитель министра, министр.
Информация должна быть своевременно получена, обработана и доведена до подразделений н руковод
3 * |
67 |
ства министерства. Оперативная информация посту пает от предприятий в отраслевой вычислительный центр (ОВЦ). Обработанная в ОВЦ информация с учетом плановых показателей выдается функциональ ным управлениям и руководству министерства. Ин формация поступает в ОВЦ от предприятий по уста новленным министерством показателям и сро кам.
Начиная с 1967 г. в связи с переходом отрасли на новую систему планирования и экономического сти мулирования введена ежедневная информация о реа лизации готовой продукции. Поскольку реализация прямо связана с отгрузкой, введена пятидневная ин формация об отгрузке готовой продукции. 23 числа отчетного месяца предприятия сообщают ожидаемое выполнение плана. 15—18 числа сообщается инфор мация о том, каких материалов, комплектующих из делий не хватает предприятиям для выполнения про граммы текущего месяца, н 24—27 числа — для про граммы следующего месяца.
Информация от заводов поступает в отраслевой вычислительный центр, обрабатывается, сравнивается с планом месяца и квартала. Обработанная информа ция о выполнении плана реализации с указанием от стающих заводов поступает в производственное уп равление, которое по существу является в министер стве заказчиком этой информации и управляет всем производством.
Руководство министерства получает информацию от функциональных управлений и по министерству в целом. Параллельно с этим из отраслевого вычисли тельного центра в функциональные управления посту пает информация о выполнении плана месяца и квар тала по заводам и по объединениям в целом. Руко водство министерства всегда может запросить информацию по отстающим заводам.
Вся информация от заводов поступает в ОВЦ в закодированном виде. Это — первичная информация, используемая для расчетов. Она дается ежедневно с начала месяца с нарастающим итогом.
Для некоторых заводов министерством утверж дается показатель напряженности суточного графика. Ежедекадно на вычислительном центре прогнозиру
68
ется выполнение месячного и квартального планов реализации.
Сведения о выполнении плана по прибыли, норма тивы оборотных средств по подотрасли и предприя тиям поступают в финансовое управление. Эти же данные идут в функциональные объединения.
Нормативы и первичная документация на заводах призваны обеспечить единство информационного содержания ОАСУ. В министерстве работа с завод скими нормативами ведется на основе типовых проце дур обработки данных. С этой целью создана специ альная отраслевая нормаль в виде системы норматив ных картотек предприятий отрасли приборостроения. Нормаль предусматривает единый порядок ведения нормативного хозяйства на перфокартах, единые ма кеты, документацию и общую систему внесения из менений.
§ 4. Автоматизированные системы управления производством (АСУП)
Основными элементами автоматизированной системы управления предприятием являются автоматические средства обработки данных (ЭВМ, устройства накоп ления, регистрации, отображения и др.) и экономикоматематические методы, применяемые для регуляр ного решения задач управления. Пусковой комплекс автоматизированной системы управления, подготов ленный к сдаче в эксплуатацию, включает планирова ние объемов производства, его текущее подетальное планирование, техническую подготовку, диспетчериза цию, бухгалтерский учет и анализ, техническое обес печение АСУ—ЭВМ, счетно-перфорационные маши ны (СПМ), счетно-клавишные машины (СКМ), мно жительную технику и т. п. В процессе разработки и внедрения вышеперечисленных подсистем выявилась необходимость увязки элементов АСУ с организацией управленческого труда.
Есть два направления разработки и внедрения АСУП: по индивидуальным и по типовым проектам. Практика показывает, что второй вариант более эф фективен: сокращаются объем научно-исследователь
69
ских работ и сроки внедрения АСУП. Разработку и внедрение АСУП целесообразно разделять на два основных укрупненных этапа — предпроектиый и проектный.
На первом этапе прежде всего должно быть дано экономическое и техническое обоснование: необходи мо ли и возможно ли внедрение АСУП на данном предприятии? Если да, то можно приступать к вы полнению комплекса исследовательских и подготови тельных работ — от подбора кадров до постановки первоочередных задач. Заключительной стадией предпроектного этапа должно быть составление техниче ского проекта. Это позволит задолго до установки электронно-вычислительной машины подготовить ус ловия для рациональной н эффективной эксплуата ции ее. Ведь на практике бывает н так: предприятие приобретает дорогостоящую ЭВМ, а потом исполь зует ее на 10—20% мощности.
Второй этап — это отработка технического и ра бочего проектов и само внедрение АСУП. Важно пра вильно установить средства сбора, приема, передачи и обработки информации, возможность ее прямого ввода в ЭВМ, подготовить нормативно-справочную базу для автоматизированной обработки данных. Раз деление и этого этапа на последовательно выполняе мые задачи обеспечивает постепенный переход от старой системы управления к автоматизированной. Практически нецелесообразно останавливать произ водство ради комплексного внедрения АСУП. Посте пенный переход имеет еще и такие плюсы, как воз можность целенаправленно заняться ликвидацией «узких мест» в цехах и на участках, проводить экспе рименты по отработке системы во всех деталях.
Таким образом, непрерывная цепочка инженерных преобразований производства и управления им приве дет к полному внедрению АСУП. В перспективе каж дый исполнитель, получив задание на производство работ (по единой для всего завода системе), без оформления промежуточной документации будет по лучать на рабочем месте в строго определенное время специальные контейнеры деталей.
70