Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основой управления отраслью является план. Если план составлен так, что ресурсы отрасли ис­ пользуются эффективнее, чем в предыдущий период, значит, отрасль может работать и управляться лучше. Для составления плана нужны достоверная инфор­ мация, точный расчет возможностей.

Заказчиками автоматизированной системы управ­

ления должны быть руководители служб и министер­

ства в целом. Они должны

сформулировать

глав­

ные задачи и иметь право привлекать к их решению

наиболее квалифицированных

ответственных

испол­

нителей министерства

Опыт создания ОАСУ

В качестве примера того, как соз­

дается отраслевая автоматизиро­

 

ванная система управления, рассмотрим опыт Мини­ стерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР1.2 Оно в числе первых при­ ступило к созданию ОАСУ и переведено в порядке опыта на хозяйственный расчет.

По существу разработка автоматизированной сис­ темы управления — это комплекс научно-исследова­ тельских и опытно-конструкторских работ, а также практических оперативных мер. Законченные разра­ ботки немедленно апробируются. Научное и методиче­ ское руководство работами по созданию системы, а также оперативный контроль за ходом выполнения работ возлагаются на специально созданную опера­ тивно-техническую группу. Группа систематически рассматривает ход работ и принимает нужные опе­ ративные решения. Совместная работа сотрудников аппарата министерства и научных работников позво­ лила выявить основные научно-технические и органи­ зационные вопросы, определить область функциони­ рования системы.

Первая очередь системы АСУ «Прибор», принятая государственной комиссией, охватывает десять групп задач, или подсистем, обеспечивающих планирование, учет и регулирование основного производства, а так­ же материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Задача АСУ «Прибор» прежде всего заключается

1 См. «Автоматизированные системы управления», стр. 88—93.

2 См. там же, стр. 27—35.

 

3— 1549

65


в том, чтобы с ее помощью составлять экономически обоснованные планы (с учетом всех ресурсов и огра­ ничений) и обеспечивать их выполнение. Кроме того, предусматривается освобождение аппарата мини­ стерства от выполнения большого объема рутинных работ и вычислений.

Исходя из этого в первой очереди АСУ «Прибор» особое внимание было обращено на решение трех основных групп задач (подсистем): составление пер­ спективного плана развития отрасли, технико-эконо­ мическое планирование, оперативное управление. Рас­ смотрим каждую из этих групп задач 1.

Перспективное

Разработкой

перспективы

разви­

тия отрасли

необходимо

зани­

планирование

маться систематически. Для того

развития отрасли

 

чтобы рассчитать перспективный

план, необходимо определить потребность народного хозяйства в продукции отрасли, сгруппировать изде­ лия, составить прогрессивные укрупненные нормати­ вы и учесть ограничения (на капитальные вложения, материальные, трудовые и другие ресурсы). При этом расчет проводится на минимум общих приведенных затрат. Для перспективных расчетов примерно 20 тыс. наименований приборов, производимых отрас­ лью, объединяются в 300 групп. В каждой группе выделяется типовой представитель. Расчет перспекти­ вы ведется на типовые представители. Для них раз­ рабатываются показатели удельных капитальных вло­ жений, себестоимости, удельные нормы расхода мате­ риалов и трудоемкости изготовления. В качестве исходных данных используются также варианты раз­ вития отдельных предприятий, возможные пункты раз­ мещения новых предприятий, если появляется необ­ ходимость в их строительстве.

Разработкой первоначальных вариантов занимают­ ся проектные и технологические институты подот­ раслей. Исходные данные подвергаются анализу ру­ ководством подотраслей. На основе этих исходных данных на ЭВМ производится расчет одного вари­ анта плана подотрасли. Затем в машине производится варьирование параметров отдельных показателей с

1 Подробнее об этом см.: Е. Г. Яковенко. Автоматизирован­ ные системы управления. М., 1971, стр. 50—69.

66


учетом вероятностного разброса исходных данных. По этим материалам проводится расчет серии ва­ риантов плана (до 200 вариантов). Из расчетной се­ рии вариантов плана отбирается вариант, рекомен­ дуемый к использованию. В результате расчета на ЭВМ получаются оптимальные планы развития отра­ сли, подотрасли и заводов. Разработка оптимальной перспективы дает возможность правильно строить те­ кущие годовые планы подотраслей и предприятий, т. е. оптимизировать их с учетом перспективы.

 

Для расчетов текущих планов не-

Текущее планирование

обходимы следующие исходные

развития отрасли

^

г

данные: нормы трудовых и мате­

риальных затрат, наличие ресурсов, номенклатура из­ делий. Исходные данные для расчетов формируются па перфокартах непосредственно на заводе. Картоте­ ки нормативов и справочной информации на перфо­ картах на отдельных заводах составляют от 50 тыс. до 500 тыс. перфокарт. Подготовка информации на перфокартах дает возможность использовать их как для решения задач внутризаводского характера, так и для расчетов оптимальных текущих планов. В отра­ слевом вычислительном центре имеется второй экзем­ пляр перфокарт сводных нормативов.

Для контроля за реализацией Оперативное технико-экономических показате- управление отраслью ле^ работы отрасли, полученных

на стадии планирования, в Министерстве приборо­ строения, средств автоматизации и систем управле­ ния с 1966 г. действует подсистема оперативного уп­ равления отраслью.

Эффективное управление возможно только при на­ личии своевременной информации о производственно­ хозяйственной деятельности, обеспечивающей возмож­ ность предупреждения возникающих в ходе произ­ водства отклонений.

Основным условием получения своевременной ин­ формации является определение минимума данных, необходимых для оперативного управления на каж­ дом уровне: начальник функциональногоуправления, заместитель министра, министр.

Информация должна быть своевременно получена, обработана и доведена до подразделений н руковод­

3 *

67


ства министерства. Оперативная информация посту­ пает от предприятий в отраслевой вычислительный центр (ОВЦ). Обработанная в ОВЦ информация с учетом плановых показателей выдается функциональ­ ным управлениям и руководству министерства. Ин­ формация поступает в ОВЦ от предприятий по уста­ новленным министерством показателям и сро­ кам.

Начиная с 1967 г. в связи с переходом отрасли на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования введена ежедневная информация о реа­ лизации готовой продукции. Поскольку реализация прямо связана с отгрузкой, введена пятидневная ин­ формация об отгрузке готовой продукции. 23 числа отчетного месяца предприятия сообщают ожидаемое выполнение плана. 15—18 числа сообщается инфор­ мация о том, каких материалов, комплектующих из­ делий не хватает предприятиям для выполнения про­ граммы текущего месяца, н 24—27 числа — для про­ граммы следующего месяца.

Информация от заводов поступает в отраслевой вычислительный центр, обрабатывается, сравнивается с планом месяца и квартала. Обработанная информа­ ция о выполнении плана реализации с указанием от­ стающих заводов поступает в производственное уп­ равление, которое по существу является в министер­ стве заказчиком этой информации и управляет всем производством.

Руководство министерства получает информацию от функциональных управлений и по министерству в целом. Параллельно с этим из отраслевого вычисли­ тельного центра в функциональные управления посту­ пает информация о выполнении плана месяца и квар­ тала по заводам и по объединениям в целом. Руко­ водство министерства всегда может запросить информацию по отстающим заводам.

Вся информация от заводов поступает в ОВЦ в закодированном виде. Это — первичная информация, используемая для расчетов. Она дается ежедневно с начала месяца с нарастающим итогом.

Для некоторых заводов министерством утверж­ дается показатель напряженности суточного графика. Ежедекадно на вычислительном центре прогнозиру­

68


ется выполнение месячного и квартального планов реализации.

Сведения о выполнении плана по прибыли, норма­ тивы оборотных средств по подотрасли и предприя­ тиям поступают в финансовое управление. Эти же данные идут в функциональные объединения.

Нормативы и первичная документация на заводах призваны обеспечить единство информационного содержания ОАСУ. В министерстве работа с завод­ скими нормативами ведется на основе типовых проце­ дур обработки данных. С этой целью создана специ­ альная отраслевая нормаль в виде системы норматив­ ных картотек предприятий отрасли приборостроения. Нормаль предусматривает единый порядок ведения нормативного хозяйства на перфокартах, единые ма­ кеты, документацию и общую систему внесения из­ менений.

§ 4. Автоматизированные системы управления производством (АСУП)

Основными элементами автоматизированной системы управления предприятием являются автоматические средства обработки данных (ЭВМ, устройства накоп­ ления, регистрации, отображения и др.) и экономикоматематические методы, применяемые для регуляр­ ного решения задач управления. Пусковой комплекс автоматизированной системы управления, подготов­ ленный к сдаче в эксплуатацию, включает планирова­ ние объемов производства, его текущее подетальное планирование, техническую подготовку, диспетчериза­ цию, бухгалтерский учет и анализ, техническое обес­ печение АСУ—ЭВМ, счетно-перфорационные маши­ ны (СПМ), счетно-клавишные машины (СКМ), мно­ жительную технику и т. п. В процессе разработки и внедрения вышеперечисленных подсистем выявилась необходимость увязки элементов АСУ с организацией управленческого труда.

Есть два направления разработки и внедрения АСУП: по индивидуальным и по типовым проектам. Практика показывает, что второй вариант более эф­ фективен: сокращаются объем научно-исследователь­

69

ских работ и сроки внедрения АСУП. Разработку и внедрение АСУП целесообразно разделять на два основных укрупненных этапа — предпроектиый и проектный.

На первом этапе прежде всего должно быть дано экономическое и техническое обоснование: необходи­ мо ли и возможно ли внедрение АСУП на данном предприятии? Если да, то можно приступать к вы­ полнению комплекса исследовательских и подготови­ тельных работ — от подбора кадров до постановки первоочередных задач. Заключительной стадией предпроектного этапа должно быть составление техниче­ ского проекта. Это позволит задолго до установки электронно-вычислительной машины подготовить ус­ ловия для рациональной н эффективной эксплуата­ ции ее. Ведь на практике бывает н так: предприятие приобретает дорогостоящую ЭВМ, а потом исполь­ зует ее на 10—20% мощности.

Второй этап — это отработка технического и ра­ бочего проектов и само внедрение АСУП. Важно пра­ вильно установить средства сбора, приема, передачи и обработки информации, возможность ее прямого ввода в ЭВМ, подготовить нормативно-справочную базу для автоматизированной обработки данных. Раз­ деление и этого этапа на последовательно выполняе­ мые задачи обеспечивает постепенный переход от старой системы управления к автоматизированной. Практически нецелесообразно останавливать произ­ водство ради комплексного внедрения АСУП. Посте­ пенный переход имеет еще и такие плюсы, как воз­ можность целенаправленно заняться ликвидацией «узких мест» в цехах и на участках, проводить экспе­ рименты по отработке системы во всех деталях.

Таким образом, непрерывная цепочка инженерных преобразований производства и управления им приве­ дет к полному внедрению АСУП. В перспективе каж­ дый исполнитель, получив задание на производство работ (по единой для всего завода системе), без оформления промежуточной документации будет по­ лучать на рабочем месте в строго определенное время специальные контейнеры деталей.

70