Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре Государственной сети вычислитель­ ных центров предусматривается три уровня обработ­ ки информации. На первом уровне осуществляется переработка первичных данных, циркулирующих на предприятиях и в первичных организациях транспор­ та, строительства, сельского хозяйства. Обработку информации мелких и средних предприятий и органи­ заций на первом этапе предполагается вести в кусто­ вых вычислительных центрах, организацию которых целесообразно проводить на головных предприятиях и в организациях соответствующих отраслей народ­ ного хозяйства '.

Па втором уровне будет перерабатываться инфор­ мация, характеризующая работу основных звеньев народного хозяйства республики. Этот уровень вклю­ чает в себя вычислительные центры республиканских министерств и ведомств. Сюда относятся вычисли­ тельные центры Госпланов союзных республик, от­ раслевые и ведомственные вычислительные центры союзных и союзно-республиканских министерств и ве­ домств, осуществляющие заключительный этап пере­ работки информации при составлении и контроле вы­ полнения планов развития народного хозяйства в масштабе отрасли и ведомства.

Верхним уровнем Государственной сети вычисли­ тельных центров является комплекс вычислительных центров плановых органов во главе с Главным вычис­ лительным центром.

Для ряда министерств и ведомств характерен тер­ риториальный принцип размещения функциональных органов (ЦСУ СССР, Госснаб СССР, Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Министерство связи СССР, Мини­ стерство финансов СССР, Министерство торговли

СССР и др.). В соответствии с этим будет создавать­ ся территориальная сеть вычислительных центров. В данном случае первым уровнем обработки инфор­ мации явятся областные, а в ряде случаев районные вычислительные центры.

Вычислительные центры крупных городов целесо­ образно использовать для обработки информации о функционировании городского хозяйства (строительст-1

1 См. В. В. Бойцов. Роль стандартизации в ОГАС. — «Авто­ матизированные системы управления». М., 1972, стр. 94—99.

59

во, торговля, автотранспорт, коммунальные предпри­ ятия и др.). Остальные организации и мелкие пред­ приятия должны обслуживаться вычислительными центрами ЦСУ СССР. В этом случае территориальные вычислительные центры ЦСУ СССР помимо их основ­ ных функций по обработке учетно-статистической ин­ формации должны взять на себя обслуживание пред­ приятий и организаций сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, расположенных на данной территории.

Государственная сеть вычислительных центров бу­ дет оборудоваться серийно выпускаемыми средствами вычислительной техники: электронно-вычислительны­ ми машинами, унифицированной аппаратурой сбора, хранения, передачи информации и оформления ре­ зультатов обработки. В целях повышения производи­ тельности вычислительных машин, увеличения надеж­ ности создаваемых систем, уменьшения капитальных затрат на их создание и, наконец, для удобства по­ требителей предполагается использовать для обра­ ботки информации многомашинные вычислительные комплексы.

Передача информации, циркулирующей между отдельными звеньями Государственной сети вычисли­ тельных центров, будет обеспечена средствами единой автоматизированной системы связи страны. С целью более рационального использования средств связи бу­ дут созданы кустовые центры связи, обеспечивающие передачу информации как между отдельными уров­ нями, так и между локальными звеньями ГСВЦ.

Задачи и функции Автоматизированная система пла- АСПР новых расчетов (АСПР) яв­ ляется подсистемой ОГАС. Автоматизация расчетов позволяет создать систему, действующую на новой на­ учно-технической базе, с использованием соответству­ ющей технологии и организации обработки информа­ ции. Поэтому создание такой системы тесно связано с совершенствованием народнохозяйственного планиро­ вания в целом: автоматизированная система плановых расчетов обобщает, увязывает и реализует на лракти- , ке весь комплекс соответствующих мероприятий.

Автоматизированная система плановых расчетов — это человеко-машинная система, которая объединяет:

60


во-первых, все плановые расчеты, выполняемые в соответствии с принятым порядком и процедурами составления народнохозяйственного плана, а также необходимые для их выполнения экономико-матема­ тические модели, схемы документооборота, алгоритмы и машинные программы расчетов на ЭВМ, потоки прочих данных и сообщений;

во-вторых, комплексы средств вычислительной

техники, оргтехники и связи;

 

в-третьих,

специалистов, осуществляющих непо­

средственное

руководство

всеми

подразделениями

Госплана СССР, производящих

оценку вариан­

тов плановых

расчетов и

принимающих решения (к

этой группе также относятся специалисты, разраба­ тывающие новые модели, процедуры и схемы дей­ ствия автоматизированной системы плановых расче­ тов).

Таким образом, АСПР представляет собой слож­ ную кибернетическую систему, объединяющую схемы

иметоды работы, технические средства и людей. Ее отличает системный подход, который положен в ос­ нову ее создания и работы.

Из общего комплекса функций управления народ­ ным хозяйством — планирования, руководства, учета

иконтроля автоматизированная система плановых расчетов охватывает лишь функцию планирования, и поэтому она может быть названа функциональной подсистемой.

Основная задача Госплана СССР и автоматизиро­ ванной системы плановых расчетов состоит в разра­ ботке проектов государственных планов развития на­ родного хозяйства. Можно выделить три составные части этой задачи: текущие планы, перспективные среднесрочные (пятилетние) планы и долгосрочные планы (на десять и более лет). Каждый из этих ти­ пов плана отличают специфические черты в конкрет­ ной постановке целей, системе ограничений, учитывае­ мых при их составлении, и другие управляемые параметры. В текущих планах цели, так же как и ог­ раничения, формулируются детально и строго. Здесь обязательно соблюдается тщательная взаимоувязка всех разделов и показателей планов. Менее жестки эти требования для перспективных планов, а в долго­

61


срочных прогнозах и планах определяются лишь основные тенденции.

Составление народнохозяйственных планов в ав­ томатизированной системе плановых расчетов для каждого нз указанных типов плана подразделяется на три стадии. На первой — предплановой стадии осу­ ществляются примерные расчеты, выполняемые раз­ личными отраслевыми и ведомственными научными организациями. На второй — предварительной ста­ дии планирования разрабатываются контрольные цифры или основные направления развития народ­ ного хозяйства. На третьей — заключительной ста­ дии разрабатывается окончательный вариант государ­ ственного плана развития народного хозяйства.

Содержание экономико-математических задач ав­ томатизированной системы плановых расчетов опре­ деляется принятым порядком планирования, уровнем централизации планирования и механизмом реализа­ ции плана. Выделение трех типов плана по длитель­ ности планового периода и трех стадий их разработ­ ки по особенностям крупных циклов итеративного процесса планирования является в методическом от­ ношении общим II не зависит от порядка планирова­ ния народного хозяйства. Вместе с тем возможности автоматизированных расчетов предопределяются тес­ ной их связью, преемственностью и сопряженностью.

Классификация задач автоматизированной систе­ мы плановых расчетов Госплана СССР имеет мно­ гостороннее значение1. Прежде всего такая класси­ фикация необходима для характеристики специфики системы, далее — для разработки экономико-мате­ матической модели и, наконец, — для выбора техни­ ческой базы. Единство этих сторон обеспечивает ре­ шение важнейших задач планирования и позволяет определить максимальную потребность в хранении и переработке информации.

На предплановой стадии осуществляется опреде­ ление целей развития СССР — разработка генераль-

1 Подробнее об этом см.: Ю. Р. Лейбкинд. К вопросу построе ния многоступенчатой классификации моделей народнохозяйствен­ ного планирования. — «Информация и модели структур управле­ ния». М., 1972, стр. 219—244.

62

иых целей. Это практически воплощается в построе­ нии модели народного хозяйства на конец планового периода. Затем производится оценка экономических возможностей реализации намеченных целей с учетом имеющихся ресурсов, темпов и пропорций развития, технологических способов достижения целей и их аль­ тернативных вариантов. Завершаются все эти работы принятием генерального варианта.

В результате Госплан СССР определяет набор проектов, по каждому из которых указаны сроки реа­ лизации, затраты ресурсов по этапам в рамках пла­ нового периода. Одновременно решается задача ре­ зервирования ресурсов для обеспечения «поля манев­ ров» или возможного непредвиденного изменения плана.

На предварительной стадии планирования опреде­ ляются основные направления и контрольные цифры плана. В планирование последовательно вовлекаются Госплан СССР, министерства, ведомства, Госпланы республик, объединения и предприятия. Основой этой цепи плановых расчетов является такой вариант плана, где уже отражены пути развития народного хозяйства, определены направления капиталовложе­ ний и размечены ресурсы.

На заключительной стадии разрабатывается про­ ект народнохозяйственного плана путем обобщения, корректировки и балансирования низовых планов, начиная от предприятий с последующей агрегацией (укрупнением) планов. Увязки, согласования и сопря­ жения •— вот главные работы этого этапа.

Отличительной чертой автоматизированной систе­ мы плановых расчетов является возможность много­ разовых повторений всего цикла предварительной и заключительной стадий. Подобный режим функцио­ нирования системы автоматизированных расчетов обеспечивается комплексом оптимизационных и ба­ лансовых экономико-математических моделей. Техни­ ческой базой этой системы является Государственная сеть вычислительных центров.

Даже приведенное здесь краткое описание автома­ тизированной системы плановых расчетов, или, иначе говоря, интегрированной системы планирования на­ родного хозяйства СССР, показывает, что это будет

63


крупнейшая

человеко-машинная система,

созданная

и функционирующая как единое целое.

успешно

Разработка АСПР в

настоящее время

проводится,

часть задач

уже решается, другая часть

в соответствии с общей программой поэтапно внед­ ряется в плановую практику.

§ 3. Отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ)

понятие О АСУ Отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ)

представляет собой систему управления с примене­ нием современных автоматических средств обработ­ ки данных (ЭВМ, устройств накопления, регистра­ ции, отображения и др.) и экономико-математических методов для регулярного решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельно­ стью министерства. ОАСУ относится к классу орга­ низационно-экономических систем управления *.

В отраслевой автоматизированной системе управ­ ления обеспечивается совершенствование управления отраслью на базе использования современных средств вычислительной техники21 и связи для достижения высоких технико-экономических показателей при ус­ ловии выполнения номенклатуры народнохозяйствен­ ного плана. Отраслевая автоматизированная система управления помогает аппарату министерства осуще­ ствлять гармоническое развитие отрасли, разрабаты­ вать оптимальные взаимоувязанные планы производ­ ства, материально-технического снабжения и сбыта продукции, а также оперативно устранять возникаю­ щие отклонения в производственно-хозяйственной деятельности3.

1 См. «Руководящие указания по разработке и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ)».— «Автоматизированные системы управления». М., 1972, стр. 329—346.

2 См. «Руководящие указания по созданию и оснащению главных вычислительных центров для отраслевых автоматизиро­ ванных систем управления (ГВЦ ОАСУ)». — «Автоматизирован­ ные системы управления». М., 1972, стр. 363—395.

3 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,

стр. 193—198.

64