Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
В структуре Государственной сети вычислитель ных центров предусматривается три уровня обработ ки информации. На первом уровне осуществляется переработка первичных данных, циркулирующих на предприятиях и в первичных организациях транспор та, строительства, сельского хозяйства. Обработку информации мелких и средних предприятий и органи заций на первом этапе предполагается вести в кусто вых вычислительных центрах, организацию которых целесообразно проводить на головных предприятиях и в организациях соответствующих отраслей народ ного хозяйства '.
Па втором уровне будет перерабатываться инфор мация, характеризующая работу основных звеньев народного хозяйства республики. Этот уровень вклю чает в себя вычислительные центры республиканских министерств и ведомств. Сюда относятся вычисли тельные центры Госпланов союзных республик, от раслевые и ведомственные вычислительные центры союзных и союзно-республиканских министерств и ве домств, осуществляющие заключительный этап пере работки информации при составлении и контроле вы полнения планов развития народного хозяйства в масштабе отрасли и ведомства.
Верхним уровнем Государственной сети вычисли тельных центров является комплекс вычислительных центров плановых органов во главе с Главным вычис лительным центром.
Для ряда министерств и ведомств характерен тер риториальный принцип размещения функциональных органов (ЦСУ СССР, Госснаб СССР, Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Министерство связи СССР, Мини стерство финансов СССР, Министерство торговли
СССР и др.). В соответствии с этим будет создавать ся территориальная сеть вычислительных центров. В данном случае первым уровнем обработки инфор мации явятся областные, а в ряде случаев районные вычислительные центры.
Вычислительные центры крупных городов целесо образно использовать для обработки информации о функционировании городского хозяйства (строительст-1
1 См. В. В. Бойцов. Роль стандартизации в ОГАС. — «Авто матизированные системы управления». М., 1972, стр. 94—99.
59
во, торговля, автотранспорт, коммунальные предпри ятия и др.). Остальные организации и мелкие пред приятия должны обслуживаться вычислительными центрами ЦСУ СССР. В этом случае территориальные вычислительные центры ЦСУ СССР помимо их основ ных функций по обработке учетно-статистической ин формации должны взять на себя обслуживание пред приятий и организаций сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, расположенных на данной территории.
Государственная сеть вычислительных центров бу дет оборудоваться серийно выпускаемыми средствами вычислительной техники: электронно-вычислительны ми машинами, унифицированной аппаратурой сбора, хранения, передачи информации и оформления ре зультатов обработки. В целях повышения производи тельности вычислительных машин, увеличения надеж ности создаваемых систем, уменьшения капитальных затрат на их создание и, наконец, для удобства по требителей предполагается использовать для обра ботки информации многомашинные вычислительные комплексы.
Передача информации, циркулирующей между отдельными звеньями Государственной сети вычисли тельных центров, будет обеспечена средствами единой автоматизированной системы связи страны. С целью более рационального использования средств связи бу дут созданы кустовые центры связи, обеспечивающие передачу информации как между отдельными уров нями, так и между локальными звеньями ГСВЦ.
Задачи и функции Автоматизированная система пла- АСПР новых расчетов (АСПР) яв ляется подсистемой ОГАС. Автоматизация расчетов позволяет создать систему, действующую на новой на учно-технической базе, с использованием соответству ющей технологии и организации обработки информа ции. Поэтому создание такой системы тесно связано с совершенствованием народнохозяйственного планиро вания в целом: автоматизированная система плановых расчетов обобщает, увязывает и реализует на лракти- , ке весь комплекс соответствующих мероприятий.
Автоматизированная система плановых расчетов — это человеко-машинная система, которая объединяет:
60
во-первых, все плановые расчеты, выполняемые в соответствии с принятым порядком и процедурами составления народнохозяйственного плана, а также необходимые для их выполнения экономико-матема тические модели, схемы документооборота, алгоритмы и машинные программы расчетов на ЭВМ, потоки прочих данных и сообщений;
во-вторых, комплексы средств вычислительной
техники, оргтехники и связи; |
|
||
в-третьих, |
специалистов, осуществляющих непо |
||
средственное |
руководство |
всеми |
подразделениями |
Госплана СССР, производящих |
оценку вариан |
||
тов плановых |
расчетов и |
принимающих решения (к |
этой группе также относятся специалисты, разраба тывающие новые модели, процедуры и схемы дей ствия автоматизированной системы плановых расче тов).
Таким образом, АСПР представляет собой слож ную кибернетическую систему, объединяющую схемы
иметоды работы, технические средства и людей. Ее отличает системный подход, который положен в ос нову ее создания и работы.
Из общего комплекса функций управления народ ным хозяйством — планирования, руководства, учета
иконтроля автоматизированная система плановых расчетов охватывает лишь функцию планирования, и поэтому она может быть названа функциональной подсистемой.
Основная задача Госплана СССР и автоматизиро ванной системы плановых расчетов состоит в разра ботке проектов государственных планов развития на родного хозяйства. Можно выделить три составные части этой задачи: текущие планы, перспективные среднесрочные (пятилетние) планы и долгосрочные планы (на десять и более лет). Каждый из этих ти пов плана отличают специфические черты в конкрет ной постановке целей, системе ограничений, учитывае мых при их составлении, и другие управляемые параметры. В текущих планах цели, так же как и ог раничения, формулируются детально и строго. Здесь обязательно соблюдается тщательная взаимоувязка всех разделов и показателей планов. Менее жестки эти требования для перспективных планов, а в долго
61
срочных прогнозах и планах определяются лишь основные тенденции.
Составление народнохозяйственных планов в ав томатизированной системе плановых расчетов для каждого нз указанных типов плана подразделяется на три стадии. На первой — предплановой стадии осу ществляются примерные расчеты, выполняемые раз личными отраслевыми и ведомственными научными организациями. На второй — предварительной ста дии планирования разрабатываются контрольные цифры или основные направления развития народ ного хозяйства. На третьей — заключительной ста дии разрабатывается окончательный вариант государ ственного плана развития народного хозяйства.
Содержание экономико-математических задач ав томатизированной системы плановых расчетов опре деляется принятым порядком планирования, уровнем централизации планирования и механизмом реализа ции плана. Выделение трех типов плана по длитель ности планового периода и трех стадий их разработ ки по особенностям крупных циклов итеративного процесса планирования является в методическом от ношении общим II не зависит от порядка планирова ния народного хозяйства. Вместе с тем возможности автоматизированных расчетов предопределяются тес ной их связью, преемственностью и сопряженностью.
Классификация задач автоматизированной систе мы плановых расчетов Госплана СССР имеет мно гостороннее значение1. Прежде всего такая класси фикация необходима для характеристики специфики системы, далее — для разработки экономико-мате матической модели и, наконец, — для выбора техни ческой базы. Единство этих сторон обеспечивает ре шение важнейших задач планирования и позволяет определить максимальную потребность в хранении и переработке информации.
На предплановой стадии осуществляется опреде ление целей развития СССР — разработка генераль-
1 Подробнее об этом см.: Ю. Р. Лейбкинд. К вопросу построе ния многоступенчатой классификации моделей народнохозяйствен ного планирования. — «Информация и модели структур управле ния». М., 1972, стр. 219—244.
62
иых целей. Это практически воплощается в построе нии модели народного хозяйства на конец планового периода. Затем производится оценка экономических возможностей реализации намеченных целей с учетом имеющихся ресурсов, темпов и пропорций развития, технологических способов достижения целей и их аль тернативных вариантов. Завершаются все эти работы принятием генерального варианта.
В результате Госплан СССР определяет набор проектов, по каждому из которых указаны сроки реа лизации, затраты ресурсов по этапам в рамках пла нового периода. Одновременно решается задача ре зервирования ресурсов для обеспечения «поля манев ров» или возможного непредвиденного изменения плана.
На предварительной стадии планирования опреде ляются основные направления и контрольные цифры плана. В планирование последовательно вовлекаются Госплан СССР, министерства, ведомства, Госпланы республик, объединения и предприятия. Основой этой цепи плановых расчетов является такой вариант плана, где уже отражены пути развития народного хозяйства, определены направления капиталовложе ний и размечены ресурсы.
На заключительной стадии разрабатывается про ект народнохозяйственного плана путем обобщения, корректировки и балансирования низовых планов, начиная от предприятий с последующей агрегацией (укрупнением) планов. Увязки, согласования и сопря жения •— вот главные работы этого этапа.
Отличительной чертой автоматизированной систе мы плановых расчетов является возможность много разовых повторений всего цикла предварительной и заключительной стадий. Подобный режим функцио нирования системы автоматизированных расчетов обеспечивается комплексом оптимизационных и ба лансовых экономико-математических моделей. Техни ческой базой этой системы является Государственная сеть вычислительных центров.
Даже приведенное здесь краткое описание автома тизированной системы плановых расчетов, или, иначе говоря, интегрированной системы планирования на родного хозяйства СССР, показывает, что это будет
63
крупнейшая |
человеко-машинная система, |
созданная |
|
и функционирующая как единое целое. |
успешно |
||
Разработка АСПР в |
настоящее время |
||
проводится, |
часть задач |
уже решается, другая часть |
в соответствии с общей программой поэтапно внед ряется в плановую практику.
§ 3. Отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ)
понятие О АСУ Отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ)
представляет собой систему управления с примене нием современных автоматических средств обработ ки данных (ЭВМ, устройств накопления, регистра ции, отображения и др.) и экономико-математических методов для регулярного решения основных задач управления производственно-хозяйственной деятельно стью министерства. ОАСУ относится к классу орга низационно-экономических систем управления *.
В отраслевой автоматизированной системе управ ления обеспечивается совершенствование управления отраслью на базе использования современных средств вычислительной техники21 и связи для достижения высоких технико-экономических показателей при ус ловии выполнения номенклатуры народнохозяйствен ного плана. Отраслевая автоматизированная система управления помогает аппарату министерства осуще ствлять гармоническое развитие отрасли, разрабаты вать оптимальные взаимоувязанные планы производ ства, материально-технического снабжения и сбыта продукции, а также оперативно устранять возникаю щие отклонения в производственно-хозяйственной деятельности3.
1 См. «Руководящие указания по разработке и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ)».— «Автоматизированные системы управления». М., 1972, стр. 329—346.
2 См. «Руководящие указания по созданию и оснащению главных вычислительных центров для отраслевых автоматизиро ванных систем управления (ГВЦ ОАСУ)». — «Автоматизирован ные системы управления». М., 1972, стр. 363—395.
3 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,
стр. 193—198.
64