Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ручаться разработки подсистем и отдельных задач управления.

В связи с расширением числа задач пускового комплекса, повышением частоты решения на ЭВМ отдельных задач, введением значительного количест­ ва новых, ранее не выполнявшихся аналитических расчетов существенно изменится загрузка вычисли­ тельной техники, что потребует роста капиталовложе­ ний на ее приобретение и организацию вычислитель­ ных центров.

§5. Задачи девятой пятилетки

вобласти развития АСУ

Основными направлениями работ по внедрению вы­ числительной техники в девятой пятилетке являются: дальнейшее развитие и увеличение числа автоматизи­ рованных систем управления отраслями и предприя­ тиями, автоматизация процессов производства и как непременное условие этого — расширение сети вычи­ слительных центров '.

Планируется осуществить мероприятия по созда­ нию Общегосударственной автоматизированной сис­ темы сбора и обработки информации для учета, пла­ нирования и управления народным хозяйством (ОГАС) в тесной увязке с развитием автоматизиро­ ванных систем разных уровней и создаваемой систе­ мы средств связи страны.

План создания АСУ

В 1971—1975 гг. должно быть

гпчлянп -

(1071—1075 гг t

СОЗДаНО.

— 212 отраслевых и ведомст­ венных АСУ, в том числе 64 АСУ общесоюзного и 148 республиканского значения;

свыше 1800 АСУ на крупных предприятиях и в организациях различных отраслей народного хозяй­ ства;

около 700 АСУ теXиологическими процессами

ипроизводствами;

около 1500 ИВЦ на предприятиях и в организа­

циях;1

1 См. «Автоматизированные системы управления». М., 19/2,

стр. 11.

49

Темпы разработки и внедрения АСУ

— свыше 700 ВЦ в научно-исследовательских и конструкторских бюро.

Предстоит выполнить большой объем работ по созданию АСУ объединений (АСУО). Необходи­ мость развития работ в этом направлении с особой силой подчеркнута в постановлении ЦК КПСС н Со­ вета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления про­ мышленностью»

В «Общем положении о всесоюзном и республи­ канском промышленных объединениях» указано, что объединение обеспечивает «создание автоматизиро­ ванных систем управления и внедрение современных экономико-математических методов и вычислительной техники в планирование и управление»12. Все эти ра­ боты должны вестись на одной методологической, ин­ формационной и технической основе, с тем чтобы в дальнейшем создать Общегосударственную автомати­ зированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хо­ зяйством на базе государственной сети связи страны.

В текущей пятилетке внедрение вычислительной техники будет

^

осуществляться более высокими темпами по сравнению с истекшим пятилетием. На­ пример, количество систем управления всех назначе­ ний предусматривается увеличить более чем в 6 раз. На предприятиях и в организациях различных от­ раслей народного хозяйства намечается организовать более 2 тыс. вычислительных центров. Важно не толь­ ко оснастить вычислительные центры новым обору­ дованием, но и увязать их в единую сеть, которая должна стать ядром государственной сети вычисли­ тельных центров страны.

Следует особо отметить программу работ по внед­ рению вычислительной техники в промышленности.

Осуществляется развитие АСУП на крупных пред­ приятиях, где может быть получен высокий экономи­ ческий эффект, таких, как Московский шинный завод, криворожский завод имени В. И. Ленина и «За-

1 См. «Экономическая газета», 1973, № 14, стр. 3—4. 2 Там же, стр. 14.

60


порожсталь», Норильский и Джезказганский горнометаллургические комбинаты, производственные объ­ единения «Татнефть» и «Азнефть» и ряд других.

В девятой пятилетке в отраслях промышленности значительно возрастают затраты на внедрение вычис­ лительной техники. Они составят около 50% всех за­ трат на внедрение вычислительной техники в целом по народному хозяйству.

Значительно увеличивается мощность вычисли­ тельных центров. Вместо одной-двух машин подавля­ ющее число информационно-вычислительных центров предприятий будут располагать двумя-тремя элек­ тронными машинами. В отраслях промышленности, производящих предметы потребления, парк ЭВМ воз­ растет более чем в 3 раза, в добывающих и обраба­ тывающих отраслях — в 2,7 раза, в машинострое­ нии — более чем в 2 раза

К концу 1975 г. на каждом пятом крупном про­ мышленном предприятии должна быть создана АСУ, которая обеспечит оптимизацию расчетов по перспек­ тивному и текущему планированию развития пред­ приятий и оперативное управление производственны­ ми процессами, движением материальных и трудовых ресурсов, финансами. В Министерстве тяжелого, энер­ гетического и транспортного машиностроения СССР

системами АСУ охватываются предприятия, обеспе­ чивающие 70% общего объема выпуска продукции по отраслям в целом.

На развитие работ по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство в девятой пятилетке намечено затратить в 5,5 раза больше, чем в восьмой. Затрачивая финансовые и материальные ресурсы в таких больших объемах, государство требует, чтобы была обеспечена необходимая экономическая эффек­ тивность АСУ. За текущую пятилетку эффект от при­ менения АСУ должен выразиться в сумме около 1,9 млрд. руб.1

1 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,

стр. II.

Г Л А В А I I I

СОСТАВ И СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

§1. Виды

иклассификация АСУ

Сравнительно недавно начали проводиться исследова­ ния, имеющие целью изучить и классифицировать по наиболее типичным признакам автоматизированные системы управления ‘.

При разделении систем на классы обычно исходят

из их

основного признака — выполняемой функции21.

В

современном производстве нужно иметь такие

системы, которые предназначены для измерения ве­ личии и параметров, для их контроля, для поддержа­ ния параметров на определенном уровне, а также для управления установками, объектами, процессами в зависимости от изменений внешних и внутренних условий.

Прежде всего можно выделить большой класс систем, которые принято называть автоматизирован­ ными системами управления технологическими про­ цессами (АСУТП), подразделяемый на подклассы автоматизированных систем измерения, контроля, ре­ гулирования и управления. Эти системы, как правило, относятся к одной установке или объекту, поэтому их зачастую называют местными, или локальными, сис­ темами управления.

Более сложными системами являются автоматизи­ рованные системы планирования и управления. К это­ му классу систем принадлежит большая группа так называемых адаптивных систем, в которую входят.

1 См. С. А. Думлер. Автоматизированные системы управления промышленным предприятием. М., 1966, стр. 11—14.

2 См. «Основы экономики и управления производством». Учебное пособие. Под ред. И. И. Сигова. М., 1972, стр. 426—428.

52


самонастраивающиеся, самоорганизующиеся, само­ обучающиеся и тому подобные сложные системы. Все эти системы характеризуются тем, что они самостоя­ тельно (автоматически) могут находить наилучшие пути управления объектами, т. е. цехами, предприя­ тиями или же целыми отраслями, в зависимости от внутренних II внешних изменений. Эти системы мо­ гут изменять свою характеристику, структуру.

Примерами таких систем могут служить АСУП — автоматизированные системы управления и планиро­ вания промышленным производством; АСУНО — ав­ томатизированные системы управления непромышлен­ ным объектом; АСУ куста — автоматизированные си­ стемы управления группой мелких предприятий из единого кустового вычислительного центра; АСУ объ­ единения — автоматизированные системы управле­ ния всесоюзными и республиканскими промышлен­ ными объединениями; отраслевые (министерские) ав­ томатизированные системы управления и ВАСУ — ве­ домственные автоматизированные системы управле­ ния (в том числе АСУ Госбанка СССР, АСУ ЦСУ

СССР и т. п.). К этой группе также относится АСПР — автоматизированная система плановых расчетов для Госплана СССР и Госпланов союзных республик. Наконец, следует назвать ОГАС — Общегосударст­ венную автоматизированную систему сбора и обра­ ботки информации для учета планирования и управ­ ления народным хозяйством.

Все эти так называемые большие системы управ­ ления имеют общую черту — иерархичность построе­ ния. Такой признак достаточно хорошо отражает сущ­ ность построения этих систем управления. В больших системах выделяют несколько «этажей», т. е. уровней управления.

На современном этапе проблемы развития систем управления целесообразно рассматривать на важней­ ших уровнях:

первый — создание государственной автоматизи­ рованной системы управления (ОГАС);

второй — организация отраслевых и ведомствен­ ных автоматизированных систем управления, а так­ же АСУ промышленных объединений;

третий — развитие сети автоматизированных сис­

53

Задачи, с о с т а в ^ и структура

тем планирования и управления на предприятиях и в производственных объединениях, а также кустах предприятии.

Рассмотрим каждый из этих уровней управления.

§ 2 . Общегосударственная

автоматизированная система управления (ОГАС)

и ее подсистемы

Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено раз­ вернуть в СССР работы по созданию ОГАС — Обще­ государственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государст­ венной сети вычислительных центров и единой авто­ матизированной сети связи страны н на основе широ­ кого применения экономико-математических методов, использования электронно-вычислительной и органи­ зационной техники и средств связи1. ОГАС призвана обеспечить необходимой информацией руководство республиканских и территориальных органов управле­ ния, министерств и ведомств для решения задач уче­ та и планирования и принятия решений органами уп­ равления в области экономики и производства.

На ОГАС предполагается возложить решение таких задач, как изучение тенденций развития, со­

циальное, научно-техническое и экономическое про­ гнозирование развития социалистической экономики в целом, отдельных отраслей народного хозяйства, со­ юзных республик и экономических районов страны. Основой функционирования ОГАС будет анализ про­ ектов перспективных и текущих планов развития на­ родного хозяйства СССР и его отраслей, а также пла­ нов развития экономики союзных республик и эконо­ мических районов страны, материально-технического снабжения, капитального строительства, транспорт­ ных перевозок, финансово-кредитных планов, трудо­ вых ресурсов, ценообразования и др.

1 См. «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 298.

54


При создании ОГАС предусматривается, что.в ней осуществляются разработка крупных общегосударст­ венных программ управления научно-техническими процессами, оперативный контроль за ходом выпол­ нения государственного плана развития народного хозяйства и постановлений директивных органов, а также управления отраслями народного хозяйства, экономическими районами страны и анализ результа­ тов их деятельности, учет и статистическая отчетность о результатах работы всех звеньев народного хозяй­ ства, обеспечение взаимодействия отраслей, ведомств и экономических районов в процессе реализации го­ сударственных планов развития народного хозяйства.

Разработку ОГАС предполагается основывать на существующей системе управления народным хозяйст­ вом, совершенствуя методы и структуру управления.

Структурными и составными частями Общегосу­ дарственной автоматизированной системы управления являются следующие функциональные звенья:

автоматизированная система плановых расчетов

(АСПР) Госплана

СССР и Госпланов союзных рес­

публик;

\

автоматизированные"--системы управления мини­

стерств и ведомств;

ß

автоматизированные системы организаций, постро­ енных по территориальному принципу, — Государст­ венного комитета Совета Министров СССР по мате­ риально-техническому снабжению, Госбанка СССР, Министерства сельского хозяйства СССР, Всесоюзно­ го объединения «Союзсельхозтехинка», транспортных министерств и др.;

автоматизированные системы центральных орга­ нов — ЦСУ, Комитета стандартов, мер и измеритель­ ных приборов Совета Министров СССР, Государст­ венного комитета цен при Госплане СССР;

автоматизированная система управления научнотехническим прогрессом Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (АСУНТ).

Технической базой ОГАС явится Государственная сеть вычислительных центров (ГСВЦ), состоящая из взаимодействующих отраслевых, ведомственных, рес­ публиканских и территориальных вычислительных

55

tv-

центров (ВЦ), Общегосударственная система пере­ дачи данных (ОГСПД), основанная на Единой авто­ матизированной сети связи (ЕАСС), а также собст­ венный Главный вычислительный центр (ГВЦ).

ОГСПД включает сети передачи данных, базиру­ ющиеся на прямых каналах связи; сети коммутации сообщений и сети коммутации каналов, обеспечиваю­ щие передачу информации между вычислительными центрами ГСВЦ, а также между абонентами и вы­ числительными центрами.

ГСВЦ должна быть оснащена серийно выпускае­ мыми средствами вычислительной техники: ЭВМ, унифицированной аппаратурой сбора, подготовки, хранения информации и оформления результатов ее обработки, а также устройствами сопряжения со средствами связи.

С целью осуществления взаимодействия отрасле­ вых, ведомственных и территориальных автоматизиро­ ванных систем управления и обработки информации вопросы организации проектирования, создания и дальнейшего развития ГСВЦ, выбора технических средств, разработки математического обеспечения должны решаться на единой методологической основе с учетом максимально возможной унификации.

При проектировании и создании ОГАС должно быть обеспечено информационное единство. Для это­ го будут созданы: система классификации и кодиро­ вания информации (включающая автоматизирован­ ную систему ведения общесоюзных классификато­ ров); унифицированные системы документации; нор­ мативы экономических показателей (обеспечивающие их сопоставимость во времени и по различным каче­ ственным и количественным признакам). Будут рег­ ламентированы потоки информации по направленно­ сти, объему^, периодичности, достоверности и срочно­ сти, а также процедуры формирования и обработки данных.

Математическое обеспечение ОГАС должно соот­ ветствовать системному режиму работы вычислитель­ ных устройств при решении задач общегосударствен­ ных, межотраслевых, ведомственных и территориаль­ ных систем, входящих в ОГАС.

%

56


Этапы создания orа с

Создание ОГАС предполагается осуществить в два этапа. На пер­ вом этапе должны быть созданы отраслевые и ведом­

ственные автоматизированные системы управления во всех министерствах и ведомствах СССР и в ряде ми­ нистерств и ведомств союзных республик. На этом этапе разрабатываются основные функциональные системы, входящие в ОГАС: автоматизированная си­ стема плановых расчетов (АСПР), автоматизирован­ ная система государственной статистики (АГСГ), ав­ томатизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен), автоматизированная система уп­ равления научно-техническим прогрессом (АСУНТ).

Вэтот период должно быть осуществлено взаимо­ действие вычислительных центров, отраслевых и ве­ домственных АСУ с АСПР и АСГС. Должны начать­ ся также работы по созданию АСУ в нескольких со­ юзных республиках.

Вкачестве технической базы ОГАС на этом этапе должна быть создана первая очередь системы пере­ дачи данных в составе нескольких центров коммута­ ции сообщений и более 200 узлов коммутации кана­ лов, обеспечивающих информационный обмен между вычислительными центрами созданных и создаваемых

вэтот период АСУ различных уровней.

Вконце первого этапа на многомашинном комп­ лексе первой очереди ОГАС, включающем ГВЦ Гос­ плана СССР, ВЦ Госпланов союзных республик, ВЦ некоторых отраслевых АСУ, должны быть организо­ ваны расчеты вариантов перспективного плана раз­ вития народного хозяйства СССР по разработанной системе математических моделей.

На втором этапе создания ОГАС предполагается

завершить построение общегосударственной системы передачи данных (ОГСПД); во всех крупных эконо­ мических районах страны должны быть созданы цент­ ры коммутации сообщений, необходимые каналы свя­ зи, соединяющие основные ВЦ и центры коммутации сообщений; должно быть завершено формирование и оснащение ВЦ современной вычислительной техни­ кой. На этом этапе должно быть также завершено создание и ввод в действие системы АСПР Госплана

СССР и Госпланов союзных республик, общегосудар-

57

ственных функциональных АСУ, отраслевых и ведом­ ственных систем управления во всех министерствах и ведомствах.

В процессе создания ОГАС должны быть преду­ смотрены меры к осуществлению ее единства с соот­ ветствующими системами стран социализма.

До полного завершения работ ОГАС может функ­ ционировать частично, опираясь на существующие автоматизированные системы и вычислительные цент­ ры, охватывая вновь вводимые АСУ.

Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусматривают создание Государственной сети вычислительных центров1. Она является матери­ ально-технической основой ОГАС. В подготовленных по этому вопросу предложениях эта система пред­ ставляется как совокупность отраслевых, межотрас­ левых и республиканских вычислительных центров.

_

.-/-mi Создание Государственной

сети

 

вычислительных центров

также

должно быть осуществлено в два этапа 1.2 На первом этапе (в 1971—1975 гг.) предусматривается создать первые очереди отраслевых, межотраслевых и респуб­ ликанских вычислительных центров для автоматизи­ рованных систем управления головными предприяти­ ями и организациями народного хозяйства. Это позволит автоматизировать обработку 30—36% тех­ нико-экономической информации, обращающейся в народном хозяйстве. На втором этапе создания Госу­ дарственной сети вычислительных центров в нее вой­ дет более широкий круг предприятий и организаций. Это позволит увеличить объем обрабатываемой ин­ формации до 80—85%.

В основу создания первой очереди ГСВЦ положен существующий ныне принцип управления на всех уровнях народного хозяйства с установившимися функциональными связями и потоками информации3.

1 См. «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 298.

2 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,

стр. 12—13.

3 Подробнее об этом см.: С. А. Абдурахманов и др. Автома­ тизированные системы управления в народном хозяйстве СССР.

М„ 1972, стр. 33—43.

58