Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ручаться разработки подсистем и отдельных задач управления.
В связи с расширением числа задач пускового комплекса, повышением частоты решения на ЭВМ отдельных задач, введением значительного количест ва новых, ранее не выполнявшихся аналитических расчетов существенно изменится загрузка вычисли тельной техники, что потребует роста капиталовложе ний на ее приобретение и организацию вычислитель ных центров.
§5. Задачи девятой пятилетки
вобласти развития АСУ
Основными направлениями работ по внедрению вы числительной техники в девятой пятилетке являются: дальнейшее развитие и увеличение числа автоматизи рованных систем управления отраслями и предприя тиями, автоматизация процессов производства и как непременное условие этого — расширение сети вычи слительных центров '.
Планируется осуществить мероприятия по созда нию Общегосударственной автоматизированной сис темы сбора и обработки информации для учета, пла нирования и управления народным хозяйством (ОГАС) в тесной увязке с развитием автоматизиро ванных систем разных уровней и создаваемой систе мы средств связи страны.
План создания АСУ |
В 1971—1975 гг. должно быть |
гпчлянп - |
|
(1071—1075 гг t |
СОЗДаНО. |
— 212 отраслевых и ведомст венных АСУ, в том числе 64 АСУ общесоюзного и 148 республиканского значения;
—свыше 1800 АСУ на крупных предприятиях и в организациях различных отраслей народного хозяй ства;
—около 700 АСУ теXиологическими процессами
ипроизводствами;
—около 1500 ИВЦ на предприятиях и в организа
циях;1
1 См. «Автоматизированные системы управления». М., 19/2,
стр. 11.
49
— свыше 700 ВЦ в научно-исследовательских и конструкторских бюро.
Предстоит выполнить большой объем работ по созданию АСУ объединений (АСУО). Необходи мость развития работ в этом направлении с особой силой подчеркнута в постановлении ЦК КПСС н Со вета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления про мышленностью»
В «Общем положении о всесоюзном и республи канском промышленных объединениях» указано, что объединение обеспечивает «создание автоматизиро ванных систем управления и внедрение современных экономико-математических методов и вычислительной техники в планирование и управление»12. Все эти ра боты должны вестись на одной методологической, ин формационной и технической основе, с тем чтобы в дальнейшем создать Общегосударственную автомати зированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хо зяйством на базе государственной сети связи страны.
В текущей пятилетке внедрение вычислительной техники будет
^
осуществляться более высокими темпами по сравнению с истекшим пятилетием. На пример, количество систем управления всех назначе ний предусматривается увеличить более чем в 6 раз. На предприятиях и в организациях различных от раслей народного хозяйства намечается организовать более 2 тыс. вычислительных центров. Важно не толь ко оснастить вычислительные центры новым обору дованием, но и увязать их в единую сеть, которая должна стать ядром государственной сети вычисли тельных центров страны.
Следует особо отметить программу работ по внед рению вычислительной техники в промышленности.
Осуществляется развитие АСУП на крупных пред приятиях, где может быть получен высокий экономи ческий эффект, таких, как Московский шинный завод, криворожский завод имени В. И. Ленина и «За-
1 См. «Экономическая газета», 1973, № 14, стр. 3—4. 2 Там же, стр. 14.
60
порожсталь», Норильский и Джезказганский горнометаллургические комбинаты, производственные объ единения «Татнефть» и «Азнефть» и ряд других.
В девятой пятилетке в отраслях промышленности значительно возрастают затраты на внедрение вычис лительной техники. Они составят около 50% всех за трат на внедрение вычислительной техники в целом по народному хозяйству.
Значительно увеличивается мощность вычисли тельных центров. Вместо одной-двух машин подавля ющее число информационно-вычислительных центров предприятий будут располагать двумя-тремя элек тронными машинами. В отраслях промышленности, производящих предметы потребления, парк ЭВМ воз растет более чем в 3 раза, в добывающих и обраба тывающих отраслях — в 2,7 раза, в машинострое нии — более чем в 2 раза
К концу 1975 г. на каждом пятом крупном про мышленном предприятии должна быть создана АСУ, которая обеспечит оптимизацию расчетов по перспек тивному и текущему планированию развития пред приятий и оперативное управление производственны ми процессами, движением материальных и трудовых ресурсов, финансами. В Министерстве тяжелого, энер гетического и транспортного машиностроения СССР
системами АСУ охватываются предприятия, обеспе чивающие 70% общего объема выпуска продукции по отраслям в целом.
На развитие работ по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство в девятой пятилетке намечено затратить в 5,5 раза больше, чем в восьмой. Затрачивая финансовые и материальные ресурсы в таких больших объемах, государство требует, чтобы была обеспечена необходимая экономическая эффек тивность АСУ. За текущую пятилетку эффект от при менения АСУ должен выразиться в сумме около 1,9 млрд. руб.1
1 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,
стр. II.
Г Л А В А I I I
СОСТАВ И СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
§1. Виды
иклассификация АСУ
Сравнительно недавно начали проводиться исследова ния, имеющие целью изучить и классифицировать по наиболее типичным признакам автоматизированные системы управления ‘.
При разделении систем на классы обычно исходят
из их |
основного признака — выполняемой функции21. |
В |
современном производстве нужно иметь такие |
системы, которые предназначены для измерения ве личии и параметров, для их контроля, для поддержа ния параметров на определенном уровне, а также для управления установками, объектами, процессами в зависимости от изменений внешних и внутренних условий.
Прежде всего можно выделить большой класс систем, которые принято называть автоматизирован ными системами управления технологическими про цессами (АСУТП), подразделяемый на подклассы автоматизированных систем измерения, контроля, ре гулирования и управления. Эти системы, как правило, относятся к одной установке или объекту, поэтому их зачастую называют местными, или локальными, сис темами управления.
Более сложными системами являются автоматизи рованные системы планирования и управления. К это му классу систем принадлежит большая группа так называемых адаптивных систем, в которую входят.
1 См. С. А. Думлер. Автоматизированные системы управления промышленным предприятием. М., 1966, стр. 11—14.
2 См. «Основы экономики и управления производством». Учебное пособие. Под ред. И. И. Сигова. М., 1972, стр. 426—428.
52
самонастраивающиеся, самоорганизующиеся, само обучающиеся и тому подобные сложные системы. Все эти системы характеризуются тем, что они самостоя тельно (автоматически) могут находить наилучшие пути управления объектами, т. е. цехами, предприя тиями или же целыми отраслями, в зависимости от внутренних II внешних изменений. Эти системы мо гут изменять свою характеристику, структуру.
Примерами таких систем могут служить АСУП — автоматизированные системы управления и планиро вания промышленным производством; АСУНО — ав томатизированные системы управления непромышлен ным объектом; АСУ куста — автоматизированные си стемы управления группой мелких предприятий из единого кустового вычислительного центра; АСУ объ единения — автоматизированные системы управле ния всесоюзными и республиканскими промышлен ными объединениями; отраслевые (министерские) ав томатизированные системы управления и ВАСУ — ве домственные автоматизированные системы управле ния (в том числе АСУ Госбанка СССР, АСУ ЦСУ
СССР и т. п.). К этой группе также относится АСПР — автоматизированная система плановых расчетов для Госплана СССР и Госпланов союзных республик. Наконец, следует назвать ОГАС — Общегосударст венную автоматизированную систему сбора и обра ботки информации для учета планирования и управ ления народным хозяйством.
Все эти так называемые большие системы управ ления имеют общую черту — иерархичность построе ния. Такой признак достаточно хорошо отражает сущ ность построения этих систем управления. В больших системах выделяют несколько «этажей», т. е. уровней управления.
На современном этапе проблемы развития систем управления целесообразно рассматривать на важней ших уровнях:
первый — создание государственной автоматизи рованной системы управления (ОГАС);
второй — организация отраслевых и ведомствен ных автоматизированных систем управления, а так же АСУ промышленных объединений;
третий — развитие сети автоматизированных сис
53
тем планирования и управления на предприятиях и в производственных объединениях, а также кустах предприятии.
Рассмотрим каждый из этих уровней управления.
§ 2 . Общегосударственная
автоматизированная система управления (ОГАС)
и ее подсистемы
Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено раз вернуть в СССР работы по созданию ОГАС — Обще государственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государст венной сети вычислительных центров и единой авто матизированной сети связи страны н на основе широ кого применения экономико-математических методов, использования электронно-вычислительной и органи зационной техники и средств связи1. ОГАС призвана обеспечить необходимой информацией руководство республиканских и территориальных органов управле ния, министерств и ведомств для решения задач уче та и планирования и принятия решений органами уп равления в области экономики и производства.
На ОГАС предполагается возложить решение таких задач, как изучение тенденций развития, со
циальное, научно-техническое и экономическое про гнозирование развития социалистической экономики в целом, отдельных отраслей народного хозяйства, со юзных республик и экономических районов страны. Основой функционирования ОГАС будет анализ про ектов перспективных и текущих планов развития на родного хозяйства СССР и его отраслей, а также пла нов развития экономики союзных республик и эконо мических районов страны, материально-технического снабжения, капитального строительства, транспорт ных перевозок, финансово-кредитных планов, трудо вых ресурсов, ценообразования и др.
1 См. «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 298.
54
При создании ОГАС предусматривается, что.в ней осуществляются разработка крупных общегосударст венных программ управления научно-техническими процессами, оперативный контроль за ходом выпол нения государственного плана развития народного хозяйства и постановлений директивных органов, а также управления отраслями народного хозяйства, экономическими районами страны и анализ результа тов их деятельности, учет и статистическая отчетность о результатах работы всех звеньев народного хозяй ства, обеспечение взаимодействия отраслей, ведомств и экономических районов в процессе реализации го сударственных планов развития народного хозяйства.
Разработку ОГАС предполагается основывать на существующей системе управления народным хозяйст вом, совершенствуя методы и структуру управления.
Структурными и составными частями Общегосу дарственной автоматизированной системы управления являются следующие функциональные звенья:
автоматизированная система плановых расчетов
(АСПР) Госплана |
СССР и Госпланов союзных рес |
публик; |
\ |
автоматизированные"--системы управления мини |
|
стерств и ведомств; |
ß |
автоматизированные системы организаций, постро енных по территориальному принципу, — Государст венного комитета Совета Министров СССР по мате риально-техническому снабжению, Госбанка СССР, Министерства сельского хозяйства СССР, Всесоюзно го объединения «Союзсельхозтехинка», транспортных министерств и др.;
автоматизированные системы центральных орга нов — ЦСУ, Комитета стандартов, мер и измеритель ных приборов Совета Министров СССР, Государст венного комитета цен при Госплане СССР;
автоматизированная система управления научнотехническим прогрессом Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике (АСУНТ).
Технической базой ОГАС явится Государственная сеть вычислительных центров (ГСВЦ), состоящая из взаимодействующих отраслевых, ведомственных, рес публиканских и территориальных вычислительных
55
tv-
центров (ВЦ), Общегосударственная система пере дачи данных (ОГСПД), основанная на Единой авто матизированной сети связи (ЕАСС), а также собст венный Главный вычислительный центр (ГВЦ).
ОГСПД включает сети передачи данных, базиру ющиеся на прямых каналах связи; сети коммутации сообщений и сети коммутации каналов, обеспечиваю щие передачу информации между вычислительными центрами ГСВЦ, а также между абонентами и вы числительными центрами.
ГСВЦ должна быть оснащена серийно выпускае мыми средствами вычислительной техники: ЭВМ, унифицированной аппаратурой сбора, подготовки, хранения информации и оформления результатов ее обработки, а также устройствами сопряжения со средствами связи.
С целью осуществления взаимодействия отрасле вых, ведомственных и территориальных автоматизиро ванных систем управления и обработки информации вопросы организации проектирования, создания и дальнейшего развития ГСВЦ, выбора технических средств, разработки математического обеспечения должны решаться на единой методологической основе с учетом максимально возможной унификации.
При проектировании и создании ОГАС должно быть обеспечено информационное единство. Для это го будут созданы: система классификации и кодиро вания информации (включающая автоматизирован ную систему ведения общесоюзных классификато ров); унифицированные системы документации; нор мативы экономических показателей (обеспечивающие их сопоставимость во времени и по различным каче ственным и количественным признакам). Будут рег ламентированы потоки информации по направленно сти, объему^, периодичности, достоверности и срочно сти, а также процедуры формирования и обработки данных.
Математическое обеспечение ОГАС должно соот ветствовать системному режиму работы вычислитель ных устройств при решении задач общегосударствен ных, межотраслевых, ведомственных и территориаль ных систем, входящих в ОГАС.
%
56
Создание ОГАС предполагается осуществить в два этапа. На пер вом этапе должны быть созданы отраслевые и ведом
ственные автоматизированные системы управления во всех министерствах и ведомствах СССР и в ряде ми нистерств и ведомств союзных республик. На этом этапе разрабатываются основные функциональные системы, входящие в ОГАС: автоматизированная си стема плановых расчетов (АСПР), автоматизирован ная система государственной статистики (АГСГ), ав томатизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен), автоматизированная система уп равления научно-техническим прогрессом (АСУНТ).
Вэтот период должно быть осуществлено взаимо действие вычислительных центров, отраслевых и ве домственных АСУ с АСПР и АСГС. Должны начать ся также работы по созданию АСУ в нескольких со юзных республиках.
Вкачестве технической базы ОГАС на этом этапе должна быть создана первая очередь системы пере дачи данных в составе нескольких центров коммута ции сообщений и более 200 узлов коммутации кана лов, обеспечивающих информационный обмен между вычислительными центрами созданных и создаваемых
вэтот период АСУ различных уровней.
Вконце первого этапа на многомашинном комп лексе первой очереди ОГАС, включающем ГВЦ Гос плана СССР, ВЦ Госпланов союзных республик, ВЦ некоторых отраслевых АСУ, должны быть организо ваны расчеты вариантов перспективного плана раз вития народного хозяйства СССР по разработанной системе математических моделей.
На втором этапе создания ОГАС предполагается
завершить построение общегосударственной системы передачи данных (ОГСПД); во всех крупных эконо мических районах страны должны быть созданы цент ры коммутации сообщений, необходимые каналы свя зи, соединяющие основные ВЦ и центры коммутации сообщений; должно быть завершено формирование и оснащение ВЦ современной вычислительной техни кой. На этом этапе должно быть также завершено создание и ввод в действие системы АСПР Госплана
СССР и Госпланов союзных республик, общегосудар-
57
ственных функциональных АСУ, отраслевых и ведом ственных систем управления во всех министерствах и ведомствах.
В процессе создания ОГАС должны быть преду смотрены меры к осуществлению ее единства с соот ветствующими системами стран социализма.
До полного завершения работ ОГАС может функ ционировать частично, опираясь на существующие автоматизированные системы и вычислительные цент ры, охватывая вновь вводимые АСУ.
Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 гг. предусматривают создание Государственной сети вычислительных центров1. Она является матери ально-технической основой ОГАС. В подготовленных по этому вопросу предложениях эта система пред ставляется как совокупность отраслевых, межотрас левых и республиканских вычислительных центров.
_ |
.-/-mi Создание Государственной |
сети |
|
вычислительных центров |
также |
должно быть осуществлено в два этапа 1.2 На первом этапе (в 1971—1975 гг.) предусматривается создать первые очереди отраслевых, межотраслевых и респуб ликанских вычислительных центров для автоматизи рованных систем управления головными предприяти ями и организациями народного хозяйства. Это позволит автоматизировать обработку 30—36% тех нико-экономической информации, обращающейся в народном хозяйстве. На втором этапе создания Госу дарственной сети вычислительных центров в нее вой дет более широкий круг предприятий и организаций. Это позволит увеличить объем обрабатываемой ин формации до 80—85%.
В основу создания первой очереди ГСВЦ положен существующий ныне принцип управления на всех уровнях народного хозяйства с установившимися функциональными связями и потоками информации3.
1 См. «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 298.
2 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,
стр. 12—13.
3 Подробнее об этом см.: С. А. Абдурахманов и др. Автома тизированные системы управления в народном хозяйстве СССР.
М„ 1972, стр. 33—43.
58