Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
нескольких задач, причем они не «смешиваются» друг с другом.
Главное требование к процессору состоит в том, чтобы он возможно быстрее «запрашивал» нужные данные из запоминающих устройств, производил с
ними необходимые действия, а результат |
выдавал |
|
на выводное устройство. Поэтому |
обычно |
быстро |
действие процессора — основная |
характеристика |
|
ЭВМ. |
|
|
Программы работы ЭВМ записываются на алго ритмических языках. Есть два основных вида алго ритмических языков: машинно-независимые (приме нимые для разных ЭВМ) и машинные языки для кон кретных ЭВМ. Первые удобнее в обращении — на них может быть записана любая задача. Но для то го чтобы приступить к решению задачи, программу нужно перевести на язык, применимый для данной
ЭВМ. Это делается обычно автоматически, на |
той |
же вычислительной машине по специальной |
про |
грамме, которая называется транслятором («перевод чиком») .
Выводные устройства ЭВМ бывают разных типов: пишущие машинки, которые с большой скоростью пе чатают результаты решения на рулонной бумаге; чрезвычайно быстро работающие контактные строко печатающие устройства; работающие на основе элект ронно-лучевых трубок устройства для вывода кривых и т. д.
Большое количество информации, предназначен ной для дальнейшей переработки, выдается на пер фокарты, магнитные ленты и другие машинные носи тели.
Экономические расчеты отличаются, как правило, большим количеством исходных данных и сравни тельно несложной их переработкой. Большое значе ние имеет форма представления результатов — она должна позволять быстро принимать на их основе решения. Поэтому в целом требования к ЭВМ, пред назначенным для применения в экономике, можно оп ределить следующим образом: возможность одновре менного ввода большого количества информации; об ширная емкость внешней памяти; многоступенчатая система оперативной памяти, способная маневриро
24
вать информацией в процессе решения задачи; высо кое быстродействие машины; возможность работы в режиме разделенного времени (т. е. одновременного решения нескольких задач, поступающих с дистанци онных пультов от разных пользователей); возмож ность оперативного взаимодействия оператора и ма шины в процессе расчета; мощные устройства для вывода информации на печать; возможность визуаль ного представления информации; возможность сое динения с другими машинами в процессе расчетов.
ЭВМ сосредоточены в вычисли тельных центрах (ВЦ). Некото рые из них, как, например, Глав
ный вычислительный центр Госплана СССР (ГВЦ), вычислительные центры АН СССР и другие, представ ляют собой крупные предприятия по переработке ин формации. В ряде случаев для решения особо слож ных задач создаются вычислительные комплексы. Вы числительный комплекс — это обычно несколько вы числительных машин, связанных линиями передачи информации. Часто одна из вычислительных машин комплекса играет как бы роль диспетчера. Она коор динирует процессы вычислений, проверяет качество исходных данных, обеспечивает равномерную загруз ку устройств. Комплексы повышают скорость обра ботки данных, одновременно выполняют расчеты по большому количеству независимых задач, действуя в режиме разделенного времени.
Как всякое предприятие, вычислительный центр имеет свой технологический процесс. Процесс про хождения задач в вычислительном центре включает следующие стадии
1)прием и регистрация исходной программы;
2)предварительная формальная проверка записи алгоритма решения задачи на входном языке;
3)перфорация программы и контроль ее правиль
ности;
4)подготовка к трансляции (переводу на язык машины);1
1 См. В. М. Глушков и др. Человек и вычислительная тех ника. Киев, 1971, стр. 15.
25
5)трансляция программы на ЭВМ;
6)сортировка программ (отсеивание тех, которые содержат ошибки и не протрапслированы по той или
иной причине);
7)внесение исправлений в .программу;
8)анализ непротранслироваиных программ;
9)перфорация данных для контрольного счета;
10)контрольный счет;
11)собственно решение задачи.
Этот сложный процесс, очевидно, в скором бу дущем упростится. В ряде случаев его заменит непо средственное общение человека с ЭВМ с помощью дистанционных пультов управления и таких способов ввода, при которых машина непосредственно воспри нимает задачу, решает ее и выдает решение на тот же дистанционный пульт. В некоторых научно-иссле довательских институтах процесс прохождения задач
ввычислительном центре уже упрощен.
§4. Автоматизированные системы управления
Синтезом современных достижений в области эконо мических, математических наук, кибернетики, элект ронно-вычислительной и организационной техники яв ляются автоматизированные системы управления
(АСУ).
Распространено мнение, что автоматизированная система управления отличается от обычной, неавто матизированной системы использованием электрон ной вычислительной машины. Такое мнение ошибоч но: можно иметь ЭВМ, использовать ее, и все же сис тема управления не будет автоматизированной. Это подтверждается историей применения электронновычислительных машин в управлении, которая, не смотря на свою краткость, прошла уже через ряд этапов.
На первом этапе ЭВМ применялись для решения разовых, отдельных задач: например, для производ ства различных плановых расчетов, результаты кото рых рассматривались органом управления и прини мались либо отвергались. При этом все необходимые
26
данные собирались специально для решения каждой
задачи |
и |
вводились в электронно-вычислительную |
|||||
машину, а потом за ненадобностью уничтожались. |
|||||||
Такой режим использования |
|
||||||
ЭВМ показан на рис. 2. |
|
|
|||||
На втором |
этапе |
создаются |
|
||||
общие (для решения многих за |
|
||||||
дач) массивы данных, хранящие |
|
||||||
ся в запоминающем |
устройстве |
|
|||||
машины, |
что |
позволяет |
разгру |
|
|||
зить самое узкое место ЭВМ — |
|
||||||
медленно действующие |
вводные |
Рис, 2 |
|||||
устройства. Это исключает необ |
|||||||
|
|||||||
ходимость |
вводить все данные в |
|
машину каждый раз, когда решается та или иная за дача: значительная часть этих данных (нормативы, цены и прочие неизменные величины) хранится в ее запоминающем устройстве и поступает при расчетах в процессор, минуя ввод.
Достижения в развитии электронной вычислитель ной техники и экономико-математических методов, а также в области упорядочения экономической ин формации и в других областях экономической ра боты позволили перейти к третьему, современному этапу применения ЭВМ. Его можно назвать систем
ным. На этом этапе создаются |
автоматизированные |
|
системы управления (АСУ). |
|
|
Понятие А СУ |
Автоматизированная система уп- |
|
н т |
равления |
представляет собой |
систему управления с применением современных автоматических средств обработки данных и эконо мико-математических методов для регулярного ре шения основных задач управления производственно хозяйственной деятельностью.
Автоматизированная система управления — это человеко-машинная система, в которой главную роль играет человек. В автоматизированной системеуп равления автоматизируются, т. е. передаются для ис полнения машинам и другим устройствам, лишь не которые операции и действия, прежде всего так на зываемые рутинные — часто повторяющиеся стан дартные операции расчетов и принятия решений. Но решающее слово остается за человеком, который по-
27
стоянію участвует в процессе управления. Этим ав томатизированные системы отличаются от автомати ческих систем, которые применяются в технике и дей ствуют самостоятельно, без вмешательства человека, по заданной программе. При создании АСУ очень большое значение имеет выработка наиболее эффек
тивных методов взаимодействия человека |
и машины. |
||||||
|
|
Проблема |
создания |
АСУ |
— |
||
ЭВМ |
Орган |
это не только |
техническая |
и |
|||
|
управления |
экономическая, но и в большей |
|||||
>и |
* |
мере |
социальная |
проблема. |
|||
Контроль") |
Объектом |
управления в АСУ |
|||||
|
|
являются не столько машины и |
|||||
' |
О бдем т |
другие |
устройства, |
сколько |
|||
|
|
коллективы |
работников. |
|
|||
|
Рис. 3 |
В общем виде |
отличие авто |
||||
|
|
матизированной |
системы |
уп |
равления от неавтоматизированной системы управле ния с использованием ЭВМ видно из сопоставления рис. 2 и 3.
В первом случае ЭВМ используются для решения отдельных задач управления. Например, руководите ли завода вырабатывают производственное задание с помощью машины (на основе полученных от цехов необходимых данных о производственных возможно стях), а затем доводят его до цехов, получают отче ты о ходе выполнения задания, вырабатывают новое задание и т. д.
Во втором случае информация от цехов (объекта управления) собирается непосредственно вычисли тельным центром (ЭВМ) и лишь оттуда поступает в орган управления, как правило, в переработанном ви де. Известная часть информации поступает в орган управления и другим путем (сведения о деловых ка чествах работников, личные впечатления руководите лей от посещения цехов и т. д.). Но основная масса данных поступает в вычислительные устройства; они составляют на основе этих данных задания и переда ют готовые результаты расчетов, с одной стороны, органу управления, а с другой (через контрольное звено) — объекту управления. Контрольным звеном здесь может быть либо специальный орган, либо часть аппарата управления. Контроль позволяет, в
28