Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нескольких задач, причем они не «смешиваются» друг с другом.

Главное требование к процессору состоит в том, чтобы он возможно быстрее «запрашивал» нужные данные из запоминающих устройств, производил с

ними необходимые действия, а результат

выдавал

на выводное устройство. Поэтому

обычно

быстро­

действие процессора — основная

характеристика

ЭВМ.

 

 

Программы работы ЭВМ записываются на алго­ ритмических языках. Есть два основных вида алго­ ритмических языков: машинно-независимые (приме­ нимые для разных ЭВМ) и машинные языки для кон­ кретных ЭВМ. Первые удобнее в обращении — на них может быть записана любая задача. Но для то­ го чтобы приступить к решению задачи, программу нужно перевести на язык, применимый для данной

ЭВМ. Это делается обычно автоматически, на

той

же вычислительной машине по специальной

про­

грамме, которая называется транслятором («перевод­ чиком») .

Выводные устройства ЭВМ бывают разных типов: пишущие машинки, которые с большой скоростью пе­ чатают результаты решения на рулонной бумаге; чрезвычайно быстро работающие контактные строко­ печатающие устройства; работающие на основе элект­ ронно-лучевых трубок устройства для вывода кривых и т. д.

Большое количество информации, предназначен­ ной для дальнейшей переработки, выдается на пер­ фокарты, магнитные ленты и другие машинные носи­ тели.

Экономические расчеты отличаются, как правило, большим количеством исходных данных и сравни­ тельно несложной их переработкой. Большое значе­ ние имеет форма представления результатов — она должна позволять быстро принимать на их основе решения. Поэтому в целом требования к ЭВМ, пред­ назначенным для применения в экономике, можно оп­ ределить следующим образом: возможность одновре­ менного ввода большого количества информации; об­ ширная емкость внешней памяти; многоступенчатая система оперативной памяти, способная маневриро­

24


Вычислительные центры (ВЦ)

вать информацией в процессе решения задачи; высо­ кое быстродействие машины; возможность работы в режиме разделенного времени (т. е. одновременного решения нескольких задач, поступающих с дистанци­ онных пультов от разных пользователей); возмож­ ность оперативного взаимодействия оператора и ма­ шины в процессе расчета; мощные устройства для вывода информации на печать; возможность визуаль­ ного представления информации; возможность сое­ динения с другими машинами в процессе расчетов.

ЭВМ сосредоточены в вычисли­ тельных центрах (ВЦ). Некото­ рые из них, как, например, Глав­

ный вычислительный центр Госплана СССР (ГВЦ), вычислительные центры АН СССР и другие, представ­ ляют собой крупные предприятия по переработке ин­ формации. В ряде случаев для решения особо слож­ ных задач создаются вычислительные комплексы. Вы­ числительный комплекс — это обычно несколько вы­ числительных машин, связанных линиями передачи информации. Часто одна из вычислительных машин комплекса играет как бы роль диспетчера. Она коор­ динирует процессы вычислений, проверяет качество исходных данных, обеспечивает равномерную загруз­ ку устройств. Комплексы повышают скорость обра­ ботки данных, одновременно выполняют расчеты по большому количеству независимых задач, действуя в режиме разделенного времени.

Как всякое предприятие, вычислительный центр имеет свой технологический процесс. Процесс про­ хождения задач в вычислительном центре включает следующие стадии

1)прием и регистрация исходной программы;

2)предварительная формальная проверка записи алгоритма решения задачи на входном языке;

3)перфорация программы и контроль ее правиль­

ности;

4)подготовка к трансляции (переводу на язык машины);1

1 См. В. М. Глушков и др. Человек и вычислительная тех­ ника. Киев, 1971, стр. 15.

25

5)трансляция программы на ЭВМ;

6)сортировка программ (отсеивание тех, которые содержат ошибки и не протрапслированы по той или

иной причине);

7)внесение исправлений в .программу;

8)анализ непротранслироваиных программ;

9)перфорация данных для контрольного счета;

10)контрольный счет;

11)собственно решение задачи.

Этот сложный процесс, очевидно, в скором бу­ дущем упростится. В ряде случаев его заменит непо­ средственное общение человека с ЭВМ с помощью дистанционных пультов управления и таких способов ввода, при которых машина непосредственно воспри­ нимает задачу, решает ее и выдает решение на тот же дистанционный пульт. В некоторых научно-иссле­ довательских институтах процесс прохождения задач

ввычислительном центре уже упрощен.

§4. Автоматизированные системы управления

Синтезом современных достижений в области эконо­ мических, математических наук, кибернетики, элект­ ронно-вычислительной и организационной техники яв­ ляются автоматизированные системы управления

(АСУ).

Распространено мнение, что автоматизированная система управления отличается от обычной, неавто­ матизированной системы использованием электрон­ ной вычислительной машины. Такое мнение ошибоч­ но: можно иметь ЭВМ, использовать ее, и все же сис­ тема управления не будет автоматизированной. Это подтверждается историей применения электронновычислительных машин в управлении, которая, не­ смотря на свою краткость, прошла уже через ряд этапов.

На первом этапе ЭВМ применялись для решения разовых, отдельных задач: например, для производ­ ства различных плановых расчетов, результаты кото­ рых рассматривались органом управления и прини­ мались либо отвергались. При этом все необходимые

26


данные собирались специально для решения каждой

задачи

и

вводились в электронно-вычислительную

машину, а потом за ненадобностью уничтожались.

Такой режим использования

 

ЭВМ показан на рис. 2.

 

 

На втором

этапе

создаются

 

общие (для решения многих за­

 

дач) массивы данных, хранящие­

 

ся в запоминающем

устройстве

 

машины,

что

позволяет

разгру­

 

зить самое узкое место ЭВМ —

 

медленно действующие

вводные

Рис, 2

устройства. Это исключает необ­

 

ходимость

вводить все данные в

 

машину каждый раз, когда решается та или иная за­ дача: значительная часть этих данных (нормативы, цены и прочие неизменные величины) хранится в ее запоминающем устройстве и поступает при расчетах в процессор, минуя ввод.

Достижения в развитии электронной вычислитель­ ной техники и экономико-математических методов, а также в области упорядочения экономической ин­ формации и в других областях экономической ра­ боты позволили перейти к третьему, современному этапу применения ЭВМ. Его можно назвать систем­

ным. На этом этапе создаются

автоматизированные

системы управления (АСУ).

 

Понятие А СУ

Автоматизированная система уп-

н т

равления

представляет собой

систему управления с применением современных автоматических средств обработки данных и эконо­ мико-математических методов для регулярного ре­ шения основных задач управления производственно­ хозяйственной деятельностью.

Автоматизированная система управления — это человеко-машинная система, в которой главную роль играет человек. В автоматизированной системеуп­ равления автоматизируются, т. е. передаются для ис­ полнения машинам и другим устройствам, лишь не­ которые операции и действия, прежде всего так на­ зываемые рутинные — часто повторяющиеся стан­ дартные операции расчетов и принятия решений. Но решающее слово остается за человеком, который по-

27


стоянію участвует в процессе управления. Этим ав­ томатизированные системы отличаются от автомати­ ческих систем, которые применяются в технике и дей­ ствуют самостоятельно, без вмешательства человека, по заданной программе. При создании АСУ очень большое значение имеет выработка наиболее эффек­

тивных методов взаимодействия человека

и машины.

 

 

Проблема

создания

АСУ

ЭВМ

Орган

это не только

техническая

и

 

управления

экономическая, но и в большей

>и

*

мере

социальная

проблема.

Контроль")

Объектом

управления в АСУ

 

 

являются не столько машины и

'

О бдем т

другие

устройства,

сколько

 

 

коллективы

работников.

 

 

Рис. 3

В общем виде

отличие авто­

 

 

матизированной

системы

уп­

равления от неавтоматизированной системы управле­ ния с использованием ЭВМ видно из сопоставления рис. 2 и 3.

В первом случае ЭВМ используются для решения отдельных задач управления. Например, руководите­ ли завода вырабатывают производственное задание с помощью машины (на основе полученных от цехов необходимых данных о производственных возможно­ стях), а затем доводят его до цехов, получают отче­ ты о ходе выполнения задания, вырабатывают новое задание и т. д.

Во втором случае информация от цехов (объекта управления) собирается непосредственно вычисли­ тельным центром (ЭВМ) и лишь оттуда поступает в орган управления, как правило, в переработанном ви­ де. Известная часть информации поступает в орган управления и другим путем (сведения о деловых ка­ чествах работников, личные впечатления руководите­ лей от посещения цехов и т. д.). Но основная масса данных поступает в вычислительные устройства; они составляют на основе этих данных задания и переда­ ют готовые результаты расчетов, с одной стороны, органу управления, а с другой (через контрольное звено) — объекту управления. Контрольным звеном здесь может быть либо специальный орган, либо часть аппарата управления. Контроль позволяет, в

28