Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

логии современных систем управления были выделе­ ны так называемые опытно-показательные предприя­ тия.

В соответствии с пятилетним планом развития на­ родного хозяйства на 1966—1970 гг. было осуществле­ но дальнейшее расширение .круга предприятий, на ко­ торых планировалось создать автоматизированные системы управления. К этому времени был накоплен первый опыт разработки и создания АСУП. Сформу­ лированы основные положения и этапы их разработ­ ки, которые впоследствии нашли отражение в соответ­ ствующих методических материалах *. Трудоемкость разработки одной АСУ в период 1966—1970 гг. оце­ нивалась в 200—300 человеко-лет, а продолжитель­ ность — в 2—3 года.

Практика создания автоматизированных систем управления и научные исследования соответствующих проблем, эксперименты на промышленных предприя­ тиях — все это позволило в 70-е годы перейти к но­ вому этапу развития автоматизированных систем уп­ равления. Главной отличительной чертой современ­ ных автоматизированных систем управления является их комплексность. Источник роста и развития АСУП заключен, во-первых, в расширении областей автома­ тизации за счет включения все новых и новых функ­ ций управления и, во-вторых, в более углубленном проникновении в сущность экономического содержа­ ния автоматизируемых функций. Оба эти направле­ ния ведут к повышению экономической эффективно­ сти использования вычислительной техники.

Однако, как показали предварительные исследо­ вания, этот эффект может быть еще большим, если автоматизация будет затрагивать наиболее глубин­ ные процессы управления.

Одним из главных путей решения задачи повыше­ ния эффективности управления производством вооб­ ще и повышения эффективности АСУ в особенности1

1 См. «Общеотраслевые руководящие методические материа­ лы по созданию автоматизированных систем управления пред­ приятиями (АСУП))»; «Руководящие указания по разработке и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ)». — «Автоматизированные системы управления»,

стр. 295—328, 329—346.

37

на современном этапе является совершенствование методов и организации проектных работ по созданию АСУП, проведение глубоких научных исследований в этой области.

Весьма полезны анализ и обобщение опыта пер­ вых предприятий, вступивших иа путь создания АСУП. Объектом изучения здесь должны быть: за­ траты на проектирование АСУП, капиталовложения на создание их технической базы, экономические по­ следствия и результаты эксплуатации АСУП, трудо­ емкость и сроки проектирования, уровень автомати­ зации и другие вопросы. Положительный опыт, на­ копленный предприятиями, которые первыми внед­ рили у себя АСУ, заслуживает широкого распростра­ нения

§ 2. Организация руководства внедрением вычислительной техники в СССР

Развитие работ по созданию АСУ и внедрению вы­ числительной техники осуществляется иа основе по­ становлений Коммунистической партии и Советского правительства, которые направлены на то, чтобы по­ ставить их на прочную научную базу.

В 1959 г. Совет Министров СССР принял важные меры, направленные на резкое расширение произ­ водства средств механизации управленческого тру­ да в целях обеспечения возрастающих потребностей промышленности. Был определен перечень проблем, связанных с использованием ЭВМ в управлении, что потребовало развития специальных исследований и экспериментальных работ в этом направлении.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров

СССР «Об улучшении руководства внедрением вычис­ лительной техники и автоматизированных систем уп­ равления в народном хозяйстве», принятое в 1963 г.,1

1 См. Л. А. Тимощук и др. Опыт создания автоматизирован­ ных систем управления на промышленных предприятиях. Инфор­ мационный обзор. — «Экономика и организация промышленного црдизводства». Новосибирск, 1971, № 2, стр. 66—70.



Создание в СССР
разрабатывающих АСУ

характеризует начало целенаправленного руководст­ ва процессом внедрения ЭВМ и создания систем управления на основе достижений научно-техническо­ го прогресса в нашей стране. Постановлением впер­ вые были выделены государственные организации, ответственные за внедрение электронной вычислитель­ ной техники. Для этих целей Государственному коми­ тету Совета Министров СССР по координации науч­ но-исследовательских работ было поручено:

создание и внедрение, автоматизированных сис­ тем обработки информации общегосударственного назначения на базе электронной вычислительной тех­ ники;

разработка вычислительных, управляющих и ин­ формационных машин, а также вспомогательной ап­ паратуры, создание единой государственной сети вы­ числительных центров, взаимодействующих с единой автоматизированной системой связи страны;

разработка унифицированной системы документа­ ции, методов кодирования и обработки информации в системе народного хозяйства, а также принятие ряда других решений, связанных с разработкой и внедрением в народное хозяйство математических ме­ тодов, вычислительной техники и автоматизирован­ ных систем планирования и управления.,

Этим постановлением на ЦСУ СССР была воз­ ложена задача руководства созданием единой го­ сударственной сети вычислительных центров, а так­ же предусмотрены обязанности других планово-хо­ зяйственных органов.

Данное постановление сыграло важную роль в развитии иссле-

дованин по применению ЭВМ в управлении. В соответствии с

ним были созданы такие получившие всеобщее при­ знание научно-исследовательские организации, как Центральный экономико-математический институт АН

СССР (ЦЭМИ), Институт кибернетики АН СССР, Институт кибернетики с вычислительным центром АН УзССР, Научно-исследовательская лаборатория эко­ номики и организации производства Московского ин­ женерно-экономического института имени С. Орджо­ никидзе (НИЛ), Центральный научно-исследователь­

39

ский институт организации и техники управления (ЦНИИТУ) и др.

Эти и другие институты развернули исследования на всех уровнях народного хозяйства. Всего в это время для работ по внедрению ЭВМ и экономико-ма­ тематических методов на уровне высших планово-хо­ зяйственных органов было специализировано около 20 научно-исследовательских институтов, на отрасле­ вом уровне — около 50 и на предприятиях — свыше 130 лабораторий, институтов и организаций. В насто­ ящее время эти работы ведутся в 750 научных и про­ ектных организациях. Результаты исследований этих организаций образовали тот научный фундамент, на базе которого развернулись работы по созданию ав­ томатизированных систем управления. Впоследствии эти результаты были положены в основу межотрасле­ вых инструктивно-методических и руководящих мате­ риалов по созданию автоматизированных систем уп­ равления производством для различных звеньев на­ родного хозяйства.

Реорганизация управления промышленностью в 1965 г. и переход на новую систему планирования и экономического стимулирования обусловили не­ обходимость изменения организационных форм ру­ ководства внедрением электронной вычислительной техники и созданием автоматизированных систем уп­ равления.

В марте 1966 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в на­ родное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство». Задачи руководства внедрением элект­ ронной вычислительной техники были распределены между отраслевыми министерствами, а руководство созданием государственной сети вычислительных центров было сохранено за ЦСУ СССР. Министерст­ ву радиопромышленности СССР поручалась разра­ ботка автоматизированных систем управления в ча­ сти технических средств. На Министерство при­ боростроения, средств автоматизации и систем уп­

равления СССР была возложена

ответственность

за создание автоматизированных

систем управле­

40


Руководство работами в области АСУ в министерствах и ведомствах

ния предприятиями и отраслями народного хозяй­ ства.

В целях усиления централизованного начала в руководстве внедрением электронной вычислительной техники и автоматизированных систем управления производством в 1970 г. в составе Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и тех­ нике были образованы Главное управление вычисли­ тельной техники и систем управления, а также Ин­ ститут управления народным хозяйством для повы­ шения квалификации руководящих кадров.

В настоящее время каждое ми­ нистерство и ведомство самосто­ ятельно осуществляет управле­ ние процессами внедрения вычи­ слительной техники. Министерст­

ва и ведомства страны создали в своем аппарате раз­ личные подразделения по руководству внедрением вычислительной техники. Отделы внедрения вычисли­ тельной техники (в составе технических управлений) имеются в Министерстве станкостроительной и инст­ рументальной промышленности СССР, в Министерст­ ве черной металлургии СССР и т. д. В некоторых ми­ нистерствах подобные отделы образованы в составе главных экономических управлений и управлений связи.

Усиление внимания министерств и ведомств к во­ просам, связанным с созданием систем управления и внедрением вычислительной техники, имеет большое положительное значение. Успехи развития АСУ тесно связаны с вопросами подготовки кадров.

Расширяются мероприятия по повышению квали­ фикации кадров управляющих и подготовки специа­ листов для разработки автоматизированных систем управления в системе соответствующих курсов и ин­ ститутов повышения квалификации. Становление этой системы требует проведения дополнительных серьез­ ных исследований и обобщения опыта работ в этой области.

41

§ 3. Основные направления работ по созданию АСУ в восьмой пятилетке

Основными направлениями в работе по внедрению вычислительной техники в восьмой пятилетке были: разработка и внедрение систем управления предприя­ тиями, технологическими процессами и производства­ ми, организация в научно-исследовательских и про­ ектных институтах вычислительных центров и созда­ ние автоматизированных систем по управлению различными отраслями (первые очереди).

Работы по внедрению вычислительной техники нашли отражение в планах многих отраслей народ­ ного хозяйства; предусмотренные задания по внедре­ нию этой техники были успешно выполнены.

Минувшая пятилетка явилась своеобразным пери­ одом преодоления «психологического барьера» в этом вопросе, что в свою очередь позволило перейти от решения локальных, а иногда и случайных задач к решению комплекса задач по отдельным подсистемам АСУ.

Значительно расширилась сеть научно-исследова­ тельских организаций по разработке систем управле­ ния. В настоящее время в целом по народному хозяй­ ству проектированием и созданием автоматизирован­ ных систем управления занято около 40 тыс. специа­ листов.

Специалистами, занимающимися разработкой и внедрением вычислительной техники, за 1966—1970 гг. во всех отраслях народного хозяйства проделана большая работа. В частности, в машиностроении, черной и цветной металлургии, угольной промышлен­ ности, энергетике, легкой, пищевой и других отраслях промышленности, в строительстве, сельском хозяйст­ ве, торговле, на транспорте, в здравоохранении, про­ свещении, городском хозяйстве за истекшее пятиле­ тие было введено в действие 417 автоматизированных систем управления всех назначений.

Успешная реализация работ по внедрению вычис­ лительной техники и особенно заданий по созданию систем управления во многом зависит от правильного понимания роли этих систем в управлении и от непо-

42


средствениого участия в их создании предприятии. Так, непосредственное и активное участие в работах по созданию АСУП руководителей бердянского за­ вода «Азовкабель», Ждановского завода тяжелого машиностроения, московского станкостроительного завода «Красный пролетарий», киевского завода «Точэлектроприбор», Черниговского комбината хими­ ческих волокон и ряда других предприятий обес­ печило создание в короткий срок высокоэффективных систем управления предприятиями.

Особая роль в создании отраслевых АСУ принад­ лежит министерствам и ведомствам. Наглядным при­ мером этого может служить успешное проведение ра­ бот по созданию систем АСУ «Прибор», АСУ «Хим­ пром», АСУ «Электротехпром» и др.

За пятилетку были отработаны порядок и орга­

низация создания систем. Это

нашло отражение в

методических

и руководящих материалах

которые

положены в

основу разработок,

проводимых

мини­

стерствами и ведомствами. Были определены требо­ вания к построению информационной базы АСУ, к техническим средствам сбора, передачи и обработки информации, математическому обеспечению ЭВМ12, разработаны принципы типизации разработки АСУ3. Вошло в практику решение значительного числа за­ дач управления в области технико-экономического планирования, оперативного управления, материаль­ но-технического снабжения и т. д. Автоматизирован­ ные системы управления показали высокую эффек­ тивность.

1 См. «Временные межотраслевые руководящие методические материалы по составу, содержанию проектов автоматизирован­ ных систем управления предприятия с дискретным характером производства, последовательности их разработки и внедрения». М., 1968; «Временные методические положения по проектированию автоматизированных систем управления автотранспортным пред­ приятием». ЦЭМИ АН СССР. М., 1970; «Организация проектиро­ вания автоматизированных систем управления для промышленных предприятий». Методические указания. М., 1967, и др.

2 См. «Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию автоматизированных систем управления предприя­ тиями (АСУП)». — «Автоматизированные системы управления».

М... 1972, стр. 295—328.

3 См. В. В. Карибский. Принципы создания АСУП на базе типовых решений. — «Автоматизированные системы управления».

М„ 1972, стр. 140—146..

43