Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
логии современных систем управления были выделе ны так называемые опытно-показательные предприя тия.
В соответствии с пятилетним планом развития на родного хозяйства на 1966—1970 гг. было осуществле но дальнейшее расширение .круга предприятий, на ко торых планировалось создать автоматизированные системы управления. К этому времени был накоплен первый опыт разработки и создания АСУП. Сформу лированы основные положения и этапы их разработ ки, которые впоследствии нашли отражение в соответ ствующих методических материалах *. Трудоемкость разработки одной АСУ в период 1966—1970 гг. оце нивалась в 200—300 человеко-лет, а продолжитель ность — в 2—3 года.
Практика создания автоматизированных систем управления и научные исследования соответствующих проблем, эксперименты на промышленных предприя тиях — все это позволило в 70-е годы перейти к но вому этапу развития автоматизированных систем уп равления. Главной отличительной чертой современ ных автоматизированных систем управления является их комплексность. Источник роста и развития АСУП заключен, во-первых, в расширении областей автома тизации за счет включения все новых и новых функ ций управления и, во-вторых, в более углубленном проникновении в сущность экономического содержа ния автоматизируемых функций. Оба эти направле ния ведут к повышению экономической эффективно сти использования вычислительной техники.
Однако, как показали предварительные исследо вания, этот эффект может быть еще большим, если автоматизация будет затрагивать наиболее глубин ные процессы управления.
Одним из главных путей решения задачи повыше ния эффективности управления производством вооб ще и повышения эффективности АСУ в особенности1
1 См. «Общеотраслевые руководящие методические материа лы по созданию автоматизированных систем управления пред приятиями (АСУП))»; «Руководящие указания по разработке и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления (ОАСУ)». — «Автоматизированные системы управления»,
стр. 295—328, 329—346.
37
на современном этапе является совершенствование методов и организации проектных работ по созданию АСУП, проведение глубоких научных исследований в этой области.
Весьма полезны анализ и обобщение опыта пер вых предприятий, вступивших иа путь создания АСУП. Объектом изучения здесь должны быть: за траты на проектирование АСУП, капиталовложения на создание их технической базы, экономические по следствия и результаты эксплуатации АСУП, трудо емкость и сроки проектирования, уровень автомати зации и другие вопросы. Положительный опыт, на копленный предприятиями, которые первыми внед рили у себя АСУ, заслуживает широкого распростра нения
§ 2. Организация руководства внедрением вычислительной техники в СССР
Развитие работ по созданию АСУ и внедрению вы числительной техники осуществляется иа основе по становлений Коммунистической партии и Советского правительства, которые направлены на то, чтобы по ставить их на прочную научную базу.
В 1959 г. Совет Министров СССР принял важные меры, направленные на резкое расширение произ водства средств механизации управленческого тру да в целях обеспечения возрастающих потребностей промышленности. Был определен перечень проблем, связанных с использованием ЭВМ в управлении, что потребовало развития специальных исследований и экспериментальных работ в этом направлении.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров
СССР «Об улучшении руководства внедрением вычис лительной техники и автоматизированных систем уп равления в народном хозяйстве», принятое в 1963 г.,1
1 См. Л. А. Тимощук и др. Опыт создания автоматизирован ных систем управления на промышленных предприятиях. Инфор мационный обзор. — «Экономика и организация промышленного црдизводства». Новосибирск, 1971, № 2, стр. 66—70.
характеризует начало целенаправленного руководст ва процессом внедрения ЭВМ и создания систем управления на основе достижений научно-техническо го прогресса в нашей стране. Постановлением впер вые были выделены государственные организации, ответственные за внедрение электронной вычислитель ной техники. Для этих целей Государственному коми тету Совета Министров СССР по координации науч но-исследовательских работ было поручено:
создание и внедрение, автоматизированных сис тем обработки информации общегосударственного назначения на базе электронной вычислительной тех ники;
разработка вычислительных, управляющих и ин формационных машин, а также вспомогательной ап паратуры, создание единой государственной сети вы числительных центров, взаимодействующих с единой автоматизированной системой связи страны;
разработка унифицированной системы документа ции, методов кодирования и обработки информации в системе народного хозяйства, а также принятие ряда других решений, связанных с разработкой и внедрением в народное хозяйство математических ме тодов, вычислительной техники и автоматизирован ных систем планирования и управления.,
Этим постановлением на ЦСУ СССР была воз ложена задача руководства созданием единой го сударственной сети вычислительных центров, а так же предусмотрены обязанности других планово-хо зяйственных органов.
Данное постановление сыграло важную роль в развитии иссле-
дованин по применению ЭВМ в управлении. В соответствии с
ним были созданы такие получившие всеобщее при знание научно-исследовательские организации, как Центральный экономико-математический институт АН
СССР (ЦЭМИ), Институт кибернетики АН СССР, Институт кибернетики с вычислительным центром АН УзССР, Научно-исследовательская лаборатория эко номики и организации производства Московского ин женерно-экономического института имени С. Орджо никидзе (НИЛ), Центральный научно-исследователь
39
ский институт организации и техники управления (ЦНИИТУ) и др.
Эти и другие институты развернули исследования на всех уровнях народного хозяйства. Всего в это время для работ по внедрению ЭВМ и экономико-ма тематических методов на уровне высших планово-хо зяйственных органов было специализировано около 20 научно-исследовательских институтов, на отрасле вом уровне — около 50 и на предприятиях — свыше 130 лабораторий, институтов и организаций. В насто ящее время эти работы ведутся в 750 научных и про ектных организациях. Результаты исследований этих организаций образовали тот научный фундамент, на базе которого развернулись работы по созданию ав томатизированных систем управления. Впоследствии эти результаты были положены в основу межотрасле вых инструктивно-методических и руководящих мате риалов по созданию автоматизированных систем уп равления производством для различных звеньев на родного хозяйства.
Реорганизация управления промышленностью в 1965 г. и переход на новую систему планирования и экономического стимулирования обусловили не обходимость изменения организационных форм ру ководства внедрением электронной вычислительной техники и созданием автоматизированных систем уп равления.
В марте 1966 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в на родное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления в народное хозяйство». Задачи руководства внедрением элект ронной вычислительной техники были распределены между отраслевыми министерствами, а руководство созданием государственной сети вычислительных центров было сохранено за ЦСУ СССР. Министерст ву радиопромышленности СССР поручалась разра ботка автоматизированных систем управления в ча сти технических средств. На Министерство при боростроения, средств автоматизации и систем уп
равления СССР была возложена |
ответственность |
за создание автоматизированных |
систем управле |
40
ния предприятиями и отраслями народного хозяй ства.
В целях усиления централизованного начала в руководстве внедрением электронной вычислительной техники и автоматизированных систем управления производством в 1970 г. в составе Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и тех нике были образованы Главное управление вычисли тельной техники и систем управления, а также Ин ститут управления народным хозяйством для повы шения квалификации руководящих кадров.
В настоящее время каждое ми нистерство и ведомство самосто ятельно осуществляет управле ние процессами внедрения вычи слительной техники. Министерст
ва и ведомства страны создали в своем аппарате раз личные подразделения по руководству внедрением вычислительной техники. Отделы внедрения вычисли тельной техники (в составе технических управлений) имеются в Министерстве станкостроительной и инст рументальной промышленности СССР, в Министерст ве черной металлургии СССР и т. д. В некоторых ми нистерствах подобные отделы образованы в составе главных экономических управлений и управлений связи.
Усиление внимания министерств и ведомств к во просам, связанным с созданием систем управления и внедрением вычислительной техники, имеет большое положительное значение. Успехи развития АСУ тесно связаны с вопросами подготовки кадров.
Расширяются мероприятия по повышению квали фикации кадров управляющих и подготовки специа листов для разработки автоматизированных систем управления в системе соответствующих курсов и ин ститутов повышения квалификации. Становление этой системы требует проведения дополнительных серьез ных исследований и обобщения опыта работ в этой области.
41
§ 3. Основные направления работ по созданию АСУ в восьмой пятилетке
Основными направлениями в работе по внедрению вычислительной техники в восьмой пятилетке были: разработка и внедрение систем управления предприя тиями, технологическими процессами и производства ми, организация в научно-исследовательских и про ектных институтах вычислительных центров и созда ние автоматизированных систем по управлению различными отраслями (первые очереди).
Работы по внедрению вычислительной техники нашли отражение в планах многих отраслей народ ного хозяйства; предусмотренные задания по внедре нию этой техники были успешно выполнены.
Минувшая пятилетка явилась своеобразным пери одом преодоления «психологического барьера» в этом вопросе, что в свою очередь позволило перейти от решения локальных, а иногда и случайных задач к решению комплекса задач по отдельным подсистемам АСУ.
Значительно расширилась сеть научно-исследова тельских организаций по разработке систем управле ния. В настоящее время в целом по народному хозяй ству проектированием и созданием автоматизирован ных систем управления занято около 40 тыс. специа листов.
Специалистами, занимающимися разработкой и внедрением вычислительной техники, за 1966—1970 гг. во всех отраслях народного хозяйства проделана большая работа. В частности, в машиностроении, черной и цветной металлургии, угольной промышлен ности, энергетике, легкой, пищевой и других отраслях промышленности, в строительстве, сельском хозяйст ве, торговле, на транспорте, в здравоохранении, про свещении, городском хозяйстве за истекшее пятиле тие было введено в действие 417 автоматизированных систем управления всех назначений.
Успешная реализация работ по внедрению вычис лительной техники и особенно заданий по созданию систем управления во многом зависит от правильного понимания роли этих систем в управлении и от непо-
42
средствениого участия в их создании предприятии. Так, непосредственное и активное участие в работах по созданию АСУП руководителей бердянского за вода «Азовкабель», Ждановского завода тяжелого машиностроения, московского станкостроительного завода «Красный пролетарий», киевского завода «Точэлектроприбор», Черниговского комбината хими ческих волокон и ряда других предприятий обес печило создание в короткий срок высокоэффективных систем управления предприятиями.
Особая роль в создании отраслевых АСУ принад лежит министерствам и ведомствам. Наглядным при мером этого может служить успешное проведение ра бот по созданию систем АСУ «Прибор», АСУ «Хим пром», АСУ «Электротехпром» и др.
За пятилетку были отработаны порядок и орга
низация создания систем. Это |
нашло отражение в |
||
методических |
и руководящих материалах |
которые |
|
положены в |
основу разработок, |
проводимых |
мини |
стерствами и ведомствами. Были определены требо вания к построению информационной базы АСУ, к техническим средствам сбора, передачи и обработки информации, математическому обеспечению ЭВМ12, разработаны принципы типизации разработки АСУ3. Вошло в практику решение значительного числа за дач управления в области технико-экономического планирования, оперативного управления, материаль но-технического снабжения и т. д. Автоматизирован ные системы управления показали высокую эффек тивность.
1 См. «Временные межотраслевые руководящие методические материалы по составу, содержанию проектов автоматизирован ных систем управления предприятия с дискретным характером производства, последовательности их разработки и внедрения». М., 1968; «Временные методические положения по проектированию автоматизированных систем управления автотранспортным пред приятием». ЦЭМИ АН СССР. М., 1970; «Организация проектиро вания автоматизированных систем управления для промышленных предприятий». Методические указания. М., 1967, и др.
2 См. «Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию автоматизированных систем управления предприя тиями (АСУП)». — «Автоматизированные системы управления».
М... 1972, стр. 295—328.
3 См. В. В. Карибский. Принципы создания АСУП на базе типовых решений. — «Автоматизированные системы управления».
М„ 1972, стр. 140—146..
43