Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
частности, выбрать из нескольких вариантов реше ния задачи наиболее подходящие по каким-то до полнительным соображениям, не поддающимся электронному расчету.
Вся поступающая в вычисли тельные устройства информация делится на два вида. Первый — условно-постоянная
информация, т. е. разного рода нормативы, паспорт ные данные оборудования, тарифы и расценки и т. д. Условно-постоянными они называются потому, что время от времени в них вносятся коррективы, но в те чение некоторого периода их можно считать неизмен ными. Они хранятся в массиве перфокарт, на магнит ных лентах и других носителях. Второй вид информа ции — .переменная, т. е. характеризующая текущее состояние производства. Это данные о выработке ра бочих, о выполнении заданий, производительности оборудования и т. п. Объединение условно-постоян ной и переменной информации (например, сопостав ление норм с выработкой и т. д.) — основа всех рас четов.
Имеется система правил, определяющих порядок поступления данных в машину, их корректировки, об работки, выдачи результатов, доведения решений до исполнителя, контроля за правильностью выполнения решений и т. д. Необходимо, чтобы все эти инструк ции были максимально формализованы, в частности переведены на язык, «понятный» ЭВМ. Таким языком является, как известно, язык математики.
Принято рассматривать' каждую АСУ одновременно в нескольких аспектах; имея в виду, во-первых, ее функции, а во-
вторых, средства и методы, с помощью которых эти функции реализуются. Соответственно различается несколько групп подсистем АСУ.
Функциональные подсистемы АСУ организуются в соответствии с функциями управления, наиболее важ ными для объекта автоматизированного управления. В отраслевой системе среди функциональных подсис тем могут быть названы следующие: прогнозирова ние, перспективное планирование, оперативное уп равление, учет и статистика, финансовое обеспечение, реализация и сбыт и т. д. (подробнее о содержании и
29
организации функциональных подсистем АСУ разно го уровня см. главы III и IV).
Не следует понимать функциональную .подсистему АСУ как простое отражение существующей системы управления с ее обособленными службами, каждая из которых имеет свои каналы информации. Напри мер, каждая служба заводоуправления имеет своего «представителя» в цехе, получает по своим каналам отчетную и другую документацию. При этом, как по казал анализ, она на 80% содержит дублирующую, во многом противоречивую информацию. В АСУ не должно быть подобных обособленных подсистем; здесь информация объединена (интегрирована), и с помощью ЭВМ ею пользуются все службы предприя тия. На основе одного и того же сигнала, скажем о завершении рабочим партии деталей, ЭВМ выдает бухгалтерии расчет заработной платы, отделу снаб жения — данные о количестве израсходованного ма териала, .производственному отделу — об изменении промежуточного запаса заготовок и т. д. Таким обра зом, функциональная подсистема АСУ — это не са мостоятельная ее часть, а скорее режим ее работы, тесно связанный с другими подсистемами.
Обеспечивающие подсистемы АСУ — группа под-,
систем, которые, как показывает само название, обес печивают нормальное действие основных (функцио нальных) подсистем автоматизированной системы уп равления. Перечислим несколько обеспечивающих подсистем:
экономическое обеспечение, т. е. комплекс эконо мических показателей и нормативов;
правовое обеспечение — юридическое закрепле ние всех норм, которыми руководствуются люди в хо де работы АСУ;
экономико-математическое обеспечение — комп лекс моделей, которые используются в процессе управления с помощью АСУ, увязанных в единую систему (они имеют общие целевые функции, крите рии) ;
информационное обеспечение — комплекс методов оформления документации и документооборота, ор ганизации массивов хранения данных, методов поис ка информации и т. д.;
30
техническое обеспечение — вычислительный центр,
а также периферийное оборудование и средства связи;
программно-математическое обеспечение — комп лекс программ, обеспечивающих работу системы.
|
Академик В. М. |
Глушков |
выде- |
|
^Гз^аботк АСУ |
ляет ряд |
основных принципов |
||
разра отки |
построения |
автоматизированных |
||
систем управления: |
формулирование |
новых |
задач, |
единство информационной базы, автоматизация до кументооборота, согласованность характеристик и элементов системы, типизация математического обес печения, совершенствование АСУ, определение ко нечной цели процесса управления как исходного пункта создания АСУ, приспособление объекта уп равления к системе управления
Рассмотрим указанные принципы последовательно.
Принцип формулирования новых задач означает,
что основной экономический эффект АСУ связан с их способностью решать такие задачи управления, кото рые в условиях неавтоматизированной системы не решаются (в силу огромной трудоемкости соответст вующих работ, невозможности достижения достаточ ной точности расчетов и т. д.). Например, новыми за дачами, решение которых оказывается возможным в условиях АСУ, являются экономико-математические задачи оптимального распределения ресурсов, задачи согласования календарных расписаний и т. д.
Принцип единства информационной базы АСУ
предполагает такую организацию потоков информа ции, при которой все данные о ходе производства пе редаются однократно и в одном направлении: в за поминающее устройство ЭВМ; организуются единые массивы информации, обеспечивающие органы управ ления всеми необходимыми сведениями.
Принцип автоматизации документооборота озна чает необходимость приспособления всей системы до кументооборота к возможностям и техническим особенностям вводных и выводных устройств ЭВМ1
1 См. В. М. Глушков. Основные принципы построения АСУ.
Киев, 1969.
31
(кодирование данных, использование дуаль-карт — документов с перфорационной набивкой), перевод ча сти процессов передачи данных непосредственно на технические устройства (типа счетчиков или электри ческого клейма, которое в момент принятия детали передает сигнал об этом на вычислительный центр и т. д.).
Принцип согласованности характеристик и эле ментов системы требует, чтобы при ее проектирова нии предусматривалась равномерная загрузка техни ческих средств во времени; кроме того, должна быть согласована пропускная способность процессора, вводных и выводных устройств ЭВМ, а также кана лов информации.
Принцип типизации математического обеспечения
основывается на том, что, как бы ни были различны объекты управления (и управляющие ими системы), между ними всегда есть много общего: -в методике составления планов, календарных графиков, расчетов по заработной плате и т. д. Следовательно, при про ектировании АСУ не нужно каждый раз создавать новые программы и комплексы программ для подоб ных задач управления: достаточно разработать срав нительно небольшое количество типовых программ, размножить их и затем организовать привязку к кон кретным объектам управления.
Принцип совершенствования («самообучения»)
АСУ означает, что автоматизированная система, соз данная для того или иного объекта, не может оста ваться неизменной. Она постоянно должна совершен ствоваться, «обучаться» на опыте своего функциони рования, расширять сферу своего управляющего воз действия на объект.
В качестве исходного пункта создания АСУ В. М.
Глушков выдвигает принцип определения конечной цели процесса управления. К проектированию АСУ можно подойти двояко. Во-первых, изучить сложив шуюся при существующей системе управления доку ментацию, постараться рационализировать ее и при способить к требованиям АСУ. Во-вторых, заранее определить конечные цели управления и установить, какие нужны для ее достижения выходные документы (например, определить круг показателей производст
32
венного плана), а затем, опираясь на них, проектиро вать необходимые формы первичных документов и методы их обработки. Второй путь эффективнее, он позволяет сформировать такой документооборот, при котором не будет дублирования, излишней информа ции, ио будет все необходимое для решения постав ленных задач управления.
Последний принцип, выдвинутый В. М. Глушко вым, состоит в том, что надо не только систему под страивать под объект управления (предприятие, от расль и т. д,), но и объект долоісен подстраиваться под систему управления. Следовательно, необходимо вместе с разработкой типовых автоматизированных систем типизировать и совершенствовать структуру и
функции соответствующих органов |
управления. |
||
|
Автоматизированные |
системы |
|
Основные виды а с у |
управления подразделяются на |
||
и их характеристика |
. r |
r |
|
г ' |
множество видов и типов. Из них |
||
прежде всего надо |
отметить-три, |
соответствующие |
разным уровням хозяйственного управления: народ ное хозяйство, отрасль, предприятие (объединение).
XXIV съезд КПСС поставил задачу создания об щегосударственной автоматизированной системы сбо ра и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством. Она воплощает ся в комплексе взаимосвязанных и взаимодействую щих автоматизированных систем трех названных уровней на базе государственной сети вычислитель ных центров и единой автоматизированной сети связи.
АСУ высшего уровня будут высокоспециализи рованными в соответствии с задачами тех государст венных органов, которые будут ими обслуживаться. В настоящее время ведется разработка автоматизи рованной системы плановых расчетов для Госплана
СССР и других плановых органов страны. Уже ча стично действует автоматизированная система управ ления материально-техническим снабжением, созда ются первые очереди систем обработки информации Центрального статистического управления, Государ ственного банка СССР, Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР и других ве домств.
Отраслевые АСУ (ОАСУ) в девятой пятилетке
2—1549 |
33 |
создаются в большинстве отраслевых министерств
СССР, а также в ряде министерств и ведомств союз ных республик. Они будут создаваться также во все союзных и республиканских промышленных объеди нениях.
Автоматизированные системы управления произ водством (АСУП) действуют во многих производст венных объединениях (комбинатах), а также на за водах, фабриках, рудниках, предприятиях транс порта, в торговле, сельском хозяйстве и научных ор ганизациях.
Для создания автоматизированных систем управ ления каждого из названных видов, при соблюдении общих принципов теории АСУ, применяются свои, особые способы проектирования, методы управления объектом и т. д.
АСУ нельзя рассматривать как некое инородное тело, вторгающееся в живой организм предприятия, отрасли, любого другого звена хозяйства. Нельзя также считать, что для внедрения АСУ достаточно приобрести и установить электронно-вычислительную машину, организовать вычислительный центр. Здесь требуется коренная перестройка организации и эко номики производства, структуры управления и порой даже технологии, а также решение сложных социаль но-психологических проблем. Иначе это будет не си стема, а набор разнородных, не связанных между со бой мероприятий, предназначенных для повышения качества управления производством. Эффективность их, как правило, невелика.
Создание АСУ на действующем экономическом объекте (в министерстве, на предприятии и т. д.) не разовое мероприятие, а постепенный, весьма длитель ный процесс. Отдельные подсистемы АСУ проектиру ются и вводятся в действие последовательными оче редями, включая в состав своих функций все новые и новые задачи, органически «вписываясь» в систему управления.
Внедрение автоматизированных систем управле ния в народное хозяйство — сложная организацион ная задача, имеющая большое значение.
В девятой пятилетке в союзных министерствах и ведомствах создаются научно-исследовательские ор
34
ганизации или крупные научные подразделения в об ласти совершенствования управления и создания АСУ. Поскольку внедрение АСУ требует приспособ
ления документации для машинной |
обработки, |
в |
настоящее время широко развернуты |
работы по |
со |
ставлению унифицированных систем документации, а также классификаторов технико-экономической ин формации и государственных стандартов на сбор и обработку информации
С целью координации и решения возникающих проблем образован Междуведомственный совет по со вершенствованию управления в народном хозяйстве. На совет возложена разработка основных направле ний совершенствования управления на основе широ
кого использования средств вычислительной |
техники |
и АСУ, а также координации работ в этой |
области. |
Решения Междуведомственного совета по возложен ным на него задачам являются обязательными для всех министерств и ведомств СССР и союзных рес публик.1
1 См. «Автоматизированные системы управления (Примене ние вычислительной техники и автоматизированных систем уп
равления на предприятиях и в отраслях промышленности!» М 1972, стр. 17, 26.
о*
Г Л А В А II
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ
§ 1. Этапы внедрения ЭВМ и экономико-математических методов в управление
История использования электронных вычислительных машин и экономико-математических методов сравни тельно непродолжительна. Однако в ней выделяют несколько этапов ]. Изучая развитие процессов внед рения ЭВМ в управлении, можно проследить посто янную руководящую роль Коммунистической партии, которая последовательно проводит политику совер
шенствования планирования и управления. |
' |
Использование ЭВМ в планировании и управлении |
|
производством в нашей стране началось примерно |
с |
1956 г. Сначала ЭВМ использовались в управлении производством преимущественно для решения отдель- • ных, частных задач. Механизация и автоматизация процессов решения экономических задач осуществля лась как на базе использования универсальных элек тронных вычислительных машин, так и путем приме нения специализированных ЭВМ. Например, в 1958— 1959 гг. для этих целей была разработана специали зированная ЭВМ первого поколения «Эра» для Мос ковского автомобильного завода имени Лихачева 21.
Этапы создания |
Начиная с 1962—1963 гг. |
наме- |
|
электронных систем |
тился повсеместный переход к |
||
обработки данных |
созданию |
электронных |
систем |
и АСУ |
обработки данных и автоматизи |
||
рованных систем управления. |
Для отработки |
методо- |
1 См. «Применение экономико-математических методов и ЭВМ в управлении промышленным предприятием». М., 1968, стр. 7—20.
2Подробнее этот вопрос рассматривается в кн.: О. В. Козлова
идр. Применение электронно-вычислительных машин в управле
нии производством. М., 1965, стр. 11.
36