Файл: Хунджуа, Г. Ю. Таблицы, применяемые на тахеометрических съемках и в инженерном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

воверхпостп

Земли; точка Ь тоже находится в конце участка,

по

уже лежит на полотне предполагаемой дороги (в вьтелке или

на

насыпи)-

Высота

определится по таблицам I пли II:

 

 

(/(■! = —

сп sin2a или h^dtgcx,).

 

 

о

 

Высота же Лг определится но формуле:

 

 

 

1>2 — г ■d,

 

 

 

 

 

где i есть руководящий уклон дороги

(в нашем

случае

0,08)

и d—длина участка (горизонтальная

проекция).

 

 

Высоту Ьг можно определить также но таблице VII.

 

Разность между высотами

и

выразит

глубину выемки

или высоту насыпи.

 

 

 

 

 

 

 

Если в зависимости от

полученной глубины выемки

(или

высоты

насыпи) более целесообразно

не

изменять

направления

трассы

этого участка, то

теодолитом

переходят

в конечную

точку

участка и оттуда'продолжают трассирование дороги.

Толь­

ко в

этом случае падо учесть,

что

в точке

стояния теодолита

дорога будет находиться в выемке или на насыпи (/ц—Л2). Если в рассмотренном выше случае глубина выемки или

высота насыпи получилась значительной, может возникнуть вопрос об изменении направления трассы этого участка с тем, чтобы уклон нового направления соответствовал руководящему уклону дороги (или был меньше его).

Для этого поступают так:

По таблице VI находят угол наклона, соответствующий ру­ ководящему или меньшему уклону, например, уклопу 0,07.

Как видно из таблицы VI, этому уклону соответствует угол ыаклопа [а—4°0'.

После этого уровень вертикального круга теодолита, устано­ вленного в начальной точке данного участка, приводят в нуль пункт и сам вертикальный круг устанавливают так, чтобы отс­ чет по верньеру круга был равен 4°0'. В этом случае уклон визирной оси трубы теодолита будет соответствовать заданному уклону (0,07). Затем веху, установленную в конце данного участка, переставляют вправо или влево (по косогору) так, чтобы, смотря в трубу теодолита, средняя горизонтальная пить сетки проектировалась на высоту инструмента, предварительно

20


намеченного на вехе- Б этом случае уклон нового направления будет ■соответствовать заданному уклону (0,07) и после этого можно продолжить трассирование дороги. Перестановку вехи (вправо или влево) легко выполнить на косогорах.

Здесь же следует отметить, что в рассмотренном нами слу­ чае мы имели в виду, что место нуля вертикального круга было

равно

нулю или отличалось от нуля

на величину до 4—6 минут.

В противном случае угол наклона а,

полученный из таблицы VI

(4°0')>

нужно изменить и получить новый угол наклона а' но

формуле:

 

 

a,'=a-j-M . О-

Это—когда работа ведется при круге вправо. При круге же"

влево

получается по формуле:

 

ес' = ЛГ ■О— *.

Для удобства работы лучше место нуля предварительно довести до минимального значения (до 4 —6 минут).

Здесь надо отметить, что трассирование дороги рекомендуется вести отдельными участками по 4—5 км с построением продоль­

ных

профилей участков. Проверив

пригодность профиля учас­

тка,

продолжают трассирование на

следующем

участке.

Л

В особо сложных топографических и других

условиях

бывает

затруднительно наметить на местности рациональное направление трассы дороги. В таких случаях предварительно производят тахеометрическую съемку такого участка и на полученном круп­ номасштабном плане в горизонталях, в зависимости от руково­ дящего уклона, минимального радиуса закруглений и. другие требований технических условий, намечают рациональный ва­ риант трассыЗатем этот вариант переносит с плана на мест­ ность, уточняют его и намечают окончательное направление дороги в пределах тяжелого участка.

Тахеометрическую съемку производят также, в местах мосто­ вых переходов через водотоки и собирают сведения для проек­ тирования моста (продольный уклон реки, живые сечения е указанием горизонтов меженных и высоких вод, геологию русл», реки и т. д.).

Съемку полосы вдоль трассы (для составления плана) ведут, обычно методом перпендикуляров.

21


Если ло топографическим

или

иным

условиям

местности

мост через большой водоток должен расположиться

на

кривой,

то па

берегах реки закреиляют подходные к мосту прямолиней­

ные участки

дороги с дедыо дальнейшей

разбивки криволиней­

ной осп моста (см. ниже—разбивки криволинейных

соору­

жений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

процессе изыскания выбирают также площадки для строи­

тельства линейных сооружений (отдельных

служебно-эксплуата­

ционных и

бытовых зданий).

 

 

 

 

 

 

 

На

практике

бывают

случаи,

когда

дорогу

прокладывают

между

пунктами,

разность

высот

которых

большая, а расстоя­

ние между ними небольшое. Ввиду этого,

уклон прямой между

этими

пунктами

будет весьма

большой.

В таких

случаях при

трассировании дороги необходимо трассу искусственно удли­ нить с тем, чтобы уклон отдельных участков трассы не был больше руководящего уклона. В таких случаях трасса дороги обычно будет иметь в илане вид зигзагообразно расположенной ломанной линии. С целью плавного и безопасного движения транспорта на новоротах такой ломанной линии помещают осо­ бые кривые, называемые еериантинами (на автомобильных дорогах).

Общая длина L такого участка определяется по формуле:

где Н —разность высот конечных точек, i—руководящий уклон.

Если в районе прокладки трассы имеются боковые ущелья и овраги, то с целью развития (удлинения) трассы ее можно про­ ложить с заходом в эти ущелья и овраги.

При трассировании дороги в горной местности может во­ зникнуть необходимость проходки тоннеля в скалистых или дру­ гих грунтах. В таких случаях в задачу изыскателя входит уста­ новление на местности концевых точек тоннеля и направления

подходных

участков дороги (разбивка

оси

тоннеля рассмот­

рена в конце книжки).

 

 

После окончания полевого трассирования

приступают к сос­

тавлению

проекта дороги с соблюдением

всех требований тех-

н ических

условий проектирования дорог.

 

 

22


Б и те были изложены общие соображения по трассированию автомобильных дорог, пользуясь таблицей VI-

Основы этого вопроса, как выше отметили, рассмотрены в специальных курсах изыскания и проектирования дорог.

То же самое относится и к рассмотренному ниже трассиро­ ванию каналов-

При трассировании железных дорог требуются дополнитель­ ные материалы, связанные с тяговым расчетом двиясения. На

перегонных

участках

дороги

должны иметь в

виду устройство

переходных

кривых,

необходимых для плавного (без ударов)

хода поезда

на поворотах дороги-

 

Если на железных дорогах

прямолинейные

участки трассы

в равнинных местах имеют большое протяжение (более 10—16 км), то нужно определить координаты конечных точек таких участков и их дирекционные углы (привязкой к имеющимся пунктам геодезической сети) и затем по этим данным—точные длины отдельных участков и их углы поворота (правые и левые)-

Методом же провешивания можно на таких участках зак­ репить створные точки через нужные расстояния.

Т А Б Л И Ц А VII

Этой таблицей пользуются на изысканиях и строительствах каналов и планировках городских площадей, аэродромов, ста­ дионов и др. наклонными плоскостями. В таблице приведены разности высот точек, вычисленные но формуле:

h = i . cl,

где d горизонтальное расстояние между точками, г—уклон пря­ мой, соединяющей эти точки.

Так как трассирование каналов ведется^ нивелиром и отсче­ ты но нивелирным рейкам берутся в миллиметрах, разности высот приведены в таблице в миллиметрах для уклонов от 0,0004 до 0,08 и расстояний d от 10 до 100 метров.

Трассированию канала геодезическими инструментами пред­ шествует предварительная работа, которая заключается в том, что в результате гидрогеологического и топографического обс­ ледований и изучения района предполагаемого строительства канала на крупномасштабной карте в горизонталях наносят трассу канала с указанием проектных уклонов и радиусов кривых на поворотах трассы. Намечают также места предпола­ гаемых искусственных сооружений (дюкеров, акведуков, быст­ ротоков и др.). В результате этого получают предварительное направление канала и после этого приступают к трассированию канала геодезическими инструментами.

Для этого от заданной начальной точки канала (точки А) в нап­ равлении трассы, намеченной на крупномасштабной карте, ориен­

тировочно

закрепляют точку

В на расстоянии

200—250 м от

точки А.

Затем с выверенным

нивелиром становятся

примерно-

в

середине между точками

А и В,

пузырек

уровня

приводят

в

нудь

пункт и, смотря в

зрительную трубу

нивелира, берут-

отсчеты

по нивелирным рейкам, установленным

в точках А и,

В • Скажем,

эти отсчеты а и Ъ равны

423 мм и 2538

мм.

2 4


Как. известно, разность высот h точек А и В равна:

 

 

h = a—fr = 423—2538 = — 2115 мм-

 

 

 

Вслед за

этим

выясняют,

насколько

фактический

уклон ли­

нии А В

соответствует проектному

уклону,

который

в нашем

случае для начального участка, скажем, равен

г = —0,002-

Для выяснения указанного вопроса дальномером,

имеющимся

в трубе нивелира, определяют расстояния dt и й2

от нивелира

до точек

А

и В-

 

 

 

йл = 128

м и d2= 132

 

Скажем,

эти расстояния равны:

м.

Так как

нивелир установлен

на

линии

А В

или

близ нее,

можем длину АВ

приравнять

к

сумме

с?,+

б72.

В нашем случае

+ В = 128+132 = 260 м-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По этому расстоянию и уклону (—0,002) в таблицеУИ (стр.

135) находим, что разность высот

равна:

 

 

 

 

 

 

 

 

/i=400 + 120 = —520 мм,

 

 

 

 

 

с отрицательным

знаком, т. к. уклон

отрицательный

(—0,002)

В нашем

случае фактический

уклон линии А В

больше про­

ектного

уклона (—0,002), так как

фактическая

разность

высот

точек А и В (h= —2115 мм) больше проектной разности

высот

(h = —520 мм)-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разность

указанных величин

(2115 и 520) выразит глубину

выемки

или высоту насыпи-

В нашем

случае

высота насыпи,

необходимая для получения проектного уклона (—0,002), будет равна:

2115—520 = 1595 мм-

Здесь надо решить вопрос—можно ли оставить намеченное нами направление трассы (с насыпью в 1595 мм) или необхо­ димо его изменить с тем, чтобы избегнуть большой насыпи (или выемки). В этом последнем случае намеченную намп точку

В переставляют влево или

вправо (по косогору)

в новую точку

Bj, чтобы уклон повой линии АВ±

соответствовал

проектному

уклону

(—0,002).

Это будет тогда,

когда,

смотря в трубу

ни­

велира,

получим

по репке,

установленной

в новой

точке

B v

отсчет Ъ, вычисленный по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ъ= а Ь,

 

 

 

(1)

где о—отсчет по

рейке в точке А,

т. е-

423

мм,

h—разность

 

 

 

 

 

 

 

 

25