Файл: Хунджуа, Г. Ю. Таблицы, применяемые на тахеометрических съемках и в инженерном деле.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IL

По известным координатам точек

В и

С

вычисляют

расстояние

ВС и азимут

А3 прямой ВС-

Затем

ио азимутам

A lt А

2 и

А 3 определяют

углы Р и у треугольника ВМС-

Сум­

ма углов

Р

и у должна равняться'углу поворота

а,

как

внеш­

нему

углу

 

треугольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

1.

 

 

 

 

 

III. По

известной стороне

ВС

и углам р,

у

и (180—а) па

теореме

синусов

вычисляют

стороны В М и МС-

 

1Y. По заданному радиусу

Л

кругового очертания

моста и

углу поворота а в таблице III

находят

длину тангенса

MT± =

= М Т г.

 

 

 

 

 

 

 

В М

 

М Т г

 

У.

 

По известным

расстояниям

и

определяю

расстояние

В Т Х от точки

В

до

начала

кривой

(точки T t)

 

 

 

В Т 1= В М — М Т 1-

 

 

 

 

VI. По известным из триангуляции координатам

Хв , Т в

точки В

и

известному

азимуту A t стороны А В

и длине В Т 4

вычисляют

координаты

Х п и

Т п

точки Т х (начала кривой).

VII. Имея угол поворота а и радиус кривой Л,

из таблицы III

определяют длину кривой между

и Т v

 

 

 

 

VHI. На проекте моста указывается расстояние К по кривой

от начала кривой

(точки 1\) до центра каждой опорыЗная это-

34


расстояние К до центра первой речной опоры (точки а), вы­ числяют соответствующий этой кривой К угод 5 (рис. 1) по. формуле:

 

 

 

 

 

е

180 • К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О—---------- .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПВ

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. По углу о и радиусу В вычисляют длину хорды S,

соот­

ветствующей углу о по формуле:

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S=2Rsra

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.— .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Как

видно из рисунка

1, угол

между направлением Т М

и хордой S

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равен — .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По этому углу — и известному азимуту

А х направления А В

 

 

 

2

 

 

 

S-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вычисляют азимут дЦ хорды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. По известным координатам Хт

и Г п

точки

Тг,

длине

хорды S

и азимуту A i

вычисляют

координаты Х а и Y a центра

первой речной опоры моста (точки а).

 

 

 

 

 

 

 

XIIЗная эти координаты

(Х а и Па)> а

также

координаты

точек Е,

К , Р и N

(из

триангуляции),

решением

обратной

геодезической

задачи

определяют

азимуты

направлений

Ка\

К Е \ Еа\

Fa',

P N и

Na-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIII.

По этим азимутам определяют углы

X,,

Х2,

Х3

и

Х4

(рис. 1),

как

разности соответствующих

азимутов.

 

 

 

 

XIV.

По указанным углам Хь Х2, Х3 и Х4

на местности

на­

ходят положение точки а

(центра

опоры).

 

 

 

 

 

 

Для этого теодолиты устанавливают в точках К и

Е

и по

углам X,

и Ха

визирной

оси

зрительной трубы

теодолита

дают

направление

на точку

а,

где должна

быть закреплена лодка или

плот, с которого устраивают в реке временный помост

на сваях.

Вокруг помоста забивают шпунтовую перемычку нужного разме­ ра и очертания, засыпают ее земляным грунтом и получают земляной остров. На этом острове вновь определяют положение центра опоры уже с 3-х пунктов по углам Х1; Х2 и Х3.

Все три направления должны пересечься в одной точка а. Если получится треугольник погрешности, точку а намечают внутри или вне треугольника погрешности (согласно задаче Потенота).

35


После определения положения центра опоры, на острове ус­ танавливают нож опускного колодца или кессона, укладывают соответствующую арматуру, устанавливают опалубку и бетони­

руют стену колодца (кессона) на высоту до

2-х

метров.

Затем

начинается

опускание

(погружение)

колодца

(кессона). Для

этого из колодца (кессона)

выгребают

земляной

грунт

из-под

ножа и всей

площади

и

колодец (кессон)

будет постепенно

опускаться своей тяжестью. При этом центробежными насосами откачивают воду из колодца. В процессе опускания постепенно наращивают бетонные стены колодца. Если приток воды зна­ чительный и проектная глубина заложения большая, то перехо­ дят на кессон. Для этого колодец на определенной высоте пе­ рекрывают железобетонным потолком, оставив в нем отверстие для шлюзовПод потолком получится рабочая камера, куда нагнетают воздух и где рабочие работают уже в условиях сжатого воздуха, который вытесняет воду из камеры.

Дойдя до проектной глубины, бетонируют внутреннее прост­ ранство кессона (опускного колодца) и получают подводное

основание

речной опоры. Затем на поверхности

основания

по

углам

Xj,

Х3

вновь находят положение

центра

опоры (точки

а), устанавливают опалубку тела

опоры

и

бетонируют

его

до

проектной

отметки-

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким

же

обраэом определяют

положения

центров

осталь­

ных

опор (если мост многопролетный).

Между

возведенными

опорами сооружают пролетные

строения

моста

(балочные

или

арочные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширину проезжей части моста берут

с таким расчетом, что­

бы

в пределах

этой ширины

поместилась

переходная

кривая,

по которой укладываются рельсы-

Это необходимо для

плавного

(без

ударов)

хода поезда на поворотах дороги-

 

 

 

Вышеизложенный метод послужил диссертационной

работой

автора этой книжки.

 

 

 

 

 

 

 

 


РАЗБИВКА ОСИ ТОННЕЛЯ

В инженерной практике бывают случаи, когда-по тоногра­ фическим или иным условиям местности дорогу или канал (для

пропуска воды) целесообразно проложить в

тоннеле.

 

Проходку тоннеля

обычно

ведут

с его концов встречными

забоями.

 

 

 

 

 

 

Задача изыскателя

заключается

в том,

чтобы

наметить

на

местности концевые

точки А

я В тоннеля (рис. 2) так, чтобы

уклон оси тоннеля А В был не

больше проектного

уклона.

Это

можно установить нивелированием, выполненным между точками

А и В.

Для проходки тоннеля, как будет видно из дальнейшего, необ­ ходимо знать углы а и Р при точках А и В (между осью тон­ неля и направлениями на опорные-пункты сети).

Для определения этих углов между точками А и В прок­ ладывают триангуляционную сеть (или обходную' полигонометрию) и в результате этого получают координаты всех точек

триангуляции, в том числе и координаты точек А я В

(кон­

цевых точек тоннеля).

о ;

 

Триангуляционная сеть может быть

ориентирована во

маг­

нитному меридиану как свободная сеть.

Координаты начальной

точки сети могут быть взяты произвольными, например, равны­

ми нулю.

 

По координатам точек А я В

вычисляют расстояние АВ , а

также азимут аг прямой А В и,

стало быть, ее обратный ази­

мут а2, т. е. азимут прямой ВА-

 

Из триангуляции же будут известны азимуты а3 и at сторон сети А В я B N .

Искомые лримычные углы « и j3 определятся как разности соответствующих азимутов. Например, примычный угол а, т. е. угол между осью тоннеля (ИВ) и стороной триангуляции АВ., определится как разность известных азимутов а3 и а1г т- е. .