Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ства к машинному, но качественно более совершенно
му — автоматизированному.
В прежние эпохи для создания нового технического
базиса производства достаточно было коренных пре образований только в технике; теперь для перехода от
машинного производства к комплексно-автоматизиро
ванному необходимы принципиально новые открытия не только в технике, но и в науке, т. е. нужна не только техническая, но и научная революция.
Если обратиться к истории науки, то специалисты в этой обла сти чаще всего выдвигают три крупные революции в естествознании. Первая из них начинается со второй половины XV в. и продол жается до конца XVIII в. В ходе ее произошло отрицание научной системы Аристотеля, геоцентрического учения Птоломея, была пре одолена средневековая схоластика. Позитивные завоевания первой научной революции связаны с именами таких ученых, как Коперник, Кеплер, Галилей, Гарвей, Бэкон, Декарт, Бойль, Гук, Гюйгенс и, конечно, Ньютон. Итогом первой научной революции явилось соз дание системы естественных наук как «классической» системы миро понимания, опирающейся на непосредственное эмпирическое восприя тие окружающего мира.
Вторая научная революция относится к XIX в., она опрокинула метафизическую идею неизменности природы. Ее великие завоева ния (создание атомистической теории и открытие периодического закона в химии; учение о сохранении и превращении энергии в физике, клеточная и эволюционная теория в биологии) способство вали утверждению идеи всеобщего развития и всеобщей связи в природе и тем самым положили начало пониманию диалектики в естествознании.
Третья научная революция началась в конце XIX в. и продол жается по настоящее время. Началась она с разрушения представ ления об атоме как о неизменной и «конечной» частице материи и в целом связана с диалектическим отрицанием прежней, «класси ческой», картины мира и утверждением новой, релятивистско-кван товомеханической. В ходе этой революции были преодолены грани цы «классической» системы Ньютона, но таким образом, что новое миропонимание не отбрасывало последнюю, а рассматривало ее в качестве частного своего проявления.
Современная научная революция охватила физику, затем рас пространилась на химию, математику, создала такие совершенно новые области знания, как теоретическая и техническая кибернетика, космоведение и ряд других; к середине 50-х годов она проникла в биологию.
Происходящие в настоящее время научная и техни ческая революции имеют целый ряд специфических осо
бенностей.
Первая особенность заключается в том, что в совре
менных условиях обнаруживается единство научной и
9
технической революции. Две революции выступают каю единая научно-техническая революция.
В прежние эпохи технические перевороты могли про исходить вообще без научных революций; последние мог ли оказывать известное влияние на технический прог ресс, но не служили его непосредственной причиной. Творцами промышленного переворота XVIII в. были не ученые, а ремесленники: «...часовщик Уатт изобрел па ровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную ма шину, рабочий-ювелир Фултон — пароход»4.
Если взять машинный переворот, то здесь наука шла не впереди техники, а позади нее. В качестве историчес кого примера, ставшего традиционным, можно привести взаимодействие науки и техники при создании и даль
нейшем совершенствовании паровой машины. Паровая машина, которой довелось сыграть такую большую роль в технической революции XVIII—XIX вв., была создана талантливым изобретателем-самоучкой Дж. Уаттом. Ее широкое практическое применение дало толчок циклу работ по теории взаимного превращения тепловой и ме ханической энергии. В результате теория парового дви гателя появилась значительно позже его широкого про мышленного использования.
В современных же условиях развитие науки не про
сто предшествует развитию техники, но меняется харак тер их взаимодействия. Если раньше для создания но вого технического базиса необходимы были коренные
изменения только в технике, то при переходе от машин ного производства к комплексно-автоматизированному необходимы принципиальные открытия не только в тех нике, но и в науке. Наука начинает опережать в своем
развитии технику, во все большей и большей степени обнаруживая свою прогностическую функцию. Актив ная, опережающая роль науки по отношению к произ водству качественно отличает взаимодействие науки и техники по сравнению с предшествующими эпохами. Ха рактерной чертой взаимодействия науки и техники се годняшнего дня является превращение науки в непо средственно производительную силу. Это новое качество имеет много аспектов, важнейшими из которых являются:
4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 499.
10
—«сайентификация» всех элементов производст венного процесса;
—индустриализация самой науки, превращение ее в
специализированную отрасль общественного производ
ства;
—приобретение наукой роли быть самостоятельным,
«духовным» элементом производительных сил, косвенно участвующим в создании национального дохода;
—интеллектуализация человеческого труда. Исключительно сложный характер взаимодействия
науки и техники в современных условиях поставил не менее сложную проблему детерминации в этом взаимо действии. Правильное решение этой проблемы имеет да леко идущие последствия как для развития техники про изводства и всего общества в целом, так и для самой науки.
В качестве второй особенности современной научно-
технической революции нужно отметить ее небывалую динамичность. Это ее свойство обнаруживается в резком
сокращении пути между научным открытием и его реа лизацией. Например, разрыв между научными откры
тиями и |
их реализацией |
составлял |
в |
ХѴШ—XIX вв. |
примерно |
100 лет; |
в середине |
XIX — конце |
|
XIX в. и |
начале XX — примерно 50 |
лет; |
между первой |
и второй мировыми войнами-—примерно 16 лет; после второй мировой войны — 9 лет; в шестидесятые годы XX в.— 3—5 лет5.
Особенно отчетливо это видно на судьбе отдельных
изобретений. |
Если с |
момента открытия методов фото |
|
графии в 1727 г. до |
момента их |
применения прошло |
|
102 года, |
телефона |
(1820)-56 |
лет, электричества |
(1831)—50 лет, то с момента таких крупных открытий,
как транзистор (1948) и лазер (1956) до момента их при менения прошло всего лишь пять лет6. Происходит бы строе обновление продукции, выпускаемой промышлен ностью. За десятилетие 1953—1963 гг. продукция об рабатывающей промышленности США обновилась на
28%. Принято считать, что |
продукция такой |
ведущей |
||
s Technology and |
Amreican |
Economy. Washington, |
19667 |
p. 3; |
«Мировая экономика |
и международные отношения», |
1971, |
№ 5, |
|
стр. 33. |
|
№ 2, стр. 96. |
|
|
6 «Вопросы экономики», 1970, |
|
|
отрасли, как химическая, обновляется каждые 15 лет. По мнению советников президента США, 75% числен ности занятых в промышленности, производят продук цию, неизвестную1 еще 10 лет назад7.
Третьей важнейшей чертой научно-технической рево люции является ее всеобщий характер (при высоком уровне интернационализации науки и научных достиже
ний). Для современной науки характерно чрезвычайное усиление процессов интеграции и дифференциации.
В ходе современной революции в науке создается действительно единая система научного миропонимания в результате взаимодействия и взаимопроникновения наук. Интеграция, во-первых, проявляется в разверты вании комплексных исследований с помощью методов различных наук при взаимодействии, взаимопроникно вении и взаимообогащении этих видов наук. Во-вторых, особую роль в процесссе интеграции науки сыграла ма тематика. Можно утверждать, что современная научнотехническая революция объективно подвела науку к глобальной математизации всех областей знания.
Основным признаком математизации науки служит использование математических моделей — отображения определенных соотношений моделируемого объекта на
математическую структуру.
Интеграционные процессы обнаруживают себя в воз
никновении научных дисциплин типа кибернетики, тео рии систем, чьи законы и методы имеют универсальное значение в большей или меньшей степени для тех или
иных наук.
Наконец, сама интенсивная интеграция наук поро
ждается процессом их дифференциации. В настоящее время число самостоятельных'дисциплин превышает 2 тыс.8. Это, как правило, «синтетические» дисциплины— физическая химия, астрофизика, биофизика, биохимия и т. д. Необходимо также подчеркнуть, что про исходит «сращивание» традиционно очень отдаленных
дисциплин, вплоть до естественных и гуманитарных — например, в математической лингвистике, инженерной
психологии и проч.
7 «Мировая экономика и международные отношения», 1968,
№ 8, стр. 32.
8 «Вопросы экономики», 1971, № 3, стр. 30.
12
В процессе обширного взаимодействия наук в ходе научно-технической революции роль и значение отдель ных наук неодинаковы. Какая-то одна из них выходит вперед, занимая положение лидера. В различные перио ды развития знания эту роль играли различные науки. C начала XX в. положение бесспорного лидера заняла физика, феноменальные достижения которой оказали
коренное воздействие на производство.
К настоящему времени положение такого лидера, оказывающего революционизирующее влияние как на все науки, так и на производство, заняла кибернетика, включая биокибернетику. Этот процесс в первую оче редь определяется возрастающим влиянием кибернетики
на другие науки, технику и технологию производства. Переход к комплексной автоматизации производства и одновременно автоматизации процессов управления
на базе методов кибернетики основан на глубокой ана логии механизмов в технических, биологических и эко номических системах.
Современная научно-техническая революция оказы вает сильное воздействие на общественную жизнь. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь с тем, что в революционном преобразовании современная научнотехническая революция в большей мере, чем все пред шествующие технические перевороты, затрагивает такой важнейший элемент производительных сил, как рабочая
сила.
Происходящая сейчас научно-техническая революция
осуществляет революционный переход от одного типа машинного производства к качественно иному, но тоже — машинному. Историческая миссия капитализма, состояв шая в толчке к развитию вещественных элементов производительных сил — средств производства, была выполнена в ходе первой промышленной революции и
завершена в процессе технического переворота начала
XX в., связанного с широким внедрением электротехни ки. Суть происходящего в настоящее время научно-тех нического переворота заключается в том, что преобра
зование средств производства как элементов производи тельных сил выявляет человека (тоже как элемент про изводительных сил) не в роли простого физического
объекта при грандиозно развитых средствах производ ства, а именно в совокупности его человеческих качеств.
13
Эти требования к рабочей силе являются принципи ально новыми по сравнению со всеми предшествующими
эпохами. И не случайно поэтому, что научно-техничес кая революция может беспрерывно развиваться только в такой системе экономической организации общества,
которое ставит своей высшей целью гармоническое раз
витие человека. Историческая миссия такого общества состоит в развитии человека, развитие же вещественных
элементов |
производительных сил становится средством |
и именно |
поэтому беспрепятственным и безграничным. |
§ 2. Создание средств технической кибернетики в ходе современной научно-технической революции
Развитие наиболее интегрированной области научных исследований — кибернетики — в ходе научно-техничес
кой революции обнаружилось в создании средств техни
ческой кибернетики, явившихся технической базой ис пользования методов этой науки в производстве. Тех ническая реализация кибернетических методов стала
возможной в результате развития теории электромагнит
ного |
поля, исследований в области полупроводников и |
т. п., |
которые легли в основу производства разнообраз |
ной радиоэлектронной аппаратуры, включая сюда ЭВМ. В развитии самой кибернетики к настоящему време ни отчетливо выделились две ветви научных исследова ний. Одна из них связана в основном с теорией автома тов и вычислительных систем, а другая — с теорией ин
формации и проектированием систем связи9.
Независимо от подходов к определению предмета теории систем и кибернетики важно то, что эти два на
правления являются органическими |
частями |
самой |
ки |
9 Заметим, что вопрос о соотношении |
кибернетики, |
теории |
ин |
формации и теории систем еще не является окончательно решенным. Даже в специальной литературе по этому поводу можно встретить совершенно неоднозначные высказывания и определения. Например,
очень часто кибернетика определяется как наука о процессах управ ления в сложных системах (и в таком понимании она «вбирает» в себя теорию систем). C другой стороны, в последние годы в связи с бурным развитием самой теории систем можно встретить опреде
ление кибернетических систем как одной из разновидностей систем.
«Фактически можно определить кибернетику как исследование си
стем, открытых для энергии, но замкнутых для информации и управления» (У. Э ш б и. Введение в кибернетику. Μ., ИЛ, 1959,
стр. 17).
14