Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ства к машинному, но качественно более совершенно­

му — автоматизированному.

В прежние эпохи для создания нового технического

базиса производства достаточно было коренных пре­ образований только в технике; теперь для перехода от

машинного производства к комплексно-автоматизиро­

ванному необходимы принципиально новые открытия не только в технике, но и в науке, т. е. нужна не только техническая, но и научная революция.

Если обратиться к истории науки, то специалисты в этой обла­ сти чаще всего выдвигают три крупные революции в естествознании. Первая из них начинается со второй половины XV в. и продол­ жается до конца XVIII в. В ходе ее произошло отрицание научной системы Аристотеля, геоцентрического учения Птоломея, была пре­ одолена средневековая схоластика. Позитивные завоевания первой научной революции связаны с именами таких ученых, как Коперник, Кеплер, Галилей, Гарвей, Бэкон, Декарт, Бойль, Гук, Гюйгенс и, конечно, Ньютон. Итогом первой научной революции явилось соз­ дание системы естественных наук как «классической» системы миро­ понимания, опирающейся на непосредственное эмпирическое восприя­ тие окружающего мира.

Вторая научная революция относится к XIX в., она опрокинула метафизическую идею неизменности природы. Ее великие завоева­ ния (создание атомистической теории и открытие периодического закона в химии; учение о сохранении и превращении энергии в физике, клеточная и эволюционная теория в биологии) способство­ вали утверждению идеи всеобщего развития и всеобщей связи в природе и тем самым положили начало пониманию диалектики в естествознании.

Третья научная революция началась в конце XIX в. и продол­ жается по настоящее время. Началась она с разрушения представ­ ления об атоме как о неизменной и «конечной» частице материи и в целом связана с диалектическим отрицанием прежней, «класси­ ческой», картины мира и утверждением новой, релятивистско-кван­ товомеханической. В ходе этой революции были преодолены грани­ цы «классической» системы Ньютона, но таким образом, что новое миропонимание не отбрасывало последнюю, а рассматривало ее в качестве частного своего проявления.

Современная научная революция охватила физику, затем рас­ пространилась на химию, математику, создала такие совершенно новые области знания, как теоретическая и техническая кибернетика, космоведение и ряд других; к середине 50-х годов она проникла в биологию.

Происходящие в настоящее время научная и техни­ ческая революции имеют целый ряд специфических осо­

бенностей.

Первая особенность заключается в том, что в совре­

менных условиях обнаруживается единство научной и

9



технической революции. Две революции выступают каю единая научно-техническая революция.

В прежние эпохи технические перевороты могли про­ исходить вообще без научных революций; последние мог­ ли оказывать известное влияние на технический прог­ ресс, но не служили его непосредственной причиной. Творцами промышленного переворота XVIII в. были не ученые, а ремесленники: «...часовщик Уатт изобрел па­ ровую машину, цирюльник Аркрайт — прядильную ма­ шину, рабочий-ювелир Фултон — пароход»4.

Если взять машинный переворот, то здесь наука шла не впереди техники, а позади нее. В качестве историчес­ кого примера, ставшего традиционным, можно привести взаимодействие науки и техники при создании и даль­

нейшем совершенствовании паровой машины. Паровая машина, которой довелось сыграть такую большую роль в технической революции XVIII—XIX вв., была создана талантливым изобретателем-самоучкой Дж. Уаттом. Ее широкое практическое применение дало толчок циклу работ по теории взаимного превращения тепловой и ме­ ханической энергии. В результате теория парового дви­ гателя появилась значительно позже его широкого про­ мышленного использования.

В современных же условиях развитие науки не про­

сто предшествует развитию техники, но меняется харак­ тер их взаимодействия. Если раньше для создания но­ вого технического базиса необходимы были коренные

изменения только в технике, то при переходе от машин­ ного производства к комплексно-автоматизированному необходимы принципиальные открытия не только в тех­ нике, но и в науке. Наука начинает опережать в своем

развитии технику, во все большей и большей степени обнаруживая свою прогностическую функцию. Актив­ ная, опережающая роль науки по отношению к произ­ водству качественно отличает взаимодействие науки и техники по сравнению с предшествующими эпохами. Ха­ рактерной чертой взаимодействия науки и техники се­ годняшнего дня является превращение науки в непо­ средственно производительную силу. Это новое качество имеет много аспектов, важнейшими из которых являются:

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 499.

10

«сайентификация» всех элементов производст­ венного процесса;

индустриализация самой науки, превращение ее в

специализированную отрасль общественного производ­

ства;

приобретение наукой роли быть самостоятельным,

«духовным» элементом производительных сил, косвенно участвующим в создании национального дохода;

интеллектуализация человеческого труда. Исключительно сложный характер взаимодействия

науки и техники в современных условиях поставил не менее сложную проблему детерминации в этом взаимо­ действии. Правильное решение этой проблемы имеет да­ леко идущие последствия как для развития техники про­ изводства и всего общества в целом, так и для самой науки.

В качестве второй особенности современной научно-

технической революции нужно отметить ее небывалую динамичность. Это ее свойство обнаруживается в резком

сокращении пути между научным открытием и его реа­ лизацией. Например, разрыв между научными откры­

тиями и

их реализацией

составлял

в

ХѴШ—XIX вв.

примерно

100 лет;

в середине

XIX — конце

XIX в. и

начале XX — примерно 50

лет;

между первой

и второй мировыми войнами-—примерно 16 лет; после второй мировой войны — 9 лет; в шестидесятые годы XX в.— 3—5 лет5.

Особенно отчетливо это видно на судьбе отдельных

изобретений.

Если с

момента открытия методов фото­

графии в 1727 г. до

момента их

применения прошло

102 года,

телефона

(1820)-56

лет, электричества

(1831)—50 лет, то с момента таких крупных открытий,

как транзистор (1948) и лазер (1956) до момента их при­ менения прошло всего лишь пять лет6. Происходит бы­ строе обновление продукции, выпускаемой промышлен­ ностью. За десятилетие 1953—1963 гг. продукция об­ рабатывающей промышленности США обновилась на

28%. Принято считать, что

продукция такой

ведущей

s Technology and

Amreican

Economy. Washington,

19667

p. 3;

«Мировая экономика

и международные отношения»,

1971,

№ 5,

стр. 33.

 

№ 2, стр. 96.

 

 

6 «Вопросы экономики», 1970,

 

 


отрасли, как химическая, обновляется каждые 15 лет. По мнению советников президента США, 75% числен­ ности занятых в промышленности, производят продук­ цию, неизвестную1 еще 10 лет назад7.

Третьей важнейшей чертой научно-технической рево­ люции является ее всеобщий характер (при высоком уровне интернационализации науки и научных достиже­

ний). Для современной науки характерно чрезвычайное усиление процессов интеграции и дифференциации.

В ходе современной революции в науке создается действительно единая система научного миропонимания в результате взаимодействия и взаимопроникновения наук. Интеграция, во-первых, проявляется в разверты­ вании комплексных исследований с помощью методов различных наук при взаимодействии, взаимопроникно­ вении и взаимообогащении этих видов наук. Во-вторых, особую роль в процесссе интеграции науки сыграла ма­ тематика. Можно утверждать, что современная научнотехническая революция объективно подвела науку к глобальной математизации всех областей знания.

Основным признаком математизации науки служит использование математических моделей — отображения определенных соотношений моделируемого объекта на

математическую структуру.

Интеграционные процессы обнаруживают себя в воз­

никновении научных дисциплин типа кибернетики, тео­ рии систем, чьи законы и методы имеют универсальное значение в большей или меньшей степени для тех или

иных наук.

Наконец, сама интенсивная интеграция наук поро­

ждается процессом их дифференциации. В настоящее время число самостоятельных'дисциплин превышает 2 тыс.8. Это, как правило, «синтетические» дисциплины— физическая химия, астрофизика, биофизика, биохимия и т. д. Необходимо также подчеркнуть, что про­ исходит «сращивание» традиционно очень отдаленных

дисциплин, вплоть до естественных и гуманитарных — например, в математической лингвистике, инженерной

психологии и проч.

7 «Мировая экономика и международные отношения», 1968,

№ 8, стр. 32.

8 «Вопросы экономики», 1971, № 3, стр. 30.

12

В процессе обширного взаимодействия наук в ходе научно-технической революции роль и значение отдель­ ных наук неодинаковы. Какая-то одна из них выходит вперед, занимая положение лидера. В различные перио­ ды развития знания эту роль играли различные науки. C начала XX в. положение бесспорного лидера заняла физика, феноменальные достижения которой оказали

коренное воздействие на производство.

К настоящему времени положение такого лидера, оказывающего революционизирующее влияние как на все науки, так и на производство, заняла кибернетика, включая биокибернетику. Этот процесс в первую оче­ редь определяется возрастающим влиянием кибернетики

на другие науки, технику и технологию производства. Переход к комплексной автоматизации производства и одновременно автоматизации процессов управления

на базе методов кибернетики основан на глубокой ана­ логии механизмов в технических, биологических и эко­ номических системах.

Современная научно-техническая революция оказы­ вает сильное воздействие на общественную жизнь. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь с тем, что в революционном преобразовании современная научнотехническая революция в большей мере, чем все пред­ шествующие технические перевороты, затрагивает такой важнейший элемент производительных сил, как рабочая

сила.

Происходящая сейчас научно-техническая революция

осуществляет революционный переход от одного типа машинного производства к качественно иному, но тоже — машинному. Историческая миссия капитализма, состояв­ шая в толчке к развитию вещественных элементов производительных сил — средств производства, была выполнена в ходе первой промышленной революции и

завершена в процессе технического переворота начала

XX в., связанного с широким внедрением электротехни­ ки. Суть происходящего в настоящее время научно-тех­ нического переворота заключается в том, что преобра­

зование средств производства как элементов производи­ тельных сил выявляет человека (тоже как элемент про­ изводительных сил) не в роли простого физического

объекта при грандиозно развитых средствах производ­ ства, а именно в совокупности его человеческих качеств.

13


Эти требования к рабочей силе являются принципи­ ально новыми по сравнению со всеми предшествующими

эпохами. И не случайно поэтому, что научно-техничес­ кая революция может беспрерывно развиваться только в такой системе экономической организации общества,

которое ставит своей высшей целью гармоническое раз­

витие человека. Историческая миссия такого общества состоит в развитии человека, развитие же вещественных

элементов

производительных сил становится средством

и именно

поэтому беспрепятственным и безграничным.

§ 2. Создание средств технической кибернетики в ходе современной научно-технической революции

Развитие наиболее интегрированной области научных исследований — кибернетики — в ходе научно-техничес­

кой революции обнаружилось в создании средств техни­

ческой кибернетики, явившихся технической базой ис­ пользования методов этой науки в производстве. Тех­ ническая реализация кибернетических методов стала

возможной в результате развития теории электромагнит­

ного

поля, исследований в области полупроводников и

т. п.,

которые легли в основу производства разнообраз­

ной радиоэлектронной аппаратуры, включая сюда ЭВМ. В развитии самой кибернетики к настоящему време­ ни отчетливо выделились две ветви научных исследова­ ний. Одна из них связана в основном с теорией автома­ тов и вычислительных систем, а другая — с теорией ин­

формации и проектированием систем связи9.

Независимо от подходов к определению предмета теории систем и кибернетики важно то, что эти два на­

правления являются органическими

частями

самой

ки­

9 Заметим, что вопрос о соотношении

кибернетики,

теории

ин­

формации и теории систем еще не является окончательно решенным. Даже в специальной литературе по этому поводу можно встретить совершенно неоднозначные высказывания и определения. Например,

очень часто кибернетика определяется как наука о процессах управ­ ления в сложных системах (и в таком понимании она «вбирает» в себя теорию систем). C другой стороны, в последние годы в связи с бурным развитием самой теории систем можно встретить опреде­

ление кибернетических систем как одной из разновидностей систем.

«Фактически можно определить кибернетику как исследование си­

стем, открытых для энергии, но замкнутых для информации и управления» (У. Э ш б и. Введение в кибернетику. Μ., ИЛ, 1959,

стр. 17).

14