Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Безграничность потребностей при формировании гар монически развитой личности сама по себе становится
безграничным стимулом для производства, в. свою оче
редь производство генерирует эти потребности на рас ширенной основе. Причина и следствие постоянно меня ются местами: чем большего размаха получают потреб
ности человека как результат, тем сильнее они дейст вуют как сила, стимулирующая расширение производ ства. О том, что именно такая цель производства даст
простор развитию |
производительных сил |
и |
объектив |
|||
но |
обусловлена ростом |
и уровнем этих производитель |
||||
ных |
сил, |
сказано |
было |
уже в работах |
К. |
Маркса и |
Ф. Энгельса. |
|
|
|
|
||
В подготовке и совершении социалистической рево |
||||||
люции, |
в практике социалистического |
строительства |
В. И. Ленин подчеркивал, что применительно к цели со циалистического производства речь идет не просто об удовлетворении потребностей, а о таком процессе, кото
рый направлен на всестороннее |
(физическое и духовное) |
||
развитие индивида как личности. |
|
||
При разработке |
первой |
программы |
партии |
S. И. Ленин подверг |
глубокой |
критике второй |
проект |
программы Плеханова, где социалистическое производ
ство определялось как «планомерная организация об щественного производительного процесса для удовлет
ворения нужд как всего общества, так и отдельных его членов». «Определеннее было бы сказать «за счет всего общества» (ибо это включает и планомерность и указы вает на направителя планомерности), и не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития
всех членов общества»9.
Специфической чертой цели коммунистического про-
язводства является то, что она на базе технически со вершенного производства соединяет раздвоенные машин ной индустрией капиталистического производства оба полюса единой человеческой деятельности: сферу опера ций, действий и сферу целеполагания, сферу труда и
сферу активного досуга. В этом |
смысле цель социали |
9 В. И. Л е н и н. Поуін. собр. соч., т. |
6, стр. 232 |
118
стического производства соответствует тем «естествен ным» потребностям развития производства, которые вы явились в ходе современной научно-технической револю ции. Цель социалистического производства, полностью утилизируя результаты производства в потреблении, безгранично стимулирует производство. C другой сторо ны, происходит потребление самих условий производ ства. В результате развитие автоматизации происходит в соответствии с ее глубинной сущностью — освобож дением человека от рутинного труда, открытием простора для развития его творческих потенций.
C целью социалистического производства связаны
кардинальные изменения в механизме взаимодействия
производительных сил и производственных отношений. Связь «производство— потребление» относится к числу наиболее глубоких экономических связей. Эта связь все гда является осью, стержнем для любой экономической системы. И взаимодействие (в пределах формации) про изводительных сил и производственных отношений обна руживается прежде всего как взаимодействие экономи ческой связи «производство существует ради потребле ния» и специфической для данной формации связи про
изводства и его цели.
В этом смысле коммунистическое производство, бла годаря своей специфической цели, придает связи произ водства и потребления эластичную форму. Именно здесь
заложена самая глубокая причина отсутствия антаго низма в разрешении противоречий производительных сил и производственных отношений, бескризисность разви тия производительных сил. Система отношений обще ственной собственности такова, что происходящие про цессы протекают в рамках их естественной целесообраз ности (цель производства, границы применения машин, производительный труд и т. п.). Специфические законы развития данной социально-экономической системы сов падают с законами общественного развития. Примени тельно к современному движению производительных сил,
совпавших с этапом научно-технической революции, это означает, с одной стороны, возможность их безгранич ного развития, а с другой — возможность их дальней
шего совершенствования в эволюционной форме. В этом смысле экономическая система социализма не ставит пределов развитию научно-технической революции.
119
§ 18. Требования современной научно-технической революции к социальным процессам
Развитие общества, его специфическая форма опре деляющим образом зависят от того способа, каким про исходит соединение вещественного и личного факторов производства. История развития человеческого общества
показывает переход от внешних форм побуждения к тру ду к внутренним. На ранних стадиях уровень развития производительных сил, характер труда был таков, что он не создавал у производителя сколько-нибудь значи тельного интереса ни к труду, ни к его результатам. На сильственное воздействие на человека в виде прямого принуждения было объективно необходимым и един ственно возможным. Рост производительных сил, особен но с завершением машинного переворота, приводит к заинтересованности производителя в результатах труда,
но еще не в самом труде. Соответственно социально-эко номическая система буржуазного общества построена уже не на прямом насильственном, а на экономическомпринуждении к труду.
C переходом к автоматизированному производству и автоматизированным системам доминирующими функ циями человека становятся высшие формы его психиче
ской деятельности. При этом деятельность отдельного индивида осуществляется на отдельном участке обще ственного производства, которое имеет тенденцию -пре вращаться в автоматизированную систему.
Устойчивость и надежность процесса производства оказываются зависимыми от функций высшей нервной деятельности и психических состояний человека. В то же
время свойства нервной системы и психические состоя ния по своей природе не регулируются с помощью при
нуждения или методов экономического воздействия. Это есть функция саморегуляции, которая идет от индивида.
Поэтому единственно возможным воздействием на по ведение человека в сложных автоматизированных систе мах может быть целенаправленное формирование лич
ности. Это становится не только целью, но и экономиче ской необходимостью.
Осуществить требование современных производитель ных сил к участвующему в производстве человеку как
120
к целостной личности возможно в таком обществе, где преодолевается антагонизм в отношении к человеку как средству и как цели. Это в свою очередь возможно в
рамках такой организации общественного производства,
цель которого выходит за рамки производства и заклю чается во всестороннем развитии личности. Общество
должно быть таким, чтобы оно преодолело внешний по отношению к человеку характер регулирования и управ ления и создало общественно-экономические и особенно социальные условия под непосредственным влиянием це лей, внутренних по отношению к деятельности человека. Речь идет об управлении и регулировании не просто эко номических процессов, но и социальных в самостоятель ном виде. Осуществить такие функции может только
социалистическое общество.
Целью социалистического общества, целью процесса социально-экономического управления является форми рование гармоничной, всесторонне развитой личности в таких формах жизнедеятельности, когда человек являет ся одновременно и средством и целью. Огромная роль в формировании личности социального общения, актив ность социальной и культурной жизни приводят к тому, что становится ненужной и подрывается классовая моно полия на развитие человека. Духовная уникальность,
типическое разнообразие личностей становится усло вием существования общества, условием достижения его цели. И, напротив, духовная и социальная стандартиза ция личности оказывается просто несовместимой с сами ми потребностями развития общества 10. Взаимная связь
людей, существующая в любом обществе, поднимается
до уровня взаимного сотрудничества и взаимного обо гащения. «Свободное развитие каждого является усло вием свободного развития всех»11.- Гармонично развитая
личность — «это, в то же время человек, нуждающийся
во всей полноте человеческих проявлений жизни, чело век, в котором его собственное осуществление выступает
10 Требование духовного и социального разнообразия для чле нов коммунистического общества дополняется прогрессивной соци альной типизацией человека. Это связано с наличием определенной
социальной программы воспитания общих элементов для всех членов общества и ничего общего не имеет с «одномерностью» его духов
ного мира.
11 К. M а iP к с и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 4, стр. 447.
121
как внутренняя необходимость, как нужда» 12. Всесто ронне развитая личность, следовательно, это такой чело век, активная социальная жизнедеятельность которого становится ¡проявлением его индивидуальной жизни. Об
щество, ставящее своей целью формирование подобной богатой личности, должно создать такие социальные ус ловия, в которых каждый индивид выступал и ощущал
бы себя активным творцом социальной жизни. У класси ков есть определение коммунизма как производства са
мой формы человеческого общения 13.
Общество в целом является субъектом социального планирования и управления. Но это очень специфическая форма отношения «субъект — объект». Целью социаль ного планирования является развитие гармоничной лич ности, в то же время сам человек не может быть непо средственным объектом социального планирования, по скольку он одновременно является и объектом и субъек том управления 14. Человек является не только объектом
извне идущих воздействий, но и активно действующим субъектом, реализующим им самим поставленные цели. Как об этом сказано у В. И. Ленина: «Социализм жи вой, творческий, есть создание самих народных масс»15. Строительство социализма связывалось у Ленина с пере ходом масс от «исторической спячки к новому историче скому творчеству» 16.
В этом смысле социальное управление и планирова ние содержит в себе известный элемент условности, по скольку это есть по существу процесс самоуправления и саморегуляции. Ленин писал о достижении такого этапа в развитии общества, когда все члены общества или по крайней мере их подавляющее большинство научатся управлять и когда «начинает исчезать надобность во вся ком управлении вообще» 17. Подчеркивая преимущества
12K. |
Маркс |
и Ф. |
Энгельс. |
Из ранних |
произведений, |
||
стр. 596. |
К. Маркс и |
Ф. Энгельс. Соч., т. 3, |
стр. |
70. |
|||
13 |
См. |
||||||
14 |
Абсолютация |
одной из сторон в |
слившемся здесь |
отношении |
«объект — субъект» будет означать искусственное для коммуни стических условий раздвоение средства и цели. В частности, выпол нение человеком роли только объекта социального планирования с точки зрения человеческой сущности есть больший абсурд, чем превращение человека в объект производства.
15 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 57. 16 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 154. 17 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 102.
122
будущей системы управления, Ленин писал, что система будет чрезвычайно естественной в том смысле, что она будет совпадать с внутренне присущими природе чело века и выработанными данной социальной средой поня
тиями, нормами, установками и т. д. Системе социаль ного управления развитого коммунистического общества
не нужно будет, подобно буржуазному праву, охваты
вать максимально возможное число сторон человече
ского общения; эти функции все больше и больше будут выполнять естественные социальные регуляторы.
Если взять две стадии коммунистической формации, то, видимо, на стадии социализма в социальном управ лении большой удельный вес будут занимать задачи перестройки, преобразования старых механизмов управ
ления социальными процессами в плане преодоления эле ментов внешнего по отношению к человеку характера уп
равления (в частности, остается функция насилия и подав
ления по отношению к отдельным членам общества) при одновременном наполнении этого процесса внутренним
по отношению к человеку содержанием. И, наконец, в
развитом коммунистическом обществе процесс социаль ного управления будет развиваться на своей собственной основе, т. е. по существу станет процессом самоуправ ления.
Саморазвитие человека, раскрытие его человеческой сущности требует единства тех сторон деятельности, в которых человек реализует себя одновременно и как цель, и как средство — и по отношению к окружающе му миру, и в отношении к самому себе.
Развитие человека в соответствии с его внутренней природой, реализация всех его потребностей требуют протекания его жизнедеятельности в единстве двух ее
полюсов, а именно в процессе труда (когда трудовая деятельность не отчуждена от индивида) и во внепро-
изводственной активности, в творческих формах соци альной и культурной жизни.
Формирование человека как всесторонне развитой личности необходимо требует протекания этих двух сторон его жизнедеятельности в единстве. Их раздвоение связано с формами отчуждения человеческой деятельно сти. И, наоборот, их интеграция означает подход к чело веку, исходя из внутренних по отношению к нему целей.
Условием этой интеграции является такая социально
123
экономическая система, где развитие человека, раскры тие его человеческой сущности становится целью произ водства, т. е. это становится возможным в условиях коммунистической собственности.
Процесс производства, трудовая деятельность чело века в нем является средством с точки зрения человече
ской деятельности и вместе с тем таким средством, в
котором человек раскрывает собственную человеческую сущность. В этом смысле трудовая деятельность являет ся источником развития. Но как источник развития она может выполнять свою роль при наличии определенных условий. Такими условиями являются преодоление от чуждения результатов труда и преодоление отчуждения в самом труде (как с точки зрения материально-техниче ской, так и социально-экономической), придание труду творческого характера. Требуется такое изменение усло
вии труда, чтобы в самом процессе труда наряду с рас ходованием способностей индивида труда происходило потребление человеком условий труда.
Внѳпроизводственная деятельность человека, протека ющая в свободное время, собственно она и является в полном смысле «непроизводительным производством», производством самого человека, тем, что составляет цель человеческой деятельности, а свободное время становит ся ¡пространством для этого развития. Внепроизводственная деятельность человека способствует гармоничному развитию личности (так же как и производство) лишь при определенных условиях, при тесной связи, при ее «вытекании» из самой трудовой деятельности, при актив ности индивида в социальном общении и потреблении культуры, при наполненности сферы досуга внутренне присущими человеку целями без малейшей тенденции к формированию всякого рода фиктивных, фетишизирован ных потребностей.
Тенденции общественного прогресса все больше и больше увеличивают значение внепроизводственной дея тельности при одновременном возрастании роли трудо вой деятельности в формировании личности по мере превращения труда в творчество. Рабочее время имеет
тенденцию к сокращению, а свободное время, напро
тив,— к увеличению. Расширение границ свободного времени, разнообразие форм внетрудовой деятельности человека связывается с большими потребностями вос
124