Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становлений Израсходованной рабочей силы. C другой

стороны, все большие потребности к человеку как лич­ ности со стороны как самого производства, так и всей общественной системы требуют для ее формирования все большего и большего разнообразия внепроизводственных форм жизнедеятельности.

Процесс самореализации человека в производстве имеет относительные границы. На своих высоких стади­ ях процесс производства все больше и больше становит­

ся частью «отошедшего в

операции» (по

выражению

А. Н. Леонтьева) процесса

продуктивного

творчества.

Сам процесс производства как источник формирования личности имеет ту особенность, что он уже предполагает потребность в человеке с требуемыми, «заданными» па­ раметрами (например интеллект, чувство ответственно­ сти, способность к человеческим контактам высокого уровня, профессиональная подготовка, профессиональ­ ная пригодность и т. π.). В процессе производства про­ исходит формирование соответствующих личностных ка­ честв, их развитие и совершенствование. Особенно важ­ но в этой связи отметить, что в трудовой деятельности для человека в непосредственной форме возникают со­

циальные отношения, социальная среда выступает непо­

средственным окружением человека. Наряду с этим об­

щественные связи человека здесь носят наиболее глубо­

кий и интенсивный характер, требования общества кристаллизуются в наиболее чистом виде и здесь обще­ ство имеет возможность применять наиболее действен­

ные и эффективные формы воздействия на личность. Но

в то же время трудовая деятельность в большей степени создает потребность в определенных профессиональ­ ных и личностных характеристиках (а также обнару­ живает степень их соответствия потребности, стимули­ рует ранее сформировавшиеся качества), чем способст­ вует их формированию. Это объясняется относительной

самостоятельностью основной функции процесса произ­ водства — производительного потребления.

В нашей стране, впервые осуществляющей широкую

программу социального планирования в самостоятель­ ном виде, основное внимание оказалось направлен­ ным на предприятие, т. е. на социальное управление деятельностью* человека непосредственно в трудовом процессе и в пределах первичной производственной

125


Ячейки. Необходимость такого планирования бесспорна. Однако здесь нельзя гипертрофировать значение пред­ приятия. Задача социального планирования на пред­ приятии должна сводиться к тому, чтобы четко опреде­ лить те стороны и функции, которые оно выполняет в

процессе воспроизводства рабочей силы и формирова­

ния личности человека и соответственно охватить их в социальном планировании на данном уровне при одно­ временном его включении в систему более сложных иерархических связей.

В социальной жизни людей особое место принадле­ жит экономическим отношениям и особенно отношениям собственности. Выделение этого слоя как особого объ­ ясняется тем, что он связан с исходной деятельностью людей и является объективной основой социальной жиз­ ни. Именно из производственных отношений должно

быть выведено все. многообразие явлений социальной жизни при социальном планировании. Отсюда возникает проблема соотношения экономического и социального планирования.

Основным методологическим положением здесь яв­ ляется положение марксизма об экономической детерми­

нированности социальных процессов. Задача при этом состоит не в том, чтобы все разнообразие форм социаль­

ной и культурной жизни коммунистического общества свести к первооснове экономических отношений, а наобо­ рот, из последних вывести все многообразие социальных форм жизнедеятельности человека. Гармонично развитая личность предстает как итог экономических отношений коммунистического общества. В соответствии с этим ком­ мунистическим обществом выдвигается триединая зада­

ча создания высокоразвитой материально-технической базы, формирования новых коммунистических отношений и формирования нового человека.

Вопрос о содержании, целях, объектах и субъектах социального планирования требует самостоятельного

рассмотрения 18. Однако в связи с проблематикой данной работы нужно подчеркнуть, что при общей генетической обусловленности социальных процессов и социальной структуры общества развитием всей экономики в целом

18 См. Е. Рузавина. Социальное планирование и воспроиз­ водство рабочей силы. «Вести. Моск, ун-та», сер. экономика, № 1.

1973.

126

Среди Зкономическйх процессов особо следует выделить воспроизводство рабочей силы. Это объясняется тем,что движение рабочей силы, будучи составной частью эко­

номических процессов, ближе всего «подходит», непо­

средственно соприкасается с социальными процессами, Поэтому весь круг вопросов, связанных с анализом ме­ ханизмов социального .планирования (объекты, субъек­

ты, уровни и т. д.), необходимо рассмотреть примени­ тельно к вполне конкретной стороне экономического планирования — воспроизводству рабочей силы и уже

на этой основе решать задачу более высокого социоло­

гического уровня — создание социально-экономических условий для формирования всесторонне развитой лич­

ности.

Управление социальными процессами в коммунисти­ ческом обществе связано с целым рядом трудностей, спе­ цифических для эпохи современной научно-технической революции. Быстронарастающее усложнение общества затрудняет обычный анализ внутренней связи социаль­ ных явлений. Чрезвычайное разнообразие связей препят­ ствует в традиционных методах формированию целост­ ного взгляда на социальные объекты, чрезвычайно слож­ ные по самой своей природе. Возникает тенденция сво­ дить целое к его части, проявляющаяся в специализации изучения отдельных сторон общественной жизни. C дру­ гой стороны, сама научно-техническая революция воору­ жает человека средствами для преодоления этих труд­ ностей. Роль кибернетического моделирования, описыва­ ющего сложные социальные системы, дает возможность составлять целостное представление об управляемом объекте на основе интеграции знаний, полученных спе­ циальными науками.

Динамичность социальной системы требует со сторо­ ны управления своевременного принятия решений. За­ паздывание решений снижает эффективность управле­ ния. Просчеты же в области социального управления особенно опасны, поскольку речь идет в конечном счете о человеке. Управление социальными процессами с по­ мощью ЭВМ снимает это противоречие. Кибернетические модели для работы на электронно-решающих устройст­ вах приобретают свойство динамичности. Они позволяют широко экспериментировать с программой: «проигры­ вать» на машинах многочисленные варианты решений,

127


выявлять роль отдельных факторов при их различных комбинациях, вводить по мере развития модели новые факторы и т. д.

Аналогичные трудности возникают и в уровнях уп­ равления, и в первую очередь это проблема централиза­ ции и децентрализации управления. Использование средств технической кибернетики позволяет найти выход из противоречия между, взаимосвязанностью всех звень­ ев системы как единого целого и возрастающей само­

регуляцией ее отдельных подразделений.

Способность общества управлять своей деятельно­ стью, в том числе такой сложной формой, как социаль­

ная деятельность, имеет своей объективной предпосыл­ кой общественную собственность. Без нее величайшие достижения современной научно-технической революции остаются лишь потенциальными возможностями прогрес­ сивного развития человеческого общества. Планомерное развитие общества исходя из потребностей человека —

совокупного владельца средств производства—с исполь­ зованием достижений научно-технической революции

есть преодоление иррациональности общества, основан­ ного на узкопроизводственных материальных интересах

частнокапиталистической собственности. Установление планомерного контроля за развитием общества, научное познание закономерностей его развития, использование

достижений общественных наук для сознательного регу­

лирования общественных отношении, овладение меха­ низмами управления собственной деятельностью — все

это подводит к тому, что приводимые в движение людь­ ми «общественные причины будут иметь в преобладаю­

щей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают» 19. В этом смысле само развитие ком­ мунистической собственности и развитие научно-техни­ ческой революции представляют собой две стороны грандиозного процесса создания новой цивилизации, от­ крывающей собственно историю человечества.

19 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 295.