Файл: Рузавина, Е. И. Личный фактор в автоматизированном производстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Становлений Израсходованной рабочей силы. C другой
стороны, все большие потребности к человеку как лич ности со стороны как самого производства, так и всей общественной системы требуют для ее формирования все большего и большего разнообразия внепроизводственных форм жизнедеятельности.
Процесс самореализации человека в производстве имеет относительные границы. На своих высоких стади ях процесс производства все больше и больше становит
ся частью «отошедшего в |
операции» (по |
выражению |
А. Н. Леонтьева) процесса |
продуктивного |
творчества. |
Сам процесс производства как источник формирования личности имеет ту особенность, что он уже предполагает потребность в человеке с требуемыми, «заданными» па раметрами (например интеллект, чувство ответственно сти, способность к человеческим контактам высокого уровня, профессиональная подготовка, профессиональ ная пригодность и т. π.). В процессе производства про исходит формирование соответствующих личностных ка честв, их развитие и совершенствование. Особенно важ но в этой связи отметить, что в трудовой деятельности для человека в непосредственной форме возникают со
циальные отношения, социальная среда выступает непо
средственным окружением человека. Наряду с этим об
щественные связи человека здесь носят наиболее глубо
кий и интенсивный характер, требования общества кристаллизуются в наиболее чистом виде и здесь обще ство имеет возможность применять наиболее действен
ные и эффективные формы воздействия на личность. Но
в то же время трудовая деятельность в большей степени создает потребность в определенных профессиональ ных и личностных характеристиках (а также обнару живает степень их соответствия потребности, стимули рует ранее сформировавшиеся качества), чем способст вует их формированию. Это объясняется относительной
самостоятельностью основной функции процесса произ водства — производительного потребления.
В нашей стране, впервые осуществляющей широкую
программу социального планирования в самостоятель ном виде, основное внимание оказалось направлен ным на предприятие, т. е. на социальное управление деятельностью* человека непосредственно в трудовом процессе и в пределах первичной производственной
125
Ячейки. Необходимость такого планирования бесспорна. Однако здесь нельзя гипертрофировать значение пред приятия. Задача социального планирования на пред приятии должна сводиться к тому, чтобы четко опреде лить те стороны и функции, которые оно выполняет в
процессе воспроизводства рабочей силы и формирова
ния личности человека и соответственно охватить их в социальном планировании на данном уровне при одно временном его включении в систему более сложных иерархических связей.
В социальной жизни людей особое место принадле жит экономическим отношениям и особенно отношениям собственности. Выделение этого слоя как особого объ ясняется тем, что он связан с исходной деятельностью людей и является объективной основой социальной жиз ни. Именно из производственных отношений должно
быть выведено все. многообразие явлений социальной жизни при социальном планировании. Отсюда возникает проблема соотношения экономического и социального планирования.
Основным методологическим положением здесь яв ляется положение марксизма об экономической детерми
нированности социальных процессов. Задача при этом состоит не в том, чтобы все разнообразие форм социаль
ной и культурной жизни коммунистического общества свести к первооснове экономических отношений, а наобо рот, из последних вывести все многообразие социальных форм жизнедеятельности человека. Гармонично развитая личность предстает как итог экономических отношений коммунистического общества. В соответствии с этим ком мунистическим обществом выдвигается триединая зада
ча создания высокоразвитой материально-технической базы, формирования новых коммунистических отношений и формирования нового человека.
Вопрос о содержании, целях, объектах и субъектах социального планирования требует самостоятельного
рассмотрения 18. Однако в связи с проблематикой данной работы нужно подчеркнуть, что при общей генетической обусловленности социальных процессов и социальной структуры общества развитием всей экономики в целом
18 См. Е. Рузавина. Социальное планирование и воспроиз водство рабочей силы. «Вести. Моск, ун-та», сер. экономика, № 1.
1973.
126
Среди Зкономическйх процессов особо следует выделить воспроизводство рабочей силы. Это объясняется тем,что движение рабочей силы, будучи составной частью эко
номических процессов, ближе всего «подходит», непо
средственно соприкасается с социальными процессами, Поэтому весь круг вопросов, связанных с анализом ме ханизмов социального .планирования (объекты, субъек
ты, уровни и т. д.), необходимо рассмотреть примени тельно к вполне конкретной стороне экономического планирования — воспроизводству рабочей силы и уже
на этой основе решать задачу более высокого социоло
гического уровня — создание социально-экономических условий для формирования всесторонне развитой лич
ности.
Управление социальными процессами в коммунисти ческом обществе связано с целым рядом трудностей, спе цифических для эпохи современной научно-технической революции. Быстронарастающее усложнение общества затрудняет обычный анализ внутренней связи социаль ных явлений. Чрезвычайное разнообразие связей препят ствует в традиционных методах формированию целост ного взгляда на социальные объекты, чрезвычайно слож ные по самой своей природе. Возникает тенденция сво дить целое к его части, проявляющаяся в специализации изучения отдельных сторон общественной жизни. C дру гой стороны, сама научно-техническая революция воору жает человека средствами для преодоления этих труд ностей. Роль кибернетического моделирования, описыва ющего сложные социальные системы, дает возможность составлять целостное представление об управляемом объекте на основе интеграции знаний, полученных спе циальными науками.
Динамичность социальной системы требует со сторо ны управления своевременного принятия решений. За паздывание решений снижает эффективность управле ния. Просчеты же в области социального управления особенно опасны, поскольку речь идет в конечном счете о человеке. Управление социальными процессами с по мощью ЭВМ снимает это противоречие. Кибернетические модели для работы на электронно-решающих устройст вах приобретают свойство динамичности. Они позволяют широко экспериментировать с программой: «проигры вать» на машинах многочисленные варианты решений,
127
выявлять роль отдельных факторов при их различных комбинациях, вводить по мере развития модели новые факторы и т. д.
Аналогичные трудности возникают и в уровнях уп равления, и в первую очередь это проблема централиза ции и децентрализации управления. Использование средств технической кибернетики позволяет найти выход из противоречия между, взаимосвязанностью всех звень ев системы как единого целого и возрастающей само
регуляцией ее отдельных подразделений.
Способность общества управлять своей деятельно стью, в том числе такой сложной формой, как социаль
ная деятельность, имеет своей объективной предпосыл кой общественную собственность. Без нее величайшие достижения современной научно-технической революции остаются лишь потенциальными возможностями прогрес сивного развития человеческого общества. Планомерное развитие общества исходя из потребностей человека —
совокупного владельца средств производства—с исполь зованием достижений научно-технической революции
есть преодоление иррациональности общества, основан ного на узкопроизводственных материальных интересах
частнокапиталистической собственности. Установление планомерного контроля за развитием общества, научное познание закономерностей его развития, использование
достижений общественных наук для сознательного регу
лирования общественных отношении, овладение меха низмами управления собственной деятельностью — все
это подводит к тому, что приводимые в движение людь ми «общественные причины будут иметь в преобладаю
щей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают» 19. В этом смысле само развитие ком мунистической собственности и развитие научно-техни ческой революции представляют собой две стороны грандиозного процесса создания новой цивилизации, от крывающей собственно историю человечества.
19 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 295.