ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
стойкости деталей, сокращения времени их'приработки и сохра нения заданных допусков в узлах машин. Известно, что значение периода начального износа деталей или периода приработки особенно велико для ответственных узлов, лимитирующих точность и надежность работы машин, сохранение в процессе эксплуата ции заданных посадок, сил трения и т. д. От результатов приработки зависит время наступления усиленного износа, вызываемого из менениями зазоров в трущихся парах, а следовательно, долговеч ность работы механизмов и-машин.
При шлифовании деталей в результате высокой температуры в зоне резания (1100—1200° С) и больших удельных давлений разрушается. кристаллическая структура поверхностного слоя. Путем суперфиниширования детали деформированный слой может быть частично или полностью удален и таким образом создана высококачественная износостойкая поверхность детали. Новый деформированный слой при суперфинишировании не образуется, так как небольшие удельные давления, применяемые при обра ботке, повышают температуру поверхности незначительно (не более 50° С).
На рис. 2 [37] показаны виды поверхностей, полученных раз личными методами окончательной обработки: шлифованием, абра зивной доводкой и суперфинишированием. Как видно из рисун ков,- после суперфиниширования поверхность имеет чистую струк туру, по которой равномерно проходят тонкие канавки, в то время как после обработки другими методами поверхность нарушена — на ней видны разрывы, трещины и стыковки.
Направление следов механической обработки на несущей поверхности также оказывает немаловажное влияние на эксплуа тационные свойства детали. Так, например, взаимно пересекаю щиеся риски на суперфинишированной поверхности, образующие замкнутые резервуары, в которых надежно удерживается смазка, обеспечивают увеличение износостойкости и долговечности работы подшипниковой пары.
Ниже приведены некоторые примеры, показывающие влияние суперфиниширования на состояние поверхностного слоя, на рабо тоспособность и долговечность деталей машин.
Исследования влияния процесса суперфиниширования на состояние поверхностного слоя, приведенные в работе 19], пока зали, что в поверхностном слое металла возникают напряжения сжатия величиной от 250 до 800 МПа (от 25 до 80 кгс/мм2),.распро страняющиеся на глубину 7— 10 мкм. Микротвердость поверх ности термически не обработанных деталей после суперфиниширо вания повышается на 30—40%, а закаленных— на 10—15%.
Исследования работоспособности и долговечности подшипни ков [6, 7]^показали, что уменьшения волнистости с 2,5 до 0,5 мкм и огранки с 4 до 1 мкм увеличивают долговечность подшипников в два раза, а повышение чистоты поверхности с 9 до 11-го класса в 1,6—2 раза.
9
10
Рис. 2. Виды поверхностей (X 12 000), полученных шлифованием (а), абразивной доводкой (б) и суперфиниширова нием (в)
Одним из важных факторов, влияющих на долговечность дви гателей внутреннего сгорания, является стойкость шеек колен чатого вала. Износ шеек увеличивает биение коленчатого вала, создает вибрации, что приводит не только к повышенному износу коленчатого вала и вкладышей, но и к износу связанных с ним деталей. Проведенные НИИТавтопромом сравнительные испы тания стальных коленчатых валов автомобиля ГАЗ-51, коренные шейки которых были изготовлены различными методами финишной обработки, показали, что наиболее рациональным методом обра ботки шеек коленчатых валов является шлифование с последую щим суперфинишированием со снятием дефектного слоя. Износ шеек вала при снятии припуска в процессе суперфиниширования около 40—50 мкм уменьшается на 8—20%, а суммарный износ системы шейка — вкладыш сокращается на 20—50% [11].
Кроме перечисленных выше преимуществ, процесс суперфини ширования обладает еще рядом преимуществ, обусловливающих целесообразность его применения. К ним относятся следующие:
1) упрощается предварительная обработка деталей: при под готовке деталей под суперфиниширование проводить тонкое шли фование нецелесообразно, достаточно провести лишь шлифование кругами зернистостью 25 или 16 для получения размера детали;
2)суперфиниширование вскрывает ряд шлифовальных поро ков — отдельные грубые шлифовальные риски, так называемые вырывы, а также следы шлифовальной вибрации;
3)можно обрабатывать любые геометрические формы деталей; кроме наружных и внутренних цилиндрических поверхностей
можно суперфинишировать конические, сферические, выпуклые
иплоские поверхности;
4)простота оборудования, а следовательно, низкая квалифи кация рабочих; при осуществлении процесса суперфиниширования не предъявляются—очень высокие требования к точности станков,
атакже не требуется высокой квалификации рабочего, в то время, как результаты шлифования в большой степени зависят от состоя ния оборудования и квалификации рабочего;
5)наличие разнообразного суперфинишного оборудования по
зволяет использовать этот процесс как в мелкосерийном, так и в массовом производстве любой отрасли промышленности.
Усилие и мощность при суперфинишировании. Усилие при
жима брусков 'к изделию (в Н) определяется по формуле |
|
Рпр = pFkz, |
(3) |
где р — удельное давление в МПа; F — рабочая площадь бруска
вм2; k — количество брусков в головке; z — количество головок. Сила резания при суперфинишировании (в Н)
Рр = Pnpf, |
(4) |
где / — коэффициент резания при суперфинишировании (по дан ным Лен. ОКБ АРС / = 0,35).
II
Крутящий момент при обработке в центрах (в Н.м)
М = |
PPD |
У |
(5) |
|
2 |
|
|
где D — диаметр обрабатываемого изделия в м. |
двух вал |
||||
Крутящий момент при бесцентровой обработке на |
|||||
ках (в Н.м) |
|
|
|
|
|
|
М |
Рпр |
|
|
(6) |
|
2 sin ф К » |
|
|||
где ф — угол контакта валка |
и детали в среднем сечении в град |
||||
(ф = |
20°); р, — коэффициент |
трения |
между |
валком |
и деталью |
(р = |
0,145); d a — средний диаметр |
валка в |
м. |
|
|
Мощность Ne (в кВт), затрачиваемая при суперфиниширова |
|||||
нии на резание, |
|
|
|
|
|
|
|
Мп |
|
|
(7) |
|
Ne = 97 500 ’ |
|
где п — число оборотов изделия в минуту при обработке в центрах, или валков — при бесцентровой обработке.
2. Способы суперфиниширования
Наружное круглое суперфиниширование. Обработка наружных круглых поверхностей изделий может производиться одним из следующих способов: 1) в центрах с продольной подачей инстру-
Рис. 3. Схема обработки в центрах: а — гладких валов с продольной подачей; б — одновременно двух шеек с продольной подачей; в — корот ких цилиндрических поверхностей врезанием; г — конических поверхно стей врезанием
мента; 2) в центрах — врезанием; 3) бесцентровой обработкой напроход; 4) бесцентровой обработкой врезанием.
При обработке в центрах с продольной подачей инструмента обрабатываемое изделие закрепляется в центрах или патроне (рис. 3, а) и вращается. Инструмент прижимается к изделию с определенным усилием, осциллирует и совершает продольное перемещение вдоль обрабатываемой поверхности.
Одновременная обработка нескольких поверхностей вала про изводится на специальных суперфинишных станках для обработки ступенчатых валов (рис. 3, б).
12
При обработке в центрах врезанием инструмент прижимается к вращающемуся изделию и совершает только осциллирующее движение.
Этим способом обрабатываются короткие цилиндрические по верхности, поверхности, ограниченные буртами, и конусные поверхности (рис. 3, в и г).
Обработку в центрах или патроне можно производить супер финишными головками, установленными на токарных, круглошли-
Рис. 4. Схемы бесцентровой обработки напроход: а — цилиндрических деталей; б — конических детален; в — роликов с выпуклой поверхностью качения
фовальных и других станках, а также на суперфинишных станках с автоматическим циклом обработки.
При бесцентровой обработке напроход (рис. 4) вращение детали и ее перемещение осуществляются двумя валками, .вращаю щимися в одном направлении. Обрабатываемые изделия последо вательно проходят под осциллирующими абразивными брусками разной зернистости и твердости. Первые бруски имеют крупную зернистость, последующие — мелкую. Усилия прижима брусков также не одинаковы. В связи с этим первыми брусками обеспечи вается основной съем металла и исправление некруглости и вол нистости, последующими — высокий класс частоты поверхности.
Продольное перемещение изделия на валках происходит за счет осевой составляющей силы трения, возникающей при разво роте одного или обоих валков на некоторый угол 0 относительно оси изделий. Необходимая сила трения получается путем под бора соответствующего ’угла контакта между валками и изделием. Величина угла контакта изделия с валками выбирается такой, чтобы не было заклинивания изделия на валках, а возникающая сила трения была достаточной для обеспечения вращения изде
13
лия. Угол контакта ср находится в пределе 15—20° и регулируетсяпутем изменения расстояния между валками. При гр -< 15° проис ходит заклинивание изделия между валками, а при ср /> 20° детали проскальзывают на валках'.
Величина продольной подачи изделия определяется окружной
скоростью валков и углом их разворота. |
окружную |
у I Из схемы продольной подачи (рис. 5) видно, что |
|
скорость изделия можно определить по формуле |
|
ѵп = ѵв cos 0 м/с, |
|
а скорость продольной подачи по формуле |
|
s — vn sin Ѳ м/с. |
(8) |
Здесь ѵв — окружная скорость валков в м/с; 0 — угол разворота валков в град.
В связи с тем, что наибольший угол разворота валков 0 = 3°, а косинус этого угла равен 0,9986, то окружная скорость изделия
|
|
практически |
равна |
окружной |
|||||
|
|
скорости валка |
|
|
|
||||
|
|
или |
"и = |
ув |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
71СІ\\Пц _ |
TXDßllß |
|
|
|||
|
|
|
|
1000 |
~ |
1000 |
’ |
|
|
|
|
откуда |
|
|
|
|
|
||
Рис. 5. Схема продольной подачи при |
п„ = |
«и |
|
об/МИН- |
(9) |
||||
бесцентровой |
обработке: |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||
1 — передний ведущий |
валок; |
2 — обра |
Здесь DB— диаметр |
валка в |
|||||
батываемая деталь; 3 — задний |
ведущий |
||||||||
валок |
мм; |
сіи— диаметр обрабатывае |
|||||||
мого изделия в мм; [пв |
|||||||||
и па — число оборотов |
соответственно |
валка и изделия в минуту.
Скорость подачи устанавливается путем изменения числа оборотов или угла разворота валков.
В качестве валков подачи могут быть использованы цилин дрические и конические валки с прямолинейной образующей, а также валки, рабочая поверхность которых имеет форму теоре
тического профиля [24].
Валки с прямолинейной образующей имеют один общий недо статок, заключающийся в том, что валки контактируют с изде лием в одной точке, в результате чего при осевом перемещении изделий происходит их поперечное смещение и колебание. Вели чина смещения зависит от -размеров изделия и угла разворота валков. Такое неустойчивое положение изделия на валках отри цательно сказывается на точности обработки.
Валки, рабочая поверхность которых выполнена по форме теоретического профиля, обеспечивают меньшие величины попе
14