Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

текучести (особенно вязких масел) при низких температурах цистерна оборудуется паровым или электрическим устройством для подоправа. Для средних и мелких предприятий можно ре­ комендовать электрокар, оборудованный четырьмя стандарт­ ными бочками; бочки маркируются в зависимости от вида пе­ ревозимого продукта, легко снимаются и заменяются, смотря по надобности в данный момент.

Слив млела в емкости цеха производится посредством на­ сосной установки, смонтированной на тележке или в кладовой цеха. В первом случае маслоподающий шланг, идущий от ниж­ него сливного отверстия, соединяется своим концевым присое­ динительным фланцем с аналогичным фланцем, установленным

•на приемном патрубке, выведенном на наружную стенку цехо­ вой кладовой.

Степень заполнения масляных баков кладовой контролиру­ ется положением уровней в маслоуказательных стеклах, уста­ новленных на резервуарах.

При расходе масел в цехах порядка 1000 т в год целесооб­ разно транспортировать масло с центрального склада смазоч­ ных материалов в цеха по трубопроводам. Это наиболее ра­ ционально в случаях, когда цеха потребляют не более двух или трех видов масел и расположены в одном корпусе.

Лимиты отпуска смазочных материалов устанавливаются ин­ женером по смазочному хозяйству предприятия и утверждают­ ся 'главным механиком. Центральный склад смазочных матери­ алов получает из ОГМ утвержденный .каждому цеху лимит по форме № 1.

На основании этих лимитов центральный склад смазочных материалов выдает каждому цеху лимитно-заборную карту (см. форму № 2), в которой при каждом получении смазочных материалов представитель цеха-получателя расписывается и ставит штамп. Это избавляет инженера смазочного хозяйства и работников снабжения от визирования большого количества

23

Форма № 1

Лимитная карта на отпуск смазочных материалов

___________________ цеху для смазки оборудования на________________месяц 197 г.

Вид к марка

 

Масло

индустриальное

 

 

 

смазочного материала

12

20

45

Универ­ сальная смазка УС

Лимит, кг

Подлежит Отработан­ сдаче ное масло,

кг

Сдано

Главный механик

(подпись)

Форма

 

Лимитно-заборная карта цеха____________

 

 

 

 

 

на_______________ месяц 197

г.

 

 

 

 

 

 

1

 

Отпущено,

кг

 

 

 

Ценаза 1 кг, .руб

 

Наименование

Лимит, кг

 

распискаи штамппо­ лучателя

количество

распискаи штамппо­ лучателя

1 количество

распискаи штамппо­

 

 

 

 

 

лучателя

1 Всего

%

материала

 

1

 

 

количество!

 

 

 

 

 

 

 

 

с

смазочного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

4

5

6

7

8

9

 

10

11

 

 

1

1

1

1

 

 

1

1

 

1

1

 

 

 

 

Зав.

центральным складом

 

 

(подпись)

 

 

 

 

смазочных материалов

 

 

№ 2

Сумма, руб.

12

.

требований и других первичных документов на выдачу смазоч­ ных материалов; оформление документации упрощается и уско­ ряется. В конце месяца бухгалтерия подытоживает количест­ во полученных смазочных материалов и относит их стоимость на эксплуатационные расходы соответствующего цеха.

8.ОРГАНИЗАЦИЯ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХАХ

Для своевременной и регулярной смазки оборудования и механизмов цеха надлежащими смазочными материалами не­ обходимо:

1. Обеспечить цех слесарями-смазчиками в количестве, дос­ таточном для охвата всех станков и механизмов, которые не смазываются лицами, непосредственно работающими на них.

24


2.Обучить весь персонал, занятый смазкой оборудования, уходу за смазочными системами, пользованию паспортами обо­ рудования, графиками, схемами и картами смазки, правилами смены отработанного масла и др.

3.Закрепить каждого слесаря-смазчика за определенным участком цеха.

4.Обеспечить весь персонал, ответственный за смазку обору­ дования, необходимым смазочным инвентарем для обслужива­ ния смазочных систем и сбора отработанных масел.

Ответственность за состояние и ведение смазочного хозяйст­ ва цеха, а также за работу всего персонала, занятого в этом хозяйстве, несет 'механик цеха, который должен работать на этом участке в контакте с ОГМ (инженером по смазочному хо­ зяйству) .

Механику цеха подчиняется мастер или бригадир

по

смазке ( ,в зависимости от величины и оснащенности цеха).

Ес­

ли в цехе отдельные агрегаты обслуживаются централизован­ ными смазочными системами, например, автоматическими стан­ циями, то операторы этих станций также подчиняются непо­ средственно механику цеха.

Все работники смазочного хозяйства должны считать своей первоочередной обязанностью строгое соблюдение правил тех­ ники .безопасности и .противопожарного режима.

Цеховая кладовая, смазочных материалов. Каждое пред­ приятие, исходя из конкретных, условий, должно установить, какая схема цеховой кладовой ему подходит.

Цеховую кладовую смазочных материалов, как правило, сле­ дует располагать ближе к участкам, потребляющим наиболь­ шее количество масел, и в местах, удобных для приема и выда­ чи последних.

Обычно кладовая размещается на первом этаже здания с одной стеной, выходящей на территорию завода (рис. 7).: Об­ щая полезная площадь кладовой зависит от среднемесячного расхода смазочных материалов. Кладовая может быть разде­ лена огнестойкой перегородкой на две половины, одна из кото­ рых предназначена для хранения свежих масел, другая для ох­ лаждающих жидкостей и различных консистентных смазок в фирменной упаковке.

В кладовую подводятся холодная и горячая вода и сжатый воздух (для приготовления и перемешивания эмульсий). Масло, поступающее в баки, проходит через специальный фильтр, установленный в зоне приемного патрубка, и не до­ пускающий попадания в резервуары каких-либо механических, примесей. Трубопроводы имеют систему кранов и коллекторов, позволяющих через один приемный патрубок последовательно наполнять резервуары различными маслами, кроме трансфор­ маторных. Для охлаждающих жидкостей выводится самостоя­ тельный приемный патрубок.

23


Отпуск масел и охлаждающих жидкостей для наполнения бачков, расположенных в пролетах цеха и на участках, произ­ водится через маслораздаточную рам.пу, установленную вне кладовой, в районе размещения оборудования (потребителей масел и охлаждающих жидкостей).

Б -в

Рис. 7. Типовой проект кладовой для трех видов (сортов) масла, площадью 25 м2, рекомендуемый при количестве оборудования —

100—200 единиц:

1—шкаф для хранения смазочно-заправочного инвентаря; 2—стол для кладовщика; 3, 4—емкости для хранения охлаждающих жид­ костей; 5—емкости для хранения трех видов масла; 6—емкости для сбора трех видов отработанного масла; 7—пожарный инвентарь

Рампа (рис. 8) представляет собой небольшой металличес­ кий двухстворчатый шкаф, установленный у стены, в месте, к которому выведены трубопроводы из кладовой. Высота рампы берется в пределах 1000 мм, ширина зависит от количества кра­ нов (т. е. от количества видов или марок масел и охлаждаю­ щих жидкостей). Краны устанавливаются на высоте 700— 750 мм от пола. В основании рампы есть поддон с жесткой сет­ кой для сбора масел и жидкостей при переливах. Около каждо­ го крана прикрепляется табличка с указанием марки масла или охлаждающей жидкости, подведенной к тому или иному крану.

26


работанного и промывочного масла. На раме установлен .ре­ версивный шестеренный насос 9, получающий вращение от до­ полнительного электродвигателя ДК-1350. В верхней части бака расположены коллектор, магнитные фильтры 6, 7, 8 и три трехходовых пробковых крана, каждый из которых соединяет один из фильтров с коллектором. Наличие на трубопроводе

Рис. 13. Самоходная маслозаправочиая установка

трех таких, кранов позволяет осуществлять последовательно три операции: откачку из картеров отработанного масла, промывку их профильтрованным отработанным маслом и заправку чистьш

маслом.

Маслозаправочная установка снабжена восьмиметровым шлангом 5 с раздаточным пистолетом, на конце, применение ко­ торого резко снижает потери масла. Управление осуществляет­ ся рукоятками 2 и 3.

Годовая экономическая эффективность от внедрения само­ ходной маслозаправочной установки составляет 2319 руб. Сто­ имость установки 1500 рублей.

Техническая характеристика самоходной маслозаправочной установки

Грузоподъемность, кг

.......................................

3 3

........................

 

750

Размеры, мм:

 

. V

 

 

.

. .

1950

длина

 

 

.....

ширина

 

 

1170

 

 

 

высота

......................................

 

 

 

 

Емкость резервуаров, л:

 

 

 

 

2

для

чистого

масла

масла.............................................................

 

 

 

для

отработанного

 

 

 

250

для

промывочного

масла .......................................................................

 

 

 

100

Клиренс

(расстояние отземли до низшей точки), м м ..........................

 

 

75

Ширина колеи, мм:

 

 

 

 

625

передних к о л е с .................................

. . . .

 

 

 

задних

»

 

 

 

и

задних

 

Жесткая

база (расстояние между осями передних

900:

колес),, м м ............................

 

 

........................................................................

 

 

 

30


Диаметр колес, мм:

 

 

 

 

400

передних

.............................................................................................

 

 

 

 

задних

.............................................................................................

 

 

 

 

260

Скорость движения по прямой, км/ч:

 

 

5—10

без г р у з а ................................

 

 

.............................................................

с грузом .......................

 

 

..........................................................3— 8

Число скоростей .........................................................................................

 

 

 

 

 

3

Радиус поворота, мм:

краюга б а р и та

 

 

800

по

внутреннему ......................................................

 

 

»

наружному ................................................

»

»

 

 

1920

Масса установки, кг:

 

 

 

баками

1730

с залитой аккумуляторнойбатареей н заправленными

сухая масса .....................................................................установки

 

 

 

1196

Изготовитель

Маримнско-Посадский

завод «Проммеханизация»

(г. Марнниск-Посад, Чувашская АССР).

 

 

 

Введение

механизации

смазочных

работ

обеспечивает:

уменьшение затрат рабочего времени; увеличение межремонтно­ го цикла благодаря усовершенствованию методов смазки; со­ кращение затрат на текущий ремонт оборудования и, как след­ ствие, уменьшение износа механизмов станков; уменьшение по­ терь смазочных материалов; улучшение условий труда.

Для хранения нескольких видов масел в цехе могут быть ис­ пользованы маслораздаточные шкафы. Принципиальная схема и общий вид шкафа показаны на рис. 14 и 15.

Смазочный инвентарь. Конструкции смазочного инвентаря должны обеспечивать сведение к минимуму возможных перели­ вов .масел во время их выдачи и при смазке механизмов, а так­ же предохранение масел и смазок от загрязнения.

За каждым станком (или группой станков) закрепляются масленки и шприцы, число которых определяется количеством видав (сортов) смазочных материалов. Смазочный инвентарь маркируется символами и окрашивается в соответствующий цвет.

■Перечень смазочного инвентаря, изготовляемого серийно на отечественных заводах, приведен в табл. 5.

На рис. 16—20 и в табл. 6—9 приведены характеристики не­ которых видав смазочного инвентаря.

Организация работ по смазке оборудования в цехе. Обеспе­ чение оборудования качественной смазкой удлиняет его межре­ монтный цикл без снижения качественных показателей и способ­ ствует уменьшению материальных затрат на проведение ре­ монтов.

Совершенствуя смазочное хозяйство цеха, следует прежде всего выявить и изучить недочеты в работе персонала, имеющего дело со смазкой, — станочников, елесарей-смазчи- ков, ремонтных слесарей, электриков, а также недостатки над­ зора, инструктажа, снабжения и других функций, выполняе­ мых работниками по смазке оборудования.

Как показала практика, эксплуатирующий технологическое ■оборудование персонал недостаточно четко, а иногда и плохо

31