Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
текучести (особенно вязких масел) при низких температурах цистерна оборудуется паровым или электрическим устройством для подоправа. Для средних и мелких предприятий можно ре комендовать электрокар, оборудованный четырьмя стандарт ными бочками; бочки маркируются в зависимости от вида пе ревозимого продукта, легко снимаются и заменяются, смотря по надобности в данный момент.
Слив млела в емкости цеха производится посредством на сосной установки, смонтированной на тележке или в кладовой цеха. В первом случае маслоподающий шланг, идущий от ниж него сливного отверстия, соединяется своим концевым присое динительным фланцем с аналогичным фланцем, установленным
•на приемном патрубке, выведенном на наружную стенку цехо вой кладовой.
Степень заполнения масляных баков кладовой контролиру ется положением уровней в маслоуказательных стеклах, уста новленных на резервуарах.
При расходе масел в цехах порядка 1000 т в год целесооб разно транспортировать масло с центрального склада смазоч ных материалов в цеха по трубопроводам. Это наиболее ра ционально в случаях, когда цеха потребляют не более двух или трех видов масел и расположены в одном корпусе.
Лимиты отпуска смазочных материалов устанавливаются ин женером по смазочному хозяйству предприятия и утверждают ся 'главным механиком. Центральный склад смазочных матери алов получает из ОГМ утвержденный .каждому цеху лимит по форме № 1.
На основании этих лимитов центральный склад смазочных материалов выдает каждому цеху лимитно-заборную карту (см. форму № 2), в которой при каждом получении смазочных материалов представитель цеха-получателя расписывается и ставит штамп. Это избавляет инженера смазочного хозяйства и работников снабжения от визирования большого количества
23
Форма № 1
Лимитная карта на отпуск смазочных материалов
___________________ цеху для смазки оборудования на________________месяц 197 г.
Вид к марка |
|
Масло |
индустриальное |
|
|
|
|
смазочного материала |
12 |
20 |
45 |
Универ сальная смазка УС
Лимит, кг
Подлежит Отработан сдаче ное масло,
кг
Сдано
Главный механик |
(подпись) |
Форма
|
Лимитно-заборная карта цеха____________ |
|
|
|||||||||
|
|
|
на_______________ месяц 197 |
г. |
|
|
||||||
|
|
|
|
1 |
|
Отпущено, |
кг |
|
|
|
Ценаза 1 кг, .руб |
|
|
Наименование |
Лимит, кг |
|
распискаи штамппо лучателя |
количество |
распискаи штамппо лучателя |
1 количество |
распискаи штамппо |
|
|
||
|
|
|
лучателя |
1 Всего |
||||||||
% |
материала |
|
1 |
|||||||||
|
|
количество! |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
с |
смазочного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
10 |
11 |
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
Зав. |
центральным складом |
|
|
(подпись) |
||||
|
|
|
|
смазочных материалов |
|
|
№ 2
Сумма, руб.
12
.
требований и других первичных документов на выдачу смазоч ных материалов; оформление документации упрощается и уско ряется. В конце месяца бухгалтерия подытоживает количест во полученных смазочных материалов и относит их стоимость на эксплуатационные расходы соответствующего цеха.
8.ОРГАНИЗАЦИЯ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
ВПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕХАХ
Для своевременной и регулярной смазки оборудования и механизмов цеха надлежащими смазочными материалами не обходимо:
1. Обеспечить цех слесарями-смазчиками в количестве, дос таточном для охвата всех станков и механизмов, которые не смазываются лицами, непосредственно работающими на них.
24
2.Обучить весь персонал, занятый смазкой оборудования, уходу за смазочными системами, пользованию паспортами обо рудования, графиками, схемами и картами смазки, правилами смены отработанного масла и др.
3.Закрепить каждого слесаря-смазчика за определенным участком цеха.
4.Обеспечить весь персонал, ответственный за смазку обору дования, необходимым смазочным инвентарем для обслужива ния смазочных систем и сбора отработанных масел.
Ответственность за состояние и ведение смазочного хозяйст ва цеха, а также за работу всего персонала, занятого в этом хозяйстве, несет 'механик цеха, который должен работать на этом участке в контакте с ОГМ (инженером по смазочному хо зяйству) .
Механику цеха подчиняется мастер или бригадир |
по |
смазке ( ,в зависимости от величины и оснащенности цеха). |
Ес |
ли в цехе отдельные агрегаты обслуживаются централизован ными смазочными системами, например, автоматическими стан циями, то операторы этих станций также подчиняются непо средственно механику цеха.
Все работники смазочного хозяйства должны считать своей первоочередной обязанностью строгое соблюдение правил тех ники .безопасности и .противопожарного режима.
Цеховая кладовая, смазочных материалов. Каждое пред приятие, исходя из конкретных, условий, должно установить, какая схема цеховой кладовой ему подходит.
Цеховую кладовую смазочных материалов, как правило, сле дует располагать ближе к участкам, потребляющим наиболь шее количество масел, и в местах, удобных для приема и выда чи последних.
Обычно кладовая размещается на первом этаже здания с одной стеной, выходящей на территорию завода (рис. 7).: Об щая полезная площадь кладовой зависит от среднемесячного расхода смазочных материалов. Кладовая может быть разде лена огнестойкой перегородкой на две половины, одна из кото рых предназначена для хранения свежих масел, другая для ох лаждающих жидкостей и различных консистентных смазок в фирменной упаковке.
В кладовую подводятся холодная и горячая вода и сжатый воздух (для приготовления и перемешивания эмульсий). Масло, поступающее в баки, проходит через специальный фильтр, установленный в зоне приемного патрубка, и не до пускающий попадания в резервуары каких-либо механических, примесей. Трубопроводы имеют систему кранов и коллекторов, позволяющих через один приемный патрубок последовательно наполнять резервуары различными маслами, кроме трансфор маторных. Для охлаждающих жидкостей выводится самостоя тельный приемный патрубок.
23
Отпуск масел и охлаждающих жидкостей для наполнения бачков, расположенных в пролетах цеха и на участках, произ водится через маслораздаточную рам.пу, установленную вне кладовой, в районе размещения оборудования (потребителей масел и охлаждающих жидкостей).
Б -в
Рис. 7. Типовой проект кладовой для трех видов (сортов) масла, площадью 25 м2, рекомендуемый при количестве оборудования —
100—200 единиц:
1—шкаф для хранения смазочно-заправочного инвентаря; 2—стол для кладовщика; 3, 4—емкости для хранения охлаждающих жид костей; 5—емкости для хранения трех видов масла; 6—емкости для сбора трех видов отработанного масла; 7—пожарный инвентарь
Рампа (рис. 8) представляет собой небольшой металличес кий двухстворчатый шкаф, установленный у стены, в месте, к которому выведены трубопроводы из кладовой. Высота рампы берется в пределах 1000 мм, ширина зависит от количества кра нов (т. е. от количества видов или марок масел и охлаждаю щих жидкостей). Краны устанавливаются на высоте 700— 750 мм от пола. В основании рампы есть поддон с жесткой сет кой для сбора масел и жидкостей при переливах. Около каждо го крана прикрепляется табличка с указанием марки масла или охлаждающей жидкости, подведенной к тому или иному крану.
26
работанного и промывочного масла. На раме установлен .ре версивный шестеренный насос 9, получающий вращение от до полнительного электродвигателя ДК-1350. В верхней части бака расположены коллектор, магнитные фильтры 6, 7, 8 и три трехходовых пробковых крана, каждый из которых соединяет один из фильтров с коллектором. Наличие на трубопроводе
Рис. 13. Самоходная маслозаправочиая установка
трех таких, кранов позволяет осуществлять последовательно три операции: откачку из картеров отработанного масла, промывку их профильтрованным отработанным маслом и заправку чистьш
маслом.
Маслозаправочная установка снабжена восьмиметровым шлангом 5 с раздаточным пистолетом, на конце, применение ко торого резко снижает потери масла. Управление осуществляет ся рукоятками 2 и 3.
Годовая экономическая эффективность от внедрения само ходной маслозаправочной установки составляет 2319 руб. Сто имость установки 1500 рублей.
Техническая характеристика самоходной маслозаправочной установки
Грузоподъемность, кг |
....................................... |
3 3 |
........................ |
|
750 |
|||
Размеры, мм: |
|
. V |
|
|
. |
. . |
1950 |
|
длина |
|
|
..... |
|||||
ширина |
|
|
■ |
1170 |
|
|
|
|
высота |
...................................... |
|
|
|
|
|||
Емкость резервуаров, л: |
|
|
|
|
2 |
|||
для |
чистого |
масла |
масла............................................................. |
|
|
|
||
для |
отработанного |
|
|
|
250 |
|||
для |
промывочного |
масла ....................................................................... |
|
|
|
100 |
||
Клиренс |
(расстояние отземли до низшей точки), м м .......................... |
|
|
75 |
||||
Ширина колеи, мм: |
|
|
|
|
625 |
|||
передних к о л е с ................................. |
. . . . |
|
|
|
||||
задних |
» |
|
|
|
и |
задних |
|
|
Жесткая |
база (расстояние между осями передних |
900: |
||||||
колес),, м м ............................ |
|
|
........................................................................ |
|
|
|
30
Диаметр колес, мм: |
|
|
|
|
400 |
||
передних |
............................................................................................. |
|
|
|
|
||
задних |
............................................................................................. |
|
|
|
|
260 |
|
Скорость движения по прямой, км/ч: |
|
|
5—10 |
||||
без г р у з а ................................ |
|
|
............................................................. |
||||
с грузом ....................... |
|
|
..........................................................3— 8 |
||||
Число скоростей ......................................................................................... |
|
|
|
|
|
3 |
|
Радиус поворота, мм: |
краюга б а р и та |
|
|
800 |
|||
по |
внутреннему ...................................................... |
|
|
||||
» |
наружному ................................................ |
» |
» |
|
|
1920 |
|
Масса установки, кг: |
|
|
|
баками |
1730 |
||
с залитой аккумуляторнойбатареей н заправленными |
|||||||
сухая масса .....................................................................установки |
|
|
|
1196 |
|||
Изготовитель |
— |
Маримнско-Посадский |
завод «Проммеханизация» |
||||
(г. Марнниск-Посад, Чувашская АССР). |
|
|
|
||||
Введение |
механизации |
смазочных |
работ |
обеспечивает: |
уменьшение затрат рабочего времени; увеличение межремонтно го цикла благодаря усовершенствованию методов смазки; со кращение затрат на текущий ремонт оборудования и, как след ствие, уменьшение износа механизмов станков; уменьшение по терь смазочных материалов; улучшение условий труда.
Для хранения нескольких видов масел в цехе могут быть ис пользованы маслораздаточные шкафы. Принципиальная схема и общий вид шкафа показаны на рис. 14 и 15.
Смазочный инвентарь. Конструкции смазочного инвентаря должны обеспечивать сведение к минимуму возможных перели вов .масел во время их выдачи и при смазке механизмов, а так же предохранение масел и смазок от загрязнения.
За каждым станком (или группой станков) закрепляются масленки и шприцы, число которых определяется количеством видав (сортов) смазочных материалов. Смазочный инвентарь маркируется символами и окрашивается в соответствующий цвет.
■Перечень смазочного инвентаря, изготовляемого серийно на отечественных заводах, приведен в табл. 5.
На рис. 16—20 и в табл. 6—9 приведены характеристики не которых видав смазочного инвентаря.
Организация работ по смазке оборудования в цехе. Обеспе чение оборудования качественной смазкой удлиняет его межре монтный цикл без снижения качественных показателей и способ ствует уменьшению материальных затрат на проведение ре монтов.
Совершенствуя смазочное хозяйство цеха, следует прежде всего выявить и изучить недочеты в работе персонала, имеющего дело со смазкой, — станочников, елесарей-смазчи- ков, ремонтных слесарей, электриков, а также недостатки над зора, инструктажа, снабжения и других функций, выполняе мых работниками по смазке оборудования.
Как показала практика, эксплуатирующий технологическое ■оборудование персонал недостаточно четко, а иногда и плохо
31