Файл: Кунянский, И. А. Организация смазочного хозяйства на предприятиях машиностроения учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смазками в фирменной упаковке, маслозаправочного инвентаря и инструмента. Отдельная полка отводится для документации по смазке.

Для перевозки маслозаправочного инвентаря слесарем-смаз- чиком по цеху, а также подвозки масла в малых количествах

коборудованию, слесарь-смазчик располагает легкой тележкой

сдвумя полками. Верхняя полка служит для укладки инстру­ мента, нижняя для бидонов с маслом, масленок, шприцев, леек,

коробок с консистентной сма'зкой и т. д.

В комплект маслозаправочного инвентаря для слесаря-смаз­ чика входят бидоны емкостью Юл, масленки и шприцы для каждого вида масла и смазки, воронка с сеткой, лопатка для консистентной смазки и т. д.

В комплект инструмента слесаря-смазчика входят отвертки, гаечные ключи, молоток, скребки, прутки для чистки смазочных отверстий и масленок.

Кроме того, на рабочем месте слесаря-смазчика должны быть необходимые документы: схемы и карты смазки, график

замены

масел,

должностная

инструкция,

инструкция по

технике

безопасности

и соблюдению

противопожарного

режима.

 

 

 

 

 

Спецодежда слесаря-смазчика должна быть застегнута,

плотно облегать его тело и

не иметь свободно висящих

частей.

 

по

смазке

оборудования. Документация

Документация

должна отражать состояние смазки оборудования на предприя­ тии в месяц, квартал и год и состоять из:

расчетов месячной, квартальной, годовой потребностей пред­ приятия по цехам и в целом в смазочных материалах для эк­ сплуатационных нужд;

данных о фактическом расходе смазочных материалов цехами и предприятием за отчетный год по типам обору­ дования;

данных о количестве отработанного и собранного масла, сданного цехами на регенерацию или для другого использо­ вания;

плана-графика промывки картеров и систем смазки (раз­ дельно по цехам);

плана-графика промывки емкостей для хранения масел на центральном складе, в цеховых кладовых, а также .внутриза­ водской транспортировочной тары;

данных о фактическом и расчетном числе рабочих по смазке оборудования по предприятию и отдельно по цехам;

карт и схем смазки; плана модернизации оборудования по разделу смазки;

графика ремонта инвентаря для хранения, транспортировки, залива и слива масла (за исключением мелкого смазочно-раз-

39



оУТВЕРЖДАЮ:

Главный механик завода

График смены масел в емкостях оборудования________________цеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

197

г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Пример заполнении)

 

 

 

 

 

Оборудование

 

 

Емкость для масла

Расход масла

 

Смена масел по месяцам

Порядковыйномер

Инвентарныйномер

Наименование

изготовитель-Завод

тип(Модель)

Характеристика

Ремонтнаясложность

Наименование

ij

1!j

сорт(Вид), масламарка

расходаНорма ,сменувг

расходаНорма кг,годв последнейДата масласмены ц-мигод()

 

 

Количествозалпмаславаемого, кг

сорт(Вид), марка залиоаемогомасла

I

п ш IV V VI VII VIII IX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

 

 

 

 

|

 

 

 

;

 

 

1

306

То-

„Кра-

1К62 200 х

и

Ко­ 25 Ииду-

Инду150 80 197..■

 

25

 

 

карно-

сиый

 

X 1500

 

робка

 

стри-

стри-

XII

 

 

 

 

ВИН-

про­

 

 

 

ско­

 

аль-

аль-

 

 

 

 

 

 

торез-

лета­

 

 

 

рос­

 

иое 20

ное

 

 

 

 

 

 

ный

рий"

 

 

 

тей

 

 

20

 

 

 

 

 

 

ста­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф о р м а 3

маелг кг

Годовойрасход

перезалнвкуна ,

X XI XII

 

25 50

Инженер смазочного хозяйства:

(подпись)

Механик цеха:

(подпись)


ливочного инвентаря) и фактические данные о проведенных ремонтах инвентаря.

Основным организующим документом для служб смазочного хозяйства предприятия является единый график ■планово-пре­ дупредительного ремонта, включающий все виды ремонтов, ос­ мотров п промывок, на основании которого составляются гра­ фики смены масла в емкостных системах оборудования.

График смены масел (форма 3) составляется на весь год. В график должно включаться все оборудование с масляными ван­ нами или картерами.

Так как в масляные ванны заливают различные масла, то в графиках необходимо указывать вид (сорт) масла или его ус­ ловное обозначение. Последние могут быть разработаны и лицом, составляющим календарный график.

Если в цехе много машин с емкостными системами, вследст­ вие чего смена масел производится ежедневно, то целесообраз­ но в условных обозначениях проставлять дату смены. Необхо­ димо обратить внимание на обязательное заполнение графы «Инвентарный номер», в противном случае неизбежны ошибки при смене масел в однотипных машинах.

Одновременно с ведомостью годовой потребности в смазоч­ ных материалах на перезаливку масляных систем оборудова­ ния (форма 4) составляется ведомость общей годовой потреб­ ности цеха в смазочных материалах (форма 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф о р м а

4

Ведомость годовой потребности цеха в смазочных материалах

на перезаливку масляных систем оборудования на 197

г.

 

 

 

 

(Пример заполнения)

 

 

 

 

 

Наименование

 

 

 

Потребность по месяцам,

кг

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D ГОД,

I

I!

ш

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

КГ

 

 

 

Индустриаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное 20 . . . .

150

60

90

150

60

90

150

60

90

150

60

90

1200

Индустриаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное 30 . . . .

300

350

400

300

350

400

300

350

400

300

350

400

4200

Инженер по смазке оборудования:

(подпись)

41

\


яЗ

X

X

та

С?

та

Я

а.

J- 03

S

о

со

гз

S

о

цеха

3

Ведомость общей годовой потребности

£

 

 

 

ОО

 

 

 

X

^ О

 

 

 

CS <N

 

 

 

X

О о

 

 

 

(N —

 

 

 

 

о о

 

 

 

X

о о

 

 

 

СО —

 

 

 

 

*"н

С

5;

 

X

о о

 

о

С

С

 

<N (N

со

—1

о о

 

 

 

 

 

S

• >

— ю

 

 

<N 1—

 

 

О

 

 

 

 

ОО о

о о

(0

>

 

со —

 

•*

 

 

 

 

X

са

 

 

о о

cj

 

>

г*-о

X

 

CN (N

о

о

 

 

 

 

 

 

ОО

а.

О .

 

 

о

 

>

— ю

 

 

сч —

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

ю

 

>

СО

 

О

 

 

 

 

 

о о

 

 

 

CN (N

 

 

 

 

О о

 

 

 

 

— ю

 

 

 

 

CN —

 

 

 

 

 

1—1

 

 

 

 

о о

 

 

 

-

о о

 

 

 

со —

 

 

 

 

о о

 

 

а

и

о о

 

 

о оо

 

к

Ю а

со со

 

га *

2

a

 

 

 

о Л

 

 

 

=< н

 

 

о о

 

О SJ

 

 

 

и о

 

X О

 

в х

Х П

о о

 

О . » О 4

оо со

 

«*§

— о

 

За

2 « я =

 

 

 

\о н

 

га

 

 

 

Uc 1

 

2

о о

 

 

 

 

о о

 

 

 

 

<МCS

 

 

 

2 *=«

—1 ^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о о

 

 

и

 

CN со

 

 

 

0) <У

 

 

 

 

 

 

 

 

о о

 

 

 

Я X

 

 

 

л

л

 

 

-» га

 

=5

Ч

 

 

 

та

та

 

«* ^

 

X X

 

 

 

 

О-о.

 

 

н н

 

 

о о

 

 

 

 

>1 >-»

 

 

 

 

с* е(

 

 

 

 

5 S

 

9. СБОР И РЕГЕНЕРАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ

Одним из наиболее эффек­ тивных способов сокращения расхода смазочных масел яв­ ляется сбор отработанных ма­ сел и восстановление (регене­ рация) первоначального их качества для повторного ис­ пользования в производстве.

Смазочные масла в процес­ се работы изменяют свои ка­ чества, стареют, загрязняются пылью, металлической струж­ кой, окалиной, остатками фор­ мовочной смеси и т. д. На стан­ ках, работающих без охлажде­ ния, этот процесс протекает интенсивнее. В результате кон­ денсации водяных паров, на­ ходящихся в воздухе, а также вследствие попадания воды или эмульсии в масляные системы происходит обводнение масла.

При некотором предельном содержании посторонних при­ месей масло перестает удов­ летворять требованиям, кото­ рые к нему предъявляются. Дальнейшее применение тако­ го загрязненного масла нару­ шает нормальную работу обо­ рудования, повышает износ деталей и потерю энергии на трение, вызывает образование коррозии, а в отдельных слу­ чаях может явиться причиной поломки и аварии оборудова­ ния.

Срок службы масел контро­ лируется по возрастанию та­ ких показателей, как коксуе­ мость, содержание механичес­ ких примесей, золы и др. Мас­ ло подлежит смене, если при анализе обнаружено: содержа­ ние механических примесей —

42