Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
по видам работ и услуг на базе применения прогрессив ных норм затрат всех видов ресурсов, повышение уров ня планирования затрат и улучшение экономических
•оценок показателей эксплуатационной работы и исполь зования подвижного состава являются важным условием
•совершенствования механизма осуществления принципа лрибыльности и укрепления хозрасчета во внутрипроиз водственных подразделениях линейных предприятий же лезных дорог.
3. Повышение действенности принципа материальной заинтересованности
Одним из важнейших принципов хозяйственного ра счета является принцип материальной заинтересованно сти. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал (а практика социалистического строительства в нашей стране и в других странах социалистического содружества под твердила) исключительное значение принципа матери альной заинтересованности, указывая на невозможность создания без этого фундамента социалистического об щества, новых производственных отношений, подготов ки перехода к коммунизму. «Не на энтузиазме непос редственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной за интересованности, на хозяйственном расчете потруди тесь построить сначала прочные мостки, ведущие... к
социализму;... иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей к коммунизму»
В настоящее время нет различных мнений относи тельно важности и значимости принципа материальной заинтересованности. Ряд экономистов считают, что толь ко в тех случаях, когда существуют реальные возмож ности реализации принципа материальной заинтересо ванности в соответствующем подразделении, оно может быть переведено на хозяйственный расчет. Представ
ляется, что для такого мнения имеются серьезные осно вания.
На всех предприятиях железнодорожного транспорта и в их хозрасчетных внутрипроизводственных подразде-
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 44, с. 151.
124
лениях принцип материальной заинтересованности на ходит широкое применение. Он осуществляется, прежде всего, через системы и формы оплаты труда, тарифные сетки и ставки, должностные оклады, разрабатывае мые исходя из обеспечения личной материальной заин тересованности работников каждой профессии в повы шении количественных и качественных результатов их труда.
Кроме того, в условиях новой системы хозяйствова ния резко возрастает значение премий в стимулировании работников за выполнение и перевыполнение установ ленных им заданий. Эти задания устанавливаются с учетом конкретных условий и задач каждого работника, специализированных групп, коллективов хозрасчетных подразделений и предприятий в целом. Премии — это не простая надбавка к заработной плате, а вознаграж дение за хорошие результаты работы: за повышение производительности труда, снижение себестоимости про дукции или экономию ресурсов против установленных норм затрат, за рост выпуска продукции и повышение ее качества, улучшение показателей использования по движного состава, за повышение научно-технического уровня производства и надлежащее содержание и ре монт технических средств, за внедрение новой техники, прогрессивной технологии и передовых методов, за на учную организацию труда, повышение эффективности работы.
В отраслевых линейных предприятиях железных до рог и их внутрипроизводственных подразделениях пре мирование осуществляется в соответствии с Типовым положением о премировании работников предприятий железнодорожного транспорта, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирова ния. В частности, рабочие могут премироваться за ин дивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:
выполнение и перевыполнение установленных зада ний по объемным показателям работы, сокращение сро ка выполнения работ против установленных норм и нормативов;
высокое качество выполняемых работ и выпускаемой продукции;
содержание пути, связи, СЦБ и других технических
125
устройств и оборудования в соответствии с требования ми, обеспечивающими их бесперебойную работу;
улучшение результатов хозрасчетной деятельности бригады, участка, цеха, колонны;
экономия против плана или установленных нормати вов расходования топливно-энергетических ресурсов, ма териалов, инструмента, запасных частей и других мате риальных ценностей;
выполнение и перевыполнение технически обоснован ных норм выработки, месячных и сменных нормирован ных заданий;
освоение новых норм выработки (обслуживания) при пересмотре их на основе внедрения организационно-тех нических мероприятий.
На отдельных участках производства с учетом их особенностей для премирования рабочих могут устанав ливаться и другие показатели. При этом в первую оче редь должны устанавливаться показатели и условия премирования, связанные с улучшением использования подвижного состава, в том числе с сокращением порож них пробегов вагонов, более качественным обслужива нием клиентуры и пассажиров. Рабочие могут премиро ваться:
за выполнение показателей премирования; за перевыполнение показателей премирования;
за выполнение и перевыполнение показателей пре мирования.
Премия за повышение качества работ выплачивается, как правило, при условии выполнения количественных показателей (производственного плана, норм выработки, нормированных заданий), а за выполнение и перевы полнение количественных показателей — при условии соблюдения установленных качественных показателей (гарантированного пробега подвижного состава, графи ков движения поездов, заданий по использованию по движного состава, повышению качества продукции и ра бот и др.).
При необходимости премирование может осущест вляться одновременно за количественные и качествен ные показатели.
Размеры премий по профессиям и группам рабочих устанавливаются дифференцированно с учетом постав ленных перед ними задач и условий производства. Бо-
126
лее высокие размеры премий предусматриваются на основных работах; при более высоком уровне использо вания локомотивов, вагонов, технических устройств и оборудования; при освоении новых видов подвижного состава, машин, механизмов и оборудования; на участ ках, где применяются технически обоснованные нормы (выработки, обслуживания, расхода материалов и др.), разработанные на основе отраслевых и более прогрес сивных, чем отраслевые, нормативов.
Максимальные размеры премий, выплачиваемых ра бочим из фонда заработной платы, не должны превы шать в расчете на месяц 40% сдельного заработка (та рифной ставки или оклада). Размер премий, выплачи ваемых за счет средств фонда материального поощре ния, не ограничивается.
При премировании за экономию материалов, инстру мента и других материальных ценностей общая сумма выплачиваемых рабочим премий не должна превышать 50% суммы экономии, полученной по участку, бригаде, агрегату или рабочему месту в сравнении с норматива ми расхода, утвержденными вышестоящей организацией или руководителем предприятия. Сумма экономии под считывается исходя из цен, предусмотренных планом.
■Конкретные показатели и условия премирования, а также размеры премий устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с соответствующим коми тетом профсоюза.
Премирование производится, как правило, по резуль татам работы за месяц. В случае необходимости руко водитель предприятия по согласованию с профсоюзной организацией может устанавливать другие периоды премирования.
Премии начисляются на заработок рабочего, исчис ленного по сдельным расценкам или тарифным ставкам (окладам), за фактически отработанное время. Порядок начисления премий устанавливается руководителем предприятия по согласованию с соответствующим коми тетом профсоюза.
Премии, выплачиваемые по коллективным результа там работы бригады, участка, цеха, предприятия, рас пределяются между рабочими пропорционально начис ленной им заработной плате. При этом руководитель предприятия совместно с профсоюзной организацией
127
может повышать или понижать размер премии отдель ным рабочим с учетом их вклада в общие результаты работы, но не более чем на 25%•
Основанием для начисления премий являются дан ные бухгалтерской отчетности или оперативного учета.
Показатели и условия премирования инженерно-тех нических работников и служащих внутрипроизводствен ных хозрасчетных подразделений устанавливаются ру ководителем отраслевого линейного предприятия желез ных дорог по согласованию с соответствующим комите том профсоюза с учетом конкретных задач, стоящих перед каждым внутрипроизводственным подразделени ем, а также их значения в повышении эффективности производства. Такими показателями и условиями могут быть, например, выполнение и перевыполнение плана по прибыли и рентабельности, снижение себестоимости, экономия эксплуатационных средств по сравнению с ус тановленными нормами расхода, улучшение показателей использования подвижного состава, рост производитель ности труда.
Для инженерно-технических работников и служащих наряду с обязательными условиями премирования, при невыполнении которых премии не выплачиваются, обыч но устанавливаются дополнительные (учитываемые) ус ловия премирования, недовыполнение которых служит основанием для уменьшения размера премий, но не бо лее чем на 50%. Размер премий, исчисленный согласно основным условиям, может быть увеличен за выполне ние и перевыполнение особо важных показателей (на пример, показателей использования подвижного соста ва), но не более чем на 50%.
Премирование рабочих внутрипроизводственных под разделений осуществляется за счет средств фонда зара ботной платы, фонда мастера, фонда материального поощрения, фонда Всесоюзного социалистического со ревнования и других специальных источников. Инже нерно-технические работники и служащие премируются за счет средств фонда материального поощрения и фонда Всесоюзного социалистического соревнования.
Дальнейшее совершенствование показателей и усло вий премирования, установление оптимальных размеров премий для всех категорий работников, т. е. совершен ствование систем премирования (как и заработной пла-
128
ты), является важнейшим условием укрепления и раз вития внутрипроизводственного хозрасчета линейных предприятий дорог на основании более полного исполь зования принципа материальной заинтересованности.
Поэтому несмотря на удовлетворительную оценку действующих премиальных систем, показателей и усло вий премирования, применяемых во всех отраслевых ли нейных предприятиях железных дорог и внутрипроиз водственных подразделениях, работа по их совершенст вованию должна продолжаться в связи с большим ди намизмом развития экономики, изменением условий ра боты и первостепенности задач, решаемых предприя тиями и их подразделениями. Речь идет о возможном изменении задач в связи с дальнейшим техническим прогрессом, о возрастании роли таких показателей, как повышение производительности труда, качества работы, включая улучшение показателей использования подвиж ного состава, и т. д. Но и в изменяющихся условиях ра боты совершенствование систем премирования должно осуществляться в направлении:
максимально возможной конкретизации показателей и условий (как основных, так и учитываемых) премиро вания рабочих;
усиления стимулирования комплексного и одновре менного улучшения результатов в выполнении заданий по количественным и качественным показателям, по росту производительности труда, по обеспечению безо пасности движения поездов, по улучшению использова ния подвижного состава;
усиления стимулирования экономного расходования ресурсов.
Анализ организации внутрипроизводственного хоз расчета на железных дорогах показывает достаточную
эффективность и действенность фонда мастера в обеспе чении высокого качества работы при экономном расхо довании фонда заработной платы. Однако фонд масте ра в настоящее время создается лишь во внутрипроиз водственных подразделениях локомотивных и вагонных депо, а также дистанций пути. Поэтому стоит задача создания фонда мастера и во внутрипроизводственных подразделениях других линейных предприятий.
Следует оценить положительно практику выделения в распоряжение хозрасчетных внутрипроизводственных
129
подразделений части средств фонда материального по ощрения линейных предприятий. Такая практика увели чивает возможность стимулирования конкретных дости жений работников, оставляя при этом достаточные средства фонда материального поощрения и для исполь зования по назначению руководством предприятия. В девятой пятилетке имеются реальные возможности расширить указанную практику в связи с существен ным увеличением фондов материального поощрения ли нейных предприятий железных дорог.
4.Усиление материальной ответственности
иконтроля рублем
Важным принципом хозрасчета является материаль ная ответственность и контроль рублем. Применение этого принципа во внутрипроизводственном хозрасчете означает, что не только коллективы хозрасчетных под разделений отраслевых линейных предприятий желез
ных дорог в целом, но и каждый работник несет эконо мическую ответственность за невыполнение плановых заданий или их выполнение с нарушением установлен ных сроков, за ненадлежащее использование ресурсов (материальных, трудовых и денежных) и производствен ных фондов, за причинение материального ущерба (го сударству, предприятию или другим хозрасчетным под разделениям), за снижение качества продукции и услуг против предусмотренных договорными обязательствами,
за нарушение графиков и сроков поставок и др.
В условиях новой системы хозяйствования согласно постановлению Совета Министров СССР «О материаль ной ответственности предприятий и организаций за не выполнение заданий и обязательств» в целях дальней шего укрепления хозяйственного расчета, усиления эко номического значения хозяйственных договоров с 1 ян варя 1968 г. была значительно повышена ответствен ность предприятий и организаций за невыполнение за даний и обязательств исходя в основном из принципа возмещения причиненного ущерба. В связи с этим была усилена и ответственность хозрасчетных внутрипроиз водственных подразделений.
На предприятиях железнодорожного транспорта, по мимо ответственности, установленной указанным поста-
130
новлением Совета Министров СССР, предусмотренной Уставом железных дорог Союза ССР, нормативными документами, регламентирующими хозяйственные взаи моотношения предприятий и организаций железнодорож ного транспорта с пассажирами, отправителями и полу
чателями грузов, учреждениями банков и финансовых органов, т. е. с внешними для железнодорожного транс порта организациями, достаточно широко применяются различные виды ответственности между своими пред приятиями и организациями. При этом на ряде желез ных дорог (особенно на Белорусской, Северной и Мо сковской) установлено видов ответственности значитель но больше, чем это предусмотрено положением о хозяй ственном расчете отделения железной дороги и отрасле вых линейных предприятий. Так, установлена ответст венность за пропуск порожних вагонов во встречном на правлении, за задержку поездов, локомотивов, за от правление неполновесных и неполносоставных поездов, за завышение против установленных норм простоя ло комотивов и вагонов в ремонте и т. д.
Говоря о применении принципа материальной ответ ственности во внутрипроизводственных подразделениях линейных предприятий железных дорог, необходимо от метить, что полностью себя оправдали учет в финансо вых результатах соответствующих подразделений санк ций за завышение простоя локомотивов и вагонов в ре монте, отнесение на финансовые результаты хозрасчет ных подразделений локомотивных депо расходов по меж поездному ремонту, уменьшение доходов станционных смен за завышение простоя вагонов и за отправление неполновесных и неполносоставных поездов и т. д.
Как сами виды ответственности, так и особенно их степень на разных железных дорогах имеют значитель ные различия. Поэтому приведение всех видов матери альной ответственности к стройной системе с разработ кой методических рекомендаций по установлению эко номически обоснованных размеров этой ответственности для различных отраслевых линейных предприятий же лезных дорог, а затем и для их подразделений является важным условием укрепления внутрипроизводственного хозрасчета.
Бесспорна важность и такого принципа хозрасчета, какконтроль рублем, при помощи которого осущест-
131