Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по видам работ и услуг на базе применения прогрессив­ ных норм затрат всех видов ресурсов, повышение уров­ ня планирования затрат и улучшение экономических

•оценок показателей эксплуатационной работы и исполь­ зования подвижного состава являются важным условием

•совершенствования механизма осуществления принципа лрибыльности и укрепления хозрасчета во внутрипроиз­ водственных подразделениях линейных предприятий же­ лезных дорог.

3. Повышение действенности принципа материальной заинтересованности

Одним из важнейших принципов хозяйственного ра­ счета является принцип материальной заинтересованно­ сти. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал (а практика социалистического строительства в нашей стране и в других странах социалистического содружества под­ твердила) исключительное значение принципа матери­ альной заинтересованности, указывая на невозможность создания без этого фундамента социалистического об­ щества, новых производственных отношений, подготов­ ки перехода к коммунизму. «Не на энтузиазме непос­ редственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной за­ интересованности, на хозяйственном расчете потруди­ тесь построить сначала прочные мостки, ведущие... к

социализму;... иначе вы не подведете десятки и десятки миллионов людей к коммунизму»

В настоящее время нет различных мнений относи­ тельно важности и значимости принципа материальной заинтересованности. Ряд экономистов считают, что толь­ ко в тех случаях, когда существуют реальные возмож­ ности реализации принципа материальной заинтересо­ ванности в соответствующем подразделении, оно может быть переведено на хозяйственный расчет. Представ­

ляется, что для такого мнения имеются серьезные осно­ вания.

На всех предприятиях железнодорожного транспорта и в их хозрасчетных внутрипроизводственных подразде-

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 44, с. 151.

124

лениях принцип материальной заинтересованности на­ ходит широкое применение. Он осуществляется, прежде всего, через системы и формы оплаты труда, тарифные сетки и ставки, должностные оклады, разрабатывае­ мые исходя из обеспечения личной материальной заин­ тересованности работников каждой профессии в повы­ шении количественных и качественных результатов их труда.

Кроме того, в условиях новой системы хозяйствова­ ния резко возрастает значение премий в стимулировании работников за выполнение и перевыполнение установ­ ленных им заданий. Эти задания устанавливаются с учетом конкретных условий и задач каждого работника, специализированных групп, коллективов хозрасчетных подразделений и предприятий в целом. Премии — это не простая надбавка к заработной плате, а вознаграж­ дение за хорошие результаты работы: за повышение производительности труда, снижение себестоимости про­ дукции или экономию ресурсов против установленных норм затрат, за рост выпуска продукции и повышение ее качества, улучшение показателей использования по­ движного состава, за повышение научно-технического уровня производства и надлежащее содержание и ре­ монт технических средств, за внедрение новой техники, прогрессивной технологии и передовых методов, за на­ учную организацию труда, повышение эффективности работы.

В отраслевых линейных предприятиях железных до­ рог и их внутрипроизводственных подразделениях пре­ мирование осуществляется в соответствии с Типовым положением о премировании работников предприятий железнодорожного транспорта, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирова­ ния. В частности, рабочие могут премироваться за ин­ дивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:

выполнение и перевыполнение установленных зада­ ний по объемным показателям работы, сокращение сро­ ка выполнения работ против установленных норм и нормативов;

высокое качество выполняемых работ и выпускаемой продукции;

содержание пути, связи, СЦБ и других технических

125


устройств и оборудования в соответствии с требования­ ми, обеспечивающими их бесперебойную работу;

улучшение результатов хозрасчетной деятельности бригады, участка, цеха, колонны;

экономия против плана или установленных нормати­ вов расходования топливно-энергетических ресурсов, ма­ териалов, инструмента, запасных частей и других мате­ риальных ценностей;

выполнение и перевыполнение технически обоснован­ ных норм выработки, месячных и сменных нормирован­ ных заданий;

освоение новых норм выработки (обслуживания) при пересмотре их на основе внедрения организационно-тех­ нических мероприятий.

На отдельных участках производства с учетом их особенностей для премирования рабочих могут устанав­ ливаться и другие показатели. При этом в первую оче­ редь должны устанавливаться показатели и условия премирования, связанные с улучшением использования подвижного состава, в том числе с сокращением порож­ них пробегов вагонов, более качественным обслужива­ нием клиентуры и пассажиров. Рабочие могут премиро­ ваться:

за выполнение показателей премирования; за перевыполнение показателей премирования;

за выполнение и перевыполнение показателей пре­ мирования.

Премия за повышение качества работ выплачивается, как правило, при условии выполнения количественных показателей (производственного плана, норм выработки, нормированных заданий), а за выполнение и перевы­ полнение количественных показателей — при условии соблюдения установленных качественных показателей (гарантированного пробега подвижного состава, графи­ ков движения поездов, заданий по использованию по­ движного состава, повышению качества продукции и ра­ бот и др.).

При необходимости премирование может осущест­ вляться одновременно за количественные и качествен­ ные показатели.

Размеры премий по профессиям и группам рабочих устанавливаются дифференцированно с учетом постав­ ленных перед ними задач и условий производства. Бо-

126

лее высокие размеры премий предусматриваются на основных работах; при более высоком уровне использо­ вания локомотивов, вагонов, технических устройств и оборудования; при освоении новых видов подвижного состава, машин, механизмов и оборудования; на участ­ ках, где применяются технически обоснованные нормы (выработки, обслуживания, расхода материалов и др.), разработанные на основе отраслевых и более прогрес­ сивных, чем отраслевые, нормативов.

Максимальные размеры премий, выплачиваемых ра­ бочим из фонда заработной платы, не должны превы­ шать в расчете на месяц 40% сдельного заработка (та­ рифной ставки или оклада). Размер премий, выплачи­ ваемых за счет средств фонда материального поощре­ ния, не ограничивается.

При премировании за экономию материалов, инстру­ мента и других материальных ценностей общая сумма выплачиваемых рабочим премий не должна превышать 50% суммы экономии, полученной по участку, бригаде, агрегату или рабочему месту в сравнении с норматива­ ми расхода, утвержденными вышестоящей организацией или руководителем предприятия. Сумма экономии под­ считывается исходя из цен, предусмотренных планом.

■Конкретные показатели и условия премирования, а также размеры премий устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с соответствующим коми­ тетом профсоюза.

Премирование производится, как правило, по резуль­ татам работы за месяц. В случае необходимости руко­ водитель предприятия по согласованию с профсоюзной организацией может устанавливать другие периоды премирования.

Премии начисляются на заработок рабочего, исчис­ ленного по сдельным расценкам или тарифным ставкам (окладам), за фактически отработанное время. Порядок начисления премий устанавливается руководителем предприятия по согласованию с соответствующим коми­ тетом профсоюза.

Премии, выплачиваемые по коллективным результа­ там работы бригады, участка, цеха, предприятия, рас­ пределяются между рабочими пропорционально начис­ ленной им заработной плате. При этом руководитель предприятия совместно с профсоюзной организацией

127


может повышать или понижать размер премии отдель­ ным рабочим с учетом их вклада в общие результаты работы, но не более чем на 25%•

Основанием для начисления премий являются дан­ ные бухгалтерской отчетности или оперативного учета.

Показатели и условия премирования инженерно-тех­ нических работников и служащих внутрипроизводствен­ ных хозрасчетных подразделений устанавливаются ру­ ководителем отраслевого линейного предприятия желез­ ных дорог по согласованию с соответствующим комите­ том профсоюза с учетом конкретных задач, стоящих перед каждым внутрипроизводственным подразделени­ ем, а также их значения в повышении эффективности производства. Такими показателями и условиями могут быть, например, выполнение и перевыполнение плана по прибыли и рентабельности, снижение себестоимости, экономия эксплуатационных средств по сравнению с ус­ тановленными нормами расхода, улучшение показателей использования подвижного состава, рост производитель­ ности труда.

Для инженерно-технических работников и служащих наряду с обязательными условиями премирования, при невыполнении которых премии не выплачиваются, обыч­ но устанавливаются дополнительные (учитываемые) ус­ ловия премирования, недовыполнение которых служит основанием для уменьшения размера премий, но не бо­ лее чем на 50%. Размер премий, исчисленный согласно основным условиям, может быть увеличен за выполне­ ние и перевыполнение особо важных показателей (на­ пример, показателей использования подвижного соста­ ва), но не более чем на 50%.

Премирование рабочих внутрипроизводственных под­ разделений осуществляется за счет средств фонда зара­ ботной платы, фонда мастера, фонда материального поощрения, фонда Всесоюзного социалистического со­ ревнования и других специальных источников. Инже­ нерно-технические работники и служащие премируются за счет средств фонда материального поощрения и фонда Всесоюзного социалистического соревнования.

Дальнейшее совершенствование показателей и усло­ вий премирования, установление оптимальных размеров премий для всех категорий работников, т. е. совершен­ ствование систем премирования (как и заработной пла-

128

ты), является важнейшим условием укрепления и раз­ вития внутрипроизводственного хозрасчета линейных предприятий дорог на основании более полного исполь­ зования принципа материальной заинтересованности.

Поэтому несмотря на удовлетворительную оценку действующих премиальных систем, показателей и усло­ вий премирования, применяемых во всех отраслевых ли­ нейных предприятиях железных дорог и внутрипроиз­ водственных подразделениях, работа по их совершенст­ вованию должна продолжаться в связи с большим ди­ намизмом развития экономики, изменением условий ра­ боты и первостепенности задач, решаемых предприя­ тиями и их подразделениями. Речь идет о возможном изменении задач в связи с дальнейшим техническим прогрессом, о возрастании роли таких показателей, как повышение производительности труда, качества работы, включая улучшение показателей использования подвиж­ ного состава, и т. д. Но и в изменяющихся условиях ра­ боты совершенствование систем премирования должно осуществляться в направлении:

максимально возможной конкретизации показателей и условий (как основных, так и учитываемых) премиро­ вания рабочих;

усиления стимулирования комплексного и одновре­ менного улучшения результатов в выполнении заданий по количественным и качественным показателям, по росту производительности труда, по обеспечению безо­ пасности движения поездов, по улучшению использова­ ния подвижного состава;

усиления стимулирования экономного расходования ресурсов.

Анализ организации внутрипроизводственного хоз­ расчета на железных дорогах показывает достаточную

эффективность и действенность фонда мастера в обеспе­ чении высокого качества работы при экономном расхо­ довании фонда заработной платы. Однако фонд масте­ ра в настоящее время создается лишь во внутрипроиз­ водственных подразделениях локомотивных и вагонных депо, а также дистанций пути. Поэтому стоит задача создания фонда мастера и во внутрипроизводственных подразделениях других линейных предприятий.

Следует оценить положительно практику выделения в распоряжение хозрасчетных внутрипроизводственных

129



подразделений части средств фонда материального по­ ощрения линейных предприятий. Такая практика увели­ чивает возможность стимулирования конкретных дости­ жений работников, оставляя при этом достаточные средства фонда материального поощрения и для исполь­ зования по назначению руководством предприятия. В девятой пятилетке имеются реальные возможности расширить указанную практику в связи с существен­ ным увеличением фондов материального поощрения ли­ нейных предприятий железных дорог.

4.Усиление материальной ответственности

иконтроля рублем

Важным принципом хозрасчета является материаль­ ная ответственность и контроль рублем. Применение этого принципа во внутрипроизводственном хозрасчете означает, что не только коллективы хозрасчетных под­ разделений отраслевых линейных предприятий желез­

ных дорог в целом, но и каждый работник несет эконо­ мическую ответственность за невыполнение плановых заданий или их выполнение с нарушением установлен­ ных сроков, за ненадлежащее использование ресурсов (материальных, трудовых и денежных) и производствен­ ных фондов, за причинение материального ущерба (го­ сударству, предприятию или другим хозрасчетным под­ разделениям), за снижение качества продукции и услуг против предусмотренных договорными обязательствами,

за нарушение графиков и сроков поставок и др.

В условиях новой системы хозяйствования согласно постановлению Совета Министров СССР «О материаль­ ной ответственности предприятий и организаций за не­ выполнение заданий и обязательств» в целях дальней­ шего укрепления хозяйственного расчета, усиления эко­ номического значения хозяйственных договоров с 1 ян­ варя 1968 г. была значительно повышена ответствен­ ность предприятий и организаций за невыполнение за­ даний и обязательств исходя в основном из принципа возмещения причиненного ущерба. В связи с этим была усилена и ответственность хозрасчетных внутрипроиз­ водственных подразделений.

На предприятиях железнодорожного транспорта, по­ мимо ответственности, установленной указанным поста-

130

новлением Совета Министров СССР, предусмотренной Уставом железных дорог Союза ССР, нормативными документами, регламентирующими хозяйственные взаи­ моотношения предприятий и организаций железнодорож­ ного транспорта с пассажирами, отправителями и полу­

чателями грузов, учреждениями банков и финансовых органов, т. е. с внешними для железнодорожного транс­ порта организациями, достаточно широко применяются различные виды ответственности между своими пред­ приятиями и организациями. При этом на ряде желез­ ных дорог (особенно на Белорусской, Северной и Мо­ сковской) установлено видов ответственности значитель­ но больше, чем это предусмотрено положением о хозяй­ ственном расчете отделения железной дороги и отрасле­ вых линейных предприятий. Так, установлена ответст­ венность за пропуск порожних вагонов во встречном на­ правлении, за задержку поездов, локомотивов, за от­ правление неполновесных и неполносоставных поездов, за завышение против установленных норм простоя ло­ комотивов и вагонов в ремонте и т. д.

Говоря о применении принципа материальной ответ­ ственности во внутрипроизводственных подразделениях линейных предприятий железных дорог, необходимо от­ метить, что полностью себя оправдали учет в финансо­ вых результатах соответствующих подразделений санк­ ций за завышение простоя локомотивов и вагонов в ре­ монте, отнесение на финансовые результаты хозрасчет­ ных подразделений локомотивных депо расходов по меж­ поездному ремонту, уменьшение доходов станционных смен за завышение простоя вагонов и за отправление неполновесных и неполносоставных поездов и т. д.

Как сами виды ответственности, так и особенно их степень на разных железных дорогах имеют значитель­ ные различия. Поэтому приведение всех видов матери­ альной ответственности к стройной системе с разработ­ кой методических рекомендаций по установлению эко­ номически обоснованных размеров этой ответственности для различных отраслевых линейных предприятий же­ лезных дорог, а затем и для их подразделений является важным условием укрепления внутрипроизводственного хозрасчета.

Бесспорна важность и такого принципа хозрасчета, какконтроль рублем, при помощи которого осущест-

131