Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Из сказанного следует, что принцип окупаемости и рентабельности (прибыльности) вполне применим и для внутрипроизводственного хозяйственного расчета. Одна ко такой вывод отнюдь не означает глобальное приме нение этого принципа как для внутрипроизводственных подразделений промышленных предприятий, так и для подразделений линейных предприятий железных дорог.
Совершенно бесспорным является планирование при были и рентабельности внутрипроизводственным под разделениям промышленных предприятий, имеющим замкнутый производственный цикл и выпускающим го товую продукцию, на которую имеются прейскурантные оптовые цены. Правомерным является и установление заданий по прибыли и рентабельности подразделениям,
выпускающим |
передельную |
продукцию, |
которая идет |
на дальнейшую |
переработку |
в других |
подразделениях |
того же предприятия, если на эту передельную продук цию также установлены прейскурантные оптовые цены.
На ряде промышленных предприятий оправдало себя применение для планирования прибыли и рентабельно сти внутренних расчетных (условно-оптовых) цен в це хах основного производства. Это позволило увязать об щезаводское и внутризаводское планирование объемов выпуска продукции, себестоимости, прибыли, рентабель ности и фондоотдачи. В ряде случаев применение рас четных (условно-оптовых) цен для планирования при были внутрипроизводственным подразделениям оказа лось нецелесообразным. Поэтому было бы неправильно применять без соответствующих уточнений во внутри производственных подразделениях отраслевых линейных предприятий железных дорог даже самый положитель
ный опыт предприятий промышленности. Должна быть учтена специфика роли и места как отраслевых линей ных предприятий в целом, так и их подразделений в технологически едином транспортном конвейере, но с достаточно четкой обособленностью и специализацией функций каждого из них.
Четкая функциональная специализация в едином транспортном конвейере отраслевых линейных пред приятий железных дорог и их внутрипроизводственных подразделений позволяет реализовать для совершенст вования организации производственно-финансовой дея тельности такой важный принцип хозяйственного рас-
190
чета, как окупаемость и рентабельность (прибыльность), хотя в основном и с применением своеобразного меха низма практического осуществления этого принципа для эксплуатационной деятельности как предприятий в це лом, так и их подразделений. Однако и в этом случае
нет и не может быть однозначного решения для всех внутрипроизводственных подразделений отраслевых ли
нейных предприятий железных дорог и их хозрасчетных звеньев.
Для одних отраслевых линейных предприятий и их подразделений принцип окупаемости и рентабельности применяется в прямом смысле. Так, для механизиро ванных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и для их участков планируются прибыль (как разность между полученными ими доходами за работы и услуги по уста новленным ставкам сборов, представляющим собой по существу оптовую цену за оказанные услуги и работы,
и расходами), а также рентабельность (как отношение прибыли к стоимости производственных основных фон дов и оборотных средств). Для значительной части других отраслевых линейных предприятий железных дорог и их хозрасчетных звеньев предусматриваются задания по прибыли за работы и услуги по так назы ваемой подсобно-вспомогательной деятельности по це нам, устанавливаемым в настоящее время в соответствии
,с указаниями Министерства путей сообщения от 28 ав густа 1972 г. № Г-24470 об упорядочении ценообразова ния и расчетов за работы и услуги подсобно-вспомога тельной деятельности железных дорог, разработанными согласно инструктивным указаниям о порядке опреде ления тарифов на услуги производственного характера, утвержденным Государственным комитетом цен Совета Министров СССР 1 августа того же года.
Однако для эксплуатационной деятельности большей части внутрипроизводственных хозрасчетных подразде лений характерны существенные особенности в реали
зации принципа окупаемости и рентабельности (при быльности). Речь идет о широком применении денеж ных оценок в сочетании с определенными натуральными показателями. Например, доходы некоторых подразде лений определяются исходя из объема работ и услуг в хозрасчетных измерителях и расчетных цен, устанав ливаемых на эти измерители, а прибыль — как разность
8—244 |
121 |
,между полученными доходами и расходами, произве денными подразделениями при выполнении указанных работ и услуг. Разумеется, что доходы и прибыль в этом случае не являются какой-то определенной частью доходов и прибыли от эксплуатационной деятельности соответствующих отраслевых линейных предприятий и
тем более тарифных доходов и прибыли железных до рог от перевозок. Но применение расчетных цен позво ляет дать общую количественную оценку в денежном (ценностном) выражении выполненного объема работ и услуг в различных хозрасчетных измерителях, а срав нение этой оценки с понесенными расходами дает воз можность выявить положительные или отрицательные финансовые результаты, установить перевыполнение планового задания по прибыли, его недовыполнение или даже допущение убытков соответствующим внутрипроиз водственным хозрасчетным подразделением.
Еще более широкое применение получил такой поря док оценки деятельности хозрасчетных подразделений, как определение экономии (или перерасхода) фактиче ских затрат по сравнению с плановыми, пересчитанны ми на выполненный объем работ и услуг с учетом их структуры.
Весьма широко во внутрипроизводственном хозрас чете эксплуатационных линейных предприятий желез ных дорог применяется также экономическая (денеж ная) оценка перевыполнения (недовыполнения) объема перевозок, улучшения (ухудшения) показателей исполь зования локомотивов и вагонов: сокращения (завыше ния) эксплуатируемого парка локомотивов, отправления тяжеловесных (неполновесных) поездов, снижения (за вышения) против установленных норм всех видов про стоя вагонов и т. д. Например, на многих железных до рогах для оценки деятельности хозрасчетных диспетчер
ских |
и станционных |
смен, хозрасчетных линейных стан |
||
ций, |
хозрасчетных станционных бригад |
применяются |
||
показатели доходов |
и прибыли |
от перевозок. В этих |
||
же |
подразделениях |
применяется |
и |
экономическая |
оценка (за каждый процент) перевыполнения (недовы полнения) плана перевозок, улучшения (ухудшения) показателей использования подвижного состава, опреде ляемая исходя из величины достигаемой при этом эко номии (перерасхода) эксплуатационных средств.
122
Определение экономии (перерасхода) фактических затрат по сравнению с плановыми, пересчитанными на фактический объем работ, широко применяется во вну трипроизводственных хозрасчетных подразделениях ло комотивных и вагонных депо, участков энергоснабжения, дистанций пути, дистанций сигнализации и связи и др. При этом во многих локомотивных и вагонных депо в общих финансовых результатах подразделений учиты вается экономический эффект от снижения (завыше ния) против установленных норм фактического времени простоя локомотивов и вагонов в ремонте.
Из сказанного можно сделать вывод, что некоторым внутрипроизводственным подразделениям отраслевых линейных предприятий железных дорог с четко выра женной специализацией и замкнутым производственным циклом целесообразно планировать доходы и прибыль. Для этого необходимо установить экономически обосно ванные цены на продукцию этих подразделений с соот ветствующей их дифференциацией, обеспечивающей уси ление заинтересованности в повышении качества про дукции и технического уровня работ, услуг. Прежде все го это относится к цехам подъемочного и периодических ремонтов локомотивов, деповского ремонта вагонов. Правомерность этого положения все больше усиливает ся в связи с дальнейшей специализацией локомотивных
ивагонных депо на определенных видах ремонта. Необходимо рассмотреть и такое своеобразное тол
кование понятия рентабельности в организации хозра счета локомотивных бригад и других подразделений, как рентабельная поездка. Поездка считается рента бельной, если выполнено задание по технической скоро сти и соблюдены нормы расхода топлива или электро энергии. В этом определении имеется глубокий эконо мический смысл, так как известно, что при росте техни ческой скорости прогрессивно возрастает расход элек троэнергии или топлива. Если же оба норматива выпол няются, то действительно такая поездка имеет все осно вания считаться рентабельной. Поэтому показатель «рентабельная поездка» широко применяется во внутри производственном хозрасчете локомотивных бригад, ко лонн и поездных комплексов.
Таким образом, дальнейшее уточнение хозрасчетных измерителей, улучшение калькулирования себестоимости
8 * |
133 |