Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из сказанного следует, что принцип окупаемости и рентабельности (прибыльности) вполне применим и для внутрипроизводственного хозяйственного расчета. Одна­ ко такой вывод отнюдь не означает глобальное приме­ нение этого принципа как для внутрипроизводственных подразделений промышленных предприятий, так и для подразделений линейных предприятий железных дорог.

Совершенно бесспорным является планирование при­ были и рентабельности внутрипроизводственным под­ разделениям промышленных предприятий, имеющим замкнутый производственный цикл и выпускающим го­ товую продукцию, на которую имеются прейскурантные оптовые цены. Правомерным является и установление заданий по прибыли и рентабельности подразделениям,

выпускающим

передельную

продукцию,

которая идет

на дальнейшую

переработку

в других

подразделениях

того же предприятия, если на эту передельную продук­ цию также установлены прейскурантные оптовые цены.

На ряде промышленных предприятий оправдало себя применение для планирования прибыли и рентабельно­ сти внутренних расчетных (условно-оптовых) цен в це­ хах основного производства. Это позволило увязать об­ щезаводское и внутризаводское планирование объемов выпуска продукции, себестоимости, прибыли, рентабель­ ности и фондоотдачи. В ряде случаев применение рас­ четных (условно-оптовых) цен для планирования при­ были внутрипроизводственным подразделениям оказа­ лось нецелесообразным. Поэтому было бы неправильно применять без соответствующих уточнений во внутри­ производственных подразделениях отраслевых линейных предприятий железных дорог даже самый положитель­

ный опыт предприятий промышленности. Должна быть учтена специфика роли и места как отраслевых линей­ ных предприятий в целом, так и их подразделений в технологически едином транспортном конвейере, но с достаточно четкой обособленностью и специализацией функций каждого из них.

Четкая функциональная специализация в едином транспортном конвейере отраслевых линейных пред­ приятий железных дорог и их внутрипроизводственных подразделений позволяет реализовать для совершенст­ вования организации производственно-финансовой дея­ тельности такой важный принцип хозяйственного рас-

190


чета, как окупаемость и рентабельность (прибыльность), хотя в основном и с применением своеобразного меха­ низма практического осуществления этого принципа для эксплуатационной деятельности как предприятий в це­ лом, так и их подразделений. Однако и в этом случае

нет и не может быть однозначного решения для всех внутрипроизводственных подразделений отраслевых ли­

нейных предприятий железных дорог и их хозрасчетных звеньев.

Для одних отраслевых линейных предприятий и их подразделений принцип окупаемости и рентабельности применяется в прямом смысле. Так, для механизиро­ ванных дистанций погрузочно-разгрузочных работ и для их участков планируются прибыль (как разность между полученными ими доходами за работы и услуги по уста­ новленным ставкам сборов, представляющим собой по существу оптовую цену за оказанные услуги и работы,

и расходами), а также рентабельность (как отношение прибыли к стоимости производственных основных фон­ дов и оборотных средств). Для значительной части других отраслевых линейных предприятий железных дорог и их хозрасчетных звеньев предусматриваются задания по прибыли за работы и услуги по так назы­ ваемой подсобно-вспомогательной деятельности по це­ нам, устанавливаемым в настоящее время в соответствии

,с указаниями Министерства путей сообщения от 28 ав­ густа 1972 г. № Г-24470 об упорядочении ценообразова­ ния и расчетов за работы и услуги подсобно-вспомога­ тельной деятельности железных дорог, разработанными согласно инструктивным указаниям о порядке опреде­ ления тарифов на услуги производственного характера, утвержденным Государственным комитетом цен Совета Министров СССР 1 августа того же года.

Однако для эксплуатационной деятельности большей части внутрипроизводственных хозрасчетных подразде­ лений характерны существенные особенности в реали­

зации принципа окупаемости и рентабельности (при­ быльности). Речь идет о широком применении денеж­ ных оценок в сочетании с определенными натуральными показателями. Например, доходы некоторых подразде­ лений определяются исходя из объема работ и услуг в хозрасчетных измерителях и расчетных цен, устанав­ ливаемых на эти измерители, а прибыль — как разность

8—244

121


,между полученными доходами и расходами, произве­ денными подразделениями при выполнении указанных работ и услуг. Разумеется, что доходы и прибыль в этом случае не являются какой-то определенной частью доходов и прибыли от эксплуатационной деятельности соответствующих отраслевых линейных предприятий и

тем более тарифных доходов и прибыли железных до­ рог от перевозок. Но применение расчетных цен позво­ ляет дать общую количественную оценку в денежном (ценностном) выражении выполненного объема работ и услуг в различных хозрасчетных измерителях, а срав­ нение этой оценки с понесенными расходами дает воз­ можность выявить положительные или отрицательные финансовые результаты, установить перевыполнение планового задания по прибыли, его недовыполнение или даже допущение убытков соответствующим внутрипроиз­ водственным хозрасчетным подразделением.

Еще более широкое применение получил такой поря­ док оценки деятельности хозрасчетных подразделений, как определение экономии (или перерасхода) фактиче­ ских затрат по сравнению с плановыми, пересчитанны­ ми на выполненный объем работ и услуг с учетом их структуры.

Весьма широко во внутрипроизводственном хозрас­ чете эксплуатационных линейных предприятий желез­ ных дорог применяется также экономическая (денеж­ ная) оценка перевыполнения (недовыполнения) объема перевозок, улучшения (ухудшения) показателей исполь­ зования локомотивов и вагонов: сокращения (завыше­ ния) эксплуатируемого парка локомотивов, отправления тяжеловесных (неполновесных) поездов, снижения (за­ вышения) против установленных норм всех видов про­ стоя вагонов и т. д. Например, на многих железных до­ рогах для оценки деятельности хозрасчетных диспетчер­

ских

и станционных

смен, хозрасчетных линейных стан­

ций,

хозрасчетных станционных бригад

применяются

показатели доходов

и прибыли

от перевозок. В этих

же

подразделениях

применяется

и

экономическая

оценка (за каждый процент) перевыполнения (недовы­ полнения) плана перевозок, улучшения (ухудшения) показателей использования подвижного состава, опреде­ ляемая исходя из величины достигаемой при этом эко­ номии (перерасхода) эксплуатационных средств.

122


Определение экономии (перерасхода) фактических затрат по сравнению с плановыми, пересчитанными на фактический объем работ, широко применяется во вну­ трипроизводственных хозрасчетных подразделениях ло­ комотивных и вагонных депо, участков энергоснабжения, дистанций пути, дистанций сигнализации и связи и др. При этом во многих локомотивных и вагонных депо в общих финансовых результатах подразделений учиты­ вается экономический эффект от снижения (завыше­ ния) против установленных норм фактического времени простоя локомотивов и вагонов в ремонте.

Из сказанного можно сделать вывод, что некоторым внутрипроизводственным подразделениям отраслевых линейных предприятий железных дорог с четко выра­ женной специализацией и замкнутым производственным циклом целесообразно планировать доходы и прибыль. Для этого необходимо установить экономически обосно­ ванные цены на продукцию этих подразделений с соот­ ветствующей их дифференциацией, обеспечивающей уси­ ление заинтересованности в повышении качества про­ дукции и технического уровня работ, услуг. Прежде все­ го это относится к цехам подъемочного и периодических ремонтов локомотивов, деповского ремонта вагонов. Правомерность этого положения все больше усиливает­ ся в связи с дальнейшей специализацией локомотивных

ивагонных депо на определенных видах ремонта. Необходимо рассмотреть и такое своеобразное тол­

кование понятия рентабельности в организации хозра­ счета локомотивных бригад и других подразделений, как рентабельная поездка. Поездка считается рента­ бельной, если выполнено задание по технической скоро­ сти и соблюдены нормы расхода топлива или электро­ энергии. В этом определении имеется глубокий эконо­ мический смысл, так как известно, что при росте техни­ ческой скорости прогрессивно возрастает расход элек­ троэнергии или топлива. Если же оба норматива выпол­ няются, то действительно такая поездка имеет все осно­ вания считаться рентабельной. Поэтому показатель «рентабельная поездка» широко применяется во внутри­ производственном хозрасчете локомотивных бригад, ко­ лонн и поездных комплексов.

Таким образом, дальнейшее уточнение хозрасчетных измерителей, улучшение калькулирования себестоимости

8 *

133