Файл: Карягин, И. Д. Экономика социалистической промышленности (краткое изложение курса лекций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для размещения гидроэлектростанций нужны мощные реки. Топливные электростанции размещают в районе по­ требления электроэнергии в тех случаях, когда это более экономично, чем передача электроэнергии со станций, распо­ ложенных вблизи топливной базы.

При размещении предприятий черной металлургии прини­

маются во внимание

материалоемкость

металлургического

производства, низкая

транспортабельность

исходного сырья

и готовой продукции,

потребление в процессе производства

огромного количества

воды, а также влияние

крупных ме­

таллургических комбинатов на размещение

ряда

отраслей

промышленности и образование крупных городов.

существен­

На размещение химической промышленности

ное влияние оказывают особенности современной технологии химических производств: неограниченный круг веществ, ко­ торые могут быть использованы в качестве сырья для отрас­ лей химического производства, возможность комплексной пе­ реработки сырьевых и энергетических ресурсов различных мес­ торождений, а также многочисленных отходов и побочных про­ дуктов многих отраслей промышленности, возможность полу­ чения различных видов продукции из одного вида сырья и получение одного и того же вида продукции из различных видов сырых материалов.

Для большинства отраслей химической промышленности характерны значительная материалоемкость, относительно высокие удельные расходы топлива, электроэнергии, воды на единицу готовой продукции, малая транспортабельность большинства сырых материалов и многих видов готовой про­ дукции, высокая эффективность комбинирования большинст­ ва химических производств с черной и цветной металлургией, нефтедобычей и нефтепереработкой, деревообрабатывающими производствами.

§ 2. Методика экономического обоснования размещения отдельных предприятий

Проблема развития промышленности в том или другом районе требует всестороннего т'ехнико-экономического обос­ нования в соответствии с общими принципами размещения производства.

В общем виде экономическая эффективность размещения промышленности характеризуется показателями абсолютной и сравнительной экономической эффективности капитальных вложений.

48


Показатели сравнительной эффективности отражают тот эффект, который дает технически более совершенный вариант по сравнению с менее совершенным за счет роста производи­ тельности труда.

Расчет сравнительной эффективности необходим для выбо­ ра наивыгоднейшего варианта вложений во взаимозаменяе­ мые отрасли производства, размещения предприятий.

Сравнение вариантов размещения промышленных пред­ приятий по районам страны по их эффективности еще не да­ ет ответа на вопрос, является ли он оптимальным.

Критерий оптимальности выражает взаимосвязь двух ве­ личин: больших результатов и наименьших затрат, т. е. опти­ мальным вариантом развития и размещения отрасли может считаться тот из вариантов, который обеспечивает наиболь­ ший рост производства с наименьшими затратами, по кото­ рому расширение его осуществляется с народнохозяйствен­ ными затратами, не превышающими среднее по отрасли.

Если затраты превышают средние по отрасли, то заведо­ мо проводится ^принцип «больше, скорее, любой ценой». Однако из этого правила оптимальности может быть сдела­ но исключение в том случае, если отсутствуют природные ресурсы, хотя бы и в другом месте, позволяющие получить конкретный продукт при более низких народнохозяйствен­ ных затратах.

Выбор района для размещения предприятия

В качестве района рассматривается экономический район, республика, край, область. Вопрос о том, что принимать во внимание при обосновании района строительства — эконо­ мический район или область — зависит от характера про­ дукции вновь проектируемого предприятия, от вида перера­ батываемого данным предприятием сырья.

Например, размещение добывающих отраслей промыш­ ленности может быть осуществлено там, где обнаружены по­ лезные ископаемые. Однако и полезные ископаемые могут находиться в разных экономических районах и освоение их может осуществляться с различной экономической эффектив­ ностью.

Выбор района для размещения промышленного предприя­ тия при равных природных и экономических условиях в простейшем случае может сводиться к нахождению тран­ спортной слагающей.


Теория транспортной слагающей была разработана бур­ жуазным экономистом А. Вебером*.

Суть ее в следующем:

1. Имеются три пункта — пункт сырья, пункт рабочей силы, пункт потребления (рынок) (рис. 2).

/j^ v .r/rr с а у а я

^y/vr/rc

/zosn /oeoA eA st/jp

2.Промышленное предприятие можно разместить:

A. В пункте сырья—тогда нужно завозить в этот пункт

рабочую силу и вывозить готовую продукцию в пункт потреб­ ления. Транспортные расходы составят Хь

Б. В пункте рабочей силы — тогда будут завозиться сырье и вывозиться готовая продукция. Транспортные расходы со­ ставят Х2.

B. В пункте потребления — тогда будем завозить сырье и рабочую силу (т. е. строить города, поселки). Транспортные расходы — Х3.

Следовательно, задача сводится к нахождению такого района, размещение предприятий или группы предприятий в

котором будет осуществлено с

минимальными затратами,

т. е. где min Хь Х2, Х3.

 

 

экономиста — теории

тран­

В этой теории буржуазного

спортной ориентации — мы

используем

ее рациональную

идею — транспортный фактор, но не безоговорочно.

 

История развития

капиталистической

промышленности

свидетельствует о том,

что

транспортная

ориентация

неиз­

бежно приводит к созданию гигантских индустриальных цент­ ров (агломерация) и замедленному или почти к замиранию промышленного развития в других районах страны, что не­

совместимо с социалистическими принципами

размещения,

развитием промышленности в малых и средних

городах, с

*

А. Вебер. Теория размещения промышленности. Изд-во «Книга»,

Л.-М.,

1926 (русский перевод).

 

50


вовлечением в общественное производство всего трудоспособ­ ного населения и использования местных природных ресур­ сов. Все это игнорируется теорией Вебера и практикой капи­ талистического размещения.

Практика размещения социалистической промышленности показывает, что при оценке факторов, обуславливающих эф­ фективность размещения, необходимо учитывать их динами­

ческий характер. Динамичной является география

сырьевых

и топливно-энергетических баз

и

потребления.

Развитие

геолого-разведочных работ приведет

к выявлению

новых

■районов, располагающих необходимым сырьем и

топливом.

Технико-экономические показатели по добыче сырья

и

топ­

лива в различных месторождениях

принимаются обычно

как

неизменные. Однако они также меняются вследствие измене­ ния объемов добычи на отдельных месторождениях с пере­ ходом к эксплуатации худших горно-геологических участков или более глубоко залегающих пластов меньших мощностей.

Необходимость применения динамического анализа ус­ ложняет методы обоснования «оптимального» размещения даже отдельной отрасли, поскольку увеличение добычи на отдельных месторождениях зависит не только от данной от­ расли, но и от ряда других отраслей, потребляющих тот же вид добываемой продукции.

Подход к размещению каждой отдельной отрасли (или отдельного предприятия), тесно взаимосвязанной со всем народным хозяйством, требует комплексного и динамического анализа, (выдвигает необходимость применения математиче­ ских методов при решении вопросов размещения.

Обоснование пункта строительства

Выбор места строительства зависит от конкретных усло­ вий данного района и не определяется общими принципами размещения.

Выбор пункта строительства зависит от наличия водных и энергетических ресурсов, ресурсов местных строительных материалов, развитого машиностроения требуемого профиля, трудовых ресурсов, климатических условий и т. п.

Внутрирайонное размещение отдельных отраслей произ­ водства находится также в тесной взаимосвязи с размещени­ ем отраслей в том или другом районе. Совместное располо­ жение нескольких предприятий в непосредственной террито­ риальной близости друг от друга, на одной сравнительно небольшой территории, обеспечивает им разнообразный эко­ номический эффект, вытекающий из совместного иепользова-

51


ния вспомогательных и обслуживающих производств (водоснабжение, электро- и теплоснабжение, ремонт и т. д.), транспортных средств, сферы обслуживания и коммунально­ го хозяйства. Еще А. Вебер отмечал, что эффект от агломе­ рации, понимаемой им как простое скопление нескольких предприятий в одном географическом пункте, может быть настолько большим, что делает целесообразным значительное отклонение размещения предприятий от их «штандарта», оп­ ределяемого с точки .‘зрения своей изолированно рассматри­ ваемой отрасли.

Сочетание в одном пункте на сравнительно небольшой территории группы предприятий, объединенных взаимными производственно-экономическими связями, приводит к созда­ нию производственно-территориального комплекса.

По данным А. Е. Пробста*, совместное размещение в промышленном узле по единому плану группы предприятий приводит к сокращению территории, необходимой для про­ мышленного строительства, в среднем на 30% по сравнению с их обособлением и рассредоточенным размещением.

Сокращение территории, необходимой для строительства, благодаря групповому размещению промышленных пред­ приятий позволит ежегодно сэкономить народному хозяйству

свыше 1—1,5 млрд, рублей капитальных вложений в строи­ тельство.

Затраты на подготовку и освоение 1 гектара заводской территории составляют по проектным и отчетным данным в среднем свыше 50 тыс. рублей, а ежегодные эксплуатацион­ ные затраты по содержанию 1 гектара городской террито­ рии— около 2 тысяч рублей.

Уменьшается протяженность подъездных и внутренних (внутрикомплексных) транспортных путей и других коммуни­ каций. По данным 83 утвержденных генеральных планов промышленных узлов, протяженность железнодорожных пу­ тей уменьшилась на 18—47%, протяженность автодорог—на 9—30%- Получена экономия от уменьшения протяженности сети водоснабжения и канализации, тепловых сетей, газопро­ вода., ЛЭП, связи — на 27%.

Строительство одного ремонтного завода для группы предприятий вместо ремонтных цехов при каждом предприя­ тии обеспечивает сокращение капитальных затрат и удешев­ ление самого ремонта на 25—40%.

А. Е. Пробст. Вопросы размещения социалистической промыш­ ленности. Нзд. «Наука», М., 1971, стр. 73.

52

ГЛАВА VI

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

§ 1. План — категория социалистической экономики

История планирования начинается с возникновения дик­ татуры пролетариата в СССР.

План с самого начала советской власти рассматривался как система взаимоувязанных, объединенных общей целью, плановых заданий, определяющих порядок, место, сроки и последовательность осуществления в практической деятель­ ности миллионов трудящихся. Следовательно, план — это не сводка цифр н таблиц; в нем отражается целенаправленная

деятельность миллионных масс, строящих

под

руководст­

вом Коммунистической партии социализм

и коммунизм. С

помощью планов на каждом историческом

этапе

развития

экономики, решаются совершенно конкретные социально-по­ литические задачи социалистического общества. План опре­ деляет и перспективу, социально-экономическую модель бли­ жайшего будущего на 5—10 лет вперед.

Планы социалистического

государства — это не планы

индивидуумов или отдельных

предприятий, изолированных

от всеобщего развития. Это — планы экономического разви­ тия общественно-экономической формации, предусматриваю­ щие достижение общих целей.

Обобществление средств производства во всех сферах на­

родного хозяйства, создание единого

экономического

орга­

низма в масштабах всей страны стало

возможно

в

услови­

ях, когда политическая и экономическая власть

принадле­

жит наиболее производительной и прогрессивной силе обще­ ства — пролетариату.

Именно при этих условиях появилась возможность объе­ динения ранее разрозненных предприятий и хозяйств, коор­

динации их деятельности из единого государственного цент­ ра, по заранее разработанному плану. Первым таким планом был долгосрочный план ГОЭЛРО.

53