Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рис. 3. Предохранительная муфта с зубчато-винтовым отжимным устройст­ вом.

с правой и левой резьбой. По окружности нажимного дис­ ка 9 установлено три винтовые пары. Крутящий момент от вала 18 передается зубчатыми колесами / и 2. При этом осе­ вое усилие винтовой пары уменьшает усилие сжатия дисков пружиной 16.

При крутящем моменте, не превышающем заданное пре­ дельное значение, разность между усилием пружины и осе­ вым усилием винтовых пар достаточна для передачи дви­ жения от вала 18 к валу 20. С увеличением крутящего момента эта разность уменьшается, диски муфты проскаль­ зывают и передача движения прекращается до тех пор, пока момент на ведомом валу 20 не уменьшится до задан­ ного предельного.

Так как гайка-винт 14 имеет правую и левую резьбы, муфта может передавать реверсивное вращение. Для регу­ лирования положения гайки 15 и фиксации ее в заданном положении предназначен болт 12 с гайкой 10 и зажимами И.

Муфта обладает высокой точностью ограничения нагруз­ ки, но имеет ряд недостатков, основными из которых явля­ ются сложность конструкции и вероятность непараллель­ ное™ рабочих поверхностей трения из-за неточностей сбор­ ки одной из винтовых пар [24].

МУФТА С ВИНТОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ

На рис. 4, а показана муфта, сконструированная Я- И. Есипенко. Устройство и принцип действия муфты следующие. На одном из соединяемых валов неподвижно за­ крепляется барабан 1 с пальцами 8 и дисками 9. Диски 9 могут свободно перемещаться относительно осей пальцев 8. На втором, соединяемом муфтой, валу устанавливается сту­ пица 16 с винтом 2, который имеет на двух участках несамотормозящую резьбу с одинаковыми геометрическими параме­ трами, но с правым и левым направлением витков. Участки винта с правой и левой резьбой соединены соответственно

2*

19



Рис. 4. Предохранительная муфта с винтовым отжимным устройством.

сгайкой 3 и гайкой 15, которые установлены в отверстии ступицы упорного диска 5 и соединены с ним подвижно шли­ цевым соединением.В средней части отверстия ступицы упор­ ного диска 5 имеется круговая выточка, в которой фиксиру­ ется упорное кольцо 6 (рис. 4, б) с размерами шлицев, соот­ ветствующими размерам шлицев гаек 3 и 15.

Впроцессе сборки муфты кольцо 6 устанавливается меж­ ду гайками 3 и 15 на винте 2 и вместе с ними направляется

вотверстие ступицы диска 5. При этом гайка 4 должна быть снята. В момент, когда кольцо 6 входит в простран­ ство круговой выточки, его поворачивают на 45° через отверстие для винта 13 и фиксируют в этом положении.

Нажимной диск 10 устанавливают на ступице диска 5

снаправляющей шпонкой 14. Упорный диск 5, нажимной' диск 10, а также диски 9 и 11 сжаты пружинами 12, установ­ ленными на пальцах 7. Число пальцев может быть равно трем и более.

Когда направление момента М, действующего на ступи­ цу 16, совпадает с направлением стрелки, показанной на рис. 4, а, гайка 15 перемещается из исходного положения влево до момента соприкосновения с упорным кольцом 6. Гайка 3 при этом перемещается вправо на такое же рас­ стояние, а осевое усилие, создаваемое винтовой парой 15—2

врезультате действия момента М, направлено таким обра­ зом, что диски 5 и 10 разжимаются, преодолевая силу упру­ гости пружин 12.

При вращении ступицы 16 в противоположную сторону

гайка 3 будет перемещаться влево до соприкосновения с гайкой 4. Гайка 15 за этот период отойдет вправо в ис­ ходное положение. Взаимодействие винтовой пары 3—2 с упорным 5 и нажимным 10 дисками в рассматриваемом случае остается таким же, как и в первом.

Очевидно, при вращении ступицы 16 в любом направлении муфта пробуксовывает, если момент сил трения между диска­ ми, создаваемый разностью усилия Тп пружин 12 и осевого усилия Q2винтовой пары, равен моменту М п, приложенному

21


к валам, соединенным муфтой. Последнее запишется в ви­ де следующего соотношения:

S = Гп — Q2+

F,

Мп

'

(14)

где

 

 

 

fuRd

 

 

 

2М„

 

 

 

 

Q , =

 

 

 

(15)

 

tg N> +

Р) ’

 

лг,! = 2A/fn г — сила

 

 

 

трения

 

в плоскости

 

контакта диска

10 и направляющей

шпонки

14\

— коэффициент трения

скольжения направляющей шпонки, находящейся в контакте с диском 10\ dj — диаметр окружности, на которой распо­ ложена точка приложения равнодействующей силы тре­ ния Fl .

Так как относительное перемещение отсутствует, сила трения в шлицевом соединении для рассматриваемого пери­

ода работы муфты равна нулю.

 

 

 

Подставляя значения S, Q2 и

в уравнение (14), полу­

чаем

 

 

1

2_________2_ ,

 

Тп =

МГ

 

(16)

 

г +

Ф tg (Ф + Р)

Ф* ' 1

откуда

 

RJр1

 

 

 

 

Тп

 

 

 

М„ =

1

 

 

(17)

2

 

2

 

 

 

 

 

 

RcfJт +

Ф tg № + Р)

"фГ^1

 

Умножая числитель

и знаменатель

правой части на R JJ,

получаем

 

 

М„

ЗД п р ,

 

 

(18)

где

 

 

 

 

 

 

 

/*

 

 

 

/пр ---

 

 

 

 

 

1 +

Bfx

________ L f

 

 

 

 

 

 

 

 

A tg d H - p )

С /х

 

приведенный

коэффициент

трения;

 

 

 

22


Коэффициент точности

муфты

 

 

 

 

 

1

1

 

^пр т

1+ Bfn A tg (Ф + р„)

~ с кп

( 19)

7т =

f"1

 

1

 

fnp.n

1+

Bfm A tg (Ф + Рт)

~ c lim

 

 

 

 

где меньшие значения /*, р и /у имеют индексы п, а большие — гп. Если коэффициент трения имеет максимальное значение,

Рис. 5. Зависимость М п — = Ф (/*) для муфты с винто­ вым отжимным устройством.

т. е. fx = 1, то максимальный момент, при котором срабаты­ вает муфта,

Мтах —

^ tg w + pm) С hm В+ 1

Максимальный коэффициент точности муфты

1+ Bfa

1

1

 

A tg (ф + p„)

C

hn

 

1

1

f

fit + Bfn U t g ^ + p J

c

hm

( 20)

(21)

23

=

Решая

задачу

для

частного

примера,

когда М п =

800 кГ ■см*, Rc =

100 мм; dc = 35 мм; i = 6; ф =

20°;

Р =

Рп =

6°; /р =

/„ =

 

0, 2; fm =

0,4; pm =

10°; dt = 75 лш;

/i

=

/in =

0,1;

fim =

0,2, получаем Л =

17,5 лш;

С =

=

225 мм\ В =

600 мм\

Тп = 1000 кГ; М тах =

1000 /сГ • сл;

ут =

1,23;

|3Т =

1,26. Зависимоть предельного момента Мп

от величины fx показана на рис. 5, а (кривая 1).

 

Принимая другое значение угла подъема винтовой ли­ нии резьбы, например г)) = 40°, при всех прочих равных

условиях

получаем Тп = 510 кГ;

М тах =

1040 кГ ■см;

ут = 1,235;

рт = 1,30. Зависимость

М п =

Ф (fx) для рас­

сматриваемого случая показана на рис. 5, а (кривая 3). Кривая 2 построена при ф = 30°.

Таким образом, с увеличением угла ф от 20° до 40° ко­ эффициенты ут, Рг и максимальный момент М тах изменяют­ ся незначительно, усилие Тп пружины (рис. 5, б) умень­ шается почти вдвое. Поэтому при проектировании муфты угол ф следует выбирать от 30° до 45°.

С увеличением числа рабочих витков пружин уменьша­ ется чувствительность муфты к износу трущихся поверхно­ стей дисков. Рассматриваемая муфта чувствительна к пере­ косу и смещению осей соединяемых валов.

МУФТА С КУЛАЧКОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ (МУФТА СТАРТЕРА)

Конструкция муфты представлена на рис. 6. Фрикцион­ ные диски 8, расположенные между ведомыми фрикцион­ ными дисками 7, сопряжены с ведущим валом 1 шлицами. Диски 7 соединены при помощи шлицев со втулкой 6, кото­ рая свободно (на ходовой посадке) размещена в корпусе 9 муфты. На торце втулки 6 изготовлены трапецеидального профиля кулачки, входящие с зазором в зацепление с ку-

* В системе единиц СИ 1 кГ = 9,80665 к; 1 рад = 57° 18'.

24