Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Рис. 3. Предохранительная муфта с зубчато-винтовым отжимным устройст вом.
с правой и левой резьбой. По окружности нажимного дис ка 9 установлено три винтовые пары. Крутящий момент от вала 18 передается зубчатыми колесами / и 2. При этом осе вое усилие винтовой пары уменьшает усилие сжатия дисков пружиной 16.
При крутящем моменте, не превышающем заданное пре дельное значение, разность между усилием пружины и осе вым усилием винтовых пар достаточна для передачи дви жения от вала 18 к валу 20. С увеличением крутящего момента эта разность уменьшается, диски муфты проскаль зывают и передача движения прекращается до тех пор, пока момент на ведомом валу 20 не уменьшится до задан ного предельного.
Так как гайка-винт 14 имеет правую и левую резьбы, муфта может передавать реверсивное вращение. Для регу лирования положения гайки 15 и фиксации ее в заданном положении предназначен болт 12 с гайкой 10 и зажимами И.
Муфта обладает высокой точностью ограничения нагруз ки, но имеет ряд недостатков, основными из которых явля ются сложность конструкции и вероятность непараллель ное™ рабочих поверхностей трения из-за неточностей сбор ки одной из винтовых пар [24].
МУФТА С ВИНТОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ
На рис. 4, а показана муфта, сконструированная Я- И. Есипенко. Устройство и принцип действия муфты следующие. На одном из соединяемых валов неподвижно за крепляется барабан 1 с пальцами 8 и дисками 9. Диски 9 могут свободно перемещаться относительно осей пальцев 8. На втором, соединяемом муфтой, валу устанавливается сту пица 16 с винтом 2, который имеет на двух участках несамотормозящую резьбу с одинаковыми геометрическими параме трами, но с правым и левым направлением витков. Участки винта с правой и левой резьбой соединены соответственно
2* |
19 |
Рис. 4. Предохранительная муфта с винтовым отжимным устройством.
сгайкой 3 и гайкой 15, которые установлены в отверстии ступицы упорного диска 5 и соединены с ним подвижно шли цевым соединением.В средней части отверстия ступицы упор ного диска 5 имеется круговая выточка, в которой фиксиру ется упорное кольцо 6 (рис. 4, б) с размерами шлицев, соот ветствующими размерам шлицев гаек 3 и 15.
Впроцессе сборки муфты кольцо 6 устанавливается меж ду гайками 3 и 15 на винте 2 и вместе с ними направляется
вотверстие ступицы диска 5. При этом гайка 4 должна быть снята. В момент, когда кольцо 6 входит в простран ство круговой выточки, его поворачивают на 45° через отверстие для винта 13 и фиксируют в этом положении.
Нажимной диск 10 устанавливают на ступице диска 5
снаправляющей шпонкой 14. Упорный диск 5, нажимной' диск 10, а также диски 9 и 11 сжаты пружинами 12, установ ленными на пальцах 7. Число пальцев может быть равно трем и более.
Когда направление момента М, действующего на ступи цу 16, совпадает с направлением стрелки, показанной на рис. 4, а, гайка 15 перемещается из исходного положения влево до момента соприкосновения с упорным кольцом 6. Гайка 3 при этом перемещается вправо на такое же рас стояние, а осевое усилие, создаваемое винтовой парой 15—2
врезультате действия момента М, направлено таким обра зом, что диски 5 и 10 разжимаются, преодолевая силу упру гости пружин 12.
При вращении ступицы 16 в противоположную сторону
гайка 3 будет перемещаться влево до соприкосновения с гайкой 4. Гайка 15 за этот период отойдет вправо в ис ходное положение. Взаимодействие винтовой пары 3—2 с упорным 5 и нажимным 10 дисками в рассматриваемом случае остается таким же, как и в первом.
Очевидно, при вращении ступицы 16 в любом направлении муфта пробуксовывает, если момент сил трения между диска ми, создаваемый разностью усилия Тп пружин 12 и осевого усилия Q2винтовой пары, равен моменту М п, приложенному
21
к валам, соединенным муфтой. Последнее запишется в ви де следующего соотношения:
S = Гп — Q2+ |
F, |
Мп |
' |
(14) |
||
где |
|
|
|
fuRd |
|
|
|
|
2М„ |
|
|
|
|
|
Q , = |
|
|
|
(15) |
|
|
tg N> + |
Р) ’ |
|
|||
лг,! = 2A/fn г — сила |
|
|
|
|||
трения |
|
в плоскости |
|
контакта диска |
||
10 и направляющей |
шпонки |
14\ |
— коэффициент трения |
скольжения направляющей шпонки, находящейся в контакте с диском 10\ dj — диаметр окружности, на которой распо ложена точка приложения равнодействующей силы тре ния Fl .
Так как относительное перемещение отсутствует, сила трения в шлицевом соединении для рассматриваемого пери
ода работы муфты равна нулю. |
|
|
|
||||
Подставляя значения S, Q2 и |
в уравнение (14), полу |
||||||
чаем |
|
|
1 |
2_________2_ , |
|
||
Тп = |
МГ |
|
(16) |
||||
|
г + |
Ф tg (Ф + Р) |
Ф* ' 1 |
||||
откуда |
|
RJр1 |
|
||||
|
|
|
Тп |
|
|
|
|
М„ = |
1 |
|
|
(17) |
|||
2 |
|
2 |
|||||
|
|
|
|
||||
|
|
RcfJт + |
Ф tg № + Р) |
"фГ^1 |
|
||
Умножая числитель |
и знаменатель |
правой части на R JJ, |
|||||
получаем |
|
|
М„ |
ЗД п р , |
|
|
(18) |
где |
|
|
|
|
|||
|
|
|
/* |
|
|
|
|
/пр --- |
|
|
|
|
|
||
1 + |
Bfx |
________ L f |
|
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
A tg d H - p ) |
С /х |
|
|
приведенный |
коэффициент |
трения; |
|
|
|
22
Коэффициент точности |
муфты |
|
|
||
|
|
|
1 |
1 |
|
^пр т |
\т |
1+ Bfn A tg (Ф + р„) |
~ с кп |
( 19) |
|
7т = |
f"1 |
|
1 |
|
|
fnp.n |
1+ |
Bfm A tg (Ф + Рт) |
~ c lim |
|
|
|
|
|
где меньшие значения /*, р и /у имеют индексы п, а большие — гп. Если коэффициент трения имеет максимальное значение,
Рис. 5. Зависимость М п — = Ф (/*) для муфты с винто вым отжимным устройством.
т. е. fx = 1, то максимальный момент, при котором срабаты вает муфта,
Мтах —
^ tg w + pm) С hm В+ 1
Максимальный коэффициент точности муфты
1+ Bfa |
1 |
1 |
|
A tg (ф + p„) |
C |
hn |
|
|
1 |
1 |
f |
fit + Bfn U t g ^ + p J |
c |
hm |
( 20)
(21)
23
= |
Решая |
задачу |
для |
частного |
примера, |
когда М п = |
|||||
800 кГ ■см*, Rc = |
100 мм; dc = 35 мм; i = 6; ф = |
20°; |
|||||||||
Р = |
Рп = |
6°; /р = |
/„ = |
|
0, 2; fm = |
0,4; pm = |
10°; dt = 75 лш; |
||||
/i |
= |
/in = |
0,1; |
fim = |
0,2, получаем Л = |
17,5 лш; |
С = |
||||
= |
225 мм\ В = |
600 мм\ |
Тп = 1000 кГ; М тах = |
1000 /сГ • сл; |
|||||||
ут = |
1,23; |
|3Т = |
1,26. Зависимоть предельного момента Мп |
||||||||
от величины fx показана на рис. 5, а (кривая 1). |
|
Принимая другое значение угла подъема винтовой ли нии резьбы, например г)) = 40°, при всех прочих равных
условиях |
получаем Тп = 510 кГ; |
М тах = |
1040 кГ ■см; |
ут = 1,235; |
рт = 1,30. Зависимость |
М п = |
Ф (fx) для рас |
сматриваемого случая показана на рис. 5, а (кривая 3). Кривая 2 построена при ф = 30°.
Таким образом, с увеличением угла ф от 20° до 40° ко эффициенты ут, Рг и максимальный момент М тах изменяют ся незначительно, усилие Тп пружины (рис. 5, б) умень шается почти вдвое. Поэтому при проектировании муфты угол ф следует выбирать от 30° до 45°.
С увеличением числа рабочих витков пружин уменьша ется чувствительность муфты к износу трущихся поверхно стей дисков. Рассматриваемая муфта чувствительна к пере косу и смещению осей соединяемых валов.
МУФТА С КУЛАЧКОВЫМ ОТЖИМНЫМ УСТРОЙСТВОМ (МУФТА СТАРТЕРА)
Конструкция муфты представлена на рис. 6. Фрикцион ные диски 8, расположенные между ведомыми фрикцион ными дисками 7, сопряжены с ведущим валом 1 шлицами. Диски 7 соединены при помощи шлицев со втулкой 6, кото рая свободно (на ходовой посадке) размещена в корпусе 9 муфты. На торце втулки 6 изготовлены трапецеидального профиля кулачки, входящие с зазором в зацепление с ку-
* В системе единиц СИ 1 кГ = 9,80665 к; 1 рад = 57° 18'.
24