Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Рис. 6. Предохранительная муфта с кулачковым отжимным устрой ством.
лачками кольца 5 (вид А, рис. 6). Кольцо 5, зафиксиро ванное относительно корпуса 9 муфты шлицами, может пере мещаться вдоль оси. Между кольцом 5 и кольцом 3, которое также сопряжено шлицами с корпусом 9, расположены пру жины 4. Пружинное стопорное кольцо 2 удерживает коль цо 3 от осевого перемещения. Корпус 9 муфты жестко сопряжен с ведомым валом 10. Пружины 4 прижимают кольцо5 к поверхности а дисков 7, сжимая, таким обра зом, диски 7 и 8 между поверхностями а и Ь.
Под действием крутящего момента М втулка 6 стремит ся повернуться относительно корпуса 9. Этому препятству ют кулачки, входящие в зацепления с кулачками детали 5. В результате взаимодействия кулачков возникает осевое усилие, стремящееся сжать пружины 4 и тем самым осла бить усилие, сжимающее диски, т. е. уменьшить момент трения между дисками.
Чем больше коэффициент трения между дисками, тем больше предельный момент, передаваемый муфтой при боль шем осевом усилии, создаваемом кулачками, и меньшем уси лии, сжимающем диски.
Таким образом, обратная связь, осуществляемая в муф те при помощи кулачков на торцах деталей 5 и 6, заключает ся в том, что с увеличением момента, передаваемого муфтой, уменьшается усилие, сжимающее диски, а следовательно,
и момент трения. |
передаваемый момент М п дол |
|||
При буксовании муфты |
||||
жен быть равен моменту трения между дисками: |
||||
Мп = |
Мтр. |
|
(22) |
|
Момент трения |
|
|
|
|
/Итр = S R cifx = |
(Тп - |
Q2) RJfx. |
(23) |
|
Из условия равновесия |
корпуса 9 следует, |
что |
||
Мп = |
М5 + Мь> |
(24) |
||
где М ъ — момент, передаваемый |
деталью 5 |
корпусу 9\ |
||
М ь — момент трения на поверхности Ь. |
|
26
М5 находим из условия равновесия кольца 5 без учета сил трения в шлицах и на поверхности кулачков:
М&= Ргг + Ма, |
(25) |
где Р 2 — окружное усилие, приложенное к кулачкам коль ца 5; г — плечо силы Л2; М а — момент трения на поверх ности а, равный М ь (без учета сил трения в шлицевом сопря жении фрикционных дисков с деталями 1 и 6),
Ма = Mb == RcSfx = . (26)
Подставляя равенства (25) и (26) в равенство (24), получаем
Мп = Р2г + ^ . |
(27) |
|
Выражаем Р2 через Q2 (см. рис. 6, вид А): |
|
|
Р2= |
Qa tg av |
(28) |
Подставляя равенство (28) в равенство (27), |
определяем Q2: |
|
Q2 = |
rtga, |
(29) |
Решая совместно равенства (29) и (23) и принимая во вни мание равенство (22), после упрощений и преобразований находим зависимость между передаваемым муфтой крутящим моментом и величиной коэффициента трения:
TnrRcifx tg Kt
(30)
Гtg СЦ + R J X (i — 2)
Формула (30) выведена без учета сил трения в шлицевом соединении кольца 5 с корпусом 9 муфты и между кулачка ми. Ниже выясним влияние этих сил на передаваемый муф той крутящий момент.
Рассмотрим условия равновесия кольца 5 (рис. 7). Сумма
проекций сил на ось муфты |
|
Ta - S ' - Q 2 + Fm = 0. |
(31) |
27
Сумма моментов сил относительно оси муфты
|
М'л + Р * - Р шгш = 0, |
|
|
|
(32) |
||||
|
|
|
где S' — реакция сжатых |
||||||
|
|
|
фрикционных дисков; Q2— |
||||||
|
|
|
осевая |
составляющая |
ок |
||||
|
|
|
ружного усилия Р2; Fm— |
||||||
|
|
|
сила |
трения |
в шлицевом |
||||
|
|
|
соединении, |
возникающая |
|||||
|
|
|
в результате |
действия |
ок |
||||
|
|
|
ружного усилия Рш, при |
||||||
|
|
|
ложенного к боковым по |
||||||
|
|
|
верхностям шлицев на рас |
||||||
|
|
|
стоянии гш от оси враще |
||||||
Рис. 7. Схема |
сил, действующих |
ния |
муфты. |
|
|
||||
Для находящейся в рав |
|||||||||
на подвижную |
деталь |
отжимного |
|||||||
устройства. |
|
новесии |
втулки 6, не |
учи |
|||||
ционных дисков в шлицевых |
тывая силы трения фрик |
||||||||
соединениях, |
можно записать |
||||||||
|
P'2r - |
S 'R J X (i — 2) + |
Мс = |
0, |
|
(33) |
где Мс — момент трения на поверхности с торца втулки 6 (рис. 6). Определим величины, входящие в уравнения (31), (32) и (33) (рис. 7):
Р'г = C ^ t g K + pj),
где Pi — угол трения скольжения между кулачками и в шли цевом соединении:
s ' = i S k ' |
= |
М ’а = - ^ - , Mc = Q2r tg Pl.
Подставляя полученные значения в уравнение (33), полу чаем
Qz = |
Мп (j - 2) |
|
(34) |
|
ir [tg (»i + Pi) + |
tg pi] |
|||
|
|
28
Из уравнения (32) находим
|
|
|
Мп |
|
Мп (t — 2) tg (at + |
Pi) |
(35) |
||
|
|
|
(>ш |
' |
!>ш [tg (ai — рж) H- tg Pi] |
||||
|
|
|
|
||||||
|
Подставляя |
в уравнение |
(31) значение всех входящих |
||||||
в него величин, |
после преобразований получаем |
||||||||
|
|
|
|
|
______ i — 2______ |
|
|||
|
|
|
|
|
r[tg («! + |
Pl) + |
tg pt] |
|
|
|
|
__________ 2_______________ tgPl | = |
Q |
||||||
|
|
rm [ctg (at + |
pt) + |
ctg p j |
гш |
j |
|
||
Введем |
обозначения |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
A = _______i —2______ . |
|
|
||||
|
|
|
r [tg (a i + Pi) + tg pi] ’ |
|
|||||
|
|
|
_________ i — 2_________ . |
|
|||||
|
|
A = |
[ctg (ах + pt) + |
ctg pt] ’ |
|
||||
|
|
|
c = |
tgPl |
В = |
RJ. |
|
|
|
|
|
|
|
гш |
|
|
|
|
|
Тогда зависимость М п от величины fx примет вид |
|||||||||
|
|
|
Ма = |
ТnBfпр, |
|
|
(36) |
||
г д е ^пр = |
1 + Rcfx { А - Л, - |
С) • |
|
Rc = |
30 мм\ г = |
||||
Для муфты с параметрами Тп = 700 кГ\ |
|||||||||
= |
45 мм\ гш = |
50 мм; |
аг = |
45°; i = 10; |
fx = |
0,2; Мп = |
|||
= |
2260 кГ ■см даже при минимально возможном значении |
||||||||
pj = 3° |
относительная |
погрешность |
величины |
передавае |
мого предельного крутящего момента, подсчитанного с уче том сил трения в шлицевом соединении и между поверхнос тями кулачков по формуле [36], по сравнению с той же величиной, подсчитанной по формуле (30) без учета сил трения (tg рг = 0), составляет 12,5%.
Таким образом, формулой (30) следует пользоваться при ориентировочных расчетах.
29
Г------
Г-см
5000
4500
г </ |
—?----- |
f |
|
Л2\// • |
|
1// |
|
Анализируя выражение (36), замечаем, что с уменьше нием угла а х передаваемый муфтой момент уменьшается. В этом случае уменьшается
/— .3 чувствительность муфты к из
4000 |
|
|
// |
7/ |
|
|
менению величины коэффици |
|||
/ |
/ |
|
•» |
ента трения между фрикцион |
||||||
|
|
/ |
/ |
|
|
у |
ными |
дисками, |
что видно из |
|
3500 |
|
/ |
/ |
/ |
|
|||||
|
/ |
рис. 8, на котором построены |
||||||||
|
|
/ |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
/ |
|
графики |
для вышеприведен |
|||
3000 |
|
(// / |
|
- у 4 |
ных |
параметров |
муфты при |
|||
|
|
|
рх = |
6° |
(сплошные кривые) |
2500 |
Л |
|
|
5 |
и Pi=3° (штриховые кривые). |
|||||||
|
|
|
|
Чрезмерное |
|
уменьшение |
||||||
2000 |
ш// |
|
|
|
угла аг может |
привести к то |
||||||
|
г |
Ъ |
|
|
|
му, что кольцо 5 не сможет |
||||||
1500 |
|
|
|
|
переместиться |
под действием |
||||||
|
|
|
|
|
пружин 4 и зажать фрикцион |
|||||||
WOO |
|
|
|
|
|
ные диски с достаточным для |
||||||
|
|
|
|
|
|
передачи |
крутящего |
момен |
||||
500 |
|
|
|
|
|
та М п усилием S. Найдем ми |
||||||
|
|
|
|
|
нимально |
возможное |
значе |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
ние угла |
ocj. |
Предположим, |
||||
|
0,2 0,4 |
0,6 |
fx;Si,MM что кулачки входят в зацепле |
|||||||||
Рис. 8. |
ЗависимостьМ п = Ф |
(/*) |
ния под действием усилия Тп. |
|||||||||
Если происходит |
самотормо |
|||||||||||
для муфты с кулачковым отжим |
||||||||||||
жение системы обратной свя |
||||||||||||
ным устройством при: |
|
|||||||||||
/ —а, = 0; |
2 —а, = 60°: |
3 —а, = зи, |
то кольцо |
5 под действи |
||||||||
=45°; |
4 —ai= 30°. |
|
|
ем усилия |
Тп не |
перемещает |
||||||
|
|
|
|
|
|
ся, |
а усилие |
S |
равно |
нулю. |
||
В этом случае уравнение равновесия для втулки 6 |
||||||||||||
имеет вид |
|
/ V — м с — о, |
|
|
|
(37) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
где Р 2 = |
(й tg К |
— рх); |
м'с= Q2r tg рх. |
|
|
|
|
30