Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6. Предохранительная муфта с кулачковым отжимным устрой­ ством.

лачками кольца 5 (вид А, рис. 6). Кольцо 5, зафиксиро­ ванное относительно корпуса 9 муфты шлицами, может пере­ мещаться вдоль оси. Между кольцом 5 и кольцом 3, которое также сопряжено шлицами с корпусом 9, расположены пру­ жины 4. Пружинное стопорное кольцо 2 удерживает коль­ цо 3 от осевого перемещения. Корпус 9 муфты жестко сопряжен с ведомым валом 10. Пружины 4 прижимают кольцо5 к поверхности а дисков 7, сжимая, таким обра­ зом, диски 7 и 8 между поверхностями а и Ь.

Под действием крутящего момента М втулка 6 стремит­ ся повернуться относительно корпуса 9. Этому препятству­ ют кулачки, входящие в зацепления с кулачками детали 5. В результате взаимодействия кулачков возникает осевое усилие, стремящееся сжать пружины 4 и тем самым осла­ бить усилие, сжимающее диски, т. е. уменьшить момент трения между дисками.

Чем больше коэффициент трения между дисками, тем больше предельный момент, передаваемый муфтой при боль­ шем осевом усилии, создаваемом кулачками, и меньшем уси­ лии, сжимающем диски.

Таким образом, обратная связь, осуществляемая в муф­ те при помощи кулачков на торцах деталей 5 и 6, заключает­ ся в том, что с увеличением момента, передаваемого муфтой, уменьшается усилие, сжимающее диски, а следовательно,

и момент трения.

передаваемый момент М п дол­

При буксовании муфты

жен быть равен моменту трения между дисками:

Мп =

Мтр.

 

(22)

Момент трения

 

 

 

 

/Итр = S R cifx =

(Тп -

Q2) RJfx.

(23)

Из условия равновесия

корпуса 9 следует,

что

Мп =

М5 + Мь>

(24)

где М ъ — момент, передаваемый

деталью 5

корпусу 9\

М ь — момент трения на поверхности Ь.

 

26


М5 находим из условия равновесия кольца 5 без учета сил трения в шлицах и на поверхности кулачков:

М&= Ргг + Ма,

(25)

где Р 2 — окружное усилие, приложенное к кулачкам коль­ ца 5; г — плечо силы Л2; М а — момент трения на поверх­ ности а, равный М ь (без учета сил трения в шлицевом сопря­ жении фрикционных дисков с деталями 1 и 6),

Ма = Mb == RcSfx = . (26)

Подставляя равенства (25) и (26) в равенство (24), получаем

Мп = Р2г + ^ .

(27)

Выражаем Р2 через Q2 (см. рис. 6, вид А):

 

Р2=

Qa tg av

(28)

Подставляя равенство (28) в равенство (27),

определяем Q2:

Q2 =

rtga,

(29)

Решая совместно равенства (29) и (23) и принимая во вни­ мание равенство (22), после упрощений и преобразований находим зависимость между передаваемым муфтой крутящим моментом и величиной коэффициента трения:

TnrRcifx tg Kt

(30)

Гtg СЦ + R J X (i — 2)

Формула (30) выведена без учета сил трения в шлицевом соединении кольца 5 с корпусом 9 муфты и между кулачка­ ми. Ниже выясним влияние этих сил на передаваемый муф­ той крутящий момент.

Рассмотрим условия равновесия кольца 5 (рис. 7). Сумма

проекций сил на ось муфты

 

Ta - S ' - Q 2 + Fm = 0.

(31)

27

Сумма моментов сил относительно оси муфты

 

М'л + Р * - Р шгш = 0,

 

 

 

(32)

 

 

 

где S' — реакция сжатых

 

 

 

фрикционных дисков; Q2—

 

 

 

осевая

составляющая

ок­

 

 

 

ружного усилия Р2; Fm—

 

 

 

сила

трения

в шлицевом

 

 

 

соединении,

возникающая

 

 

 

в результате

действия

ок­

 

 

 

ружного усилия Рш, при­

 

 

 

ложенного к боковым по­

 

 

 

верхностям шлицев на рас­

 

 

 

стоянии гш от оси враще­

Рис. 7. Схема

сил, действующих

ния

муфты.

 

 

Для находящейся в рав­

на подвижную

деталь

отжимного

устройства.

 

новесии

втулки 6, не

учи­

ционных дисков в шлицевых

тывая силы трения фрик­

соединениях,

можно записать

 

P'2r -

S 'R J X (i — 2) +

Мс =

0,

 

(33)

где Мс — момент трения на поверхности с торца втулки 6 (рис. 6). Определим величины, входящие в уравнения (31), (32) и (33) (рис. 7):

Р'г = C ^ t g K + pj),

где Pi — угол трения скольжения между кулачками и в шли­ цевом соединении:

s ' = i S k '

=

М ’а = - ^ - , Mc = Q2r tg Pl.

Подставляя полученные значения в уравнение (33), полу­ чаем

Qz =

Мп (j - 2)

 

(34)

ir [tg (»i + Pi) +

tg pi]

 

 

28


Из уравнения (32) находим

 

 

 

Мп

 

Мп (t — 2) tg (at +

Pi)

(35)

 

 

 

(>ш

'

!>ш [tg (ai — рж) H- tg Pi]

 

 

 

 

 

Подставляя

в уравнение

(31) значение всех входящих

в него величин,

после преобразований получаем

 

 

 

 

 

______ i — 2______

 

 

 

 

 

 

r[tg («! +

Pl) +

tg pt]

 

 

 

__________ 2_______________ tgPl | =

Q

 

 

rm [ctg (at +

pt) +

ctg p j

гш

j

 

Введем

обозначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A = _______i —2______ .

 

 

 

 

 

r [tg (a i + Pi) + tg pi] ’

 

 

 

 

_________ i — 2_________ .

 

 

 

A =

[ctg (ах + pt) +

ctg pt] ’

 

 

 

 

c =

tgPl

В =

RJ.

 

 

 

 

 

 

гш

 

 

 

 

Тогда зависимость М п от величины fx примет вид

 

 

 

Ма =

ТnBfпр,

 

 

(36)

г д е ^пр =

1 + Rcfx { А - Л, -

С)

 

Rc =

30 мм\ г =

Для муфты с параметрами Тп = 700 кГ\

=

45 мм\ гш =

50 мм;

аг =

45°; i = 10;

fx =

0,2; Мп =

=

2260 кГ ■см даже при минимально возможном значении

pj = 3°

относительная

погрешность

величины

передавае­

мого предельного крутящего момента, подсчитанного с уче­ том сил трения в шлицевом соединении и между поверхнос­ тями кулачков по формуле [36], по сравнению с той же величиной, подсчитанной по формуле (30) без учета сил трения (tg рг = 0), составляет 12,5%.

Таким образом, формулой (30) следует пользоваться при ориентировочных расчетах.

29



Г------

Г-см

5000

4500

г </

—?-----

f

Л2\//

1//

 

Анализируя выражение (36), замечаем, что с уменьше­ нием угла а х передаваемый муфтой момент уменьшается. В этом случае уменьшается

/— .3 чувствительность муфты к из­

4000

 

 

//

7/

 

 

менению величины коэффици­

/

/

 

•»

ента трения между фрикцион­

 

 

/

/

 

 

у

ными

дисками,

что видно из

3500

 

/

/

/

 

 

/

рис. 8, на котором построены

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

/

 

графики

для вышеприведен­

3000

 

(// /

 

- у 4

ных

параметров

муфты при

 

 

 

рх =

(сплошные кривые)

2500

Л

 

 

5

и Pi=3° (штриховые кривые).

 

 

 

 

Чрезмерное

 

уменьшение

2000

ш//

 

 

 

угла аг может

привести к то­

 

г

Ъ

 

 

 

му, что кольцо 5 не сможет

1500

 

 

 

 

переместиться

под действием

 

 

 

 

 

пружин 4 и зажать фрикцион­

WOO

 

 

 

 

 

ные диски с достаточным для

 

 

 

 

 

 

передачи

крутящего

момен­

500

 

 

 

 

 

та М п усилием S. Найдем ми­

 

 

 

 

 

нимально

возможное

значе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние угла

ocj.

Предположим,

 

0,2 0,4

0,6

fx;Si,MM что кулачки входят в зацепле­

Рис. 8.

ЗависимостьМ п = Ф

(/*)

ния под действием усилия Тп.

Если происходит

самотормо­

для муфты с кулачковым отжим­

жение системы обратной свя­

ным устройством при:

 

/ —а, = 0;

2 а, = 60°:

3 а, = зи,

то кольцо

5 под действи­

=45°;

4 —ai= 30°.

 

 

ем усилия

Тп не

перемещает­

 

 

 

 

 

 

ся,

а усилие

S

равно

нулю.

В этом случае уравнение равновесия для втулки 6

имеет вид

 

/ V — м с — о,

 

 

 

(37)

 

 

 

 

 

 

 

где Р 2 =

(й tg К

— рх);

м'с= Q2r tg рх.

 

 

 

 

30