Файл: Есипенко, Я. И. Муфты повышенной точности ограничения нагрузки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Максимальный момент, при котором срабатывает муфта, если fx = 1 ,

 

 

 

 

Мшах

 

 

ТПАВ tgftfr +

Pm)

 

 

 

(62)

 

 

 

 

 

 

В +

A tg (лр -f pm)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соответственно,

максимальный коэффициент точности муфты

 

 

 

 

 

1

+

B f n

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 tg (Ф +

9 n )

 

 

 

(63)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fn

+

B fn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

tg(45 +

Pm).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решая

частный

пример

при

Мп =

250 кГ ■см\ Rc =

=

80 мм] dc =

30 мм\

i — 4; ф =

15°; р„ =

5°;

рт =

10°;

fn =

0,2;

L =

0,4;

Л =

 

0,1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Xi =

р =

45°, получаем А —

М„,кГсм

 

 

 

 

 

21 мм] В — 320 мм]

Тл =

 

300

 

 

 

 

 

 

 

=

366 кГ (при fx =

0,2 и р =

 

250

 

 

 

 

 

Т

 

=

5°); М тах =

332

кГ •

см]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200,

 

0J5

0,2

0,25 0,3

0,35 0,0

0,05fx

Yi =

1.32;

рт =

1,4.

 

 

 

 

 

0,05 0,1

 

 

 

Мп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость

момента

 

Рис. 14. Зависимость Л4П=

Ф (/*)

от

величины fx

показана

на

 

для муфты с шарико-винтовым

рис.

14.

Кривая 1 построе­

 

отжимным устройством.

 

 

 

 

 

 

 

 

на в соответствии с формулой (59) по данным примера. Экспериментальные исследования

работы муфты с параметрами, указанными в примере, про­ изводились на испытательном стенде с различными фрикци­ онными парами, т. е. при различных значениях fx . Получен­ ные значения моментов М п приведены на графике (рис. 14). Кривая 2 получена при нагружении муфты динамометри­ ческим ключом в статике, а кривая 3 — при нагружении ее тормозом, когда привод стенда работает. В результате ис­ следования работы муфты установлено, что величина момен­

та Л4П при нагружении муфты тормозом

(fx — 0,1-1-0,455)

на 1020% больше, чем при нагружении

динамометриче­

ским ключом. Это объясняется тем, что ведомые части ис­ следуемой муфты и привода имели значительные массы.

43


Анализируя формулу (59), замечаем, что для того, чтобы по мере износа трущихся поверхностей передаваемый момент оставался постоянным, необходимо сделать выточку на валу с переменным углом |3.

Для повышения точности выключения муфты, т. е, для уменьшения коэффициентов ут и |3Т, следует увеличить угол ах и уменьшить угол р, но при этом возрастет усилие Тп пружин. Последнее является недостатком муфт повышенной точности ограничения нагрузки.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ТОРМОЗ ПЛАНЕТАРНОЙ ПЕРЕДАЧИ, ЗАЩИЩАЮЩИЙ ДЕТАЛИ ПРИВОДА ОТ ПЕРЕГРУЗОК

Рассматриваемое предохранительное устройство пред­ ставляет собой эпициклический зубчатый механизм, лишен­ ный одной из двух степеней свободы при помощи фрикцион­ ного тормоза. Обычно затормаживается солнечное колесо внутреннего зацепления. При передаче крутящего момента, величина которого ниже М п, реактивный момент на солнеч­ ном колесе меньше момента трения, создаваемого тормозом, солнечное колесо неподвижно, и вся система в целом пред­ ставляет собой планетарный редуктор. Как только пере­ даваемый крутящий момент станет равным или превзойдет момент М п, солнечное колесо, ранее удерживавшееся сила­ ми трения, начнет вращаться. Водило остановится,механизм превратится в обычный редутор с паразитными колесами (ранее сателлитами).

Ниже выясним, как влияет величина коэффициента тре­ ния скольжения между трущимися поверхностями колодок

и

тормозного барабана на величину крутящего момен­

та

М п, передаваемого планетарной передачей.

 

Рассмотрим схему планетарного механизма, изображенно­

го на рис. 15, а. К ведущему солнечному колесу 5 приложен крутящий момент к ведомому звену-водилу 6 — крутя­ щий момент М п. Солнечные колеса 3 и 5 кинематически свя­

44

заны сателлитами 4, свободно вращающимися на осях води­ ла 6. Тормозной барабан (солнечное колесо 3) заторможен при помощи колодочного, постоянно замкнутого пружи­ ной 2, тормоза с тормозными колодками 1 (на виде сбоку

тормоз не показан).

и М„

При неподвижном колесе 3 между величинами

существует следующая зависимость:

 

Мп = Л^1г'14т]14,

(64)

Рис. 15. Схема планетарного механизма с предохранительным тор­ мозом:

а — тормоз двухколодочный; б — тормоз ленточный.

где iu — передаточное число планетарной передачи при заторможенном колесе 3; г]14 — к. п. д. планетарной передачи. Момент М 3 на колесе 3 будет меньше или равен моменту тре­ ния Л4Тр, создаваемому тормозом.

Рассматривая состояние планетарной передачи в период буксования тормозного барабана, при котором силы, действущие на ее элементы, уравновешены, без учета потерь на трение в кинематических парах можно записать следующее уравнение:

Mi = Мп— Мтр.

45


Подставив значение М 1 в уравнение (64) и сделав пре­ образования, получим

м * = т ^ \ ~

-

№5)

В выражении (65) величина --

=

const.

t14Tll4

1

рис. 15, а, момент

Для механизма, изображенного на

трения

 

 

Mrp = TnD6 - L f x,

(66)

11

 

 

где D6 — диаметр тормозного барабана; I и — размеры рычага, на котором находится колодка 1. Подставив зна­ чение Л4Тр в формулу (65), получим

 

114Tll4^

h-

 

Mn = TnD6- (t14Tll4

U h

(67)

Обозначим параметр тормоза

D6l

через

В, а параметр пла-

.

нетарного редуктора —- 4--1-

через С.

Тогда

выражение

l14Tll4

 

 

 

 

(67) примет вид

 

 

 

 

Мп = TnBCfx.

Таким образом, крутящий момент Мп прямо пропорцио­ нален действительному коэффициенту трения скольжения между поверхностями трения колодок и тормозного бара­ бана. Коэффициент точности ут для рассматриваемого устройства при /„ = 0,2 и fm = 0,4 равен двум,т. е. такой же, как и у обычной предохранительной муфты, без обратной связи.

На рис. 17 прямая 2 показывает зависимость передава­

емого

муфтой момента от величины fx при следующих

параметрах: D6 = 200 лш; I = 21г\ Тп — 190 кГ\ г14 = 4,2;

T)i4 =

0,95. При fx = 1 максимальный коэффициент точности

Рт =

5.

46


Для механизма с ленточным тормозом (рис. 15, б) при вращении тормозного барабана против часовой стрелки

момент трения

/И тр = Тп(е',а4

Рис. 16. Схема планетарного механизма с отжимным устройством колодок предохранительного тормоза.

Подставив его значение в выражение (65), получим:

Mn = TnBCfnp,

где 5 = -----параметр ленточного тормоза; /пр = eafx

— 1 — приведенный коэффициент трения.

Так как fx входит в показатель степени, то Мп в большей степени зависит от его изменения, чем в случае торможения солнечного колеса колодочным тормозом. На рис. 17 при­ ведена зависимость М п от fx (кривая /) для тормоза с пара­ метрами Тп = 100 кГ\ D6 = 200 мм\ i14 = 4,2; г]14 = 0,95;

47

а = 1,8л; fn = 0,2; fm = 0,4. Коэффициент точности для этой муфты ут = 4,1, максимальный коэффициент точности рт =s 100.

Рассмотрим тормоз планетарного механизма с отжимным устройством (рис. 16). Колодки /, прижимаемые к тормоз­ ному барабану 2 пружинами 3, имеют ролики 4, расположен­ ные на осях 5. Под действием крутящего момента Мп колод­ ки стремятся повернуться. Повороту препятствует стой­ ка 6, в У-образных пазах которой расположены ролики 4. В результате взаимодействия роликов 4 с наклонной поверх­ ностью У-образных пазов стойки 6 возникают усилия, под действием которых уменьшаются усилия, прижимающие колодки к барабану 2. Чем больше передаваемый момент М а, тем больше усилие R, тем с меньшим усилием прижима­ ются колодки 1 к тормозному барабану 2 и тем меньше момент сил трения.

Момент сил трения, приложенных к барабану, уравно­

вешивается реакциями Q3

стойки:

 

Мтр =

Q3 (2а + Ц).

(68)

Из условия равновесия колодки можно записать, что про­ екция сил на горизонтальную ось

N + Q2- 2 T n = 0

(69)

и проекция сил на вертикальную ось

 

F - Q a = 0.

(70)

По чертежу (рис. 17) усилие

 

Qi = <3з tg

(71)

На основании равенств (70), (71) и принимая во внимание, что F = Nfx, получаем:

Q2 = ^/xtg«*1.

Подставляя Q2 в равенство (69), находим

48


Соответственно

2Tnf x .

<2з= F — Nfx =

fx tg «1

+

Подставив Q3 в формулу (68), получим зависимость

Л^тр --

2Г „Ы 2а + Дб)

(72)

 

1 + fx tg «1

 

Выражение (72) выведе­ но без учета сил трения скольжения и трения каче­ ния роликов 4 в контакте с осями 5 и поверхностями V-образных пазов стойки. Подставив выражение (72) в формулу (65), получим

ум _ 2Tnfx (2а+ D6)iu r]u

п(l+ ^tg ai)(ii4%4— 1)'

(73)

Обозначим В — 2 (2а -f D6);

^ =

tg Kl;

/ пр=

т ^ _

;

 

 

 

 

С =

7 ^

— параметр пла­

 

 

 

 

нетарного

редуктора.

 

 

 

 

 

С учетом

введенных обоз­

ханизма с предохранительным

тор­

начений

 

 

 

 

 

мозом.

 

 

Мп = BCTJnp.

 

 

 

 

 

Для

рассматриваемого устройства коэффициент точности

 

 

 

 

_

fm( 1 + Afn)

 

 

 

 

 

У т

f n ( l + A f m)

 

Для муфты

с параметрами

D6 =

200 мм; а — 15

мм\

ai — 45°;

Та =

181,7

кГ;

* =

4,2;

ты = 0,95; fa =

0,2;

4

478

49