Файл: Вопросы управления и эффективности строительного производства (сборник статей)..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
И. А. Акимова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНО МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Качество продукции (по ГОСТ 1567-70) — это совокуп ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодности удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Различие продукции одинакового назначения но степени удовлетворения тех или иных потребностей опре деляется уровнем ее качества. Например, жилые дома разли чаются по уровню комфорта, выполненные строительно-мон тажные работы по уровню соблюдения допусков и т. д. В ко нечном счете различия в уровне качества продукции выра жаются в ее технико-экономических показателях.
Можно сказать, что уровень качества любой продукции зависит от того:
насколько ее технико-экономические показатели соответ ствуют достигнутому научно-техническому прогрессу в дан ной области производства;
насколько ее показатели соответствуют требованиям нор мативно-технической документации.
В первом случае речь идет об установлении конкретных показателей в нормативно-технической документации и при разработке проектов продукции. Во втором — об обеспече нии заданного (установленного) качества в процессе произ водства и эксплуатации продукции. И в том, и в другом слу чае требуется целенаправленное воздействие на факторы, влияющие на качество, т. е. требуется управление качеством.
Применительно к строительству это означает, что сущест вует проблема повышения качества готовых зданий и соору жений и, как часть ее, проблема повышения качества строи тельно-монтажных работ.
В статье рассматриваются вопросы управления качест вом на стадии производства строительных и монтажных ра бот, а само управление качеством — как неотъемлемая часть управления строительным производством.
Повышение качества строительно-монтажных работ до уровня нормативных требований является важнейшей народ нохозяйственной задачей, о чем указано в Директивах XXIV съезда КПСС. Выполнение и сдача работ с дефектами при водит к значительному удорожанию строительства, сокраще нию долговечности зданий и сооружений и к их преждевремен-
08 Ч
йым ремонтам. По данным проверок на отдельных стройках на переделки и исправления работ затрачивается до 5%, а на преждевременный ремонт в первые три года эксплуатации жилых домов в некоторых городах расходуется около 3% сметной стоимости.
Анализ показывает, что свыше 60% обнаруженных дефек тов являются следствием нарушений требований СНиП. и от ступлений от проектов. Это говорит о том, что повышение ка чества выполнения строительно-монтажных работ является существенным резервом снижения их себестоимости.
Известно, что на качество строительно-монтажных работ одновременно влияют многие факторы, в числе которых — качество поставляемых материалов, характер планирования и организации работ, уровень квалификации работников, эконо мические стимулы, организация контроля качества и т. д. Поэтому требуется разработка и внедрение комплекса (или системы) взаимоувязанных мероприятий. Группировка меро приятий по назначению позволяет выделить следующие под системы в системе управления качеством: нормативно-техни ческая документация; контроль качества; оценка (критерии) качества; информация о качестве; экономическое, моральное и правовое стимулирование качества; планирование меропри ятий по повышению качества.
Нормативно-техническая документация (НТД) является основой управления качеством. Она определяет показатели качества всех видов работ, регламентирует требования к их производтсву и приемке, методы контроля и т. д.
Главными видами НТД по строительству являются строи тельные нормы и правила (СНиП) и государственные стан дарты (ГОСТ). Кроме того Госстроем СССР утверждаются такие общесоюзные нормативные документы, как указания, инструкции и технические условия, содержащие требования к качеству. На их базе разрабатываются нормативные доку менты Госстроев союзных республик, министерств, ведомств и предприятий. Практически в строительстве, помимо госу дарственных и республиканских нормативных документов, действует большое количество документов (преимущественно ТУ), утвержденных главками.
Отдельные главы СНиП и ГОСТы пересматриваются и уточняются по мере развития научных разработок, изменений требований к параметрам и характеристикам зданий и соо ружений в связи с применением прогрессивных конструкций, методов работ и т. п.
89
Основная задача стандартизации на современном этапе заключается в комплексной увязке стандартов на продукцию, исходные материалы, комплектующие детали па технологиче скую оснастку предприятий.
Система контроля качествд (службы, виды, методы и средства контроля) осуществляет проверку соблюдения нор мативных требований к качеству. Сегодня в строительстве службы контроля представлены государственными, ведомст венными и общественными органами.
Государственный строительный контроль осуществляется Управлениями и отделами Госстроя СССР, Госгражданстроя, юсстроев союзных республик, а также научно-исследова тельскими и проектными организациями, действующими по их поручению, и местными испекциями Госархстройконтроля
(ГАСК).
Ведомственный контроль осуществляет технический над зор заказчика, авторский надзор проектных организаций и сами строительные организации.
В последние годы в составе строительных организаций начали создаваться технические инспекции, которые зареко мендовали себя не только эффективной службой контроля, но
и службой, осуществляющей управление качеством. Одной из лучших является техинспекция Главленипградстроя при Ленгорисполкоме, созданная в 196.3 г. Путем выборочных про верок техинспекция контролирует соблюдение нормативной и проектной документации. По ое инициативе в Ленинграде в порядке эксперимента проводится поэтапный контроль и при емка строящихся крупнопанельных домов. Каждый объект принимается инспектором ГАСК в четыре-этапа, а суммарная оценка за объект выставляется как средняя из промежуточ ных. Это повышает ответственность рабочих, прораба, инжене ра по технадзору за качество. В Главприволжскстрое Минст роя СССР техинспекция выявляет также фактическую вели чину затрат на переделки и исправления дефектных работ, давая тем самым экономическую оценку качества работы дан ного коллектива.
Надо отметить, что техинспекция до сих пор не имеет четко очерченных функций и структуры. В Латвии, например, инспекция создана при Министерстве строительства, а в Мин-
монтажспецстрое и Минсельстрое УССР — при трестах «Оргтехстрой», в строительных трестах Узбекистана техинспекции работают па общественных началах.
Действенность работы техинспекции подтверждает целе
90
сообразность их создания в составе Министерств (ведомств) и главком как служб управления качеством.
По действующему законодательству на объектах строи тельства контроль качества должны осуществлять линейные инженерно-технические работники, строительные лаборатории, 1еодезические службы и общественные контролеры. Однако ьо многих трестах линейный персонал не контролирует каче ство ни в процессе работ, ни при их приемке от бригад, что является грубым нарушением строительного законодательст ва. Строительные лаборатории заняты преимущественно вход ным контролем материалов и конструкций, и лишь отдель ные участвуют в контроле соблюдения технологии и качества работ. Геодезическая служба во многих организациях не вве дена в штатное расписание. Как видим, служба контроля в целом нуждается в совершенствовании.
Основным звеном в системе контроля качества должен являться операционный контроль в процессе производства работ как обязательный элемент организации и технологии строительных работ, с тем чтобы отклонения от проекта и СНиП были своевременно обнаружены и исправлены до на чала последующих работ. Каждый исполнитель должен осу ществлять операционный самоконтроль, а линейный инженер но-технический персонал проверять результаты его труда по отдельным показателям в соответствии с картами операцион ного контроля. В необходимых случаях к операционному контролю могут привлекаться строительные лаборатории и 1еодезическая служба.
Схемы операционного контроля по видам работ являют ся составной частью проектов производства работ, они долж ны разрабатываться трестами Оргтехстрой, группами подго товки производства в трестах, проектными организациями и
научно-исследовательскими институтами. Такие схемы уже разработаны 11ИИСП Госстроя УССР и ВНИИСТ Мингазирома СССР и широко применяются в строительных органи зациях.
Технической базой контроля является метрология, в за дачи которой входятразработка средств измерений, ремонт и проверка их состояния, обеспечение единообразия и достовер ности измерений. Следует, однако, отметить, что метрологиче ское обслуживание в строительстве все еще намного отстает от промышленности, и задача строителей заключается в том, чтобы преодолеть это отставание. Например, можно успешно диагностировать использование строительных материалов, из
01
делий и конструкций, вести разбивку осей и обеспечивать точ ность монтажа конструкций при помощи ультразвуковых, ра диоизотопных, электронных, оптических и других приборов. Перед министерствами приборостроения стоит задача в бли жайшие годы удовлетворить потребности строительства в из мерительной технике. Требуется также упорядочить органи зационную структуру метрологических служб в строительстве t учетом накопленного опыта Главмосстроя, Мингазпрома
СССР, Главнижневолжскстроя и других организаций, где созданы центральные базисные лаборатории, осуществляю щие метрологическое обслуживание подведомственных орга низаций.
В процессе контроля производится оценка уровня качества работ, основанная на численном измерении отдельных показа телей (или их совокупности) продукции. Выбор конкретных показателей зависит от целей оценки, как, например, конт роль, материальное стимулирование работников за качество, планирование, анализ хозяйственной деятельности и др. В этих случаях могут применяться разные показатели и разные численные их значения, принимаемые за базу. Например, при контроле в качестве базы должны приниматься показатели проекта и СНиП; при планировании уровня качества — удель ный вес высоких оценок или удельный вес продукции, сданной с первого предъявления; при экономической оценке уровня качества должен быть определен объем непроизводительных затрат (в рублях), сумма заработной платы, выданная по дополнительным нарядам на переделку и исправления, размемеры санкций и др.
В настоящее время оценка качества работ производится главным образом для целей материального и морального стимулирования, при этом основным критерием качества слу жат балльные оценки. Но так как ими пытаются решать также и задачи количественного измерения качества, возможны про тиворечия при разработке отдельных мероприятий.
Например, в условиях системы бездефектного выполне ния работ оценка «удовлетворительно» выставляется, когда работа не была принята с первого предъявления и требова лись дополнительные затраты на исправление дефектов. В данном случае работа оценивается посредством оценки каче ства труда исполнителей. Во Временных Указаниях СН 378-67 оценка «удовлетворительно» дается за работу, выполненную при максимальных отклонениях допусков. Практически это означает, что одна и та же работа может получить удовлет-
92
ьорительную оценку и быть принятой с первого предъявления. В этом противоречии, обусловленном действием Временных указаний, мы видим причину, тормозящую внедрению принци па сдачи продукции с первого предъявления.
В методических указаниях по определению уровня ка чества строительно-монтажных работ, разработанных ВНИИСТ Мингазпрома' СССР, балльные оценки выставляют ся с учетом количества отклонений от нормативных требова ний к моменту контроля. В этом случае речь идет о методах статистического*контроля качества, широко применяющегося в промышленности, но пока еще не применяющегося в строи тельстве. Если же экономические методы управления качест вом строить на этом принципе оценки, то логично установить шкалу скидок к сметной стоимости, фондам стимулирования,
премии работникам.
Если же стимулировать повышение качества на базе СН-378-67, обосновано требование ряда экономистов о над*» бавках (наряду со скидками) к сметной стоимости и фондам материального стимулирования за отличное качество работ.
Из сказанного следует, что выбор и обоснование показа телей (критериев) оценки уровня качества должны явиться предметом научных разработок, так как от правильно выбран ного показателя зависит эффективность стимулирования п планирования качества.
Принятие обоснованных решений по результатам контро ля и оценки качества должно производиться на базе необходи мой и достаточной информации с использованием данных учета и отчетности, а также выборочных обследований. Одна ко современное состояние учета и отчетности о качестве строительно-монтажных работ является неудовлетворитель ным главным образом из-за отсутствия налаженного опера ционного контроля. Имеет место также недооценка админист рацией такого важного резерва снижения себестоимости ра бот, каким является сокращение переделок и исправлений.
Наиболее доступной и универсальной формой сбора ин формации является журнал работ на объекте. Хороший опыт ведения журнала, основанный па графическом учете монтажа, достигнут па Московском ДСК-2. В этом журнале отмечается, какие бригады (звенья) монтируют конкретный этаж, выпол няют конкретную технологическую операцию. Это позволяет при обнаружении брака установить его виновника.
К другим источникам технической информации о качестве относятся акты и ведомости на приемку скрытых работ, акты
93