Файл: Вопросы управления и эффективности строительного производства (сборник статей)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. А. Акимова

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНО­ МОНТАЖНЫХ РАБОТ

Качество продукции (по ГОСТ 1567-70) — это совокуп­ ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодности удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Различие продукции одинакового назначения но степени удовлетворения тех или иных потребностей опре­ деляется уровнем ее качества. Например, жилые дома разли­ чаются по уровню комфорта, выполненные строительно-мон­ тажные работы по уровню соблюдения допусков и т. д. В ко­ нечном счете различия в уровне качества продукции выра­ жаются в ее технико-экономических показателях.

Можно сказать, что уровень качества любой продукции зависит от того:

насколько ее технико-экономические показатели соответ­ ствуют достигнутому научно-техническому прогрессу в дан­ ной области производства;

насколько ее показатели соответствуют требованиям нор­ мативно-технической документации.

В первом случае речь идет об установлении конкретных показателей в нормативно-технической документации и при разработке проектов продукции. Во втором — об обеспече­ нии заданного (установленного) качества в процессе произ­ водства и эксплуатации продукции. И в том, и в другом слу­ чае требуется целенаправленное воздействие на факторы, влияющие на качество, т. е. требуется управление качеством.

Применительно к строительству это означает, что сущест­ вует проблема повышения качества готовых зданий и соору­ жений и, как часть ее, проблема повышения качества строи­ тельно-монтажных работ.

В статье рассматриваются вопросы управления качест­ вом на стадии производства строительных и монтажных ра­ бот, а само управление качеством — как неотъемлемая часть управления строительным производством.

Повышение качества строительно-монтажных работ до уровня нормативных требований является важнейшей народ­ нохозяйственной задачей, о чем указано в Директивах XXIV съезда КПСС. Выполнение и сдача работ с дефектами при­ водит к значительному удорожанию строительства, сокраще­ нию долговечности зданий и сооружений и к их преждевремен-

08 Ч

йым ремонтам. По данным проверок на отдельных стройках на переделки и исправления работ затрачивается до 5%, а на преждевременный ремонт в первые три года эксплуатации жилых домов в некоторых городах расходуется около 3% сметной стоимости.

Анализ показывает, что свыше 60% обнаруженных дефек­ тов являются следствием нарушений требований СНиП. и от­ ступлений от проектов. Это говорит о том, что повышение ка­ чества выполнения строительно-монтажных работ является существенным резервом снижения их себестоимости.

Известно, что на качество строительно-монтажных работ одновременно влияют многие факторы, в числе которых — качество поставляемых материалов, характер планирования и организации работ, уровень квалификации работников, эконо­ мические стимулы, организация контроля качества и т. д. Поэтому требуется разработка и внедрение комплекса (или системы) взаимоувязанных мероприятий. Группировка меро­ приятий по назначению позволяет выделить следующие под­ системы в системе управления качеством: нормативно-техни­ ческая документация; контроль качества; оценка (критерии) качества; информация о качестве; экономическое, моральное и правовое стимулирование качества; планирование меропри­ ятий по повышению качества.

Нормативно-техническая документация (НТД) является основой управления качеством. Она определяет показатели качества всех видов работ, регламентирует требования к их производтсву и приемке, методы контроля и т. д.

Главными видами НТД по строительству являются строи­ тельные нормы и правила (СНиП) и государственные стан­ дарты (ГОСТ). Кроме того Госстроем СССР утверждаются такие общесоюзные нормативные документы, как указания, инструкции и технические условия, содержащие требования к качеству. На их базе разрабатываются нормативные доку­ менты Госстроев союзных республик, министерств, ведомств и предприятий. Практически в строительстве, помимо госу­ дарственных и республиканских нормативных документов, действует большое количество документов (преимущественно ТУ), утвержденных главками.

Отдельные главы СНиП и ГОСТы пересматриваются и уточняются по мере развития научных разработок, изменений требований к параметрам и характеристикам зданий и соо­ ружений в связи с применением прогрессивных конструкций, методов работ и т. п.

89


Основная задача стандартизации на современном этапе заключается в комплексной увязке стандартов на продукцию, исходные материалы, комплектующие детали па технологиче­ скую оснастку предприятий.

Система контроля качествд (службы, виды, методы и средства контроля) осуществляет проверку соблюдения нор­ мативных требований к качеству. Сегодня в строительстве службы контроля представлены государственными, ведомст­ венными и общественными органами.

Государственный строительный контроль осуществляется Управлениями и отделами Госстроя СССР, Госгражданстроя, юсстроев союзных республик, а также научно-исследова­ тельскими и проектными организациями, действующими по их поручению, и местными испекциями Госархстройконтроля

(ГАСК).

Ведомственный контроль осуществляет технический над­ зор заказчика, авторский надзор проектных организаций и сами строительные организации.

В последние годы в составе строительных организаций начали создаваться технические инспекции, которые зареко­ мендовали себя не только эффективной службой контроля, но

и службой, осуществляющей управление качеством. Одной из лучших является техинспекция Главленипградстроя при Ленгорисполкоме, созданная в 196.3 г. Путем выборочных про­ верок техинспекция контролирует соблюдение нормативной и проектной документации. По ое инициативе в Ленинграде в порядке эксперимента проводится поэтапный контроль и при­ емка строящихся крупнопанельных домов. Каждый объект принимается инспектором ГАСК в четыре-этапа, а суммарная оценка за объект выставляется как средняя из промежуточ­ ных. Это повышает ответственность рабочих, прораба, инжене­ ра по технадзору за качество. В Главприволжскстрое Минст­ роя СССР техинспекция выявляет также фактическую вели­ чину затрат на переделки и исправления дефектных работ, давая тем самым экономическую оценку качества работы дан­ ного коллектива.

Надо отметить, что техинспекция до сих пор не имеет четко очерченных функций и структуры. В Латвии, например, инспекция создана при Министерстве строительства, а в Мин-

монтажспецстрое и Минсельстрое УССР — при трестах «Оргтехстрой», в строительных трестах Узбекистана техинспекции работают па общественных началах.

Действенность работы техинспекции подтверждает целе­

90


сообразность их создания в составе Министерств (ведомств) и главком как служб управления качеством.

По действующему законодательству на объектах строи­ тельства контроль качества должны осуществлять линейные инженерно-технические работники, строительные лаборатории, 1еодезические службы и общественные контролеры. Однако ьо многих трестах линейный персонал не контролирует каче­ ство ни в процессе работ, ни при их приемке от бригад, что является грубым нарушением строительного законодательст­ ва. Строительные лаборатории заняты преимущественно вход­ ным контролем материалов и конструкций, и лишь отдель­ ные участвуют в контроле соблюдения технологии и качества работ. Геодезическая служба во многих организациях не вве­ дена в штатное расписание. Как видим, служба контроля в целом нуждается в совершенствовании.

Основным звеном в системе контроля качества должен являться операционный контроль в процессе производства работ как обязательный элемент организации и технологии строительных работ, с тем чтобы отклонения от проекта и СНиП были своевременно обнаружены и исправлены до на­ чала последующих работ. Каждый исполнитель должен осу­ ществлять операционный самоконтроль, а линейный инженер­ но-технический персонал проверять результаты его труда по отдельным показателям в соответствии с картами операцион­ ного контроля. В необходимых случаях к операционному контролю могут привлекаться строительные лаборатории и 1еодезическая служба.

Схемы операционного контроля по видам работ являют­ ся составной частью проектов производства работ, они долж­ ны разрабатываться трестами Оргтехстрой, группами подго­ товки производства в трестах, проектными организациями и

научно-исследовательскими институтами. Такие схемы уже разработаны 11ИИСП Госстроя УССР и ВНИИСТ Мингазирома СССР и широко применяются в строительных органи­ зациях.

Технической базой контроля является метрология, в за­ дачи которой входятразработка средств измерений, ремонт и проверка их состояния, обеспечение единообразия и достовер­ ности измерений. Следует, однако, отметить, что метрологиче­ ское обслуживание в строительстве все еще намного отстает от промышленности, и задача строителей заключается в том, чтобы преодолеть это отставание. Например, можно успешно диагностировать использование строительных материалов, из­

01


делий и конструкций, вести разбивку осей и обеспечивать точ­ ность монтажа конструкций при помощи ультразвуковых, ра­ диоизотопных, электронных, оптических и других приборов. Перед министерствами приборостроения стоит задача в бли­ жайшие годы удовлетворить потребности строительства в из­ мерительной технике. Требуется также упорядочить органи­ зационную структуру метрологических служб в строительстве t учетом накопленного опыта Главмосстроя, Мингазпрома

СССР, Главнижневолжскстроя и других организаций, где созданы центральные базисные лаборатории, осуществляю­ щие метрологическое обслуживание подведомственных орга­ низаций.

В процессе контроля производится оценка уровня качества работ, основанная на численном измерении отдельных показа­ телей (или их совокупности) продукции. Выбор конкретных показателей зависит от целей оценки, как, например, конт­ роль, материальное стимулирование работников за качество, планирование, анализ хозяйственной деятельности и др. В этих случаях могут применяться разные показатели и разные численные их значения, принимаемые за базу. Например, при контроле в качестве базы должны приниматься показатели проекта и СНиП; при планировании уровня качества — удель­ ный вес высоких оценок или удельный вес продукции, сданной с первого предъявления; при экономической оценке уровня качества должен быть определен объем непроизводительных затрат (в рублях), сумма заработной платы, выданная по дополнительным нарядам на переделку и исправления, размемеры санкций и др.

В настоящее время оценка качества работ производится главным образом для целей материального и морального стимулирования, при этом основным критерием качества слу­ жат балльные оценки. Но так как ими пытаются решать также и задачи количественного измерения качества, возможны про­ тиворечия при разработке отдельных мероприятий.

Например, в условиях системы бездефектного выполне­ ния работ оценка «удовлетворительно» выставляется, когда работа не была принята с первого предъявления и требова­ лись дополнительные затраты на исправление дефектов. В данном случае работа оценивается посредством оценки каче­ ства труда исполнителей. Во Временных Указаниях СН 378-67 оценка «удовлетворительно» дается за работу, выполненную при максимальных отклонениях допусков. Практически это означает, что одна и та же работа может получить удовлет-

92


ьорительную оценку и быть принятой с первого предъявления. В этом противоречии, обусловленном действием Временных указаний, мы видим причину, тормозящую внедрению принци­ па сдачи продукции с первого предъявления.

В методических указаниях по определению уровня ка­ чества строительно-монтажных работ, разработанных ВНИИСТ Мингазпрома' СССР, балльные оценки выставляют­ ся с учетом количества отклонений от нормативных требова­ ний к моменту контроля. В этом случае речь идет о методах статистического*контроля качества, широко применяющегося в промышленности, но пока еще не применяющегося в строи­ тельстве. Если же экономические методы управления качест­ вом строить на этом принципе оценки, то логично установить шкалу скидок к сметной стоимости, фондам стимулирования,

премии работникам.

Если же стимулировать повышение качества на базе СН-378-67, обосновано требование ряда экономистов о над*» бавках (наряду со скидками) к сметной стоимости и фондам материального стимулирования за отличное качество работ.

Из сказанного следует, что выбор и обоснование показа­ телей (критериев) оценки уровня качества должны явиться предметом научных разработок, так как от правильно выбран­ ного показателя зависит эффективность стимулирования п планирования качества.

Принятие обоснованных решений по результатам контро­ ля и оценки качества должно производиться на базе необходи­ мой и достаточной информации с использованием данных учета и отчетности, а также выборочных обследований. Одна­ ко современное состояние учета и отчетности о качестве строительно-монтажных работ является неудовлетворитель­ ным главным образом из-за отсутствия налаженного опера­ ционного контроля. Имеет место также недооценка админист­ рацией такого важного резерва снижения себестоимости ра­ бот, каким является сокращение переделок и исправлений.

Наиболее доступной и универсальной формой сбора ин­ формации является журнал работ на объекте. Хороший опыт ведения журнала, основанный па графическом учете монтажа, достигнут па Московском ДСК-2. В этом журнале отмечается, какие бригады (звенья) монтируют конкретный этаж, выпол­ няют конкретную технологическую операцию. Это позволяет при обнаружении брака установить его виновника.

К другим источникам технической информации о качестве относятся акты и ведомости на приемку скрытых работ, акты

93