Файл: Пашенин, Л. И. Современные методы строительства рассредоточенных объектов нефтегазовых промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

блок-бокса), которая при установке не более чем на три точки обес­ печивает устойчивое положение блоков или блок-боксов и проектное

расположение оборудования и трубопроводов в блочном устройстве. Наличие жесткой рамы позволяет применять более простые опорные кон­ струкции под блоки и блок-боксы.

К блокам и блок-боксам первой группы(смещения отсутствуют) от­ носятся блоки сепараторов, холодильников, узла замера газа, факелов продувочной и вытяжной свечи, наземных стальных емкостей, блок-бок­ сы оперативной, щитовой, парокотельной, бойлерной, санпропускника, конторы, проходной, материального склада, механической мастерской, бытовых помещений и т.п. На грунтах с нормативным сопротивлением больше или равном 0,5 кгс/см2 (по табл.14 С Н Ш П-Б.1-62), за исклю­ чением пучинистых и просадочных грунтов, блоки следует устанавли­ вать на плоские железобетонные опорные плиты, площадь опирания ко­ торых определяется расчетом. Плиты укладывают на песчаную или пес­ чано-гравийную подготовку толщиной не менее 10 см. Отметка верха плит должна превышать планировочную отметку грунта на 15 см. (рис.2).

2800

Bic.2. Схема раскладки сборных железобетонных плит под блок-бокс без устройства отмостки

Если опорные конструкции выступают (в плане) за габариты бло­ ка или блок-бокса на 0,75 ы, по контуру опорных плит устраивают отмостку. В качестве шорных плит могут быть использованы типовые железобетонные сборные плиты аэродромных покрытий типа ПАТ, дорож­ ные плиты типа ПД и др.

На просадочных грунтах блоки и блок-боксы первой группы при малой степени просадочности допускается устанавливать на сборные железобетонные плиты по песчаной подготовке, если расчетные осад­ ки не превышают величины допускаемых вертикальных смещений блочных устройств в процессе эксплуатации. На сильнопросадочных грунтах должны быть предусмотрены специальные конструкции оснований.

Блоки и блок-боксы второй группы следует устанавливать на опорные конструкции из сборных железобетонных плит только на скаль­ ных, крупнообломэчннх, песчаных (кроме пылеватых песков) непучинистых неводонасыщенных, непросадочннх грунтах. Если грунты не удовлет* воряют приведенным требованиям установка блочно-комплектных уст­ ройств второй группы на железобетонных плитах может быть выполнена только цри наличии на присоединяемых трубопроводах компенсирующих устройств, обеспечивающих возможность вертикальных смещений блоков и блок-боксов без появления в узлах сопряжения напряжений.

Блоки и блок-боксы третьей труппы (компрессорная станция для подачи воздуха, насосная станция водоснабжения^ и др.) можно уста­ навливать на сборных железобетонных плитах на непучинистых, нево­ донасыщенных и непросадочннх грунтах только при наличии жесткой рамы. При малой степени просадочности и пучинистости допускается установка их на сборные железобетонные плиты при условии, что рас­ четные осадки с учетом динашческих нагрузок не превысят предельно допустимые вертикальные смещения блочно-комплектных устройств в процессе эксплуатации.

Блоки и блок-боксы четвертой группы следует устанавливать на сборные железобетонные плиты, если основание сложено из плотных скальных, крупнообломочных, песчаных (кроме мелких и пылеватых пес­ ков) грунтов и при наличии жесткой рамы. Увлажнение песчаных грун­ тов, а также обводнение поверхностными водамв просадочных грунтов в процессе эксплуатации блочных устройств должно быть исключено.

На грунтах с нормативным сопротивлением 0,5 кгс/см2 и более’ оборудование в блочном исполнении следует устанавливать на сборные железобетонные плиты, если расчетные осадки не превышают предельно

- 28 -


допустимые вертикальные смещении в процессе эксплуатации. В этом случае блоки устанавливают на плиты без креплений, как это осуще­ ствлено на сборных пунктах в Оренбурге , Шатлыке и Наиле. Железо­ бетонные плиты должны покрывать всю территорию т т щ ядет, Межблоч­ ные трубопроводы могут опираться на стойки без крепления к железо­ бетонным плитам (рис.З). Блоки и блок-боксы, всех групп на слабых грунтах с нормативным сопротивлением меньше 0,5 кгс/см2 следует устанавливать (за некоторым исключением) на свайных фундаментах.

Если величины деформаций в пучинистнх грунтах превышают допус­ тимые вертикальные смещения блочно-комплектных устройств, блоки и блок-боксы необходимо устанавливать только на свайных фундаментах. Чтобы исключить воздействие на сваи сил пучения, используют обсад­ ные муфты из стальных труб длиной, равной глубине промерзания грун­ та, с удалением его из полости муфты и последующей забивкой сваи (рис.4). Пространство между стенками муфты и боковой поверхностью сваи заполняется несмерзающимся пористым материалом с малой проч­ ностью (крошка поропласта, керамзит и т.п.), который исключает соп­ рикосновение грунта со сваей в случае, если стальная труба разрушит­ ся в результате коррозии. Диаметр муфты должен быть в 1,5-2 раза больше поперечного сечения сваи.

В случаях, когда под блоки и блок-боксы сооружаются свайные фундаменты, при наличии жесткой рамы фундамент выполняют без рост­ верка, а при нежесткой раме - с металлическим или сборным железобе­ тонным ростверком.

Для свайных фундаментов под блочные устройства следует приме­ нять типовые железобетонные сваи прямоугольного сечения. В отдален­ ных труднодоступных районах используют стальные сваи из некондицион­ ных труб диаметром 325-159 мм с обязательной защитой их от коррозии. В засоленных и агрессивных грунтах применение стальннй свай нежела­ тельно.

Блоки и блок-боксы с динамическими нагрузками следует устанав­ ливать на сваях-стойках, если это возможно по грунтовым условиям и экономически целесообразно. При невозможности использования свайстоек необходимо применять висячие сваи. Свайные фундаменты должны быть рассчитаны на действие динамической нагрузки.

В конструкции безроствврковнх свайных фундаментов следует пре­ дусмотреть установку опорных элементов блоков и блок-боксов непос­ редственно на стальные оголовки железобетонных свай или на стальные

29


Рис.З . Схемы опор надземных тру­ бопроводов на технологичес­ ких площадках:

Рис.4. Схема сваи с обсад-' ной муфтой:

1 - обсадная муфта;

2 - засыпка из несмерзающегося мате­ риала с малой проч­ ностью; 3 - свая

Р и с .5. Стальные оголовки свай для безро стверковых фун­ даментов:

а - с регулируемым по высоте стальным стака­ ном; б - со срезаемым стальным коробом

сваи. Конструкция оголовка железобетонной сваи должна по возмож­ ности исключать срезку головки сваи и обеспечить возможность регу­ лирования верха оголовка по высоте (рис.5). Закладные детали для приварки оголовка к свае и стальной оголовок должны быть защищена от коррозии.

При строительстве объектов блочных нефтяных и газовых промыс­ лов на свайных фундаментах в сложных инженерно-геологических усло­ виях Западной Сибири и Крайнего Севера к конструкциям свай предъяв­ ляются следующие требования: восприятие сил морозного пучения и горизонтальных нагрузок; надежность конструкций свайных фундаментов;

- 31


минимальный расход материалов и высокий процент сборности; возмож­ ность эффективной антикоррозионной защиты. Для указанных районов целесообразно использование следующих типов свай: слабоконических, цилиндрических с удлинением вогнутым: ножом, призматических, цилинд­ рических с уширениями, трапецеидальных. Небольшое уширение позво­ ляет повысить несущую способность свай и эффективность их примене­ ния в малонагруженных фундаментах, когда верхний промерзающий слой грунта подвержен пучению. Выбор типа свайного фундамента должен производиться по результатам технико-экономического сравнения различЬ ных вариантов.

При сооружении укрытий (нацример, над блоками промысла Мед­ вежье) под каждую колонну забивали три металлические сваи, на кото­ рых сооружали треугольный ростверк. На ростверке монтировали ос­ тальную колонну каркаса здания.

На вечномерзлых грунтах все отапливаемые блок-боксы и блоки, температура опорных рам которых в процессе эксплуатации превышает 0°С, должны быть смонтированы на свайных фундаментах. Между нижни­ ми плитами блок-боксов и поверхностью грунта необходим? обеспечить свободное проветриваемое пространство или теплоизоляционную под­ сыпку.

При сооружении оснований под блоки и блок-боксы не рекоменду­ ется предусматривать в проектах: щебеночную подготовку с проливной битумом; монолитную бетонную подготовку под опорные конструкции и под сборные покрытия технологических площадок; монолитные бетонные и железобетонные фундаменты; монолитные бетонные и асфальтобетон­ ные отмостки; монолитные бетонные и железобетонные покрытия техно­ логических площадок; монолитные железобетонные технологические приямки и подвалы; фундаменты стаканного типа для стоек, колонн и опор; железобетонные монолитные ростверки свайных фундаментов.

При устройстве фундаментов под блоки и блок-боксы на просадо чных грунтах особое внимание следует уделять водозащитным меро­ приятиям по обеспечению стока поверхностных вод и контролю за про­ никновением воды к основанию в процессе эксплуатации. Проездечные свойства грунтов устраняют поверхостным трамбованием, устройством

грунтовой подушки, глубинным уплотнением грунтовыми сваями, замачи­ ванием грунтов основания, упрочнением силикатизацией и термической обработкой. Поверхностное уплотнение грунта тяжелыми трамбовками эбеспечжвает полное устранение просадочннх свойств в пределах слоя

- 32


толщиной 1,5 м. Плотность грунта в этом слое должна быть не менее 1,6 г/см3 на глубину 1,2 м. При толщах прооадочных грунтов более 1,5 м применяется глубинное уплотнение грунтовыш сваями.

При установке блочных устройств на сыпучие пески профиль пес- | чаной подготовки должен иметь обтекаемую форму с откосами не кру­ че 1:3, уплотненными защитным слоем связанного грунта (легкого суглинка или обработанного битумом песка) толщиной 10-25 см или отмосткой из сборных железобетонных плит для предохранения от вы­ дувания песка из основания. В условиях сильнозасоленных грунтов (более 6%) основания сооружается над поверхностью земли и над уров­ нем грунтовых вод на 20$ выше, чем при обычных незасоленных грун­ тах.

При проектировании и строительстве наземных объектов нефтяных и газовых промыслов большое внимание должно уделяться сооружению автомобильных дорог. Автомобильные дороги подразделяются на подъездт ные и внутриплощадочные, временные и постоянные. Временные дороги функционируют во время производства строительно-монтажных работ, постоянные - в эксплуатационный период.

Временными автомобильными дорогами могут быть грунтовые улуч­ шенные, грейдерные (с подсыпкой гравийно-песчаной смесью), из оборных железобетонных плит (сплошные или колейные), лежневые и снежноледяные дороги. Подъездные дороги на время строительства должны строиться временными. Вспоследствии после ввода объекта в.эксплуа­ тацию они могут служить для движения гусеничных машин. Вкутриплощаднне дороги на время строительства также должны сооружаться вре­ менными по постоянным трассам с доведением вспоследствии их до требуемой категории. Дороги к скважинам и группам скважин необхо­ димо строить постоянными. Временные и постоянные автомобильные до­ роги сооружаются с учетом особенностей грунтов, климатических ус­ ловий и назначения.

Покрытия для подъездных и вяутришющадочвых дорог могут быть нежесткие с асфальтовым покрытием, жесткие из сборных железобетон­ ных плит и в некоторых случаях (на юге и в средней полосе) из моно­ литного бетона. Нежесткие покрытия дорог сооружаются шогослойныыи из сыпучих материалов, Количество слоев назначается в зависимости от толщины одежды, качества материалов и црименяешх средств меха­ низации. Покрытия из асфальтобетона устраиваются двухслойны!* или Трехслойными. Верхние слои - из мелкозернистого плотного асфальте-

33

я -т з