Файл: Пашенин, Л. И. Современные методы строительства рассредоточенных объектов нефтегазовых промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
блок-бокса), которая при установке не более чем на три точки обес печивает устойчивое положение блоков или блок-боксов и проектное
расположение оборудования и трубопроводов в блочном устройстве. Наличие жесткой рамы позволяет применять более простые опорные кон струкции под блоки и блок-боксы.
К блокам и блок-боксам первой группы(смещения отсутствуют) от носятся блоки сепараторов, холодильников, узла замера газа, факелов продувочной и вытяжной свечи, наземных стальных емкостей, блок-бок сы оперативной, щитовой, парокотельной, бойлерной, санпропускника, конторы, проходной, материального склада, механической мастерской, бытовых помещений и т.п. На грунтах с нормативным сопротивлением больше или равном 0,5 кгс/см2 (по табл.14 С Н Ш П-Б.1-62), за исклю чением пучинистых и просадочных грунтов, блоки следует устанавли вать на плоские железобетонные опорные плиты, площадь опирания ко торых определяется расчетом. Плиты укладывают на песчаную или пес чано-гравийную подготовку толщиной не менее 10 см. Отметка верха плит должна превышать планировочную отметку грунта на 15 см. (рис.2).
2800
Bic.2. Схема раскладки сборных железобетонных плит под блок-бокс без устройства отмостки
Если опорные конструкции выступают (в плане) за габариты бло ка или блок-бокса на 0,75 ы, по контуру опорных плит устраивают отмостку. В качестве шорных плит могут быть использованы типовые железобетонные сборные плиты аэродромных покрытий типа ПАТ, дорож ные плиты типа ПД и др.
На просадочных грунтах блоки и блок-боксы первой группы при малой степени просадочности допускается устанавливать на сборные железобетонные плиты по песчаной подготовке, если расчетные осад ки не превышают величины допускаемых вертикальных смещений блочных устройств в процессе эксплуатации. На сильнопросадочных грунтах должны быть предусмотрены специальные конструкции оснований.
Блоки и блок-боксы второй группы следует устанавливать на опорные конструкции из сборных железобетонных плит только на скаль ных, крупнообломэчннх, песчаных (кроме пылеватых песков) непучинистых неводонасыщенных, непросадочннх грунтах. Если грунты не удовлет* воряют приведенным требованиям установка блочно-комплектных уст ройств второй группы на железобетонных плитах может быть выполнена только цри наличии на присоединяемых трубопроводах компенсирующих устройств, обеспечивающих возможность вертикальных смещений блоков и блок-боксов без появления в узлах сопряжения напряжений.
Блоки и блок-боксы третьей труппы (компрессорная станция для подачи воздуха, насосная станция водоснабжения^ и др.) можно уста навливать на сборных железобетонных плитах на непучинистых, нево донасыщенных и непросадочннх грунтах только при наличии жесткой рамы. При малой степени просадочности и пучинистости допускается установка их на сборные железобетонные плиты при условии, что рас четные осадки с учетом динашческих нагрузок не превысят предельно допустимые вертикальные смещения блочно-комплектных устройств в процессе эксплуатации.
Блоки и блок-боксы четвертой группы следует устанавливать на сборные железобетонные плиты, если основание сложено из плотных скальных, крупнообломочных, песчаных (кроме мелких и пылеватых пес ков) грунтов и при наличии жесткой рамы. Увлажнение песчаных грун тов, а также обводнение поверхностными водамв просадочных грунтов в процессе эксплуатации блочных устройств должно быть исключено.
На грунтах с нормативным сопротивлением 0,5 кгс/см2 и более’ оборудование в блочном исполнении следует устанавливать на сборные железобетонные плиты, если расчетные осадки не превышают предельно
- 28 -
допустимые вертикальные смещении в процессе эксплуатации. В этом случае блоки устанавливают на плиты без креплений, как это осуще ствлено на сборных пунктах в Оренбурге , Шатлыке и Наиле. Железо бетонные плиты должны покрывать всю территорию т т щ ядет, Межблоч ные трубопроводы могут опираться на стойки без крепления к железо бетонным плитам (рис.З). Блоки и блок-боксы, всех групп на слабых грунтах с нормативным сопротивлением меньше 0,5 кгс/см2 следует устанавливать (за некоторым исключением) на свайных фундаментах.
Если величины деформаций в пучинистнх грунтах превышают допус тимые вертикальные смещения блочно-комплектных устройств, блоки и блок-боксы необходимо устанавливать только на свайных фундаментах. Чтобы исключить воздействие на сваи сил пучения, используют обсад ные муфты из стальных труб длиной, равной глубине промерзания грун та, с удалением его из полости муфты и последующей забивкой сваи (рис.4). Пространство между стенками муфты и боковой поверхностью сваи заполняется несмерзающимся пористым материалом с малой проч ностью (крошка поропласта, керамзит и т.п.), который исключает соп рикосновение грунта со сваей в случае, если стальная труба разрушит ся в результате коррозии. Диаметр муфты должен быть в 1,5-2 раза больше поперечного сечения сваи.
В случаях, когда под блоки и блок-боксы сооружаются свайные фундаменты, при наличии жесткой рамы фундамент выполняют без рост верка, а при нежесткой раме - с металлическим или сборным железобе тонным ростверком.
Для свайных фундаментов под блочные устройства следует приме нять типовые железобетонные сваи прямоугольного сечения. В отдален ных труднодоступных районах используют стальные сваи из некондицион ных труб диаметром 325-159 мм с обязательной защитой их от коррозии. В засоленных и агрессивных грунтах применение стальннй свай нежела тельно.
Блоки и блок-боксы с динамическими нагрузками следует устанав ливать на сваях-стойках, если это возможно по грунтовым условиям и экономически целесообразно. При невозможности использования свайстоек необходимо применять висячие сваи. Свайные фундаменты должны быть рассчитаны на действие динамической нагрузки.
В конструкции безроствврковнх свайных фундаментов следует пре дусмотреть установку опорных элементов блоков и блок-боксов непос редственно на стальные оголовки железобетонных свай или на стальные
29
Рис.З . Схемы опор надземных тру бопроводов на технологичес ких площадках:
Рис.4. Схема сваи с обсад-' ной муфтой:
1 - обсадная муфта;
2 - засыпка из несмерзающегося мате риала с малой проч ностью; 3 - свая
Р и с .5. Стальные оголовки свай для безро стверковых фун даментов:
а - с регулируемым по высоте стальным стака ном; б - со срезаемым стальным коробом
сваи. Конструкция оголовка железобетонной сваи должна по возмож ности исключать срезку головки сваи и обеспечить возможность регу лирования верха оголовка по высоте (рис.5). Закладные детали для приварки оголовка к свае и стальной оголовок должны быть защищена от коррозии.
При строительстве объектов блочных нефтяных и газовых промыс лов на свайных фундаментах в сложных инженерно-геологических усло виях Западной Сибири и Крайнего Севера к конструкциям свай предъяв ляются следующие требования: восприятие сил морозного пучения и горизонтальных нагрузок; надежность конструкций свайных фундаментов;
- 31
минимальный расход материалов и высокий процент сборности; возмож ность эффективной антикоррозионной защиты. Для указанных районов целесообразно использование следующих типов свай: слабоконических, цилиндрических с удлинением вогнутым: ножом, призматических, цилинд рических с уширениями, трапецеидальных. Небольшое уширение позво ляет повысить несущую способность свай и эффективность их примене ния в малонагруженных фундаментах, когда верхний промерзающий слой грунта подвержен пучению. Выбор типа свайного фундамента должен производиться по результатам технико-экономического сравнения различЬ ных вариантов.
При сооружении укрытий (нацример, над блоками промысла Мед вежье) под каждую колонну забивали три металлические сваи, на кото рых сооружали треугольный ростверк. На ростверке монтировали ос тальную колонну каркаса здания.
На вечномерзлых грунтах все отапливаемые блок-боксы и блоки, температура опорных рам которых в процессе эксплуатации превышает 0°С, должны быть смонтированы на свайных фундаментах. Между нижни ми плитами блок-боксов и поверхностью грунта необходим? обеспечить свободное проветриваемое пространство или теплоизоляционную под сыпку.
При сооружении оснований под блоки и блок-боксы не рекоменду ется предусматривать в проектах: щебеночную подготовку с проливной битумом; монолитную бетонную подготовку под опорные конструкции и под сборные покрытия технологических площадок; монолитные бетонные и железобетонные фундаменты; монолитные бетонные и асфальтобетон ные отмостки; монолитные бетонные и железобетонные покрытия техно логических площадок; монолитные железобетонные технологические приямки и подвалы; фундаменты стаканного типа для стоек, колонн и опор; железобетонные монолитные ростверки свайных фундаментов.
При устройстве фундаментов под блоки и блок-боксы на просадо чных грунтах особое внимание следует уделять водозащитным меро приятиям по обеспечению стока поверхностных вод и контролю за про никновением воды к основанию в процессе эксплуатации. Проездечные свойства грунтов устраняют поверхостным трамбованием, устройством
грунтовой подушки, глубинным уплотнением грунтовыми сваями, замачи ванием грунтов основания, упрочнением силикатизацией и термической обработкой. Поверхностное уплотнение грунта тяжелыми трамбовками эбеспечжвает полное устранение просадочннх свойств в пределах слоя
- 32
толщиной 1,5 м. Плотность грунта в этом слое должна быть не менее 1,6 г/см3 на глубину 1,2 м. При толщах прооадочных грунтов более 1,5 м применяется глубинное уплотнение грунтовыш сваями.
При установке блочных устройств на сыпучие пески профиль пес- | чаной подготовки должен иметь обтекаемую форму с откосами не кру че 1:3, уплотненными защитным слоем связанного грунта (легкого суглинка или обработанного битумом песка) толщиной 10-25 см или отмосткой из сборных железобетонных плит для предохранения от вы дувания песка из основания. В условиях сильнозасоленных грунтов (более 6%) основания сооружается над поверхностью земли и над уров нем грунтовых вод на 20$ выше, чем при обычных незасоленных грун тах.
При проектировании и строительстве наземных объектов нефтяных и газовых промыслов большое внимание должно уделяться сооружению автомобильных дорог. Автомобильные дороги подразделяются на подъездт ные и внутриплощадочные, временные и постоянные. Временные дороги функционируют во время производства строительно-монтажных работ, постоянные - в эксплуатационный период.
Временными автомобильными дорогами могут быть грунтовые улуч шенные, грейдерные (с подсыпкой гравийно-песчаной смесью), из оборных железобетонных плит (сплошные или колейные), лежневые и снежноледяные дороги. Подъездные дороги на время строительства должны строиться временными. Вспоследствии после ввода объекта в.эксплуа тацию они могут служить для движения гусеничных машин. Вкутриплощаднне дороги на время строительства также должны сооружаться вре менными по постоянным трассам с доведением вспоследствии их до требуемой категории. Дороги к скважинам и группам скважин необхо димо строить постоянными. Временные и постоянные автомобильные до роги сооружаются с учетом особенностей грунтов, климатических ус ловий и назначения.
Покрытия для подъездных и вяутришющадочвых дорог могут быть нежесткие с асфальтовым покрытием, жесткие из сборных железобетон ных плит и в некоторых случаях (на юге и в средней полосе) из моно литного бетона. Нежесткие покрытия дорог сооружаются шогослойныыи из сыпучих материалов, Количество слоев назначается в зависимости от толщины одежды, качества материалов и црименяешх средств меха низации. Покрытия из асфальтобетона устраиваются двухслойны!* или Трехслойными. Верхние слои - из мелкозернистого плотного асфальте-
33
я -т з