Файл: Пашенин, Л. И. Современные методы строительства рассредоточенных объектов нефтегазовых промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бетона, нижние - из плотного или пористого асфальтобетона. Дорож­ ная одежда под асфальтобетонные покрытия устраивается из щебня, гравийных смесей (о добавками дробленых материалов), а также из рунто- и пескоцемента. Одним из типов дорожных покрытий подъезд­ ных и внутришгощадо чных автомобильных дорог являются покрытия из сборных бетонных и железобетонных плит (таблЛ .

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

 

Характеристика железобетонных плит

 

 

сборных дорожных покрытий

 

 

— — — — — — — — — —

— — — j— — — —

— — — у— — — — д— — — -

Плита

5

{РазмеjТолщи- [Пло-

jBec, т

jМарка |ры в

j на, м

гщадь,

j

 

j

{плане,

;

 

5 м 2

*

 

i

i

м

\

 

sj

|

Сплошная шестиугольная

дш-з

 

 

18

3,5

1,58

(основная)

..........о.«.

 

 

Сплошная шестиугольная

ДС-58

 

 

18

1,75

0,8

(доборная) ...... ..

о .,Т.

 

 

То же

 

ДС-48

 

 

18

1,75

0,8

Сплошная шестиугольная

ДСШ-3-2 -

 

ЗВ

3,52

1,58

(осевая) ...............

 

 

Сплошная прямоугольная ..

ДСП-2

1,5x1,45

18

2,17

1,18

То ж е ..... .............

 

ДСП-3

2,7x1,75

18

4,81

2,18

Прямоугольная ячеистая

М-1

3x1,0

 

14

3

0,76

(конструкции МАДИ) .....

 

Прямоугольная ребрис­

ПТН-6

6x1

 

12

6

1,32

тая ........ ........

 

 

Прямоугольная аэродромная

ПАГ-Х17

6x2

 

14

12

тт

гладкая .................

 

 

Подъездные автомобильные дороги следует проектировать на насы­ пях без установки бордюрных камней, внутришгощадочные - о обочина­ ми, приподнятым! под проезжей частью, с установкой бордюрных кам­ ней (рис.6). Постоянные подъездные и внутриплощадочные автомобиль­ ные дороги, интенсивность движения по которым не превышает 500-600 автомобилей в сутки,(согласно техническим требованиям главы СНиП П-Д.5-62), относятся к ТУ технической категории.

34 -


Рис.6. Равнопрочные конструкции дорожных одежд (в см):

а, б, в, д - конструкции дорожных одежд с асфальтобетон­ ным покрытием; г - то же с цементобетонным покрытием;

I - асфальтобетон; 2 - битумоминеральная смесь; 3 - цементогрунт ; 4 - песок; 5 - черный гравий; 6 - черный щебень; 7 - цементобетон ; 8 - песок, обработанный би­ тумом; 9 - щебень

Приведенные выше конструктивные решения автомобильных дорог относятся к дорожному строительству в наиболее благоприятных усло­ виях средней полосы нашей страны. Строительство дорог на площадоч­ ных (лессовидных), засоленных, пучинистых и переувлажненных грун­ тах (на болотах), в сыпучих песках и в районах вечной мерзлоты имеет свои особенности.

Дорожные одежды на просадочных грунтах следует устраивать с учетом группы просадочности: I группа - просадка до 5 см, 2 груп­ па - просадка более 5 см. В районах с сезонным промерзанием более

I м кроме просадочности следует учитывать возможность пучения грун­ та.

При проектировании и строительстве дорожных одежд на просадоч­ ных грунтах (в зависимости от группы последних) следует предусмат­ ривать трамбование, укатку и т.д. для устранения или уменьшения просадки, а также конструктивные мероприятия, предупреждающие ув­ лажнение естественного грунта. Для этой цели поверх основания (в том числе и на обочинах) создают гидроизоляционный слой е примене­ нием органических вяжущих, предусматривают надежную герметизацию швов в жестких покрытиях, устраивают отмостку из асфальтобетона шириной не менее I м по всему периметру покрытий.

На просадочных грунтах следует применять асфальтобетонные пок­ рытия. Устройство таких покрытий на грунтах П группы без устранения просадочности на глубину не менее 1,5 м не рекомендуется. Дорожные

- 35 -

одеады обычно устраиваются в насыпи; превышение покрытия над ес­ тественной поверхностью грунта должно быть не менее 0,5 м. Лессо­ вые грунты при земляных работах после разрушения их структуры дос- '.й т о ч н о хорошо уплотняются, и при правильном уплотнении из них й ю я н о возвести прочное земляное полотно. Проектирование и строи­

тельство дорожных одеад на засоленных грунтах производится с уче­ том характера и степени засоленности"естественных грунтов (табл.8),

'

Таблица 8

Классификация заооленных грунтов

 

Грунт

Слабо засоленный ....

Засоленный ...........

Сильно засоленный ...

Избыточно засоленный

-г- — — J— — — — — — — —

{Среднее суммар-{Возможность ис- {ное содержание {пользования грун-

{солей % от.

та в строитель-

веса

стве

0,3 - I

Пригоден

I - 5

Пригоден

5 - '8

Непригоден

Более 3

Непригоден

При строительстве дорожных одежд на засоленных грунтах основа­ ния должны возвышаться над уровнем грунтовых вод на 1,7-2 м. При возведении земляного полотна в сыпучих песках поперечный профиль должен Иметь обтекаемую форму с откосаш и обочинами на круче 1:8; необходимо укрепить его защитным слоем связногс грунта (легкого суглинка или обработанного жидким битумом песка) толщиной 10-25 см для предохранения земляного полотна от выдувания. Выбор конструк-. цин покрытий и оснований дорог, проектируемых и сооружаемых на грунтах, подверхбннШГ морозному пучению, следует производить в

ооответствии с данными, приведенными в табл. 91.

Для предупреждения просачивания воды в естественный пучинистнй грунт под стабильным слоем необходимо предусматривать гидроизо­ ляцию в виде песчано-битумного коврика толщиной 2-3 см или поверх­ ностной обработки дна корыта органическими вяжущими. Для термоизо­ ляционных слоев могут быть использованы керамзитобетон, шлакобетон и другие материалы, отвечающие следующим требованиям: коэффициент их теплопроводности в мерзлом состоянии должен быть в 1;5-2 раза ниже коэффициента теплопроводности естественного грунту прочность на сжатие - не менее 15 кто/см^ в условиях максимально''» увлажне-

- Зв -


Таблица 9 Классификация конструкций дорожных покрытий на пучинистых

грунтах

Категория путенис­

IВероятное, мо- !Конструкции покрытий и осно-

тости грунта

Iрозное вспучи-

вания

 

ванне, мм

 

Слабопутенистый

От 0 до 20

Жесткое и нежесткое покрытие

 

 

любых конструкций без спе­

 

 

циальных противопутенистых

 

 

мероприятий

Среднепутенистый

От 20 до 90

Однослойные бетонные, армо-

 

 

бетонные обычные железобе­

 

 

тонные покрытия на основа­

 

 

ниях со стабильным или тер­

 

 

моизоляционным слоем. Двух­

 

 

слойные бетонные покрытия

 

 

с нижним слоем из обычных

 

 

или термоизолнрующих мате­

 

 

риалов. Нежесткие покрытия

 

 

на основаниях со стабильным

 

 

или термоизоляционным слоем

Сильнопутенистый

Более 90

Обязательное проведение спе­

 

 

циальных инженерных мероприя-f

 

 

тий (понижение уровня грун- 1

 

 

товых вод, замена грунта и

др.), уменьвапдкх степень пучинистости естественного грунта до уровня среднепуте­ нистого и менее

ния и многократного замораживания и оттаивания; морозостойкость должнк соответствовать условиям их работы под слоем покрытия; мар­ ка бетонов но морозостойкости - не ниже 50; материал не должен быть пучинястнм. Толщина термоизоляционного слоя устанавливается на основе теплотехнического расчета (приложение 6, СН 120-70).

Конструкция земляного полотна на болотах внбжрается о учетом категории дороги, типа покрытия, физико-механических свойств тор-

- 3 7 -


фяной залежи, ее мощности и характера сложения. На нефтяных место­ рождениях Тюменской области целесообразно строить постоянные авто­ мобильные дороги Ш и 17 технических категорий с покрытиями из сбор­ ных железобетонных ш ш т ПАГ-ПУ. Земляное полотно на болотистых участках должно сооружаться как с предварительным выторфовыванием, так и с использованием торфяных грунтов устойчивой консистенции.

Пароизоляционные слои в основаниях автомобильных дорог на веч­ ной мерзлоте устраиваются из крупнозернистых или среднезернистых песков, песчано-гравийных, гравийно-галечниковых и грунтогравийных смесей, щебеночных и других материалов с содержанием пылеватых и глинистых частиц не более 15%. Для укрепления откосов и обочин ав­ томобильных дорог в условиях вечной мерзлоты должны быть предусмот­ рены специальные мероприятий (рис.7).

Тундробая дернина-25см

■ Рис.7. Схема укрепления откосов и обочин дорог в условиях веч­ ной мерзлоты

В качестве временных дорог в условиях севера Западной Сибири могут строиться зимники, эксплуатируемые Только в зимний период, и снежно-ледяные дороги круглогодичного пользования. Зишяки пред­ ставляют собой автомобильные грунтовые дороги с промороженным на

- 38 -

глубину промерзания грунтом проезжей части, который является осно­ ванием и дорожным покрытием. Иногда дорожным покрытием служит уплот-t- ненннй снег. Возводя на проезжей части зимника насыпь (в зимних условиях), покрытую доронныш плитами, устраивают снежно-ледяную дорогу. Промороженное, утепленное насыпью основание не оттаивает в летнее время и позволяет эксплуатировать дорогу круглогодично. Временными дорогами могут также служить лежневки с грунтовой на­ сыпью поверх настила и с уложенными по насыпи плитами.

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ СООРУЖЕНИЯ ФУНДАМЕНТОВ ПОД БЛОКИ И БЛОК-БОКСЫ И УСТРОЙСТВО ДОРОГ

При обустройстве нефтяных и газовых промыслов на основеблочности строительные и монтажные работы производятся с минимальными затраташ ручного труда. В связи с этим должны быть максимально ме­ ханизированы земляные работы, сооружение фундаментов, транспорт и монтаж блоков, блок-боксов и технологических трубопроводов, прок­ ладка инженерных сетей.

При выборе методов строительно-монтажных работ на Крайнем Се­ вере необходимо учитывать специфику местных условий, так как и сп ол ь-а зование в условиях Севера привычных для средней полосы методов связано со значительными трудностями, удорожанием и удлинением сроков строительства.

При обустройстве фундаментов на гравийно-песчаном выравниваю­ щем слое объем каждого из котлованов (под блок или блок-бокс) срав­ нительно невелик и не превышает 10-40 м3. Для рытья таких котлова­ нов могут быть использованы одноковшовые экскаваторы с ковшом ем­ костью 0,35 м3 , а также бульдозеры. Основания под блоки из сбор­ ных железобетонных устраивают с помощью стрелкового крана грузо­ подъемностью 5-10 т.

Выбор строительных подъемно-транспортных машин производится с учетом природных условий района строительства, принципа строи­ тельства на вечномерзлых или каких-либо других грунтах, мероприя­ тий по заготовке, складированию материалов и организации ремонтных

работ, мероприятий по защите строительных площадок от снегозаносов,

39


подготовки транспорта, строительных машин,- механизмов, машин и ус­ тановок к работе в условиях низких температур и сильных ветров.

В северных условиях на строительстве блочно-комплектных на­ земных нефтепромысловых; объектов могут применяться серийно выпус­ каемые строительные машины, перечень которых приведен в табл.10»

Способы производства работ при устройстве фундаментов под блоки и блок-боксы в основном аналогичны традиционному строитель­ ству. Однако в северных районах строительные машины долины иметь повышенную проходимость. Парк машин необходимо обеспечить закры­ тым! стоянками или площадкам! безгаражного хранения, оборудованнн- ш специальными приспособлениями для обогрева и запуска двигателей, При выборе типов и количества машин следует ориентироваться на ма­ шины в северном исполнении, рассчитанные на работу при морозах до -60°С. Необходимо учитывать, что при значительном промерзании грун­ та и разработке вечномерзлых грунтов производительность землерой­ ных машин уменьшается в несколько pas. Основными причинами сниже­ ния производительности являются уменьшение срока эксплуатации изза коротких дней и погодных условий, большие затраты времени на подготовку машин к работе, неприспособленность в работе в мерзлых грунтах и большое количество аварийных поломок. Рыхление смерзше­ гося или скального грунта перед разработкой экскаваторами рекомен­ дуется производить взрывным способом мелкошпуровыми зарядами или механическим с применением клин-баб и баровнх установок.

При устройстве фундаментов под блоки и блок-боксы особую сложность представляет сооружение свайных оснований. Погружение свай должно осуществляться забивкой с помощью сваебойных установок, представляющих собой навесное оборудование на базе экскаватора Э-652, или специальных сваебойных агрегатов (табл.II).

При устройстве оснований в обычных грунтовых условиях сваи забивают до проектного положения. После этого на сваю надевают ого­ ловок, нижнюю кромку которого приваривают к закладным деталям на боковых поверхностях сваи, или срезают верхнюю часть сваи. При не­ обходимости производят срубку голов железобетонных свай пневмоннструментом или срезку огневым способом (рис.8).

Погружение свай в твердо-мерзлые грунты производится установ­ кой их в пробуренные (лидерные) скважины, в пластично-мерзлые грун­ ты - забивкой с помощью вибропогружателей. Погружение свай в плас­ тично-мерзлые грунты с предварительным отогревом грунта не допуска­

ло „