Файл: Пашенин, Л. И. Современные методы строительства рассредоточенных объектов нефтегазовых промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
бетона, нижние - из плотного или пористого асфальтобетона. Дорож ная одежда под асфальтобетонные покрытия устраивается из щебня, гравийных смесей (о добавками дробленых материалов), а также из рунто- и пескоцемента. Одним из типов дорожных покрытий подъезд ных и внутришгощадо чных автомобильных дорог являются покрытия из сборных бетонных и железобетонных плит (таблЛ .
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
|
|
|
Характеристика железобетонных плит |
|
|||||
|
сборных дорожных покрытий |
|
|
||||
— — — — — — — — — — |
— — — j— — — — |
— — — у— — — — д— — — - |
|||||
Плита |
5 |
{РазмеjТолщи- [Пло- |
jBec, т |
||||
jМарка |ры в |
j на, м |
гщадь, |
j |
||||
|
j |
{плане, |
; |
|
5 м 2 |
* |
|
|
i |
i |
м |
\ |
|
sj |
| |
Сплошная шестиугольная |
дш-з |
|
|
18 |
3,5 |
1,58 |
|
(основная) |
..........о.«. |
|
|
||||
Сплошная шестиугольная |
ДС-58 |
|
|
18 |
1,75 |
0,8 |
|
(доборная) ...... .. |
о .,Т. |
|
|
||||
То же |
|
ДС-48 |
|
|
18 |
1,75 |
0,8 |
Сплошная шестиугольная |
ДСШ-3-2 - |
|
ЗВ |
3,52 |
1,58 |
||
(осевая) ............... |
|
|
|||||
Сплошная прямоугольная .. |
ДСП-2 |
1,5x1,45 |
18 |
2,17 |
1,18 |
||
То ж е ..... ............. |
|
ДСП-3 |
2,7x1,75 |
18 |
4,81 |
2,18 |
|
Прямоугольная ячеистая |
М-1 |
3x1,0 |
|
14 |
3 |
0,76 |
|
(конструкции МАДИ) ..... |
|
||||||
Прямоугольная ребрис |
ПТН-6 |
6x1 |
|
12 |
6 |
1,32 |
|
тая ........ ........ |
|
|
|||||
Прямоугольная аэродромная |
ПАГ-Х17 |
6x2 |
|
14 |
12 |
тт |
|
гладкая ................. |
|
|
Подъездные автомобильные дороги следует проектировать на насы пях без установки бордюрных камней, внутришгощадочные - о обочина ми, приподнятым! под проезжей частью, с установкой бордюрных кам ней (рис.6). Постоянные подъездные и внутриплощадочные автомобиль ные дороги, интенсивность движения по которым не превышает 500-600 автомобилей в сутки,(согласно техническим требованиям главы СНиП П-Д.5-62), относятся к ТУ технической категории.
34 -
Рис.6. Равнопрочные конструкции дорожных одежд (в см):
а, б, в, д - конструкции дорожных одежд с асфальтобетон ным покрытием; г - то же с цементобетонным покрытием;
I - асфальтобетон; 2 - битумоминеральная смесь; 3 - цементогрунт ; 4 - песок; 5 - черный гравий; 6 - черный щебень; 7 - цементобетон ; 8 - песок, обработанный би тумом; 9 - щебень
Приведенные выше конструктивные решения автомобильных дорог относятся к дорожному строительству в наиболее благоприятных усло виях средней полосы нашей страны. Строительство дорог на площадоч ных (лессовидных), засоленных, пучинистых и переувлажненных грун тах (на болотах), в сыпучих песках и в районах вечной мерзлоты имеет свои особенности.
Дорожные одежды на просадочных грунтах следует устраивать с учетом группы просадочности: I группа - просадка до 5 см, 2 груп па - просадка более 5 см. В районах с сезонным промерзанием более
I м кроме просадочности следует учитывать возможность пучения грун та.
При проектировании и строительстве дорожных одежд на просадоч ных грунтах (в зависимости от группы последних) следует предусмат ривать трамбование, укатку и т.д. для устранения или уменьшения просадки, а также конструктивные мероприятия, предупреждающие ув лажнение естественного грунта. Для этой цели поверх основания (в том числе и на обочинах) создают гидроизоляционный слой е примене нием органических вяжущих, предусматривают надежную герметизацию швов в жестких покрытиях, устраивают отмостку из асфальтобетона шириной не менее I м по всему периметру покрытий.
На просадочных грунтах следует применять асфальтобетонные пок рытия. Устройство таких покрытий на грунтах П группы без устранения просадочности на глубину не менее 1,5 м не рекомендуется. Дорожные
- 35 -
одеады обычно устраиваются в насыпи; превышение покрытия над ес тественной поверхностью грунта должно быть не менее 0,5 м. Лессо вые грунты при земляных работах после разрушения их структуры дос- '.й т о ч н о хорошо уплотняются, и при правильном уплотнении из них й ю я н о возвести прочное земляное полотно. Проектирование и строи
тельство дорожных одеад на засоленных грунтах производится с уче том характера и степени засоленности"естественных грунтов (табл.8),
' |
Таблица 8 |
Классификация заооленных грунтов |
|
Грунт
Слабо засоленный ....
Засоленный ...........
Сильно засоленный ...
Избыточно засоленный
-г- — — J— — — — — — — —
{Среднее суммар-{Возможность ис- {ное содержание {пользования грун-
{солей % от. |
та в строитель- |
веса |
стве |
0,3 - I |
Пригоден |
I - 5 |
Пригоден |
5 - '8 |
Непригоден |
Более 3 |
Непригоден |
При строительстве дорожных одежд на засоленных грунтах основа ния должны возвышаться над уровнем грунтовых вод на 1,7-2 м. При возведении земляного полотна в сыпучих песках поперечный профиль должен Иметь обтекаемую форму с откосаш и обочинами на круче 1:8; необходимо укрепить его защитным слоем связногс грунта (легкого суглинка или обработанного жидким битумом песка) толщиной 10-25 см для предохранения земляного полотна от выдувания. Выбор конструк-. цин покрытий и оснований дорог, проектируемых и сооружаемых на грунтах, подверхбннШГ морозному пучению, следует производить в
ооответствии с данными, приведенными в табл. 91.
Для предупреждения просачивания воды в естественный пучинистнй грунт под стабильным слоем необходимо предусматривать гидроизо ляцию в виде песчано-битумного коврика толщиной 2-3 см или поверх ностной обработки дна корыта органическими вяжущими. Для термоизо ляционных слоев могут быть использованы керамзитобетон, шлакобетон и другие материалы, отвечающие следующим требованиям: коэффициент их теплопроводности в мерзлом состоянии должен быть в 1;5-2 раза ниже коэффициента теплопроводности естественного грунту прочность на сжатие - не менее 15 кто/см^ в условиях максимально''» увлажне-
- Зв -
Таблица 9 Классификация конструкций дорожных покрытий на пучинистых
грунтах
Категория путенис |
IВероятное, мо- !Конструкции покрытий и осно- |
|
тости грунта |
Iрозное вспучи- |
вания |
|
ванне, мм |
|
Слабопутенистый |
От 0 до 20 |
Жесткое и нежесткое покрытие |
|
|
любых конструкций без спе |
|
|
циальных противопутенистых |
|
|
мероприятий |
Среднепутенистый |
От 20 до 90 |
Однослойные бетонные, армо- |
|
|
бетонные обычные железобе |
|
|
тонные покрытия на основа |
|
|
ниях со стабильным или тер |
|
|
моизоляционным слоем. Двух |
|
|
слойные бетонные покрытия |
|
|
с нижним слоем из обычных |
|
|
или термоизолнрующих мате |
|
|
риалов. Нежесткие покрытия |
|
|
на основаниях со стабильным |
|
|
или термоизоляционным слоем |
Сильнопутенистый |
Более 90 |
Обязательное проведение спе |
|
|
циальных инженерных мероприя-f |
|
|
тий (понижение уровня грун- 1 |
|
|
товых вод, замена грунта и |
др.), уменьвапдкх степень пучинистости естественного грунта до уровня среднепуте нистого и менее
ния и многократного замораживания и оттаивания; морозостойкость должнк соответствовать условиям их работы под слоем покрытия; мар ка бетонов но морозостойкости - не ниже 50; материал не должен быть пучинястнм. Толщина термоизоляционного слоя устанавливается на основе теплотехнического расчета (приложение 6, СН 120-70).
Конструкция земляного полотна на болотах внбжрается о учетом категории дороги, типа покрытия, физико-механических свойств тор-
- 3 7 -
фяной залежи, ее мощности и характера сложения. На нефтяных место рождениях Тюменской области целесообразно строить постоянные авто мобильные дороги Ш и 17 технических категорий с покрытиями из сбор ных железобетонных ш ш т ПАГ-ПУ. Земляное полотно на болотистых участках должно сооружаться как с предварительным выторфовыванием, так и с использованием торфяных грунтов устойчивой консистенции.
Пароизоляционные слои в основаниях автомобильных дорог на веч ной мерзлоте устраиваются из крупнозернистых или среднезернистых песков, песчано-гравийных, гравийно-галечниковых и грунтогравийных смесей, щебеночных и других материалов с содержанием пылеватых и глинистых частиц не более 15%. Для укрепления откосов и обочин ав томобильных дорог в условиях вечной мерзлоты должны быть предусмот рены специальные мероприятий (рис.7).
Тундробая дернина-25см
■ Рис.7. Схема укрепления откосов и обочин дорог в условиях веч ной мерзлоты
В качестве временных дорог в условиях севера Западной Сибири могут строиться зимники, эксплуатируемые Только в зимний период, и снежно-ледяные дороги круглогодичного пользования. Зишяки пред ставляют собой автомобильные грунтовые дороги с промороженным на
- 38 -
глубину промерзания грунтом проезжей части, который является осно ванием и дорожным покрытием. Иногда дорожным покрытием служит уплот-t- ненннй снег. Возводя на проезжей части зимника насыпь (в зимних условиях), покрытую доронныш плитами, устраивают снежно-ледяную дорогу. Промороженное, утепленное насыпью основание не оттаивает в летнее время и позволяет эксплуатировать дорогу круглогодично. Временными дорогами могут также служить лежневки с грунтовой на сыпью поверх настила и с уложенными по насыпи плитами.
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ СООРУЖЕНИЯ ФУНДАМЕНТОВ ПОД БЛОКИ И БЛОК-БОКСЫ И УСТРОЙСТВО ДОРОГ
При обустройстве нефтяных и газовых промыслов на основеблочности строительные и монтажные работы производятся с минимальными затраташ ручного труда. В связи с этим должны быть максимально ме ханизированы земляные работы, сооружение фундаментов, транспорт и монтаж блоков, блок-боксов и технологических трубопроводов, прок ладка инженерных сетей.
При выборе методов строительно-монтажных работ на Крайнем Се вере необходимо учитывать специфику местных условий, так как и сп ол ь-а зование в условиях Севера привычных для средней полосы методов связано со значительными трудностями, удорожанием и удлинением сроков строительства.
При обустройстве фундаментов на гравийно-песчаном выравниваю щем слое объем каждого из котлованов (под блок или блок-бокс) срав нительно невелик и не превышает 10-40 м3. Для рытья таких котлова нов могут быть использованы одноковшовые экскаваторы с ковшом ем костью 0,35 м3 , а также бульдозеры. Основания под блоки из сбор ных железобетонных устраивают с помощью стрелкового крана грузо подъемностью 5-10 т.
Выбор строительных подъемно-транспортных машин производится с учетом природных условий района строительства, принципа строи тельства на вечномерзлых или каких-либо других грунтах, мероприя тий по заготовке, складированию материалов и организации ремонтных
работ, мероприятий по защите строительных площадок от снегозаносов,
39
подготовки транспорта, строительных машин,- механизмов, машин и ус тановок к работе в условиях низких температур и сильных ветров.
В северных условиях на строительстве блочно-комплектных на земных нефтепромысловых; объектов могут применяться серийно выпус каемые строительные машины, перечень которых приведен в табл.10»
Способы производства работ при устройстве фундаментов под блоки и блок-боксы в основном аналогичны традиционному строитель ству. Однако в северных районах строительные машины долины иметь повышенную проходимость. Парк машин необходимо обеспечить закры тым! стоянками или площадкам! безгаражного хранения, оборудованнн- ш специальными приспособлениями для обогрева и запуска двигателей, При выборе типов и количества машин следует ориентироваться на ма шины в северном исполнении, рассчитанные на работу при морозах до -60°С. Необходимо учитывать, что при значительном промерзании грун та и разработке вечномерзлых грунтов производительность землерой ных машин уменьшается в несколько pas. Основными причинами сниже ния производительности являются уменьшение срока эксплуатации изза коротких дней и погодных условий, большие затраты времени на подготовку машин к работе, неприспособленность в работе в мерзлых грунтах и большое количество аварийных поломок. Рыхление смерзше гося или скального грунта перед разработкой экскаваторами рекомен дуется производить взрывным способом мелкошпуровыми зарядами или механическим с применением клин-баб и баровнх установок.
При устройстве фундаментов под блоки и блок-боксы особую сложность представляет сооружение свайных оснований. Погружение свай должно осуществляться забивкой с помощью сваебойных установок, представляющих собой навесное оборудование на базе экскаватора Э-652, или специальных сваебойных агрегатов (табл.II).
При устройстве оснований в обычных грунтовых условиях сваи забивают до проектного положения. После этого на сваю надевают ого ловок, нижнюю кромку которого приваривают к закладным деталям на боковых поверхностях сваи, или срезают верхнюю часть сваи. При не обходимости производят срубку голов железобетонных свай пневмоннструментом или срезку огневым способом (рис.8).
Погружение свай в твердо-мерзлые грунты производится установ кой их в пробуренные (лидерные) скважины, в пластично-мерзлые грун ты - забивкой с помощью вибропогружателей. Погружение свай в плас тично-мерзлые грунты с предварительным отогревом грунта не допуска
ло „