Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34

3

Рис. 4.1. Схема одно-

■ Рис. 4.2.

Изменение

параметров газа в ступени турбины: а — активной и

ступенчатой газовой

-

-

б — реактивной,

турбины.

 

 

 

представляет собой сумму окружной составляющей Ряи активной силы Ра, возникающей в результате обтекания потоком газа профилй лопаток, и окружной составляющей Рри реактив­ ной силы Рр, появляющейся вследствие ускорения газового -по­ тока в межлопаточных каналах рабочего колеса.

Ступени турбины, у которых ускорение газового потока за счет падения энтальпии происходит ие только в сопловом аппа­ рате, но и на рабочем колесе, называются реактивными.

Предельное изменение энтальпии (срабатываемый теплоперепад) на одной ступени турбины составляет величину h =

Рис. 4.3.

Усилия, возни­

 

кающие

ка

лопатках ра­

 

бочего колеса реактивной

 

турбины.

 

fC(jOiC

(/г= 70—80 ккал/кг).

j

= 280—340 -------

Когда возникает необхо-

кг

 

 

димость в получении значительной мощности за счет срабатыва­ ния большего теплоперепада, газовая турбина должна быть мно­ гоступенчатой. Газовые турбины просты по конструкции и имеют небольшой удельный вес при относительно высоком к. п. д.

§2. Основные показатели и зависимости для газовой турбины

Отом, в какой мере процесс преобразования потенциальной энергии потока в кинетическую происходит на сопловом аппа­ рате и на рабочем колесе, дает представление степень реактив­ ности ступени. Степенью реактивности р, ступени называется от­ ношение изменения энтальпии на рабочем колесе is'iit к изме­ нению энтальпии на ступени isк, т. е.

Р г3 — г4

(4.1)

3*

35


Если iV — І4= 0, т. е. р =0, изменение энтальпии происходит только в сопловом аппарате и ступень турбины оказывается ак­ тивной. Если ізкфО, то р>0, изменение энтальпии происхо­ дит как в сопловом аппарате, так и на рабочем колесе, что ха­ рактерно для реактивной ступени турбины. Степень реактивности ступени у современных авиационных турбин р = 0,3-4-0,45.

На выходе из ступени турбины газ имеет определенное зна­ чение скорости с.і. Чем выше эта скорость при неизменной вели­ чине скорости сз' на входе в рабочее колесо, тем меньшее количе­ ство потенциальной энергии потока преобразуется в эффектив­

ную работу турбины. В связи с этим величину ■можно рас­

сматривать как потерю с выходной скоростью. Потери с выход­ ной скоростью будут наименьшими при минимальном значении а.

Одним из существенных параметров газовой турбины явля-

и

ется отношение-----. Этот параметр определяет кинематику га-

Сз'

зового потока на входе в рабочее колесо, а следовательно, и ве­ личину Cl^^

Рассматривая треугольники скоростей для ступени активной турбины, можно установить, что минимальное значение щ будет

и

„ _

 

 

при -----—0,5.

 

сз'

газовых

 

Для

турбин, применяемых в воздушно-реактивных

двигателях при

и

=0,55—0,65. Следует отметить,

р = 0,3—0,4,

 

 

Сз'

и

что у одноступенчатых турбин отношение-----может иметь зна-

Сэг

чение меньше оптимального. В таком случае может быть увели­ чен срабатываемый теплоперепад. Однако это приводит при до-/' пустимых окружных скоростях к некоторому понижению к. п. д. турбины, тйк как возникают сверхзвуковые скорости газа в про­ точной части и появляются волновые потери.

В идеальной турбине, в которой процесс расширения газа про­ текает по адиабате (рис. 4.4) без потерь, в соответствии с пер: вым законом термодинамики максимальная возможная работа

4д—.4

Чад

 

(4.2)

или

 

к—\

 

 

-RTI

1 -

Р-\

к

*

 

 

 

Рз

 

А— 1 RTz

 

к —1

(4.3)

36


где k -— показатель адиабаты продуктов сгорания; R — газовая

постоянная продуктов сгорания; от= -------- степень расширения Р4

газа на турбине.

Величина і* — Над= Н называется располагаемым теплопере-

падом. Так как в реактивных двигателях кинетическая энергия потока, прошедшего турбину, используется для получения тяго­ вой работы, под располагаемым тегоюперепадом понимают и ве­ личину Я* = і* — і* которая равна /* т. е.

или

к

RTb

(4.5)

к — 1

где б*

степень расширения газа на турбине.

В реальной турбине имеют место гидравлические сопротивле­ ния в сопловой и рабочей решетках. На преодоление гидравли­ ческих сопротивлений расходуется часть кинетической энергии. Теряемая кинетическая энергия преобразуется в тепло, которое усваивается газом: температура и энтальпия газа повышаются по сравнению с адиабатным расширением. Кроме того, идет теп­ лообмен с внешней средой. Процесс расширения газа в реальной турбине представляется политропой, которая в г — s диаграмме располагается правее адиабаты (рис. 4.4). В связи с этим

37

действительный теплоперепад /г, срабатываемый на турбине, оказывается меньше располагаемого Я.

Кроме гидравлических потерь в реальной турбине имеются еще потери, обусловленные выходной скоростью, утечкой газа через зазоры, а также трением в подшипниках. В связи с поте­ рями энергии эффективная работа на валу турбины /т меньше адиабатной /ад. Все виды потерь энергии учитываются к. п. д. тур­ бины

(4.6)

*ад

В связи с тем, что кинетическая энергия газа, покидающего турбину в реактивном двигателе, используется для получения тяговой работы, к. п. д. турбины можно отнести и к /* , т. е.

*

(4.7)

 

Для турбины воздушно-реактивных двигателей

г)т= 0 64—0,80

и -* = 0,82—0,90. .

 

Из (4.7) следует, что эффективная работа турбины при еди­

ничном расходе газа составляет

 

Тг = /ад7)т.

( 4 . 8 )

Таким образом, эффективная работа турбины зависит от тем­ пературы газа Т* на входе в турбину, от степени расширения

газа б* на турбине и от потерь энергии, учитываемых т)* . Предельная температура газа Т* на входе в турбину ограни­

чивается жаропрочностью материала лопаток. Материалы, обычно используемые для изготовления лопаток турбины, допус­ кают Тз= 11004-1250° К. Этот предел может'|быть повышен, если применить воздушное или жидкостное охлаждение наиболее теп­ лонапряженных деталей турбины, а также более жаропрочные* материалы.

Мощность на валу турбины при расходе газа m кг/сек

7Ѵт=та4д'')т.

,

(4.9)

Можно считать, что расход газа через турбину и степень рас­ ширения газа на ней однозначно определяются степенью повы­ шения давления воздуха в компрессоре и его производительно­ стью. Эти показатели компрессора зависят от числа оборотов. Отсюда при неизменной температуре газа Г3-перед турбиной мощность турбины примерно равна

N r= C n2’5,

(4.10)

гдё п — число оборотов; С — коэффициент пропорциональности.

.38


§ 3. Управление турбиной

Управление турбиной в системе авиационного двигателя осу­

ществляется путем изменения температуры газа Т* перед тур-

г

блной и степени расширения газа 6* = - ^ р на турбине. Темпера-

Р 4

тура газа Г* перед турбиной может меняться (в допустимых

пределах) путем изменения подачи топлива в камеры сгорания. Изменение степени расширения газа б* на турбине возможно

при наличии регулируемого реактивного сопла двигателя или ре­ гулируемого соплового аппарата турбины. Из равенства расхода газа через сопловой аппарат турбины и реактивное сопло двига­ теля при критических и сверхкритических перепадах давления следует, что

 

Рз^ся _

 

 

 

~ V

 

или

 

 

 

.*

Ра

 

 

'т—

*

Fr*

 

 

Р.1

 

 

 

 

где Fса — площадь сечения каналов соплового аппарата турбины;

-Fitp — площадь критического сечения реактивного

сопла двига­

теля; р* — давление газа

перед турбиной; р* и

Т* —давление

и температура газа за турбиной (перед реактивным соплом). При адиабатическом расширении газа на турбине без потерь

к —1

поэтому

(4.11)

Таким образом, если турбина имеет нерегулируемый сопло­ вой аппарат (^еа — const), то при p*=const увеличение площади

критического сечения .Ркр реактивного сопла приводит к паде­ нию давления газа р* за турбиной и увеличению степени расши­

рения б* газа на турбине; уменьшение площади критического сечения Fuр сопла вызывает повышение давления газа р* за

’ 39

I

л»