Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
34
3
Рис. 4.1. Схема одно- |
■ Рис. 4.2. |
Изменение |
параметров газа в ступени турбины: а — активной и |
ступенчатой газовой |
- |
- |
б — реактивной, |
турбины. |
|
|
|
представляет собой сумму окружной составляющей Ряи активной силы Ра, возникающей в результате обтекания потоком газа профилй лопаток, и окружной составляющей Рри реактив ной силы Рр, появляющейся вследствие ускорения газового -по тока в межлопаточных каналах рабочего колеса.
Ступени турбины, у которых ускорение газового потока за счет падения энтальпии происходит ие только в сопловом аппа рате, но и на рабочем колесе, называются реактивными.
Предельное изменение энтальпии (срабатываемый теплоперепад) на одной ступени турбины составляет величину h =
Рис. 4.3. |
Усилия, возни |
|
|
кающие |
ка |
лопатках ра |
|
бочего колеса реактивной |
|
||
турбины. |
|
||
fC(jOiC |
(/г= 70—80 ккал/кг). |
j |
|
= 280—340 ------- |
Когда возникает необхо- |
||
кг |
|
|
димость в получении значительной мощности за счет срабатыва ния большего теплоперепада, газовая турбина должна быть мно гоступенчатой. Газовые турбины просты по конструкции и имеют небольшой удельный вес при относительно высоком к. п. д.
§2. Основные показатели и зависимости для газовой турбины
Отом, в какой мере процесс преобразования потенциальной энергии потока в кинетическую происходит на сопловом аппа рате и на рабочем колесе, дает представление степень реактив ности ступени. Степенью реактивности р, ступени называется от ношение изменения энтальпии на рабочем колесе is'— iit к изме нению энтальпии на ступени is— к, т. е.
Р г3 — г4 |
(4.1) |
3* |
35 |
Если iV — І4= 0, т. е. р =0, изменение энтальпии происходит только в сопловом аппарате и ступень турбины оказывается ак тивной. Если із— кфО, то р>0, изменение энтальпии происхо дит как в сопловом аппарате, так и на рабочем колесе, что ха рактерно для реактивной ступени турбины. Степень реактивности ступени у современных авиационных турбин р = 0,3-4-0,45.
На выходе из ступени турбины газ имеет определенное зна чение скорости с.і. Чем выше эта скорость при неизменной вели чине скорости сз' на входе в рабочее колесо, тем меньшее количе ство потенциальной энергии потока преобразуется в эффектив
ную работу турбины. В связи с этим величину ■можно рас
сматривать как потерю с выходной скоростью. Потери с выход ной скоростью будут наименьшими при минимальном значении а.
Одним из существенных параметров газовой турбины явля-
и
ется отношение-----. Этот параметр определяет кинематику га-
Сз'
зового потока на входе в рабочее колесо, а следовательно, и ве личину Cl^^
Рассматривая треугольники скоростей для ступени активной турбины, можно установить, что минимальное значение щ будет
и |
„ _ |
|
|
при -----—0,5. |
|
• |
|
сз' |
газовых |
|
|
Для |
турбин, применяемых в воздушно-реактивных |
||
двигателях при |
и |
=0,55—0,65. Следует отметить, |
|
р = 0,3—0,4, |
|||
|
|
Сз' |
и |
что у одноступенчатых турбин отношение-----может иметь зна-
Сэг
чение меньше оптимального. В таком случае может быть увели чен срабатываемый теплоперепад. Однако это приводит при до-/' пустимых окружных скоростях к некоторому понижению к. п. д. турбины, тйк как возникают сверхзвуковые скорости газа в про точной части и появляются волновые потери.
В идеальной турбине, в которой процесс расширения газа про текает по адиабате (рис. 4.4) без потерь, в соответствии с пер: вым законом термодинамики максимальная возможная работа
4д—.4 |
Чад |
|
(4.2) |
или |
|
к—\ |
|
|
|
||
-RTI |
1 - |
Р-\ |
к |
* |
|
||
|
|
Рз |
|
А— 1 RTz |
|
к —1 |
(4.3) |
36
где k -— показатель адиабаты продуктов сгорания; R — газовая
постоянная продуктов сгорания; от= -------- степень расширения Р4
газа на турбине.
Величина і* — Над= Н называется располагаемым теплопере-
падом. Так как в реактивных двигателях кинетическая энергия потока, прошедшего турбину, используется для получения тяго вой работы, под располагаемым тегоюперепадом понимают и ве личину Я* = і* — і* которая равна /* т. е.
или
к |
RTb |
(4.5) |
к — 1 |
где б* |
степень расширения газа на турбине. |
В реальной турбине имеют место гидравлические сопротивле ния в сопловой и рабочей решетках. На преодоление гидравли ческих сопротивлений расходуется часть кинетической энергии. Теряемая кинетическая энергия преобразуется в тепло, которое усваивается газом: температура и энтальпия газа повышаются по сравнению с адиабатным расширением. Кроме того, идет теп лообмен с внешней средой. Процесс расширения газа в реальной турбине представляется политропой, которая в г — s диаграмме располагается правее адиабаты (рис. 4.4). В связи с этим
37
действительный теплоперепад /г, срабатываемый на турбине, оказывается меньше располагаемого Я.
Кроме гидравлических потерь в реальной турбине имеются еще потери, обусловленные выходной скоростью, утечкой газа через зазоры, а также трением в подшипниках. В связи с поте рями энергии эффективная работа на валу турбины /т меньше адиабатной /ад. Все виды потерь энергии учитываются к. п. д. тур бины
(4.6)
*ад
В связи с тем, что кинетическая энергия газа, покидающего турбину в реактивном двигателе, используется для получения тяговой работы, к. п. д. турбины можно отнести и к /* , т. е.
* |
(4.7) |
|
|
Для турбины воздушно-реактивных двигателей |
г)т= 0 64—0,80 |
и -* = 0,82—0,90. . |
|
Из (4.7) следует, что эффективная работа турбины при еди |
|
ничном расходе газа составляет |
|
Тг = /ад7)т. |
( 4 . 8 ) |
Таким образом, эффективная работа турбины зависит от тем пературы газа Т* на входе в турбину, от степени расширения
газа б* на турбине и от потерь энергии, учитываемых т)* . Предельная температура газа Т* на входе в турбину ограни
чивается жаропрочностью материала лопаток. Материалы, обычно используемые для изготовления лопаток турбины, допус кают Тз= 11004-1250° К. Этот предел может'|быть повышен, если применить воздушное или жидкостное охлаждение наиболее теп лонапряженных деталей турбины, а также более жаропрочные* материалы.
Мощность на валу турбины при расходе газа m кг/сек
7Ѵт=та4д'')т. |
, |
(4.9) |
Можно считать, что расход газа через турбину и степень рас ширения газа на ней однозначно определяются степенью повы шения давления воздуха в компрессоре и его производительно стью. Эти показатели компрессора зависят от числа оборотов. Отсюда при неизменной температуре газа Г3-перед турбиной мощность турбины примерно равна
N r= C n2’5, |
(4.10) |
гдё п — число оборотов; С — коэффициент пропорциональности.
.38
§ 3. Управление турбиной
Управление турбиной в системе авиационного двигателя осу
ществляется путем изменения температуры газа Т* перед тур-
г
блной и степени расширения газа 6* = - ^ р на турбине. Темпера-
Р 4
тура газа Г* перед турбиной может меняться (в допустимых
пределах) путем изменения подачи топлива в камеры сгорания. Изменение степени расширения газа б* на турбине возможно
при наличии регулируемого реактивного сопла двигателя или ре гулируемого соплового аппарата турбины. Из равенства расхода газа через сопловой аппарат турбины и реактивное сопло двига теля при критических и сверхкритических перепадах давления следует, что
|
Рз^ся _ |
|
|
|
|
~ V |
|
или |
|
|
|
.* |
Ра |
|
|
'т— |
* |
Fr* |
|
|
Р.1 |
|
|
|
|
|
|
где Fса — площадь сечения каналов соплового аппарата турбины; |
|||
-Fitp — площадь критического сечения реактивного |
сопла двига |
||
теля; р* — давление газа |
перед турбиной; р* и |
Т* —давление |
и температура газа за турбиной (перед реактивным соплом). При адиабатическом расширении газа на турбине без потерь
к —1
поэтому
(4.11)
Таким образом, если турбина имеет нерегулируемый сопло вой аппарат (^еа — const), то при p*=const увеличение площади
критического сечения .Ркр реактивного сопла приводит к паде нию давления газа р* за турбиной и увеличению степени расши
рения б* газа на турбине; уменьшение площади критического сечения Fuр сопла вызывает повышение давления газа р* за
’ 39
I
л»