Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
турбиной и уменьшение степени расширения газа 6* на турбине. Регулирование степени расширения газа 6,* на турбине
за счет изменения площади проходного сечения соплового аппа рата Fса встречает определенные технические трудности, в част ности в вопросе конструктивного оформления системы и привода ее от сервомотора. Поэтому регулирование б* на турбине в на
стоящее время осуществляется при помощи регулируемого ре активного сопла двигателя. Следует отметить, что некоторое из менение степени расширения газа б * на турбине имеет место и
при нерегулируемом реактивном сопле двигателя Fc = const в случае изменения степени повышения давления во входном уст
ройстве я*х |
и в компрессоре я* - двигателя. |
|
|||||
Связь между степенью повышения давления во входном уст- |
|||||||
|
|
Hi |
■ |
*. |
Ң: |
|
|
„ |
* |
Pi |
Р2 |
„ |
|||
роистве |
|
= - ^ — и в компрессоре |
|
|
с одной стороны, |
||
|
|
|
|
* |
|
|
|
и степенью расширения газа |
б* |
Р 3 |
на |
турбине и брс= |
|||
Pt |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||
Р4 |
на реактивном сопле, |
с другой |
стороны, представляется |
||||
Р5 |
|
|
|
|
|
|
|
равенством |
* * |
*** |
|
|
|
||
|
|
|
|
(4.12) |
|||
|
|
‘''□Х,ѵкс кс ----ÖTÖpC> |
|
||||
где сткс= —j----коэффициент восстановления |
полного давления |
Рг
в камере сгорания; ръ— давление в выходном сечении реактив ного сопла.
Если увеличивается я* .я £ , то соответственно возрастают 6* и брс до тех пор, пока на дозвуковом нерегулируемом сопле ТРД не наступит критический перепад давления
* |
|
|
k |
Ра |
/ |
2 |
|
Ръ = Ро |
\ |
k + |
1 / |
где ро —давление атмосферы. |
|
|
увеличивается лишь давление |
При последующем росте я*хя* |
ръ на срезе сопла, а степень расширения газа на сопле не изме нится, брс= const. В связи с этим устанавливается постоянная степень расширения газа на турбине, б* =const.
Глава• V
РЕАКТИВНЫЕ СОПЛА ДВИГАТЕЛЕЙ
§ 1. Виды и устройства реактивных сопел двигателей
Реактивное сопло двигателя предназначается для преобразо вания потенциальной энергии (энтальпии) газа' в кинетическую с целью ускорения газового потока, покидающего двигатель.
Рис. 5.1. Нерегулируемые реак- |
Рис. 5.2. |
Возможные |
|
тивные сопла. |
принципиальные |
схемы |
|
|
регулируемых |
|
дозвуко |
|
вых сопел. |
Кроме того, с помощью сопла, у которого меняются проходные сечения, можно изменять параметры газа по тракту двигателя, а следовательно, режим работы двигателя.
Реактивные сопла разделяются на дозвуковые и сверхзвуко вые. Они могут быть как регулируемыми, так и нерегулируе мыми.
'Дозвуковые нерегулируемые сопла (рис. 5.1, а) — это сужи вающиеся конические каналы с углом конусности около 10-=-15° и с постоянной площадью выходного сечения Fc. В регулируемых
41
дозвуковых соплах площадь выходного сечения меняется. Кон струкции регулируемых сопел разнообразны. Возможно, напри мер, изменять площадь выходного сечения сопла при помощи специально профилированных поворотных створок 2 (рис. 5.2, а)г управление которыми осуществляется сервомотором либо при помощи кольцевого набора взаимосвязанных створок 2, шар нирно укрепленных на корпусе 1 двигателя (рис. 5.2, б). Степень раскрытия створок, находящихся под воздействием вытекающих газов, ограничивается обжимным кольцом 3, связанным с серво мотором 4. Сверхзвуковое нерегулируемое сопло выполняется
вформе сопла Лаваля с постоянной площадью критического FКІ>
ивыходного Fс сечений (рис. 5.1, б). В сверхзвуковом регулируе мом сопле площади FKp и Fc изменяются. Некоторые из возмож ных вариантов сверхзвукового регулируемого сопла представ лены на рис. 5.3:
а) сопло с эжекцией окружающего воздуха, которое обладает свойством саморегулирования, так как площади проходных сечений сопла зависят от расхода эжектируемого воздуха, т. е. от давления перед соплом и давления окружающей среды;
б) сопло с шарнирно укрепленными на корпусе 1 двигателя створками 2, раскрытие которых ограничивается обжимным коль цом 3, связанным с сервомотором 4\
в) сопло со специально профилированным центральным те лом 5, осевое смещение которого осуществляется сервомотором 4\ центральное тело работает в потоке газа высокой температуры, в связи с чем возникает потребность в охлаждении его со сто роны внутренней поверхности, например воздухом, отбираемым от компрессора.
Реактивные сопла двигателей выполняются несколько укоро ченными, так как стремятся снизить вес, уменьшить габариты и улучшить охлаждение сопла.
В ряде случаев выходные устройства двигателей предусмат ривают реверс тяги, т. е. изменение направления тяги. Примене ние реверсивных устройств позволяет уменьшить длину пробега самолета при посадке и повысить его маневренные качества. Не которые из реверсивных устройств показаны на рис. 5.4, где кор
пус двигателя— 1, реактивное сопло — 2, |
подвижная каретка |
с решеткой — 3, заслонка —4 и поворотная |
створка-—5. |
Регулирование реактивного сопла может осуществляться в за висимости от принятой системы управления двигателем по сигна лам, выдаваемым регулятором числа оборотов двигателя, регу лятором температуры газа перед турбиной, регулятором расхода форсажного топлива, программным механизмом (агрегатом объ единенного управления).
42
Рис. 5.3. Возможные принципиальные схемы регу- |
Рис. 5.4. Реверсивные устройства, |
лируемых сверхзвуковых сопел. |
|
43
§ 2. Основные зависимости и показатели для реактивного сопла
Скорость истечения газа из сопла при адиабатическом процессе определяется по формуле
см = ] / 2 (/4 — О |
(5.1) |
или |
|
= \ 2 - ; ^ - R rt |
(5.2) |
где і*, Т* и р* — энтальпия, температура и давление |
затормо |
женного потока на входе в сопло; іс и рс — энтальпия и давление
газа в выходном |
сечении сопла (на расчетном |
режиме работы |
сопла рс = ро). |
' |
|
В связи с потерями энергии, Обусловленными трением и на |
||
личием радиальной составляющей скорости, а |
в сверхзвуковом |
|
сопле и скачками уплотнения, действительная |
скорость истече |
|
ния С < Сад |
с=<рссад |
(5.3) |
|
где <рс— коэффициент скорости (для сопла ВРД и ЖРД срс = =0,96-4-0,98).
Потери энергии в сопле могут оцениваться и коэффициентом сохранения полного давления
* |
|
ѵ = - А - ■ |
(5-4) |
Коэффициент Орс зависит не только от <рс, но в значительной мере
|
|
|
•Р4 |
|
и от существующего перепада давления-----в сопле. |
|
|||
|
|
|
Ро |
|
Теоретический расход газа через сопло определяется по изве |
||||
стным зависимостям: |
|
|
|
|
а) |
либо по выходному сечению сопла |
I |
||
|
|
|
|
|
|
та= у. |
р\Рс |
|
(5.5) |
|
і/л т-; |
’ |
||
|
|
|
||
б) |
либо по критическому сечению сопла |
|
||
|
гпа х кр |
Ра? кр |
' |
(5.6) |
|
Y~R K |
’ |
||
|
|
|
44
где
k+l 1
к — 1 |
Ж*• |
Ж*■ |
|
Р-\ |
Ра |
ft~r1 ft —1
Действительный расход газа т меньше теоретического в связи с отмеченными выше потерями энергии (учитываются ср0), суже нием струи на выходе из дозвукового сопла (учитывается коэф фициентом р.) и изменением температуры газа в результате тре ния (учитывается коэффициентом ф). Поэтому
т=<в0та, |
(5.7) |
ГДе фо = феРф.
Отношение площади Fс выходного сечения сверхзвукового сопла к площади FT;p критического сечения называется степенью уширения сопла
/ H P 1-- |
(5-8) |
Гкр |
|
Из равенства расхода газа через критическое и выходное се чение сопла следует, что
Р |
а ^ к р |
|
P \ F с |
|
|
ѵ' к р ѵ |
ъ |
ѵ |
ъ . |
|
|
или |
|
^кр |
|
|
|
/ = |
fs_ |
|
|
||
^кр |
X |
|
|
||
Учитывая выражения для икр и %, можно написать |
|
||||
|
|
|
_ + |
|
|
|
|
|
2 (А -1 ) |
|
|
f - Р\кр |
( т т г )7 |
ft —1 |
(5.9) |
||
|
|
|
|||
|
'Ж |
|
|
Рс |
|
|
* |
|
|
* |
|
|
Ра |
¥ |
• |
Рі |
|
Степень уширения сопла при истечении данного газа зависит |
|||||
только от отношения Рс |
|
|
|
|
|
Р\ |
|
|
|
|
давле |
На расчетном режиме работы сопла, когда рс равно |
|||||
нию ро окружающей среды |
(рс = Ро), при |
известном р* |
степень |
||
|
|
|
|
|
45 |
1
уширения сопла f имеет определенное значение. Если сопло с данной степенью уширения (при неизменном значении р:*) по
местить в условия более низкого давления окрулсающей среды по сравнению с расчетным, то рс будет больше ро. Имеющаяся возможность для большего ускорения газа не используется, и в сопле будет недорасширение газа. Если давление окружающей среды окалсется больше расчетного, то при тех л<е условиях бу дет перерасширение газа, в итоге увеличиваются потерн, снижа ется скорость истечения и тяга двигателя. Сншкение тяги будет и при недорасширении, но в меньшей степени, так как потери на трение снижаются.
Регулирование дозвукового сопла сводится к изменению пло щади Fc выходного сечения. Это позволяет изменять параметры газа перед соплом. Регулирование сверхзвукового сопла преду сматривает изменение ЕІф и Fc■При изменении/FKp меняются па раметры.газа перед соплом подобно тому, как они меняются при изменении Fc в дозвуковом сопле. За счет изменения Fc можно приблизить режим работы сопла к расчетному для различных условии полета.
РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Глава VI
ТУРБОРЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
§ 1. Устройство и принцип действия двигателя
Турбореактивные двигатели (ТРД) вне зависимости от кон структивных форм, имеют одинаковые по своему назначению эле менты. Турбореактивный двигатель (рис. 6.1) состоит из входного
Рис. 6.1. Принципиальная схема турбореактивного двигателя.
устройства I, компрессора II, камеры сгорания III, газовой тур бины IV и реактивного сопла V. На рис. 6.1 показаны характер ные сечения двигателя. Параметры газа, относящиеся к опреде ленному сечешпо, принято обозначать индексом этого сечения.
Принцип действия турбореактивного двигателя сводится к следующему. В полете воздух перед двигателем и во входном устройстве (диффузоре) тормозится и сжимается. Снижение скорости воздуха от. со до щ вызывает повышение энтальпии, а следовательно, давления и температуры от ро и Т0 до рі и Т\. Дальнейшее сжатие воздуха происходит в компрессоре, который приводится в действие от газовой турбины. Работа, затрачивае мая на вращение ротора компрессора, обусловливает повыше ние давления и температуры до значений р2 и Т2. Сжатый воздух поступает в камеру сгорания. В потоке этого воздуха сжигается распыленное при помощи форсунок топливо. В результате
47