Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

турбиной и уменьшение степени расширения газа 6* на турбине. Регулирование степени расширения газа 6,* на турбине

за счет изменения площади проходного сечения соплового аппа­ рата Fса встречает определенные технические трудности, в част­ ности в вопросе конструктивного оформления системы и привода ее от сервомотора. Поэтому регулирование б* на турбине в на­

стоящее время осуществляется при помощи регулируемого ре­ активного сопла двигателя. Следует отметить, что некоторое из­ менение степени расширения газа б * на турбине имеет место и

при нерегулируемом реактивном сопле двигателя Fc = const в случае изменения степени повышения давления во входном уст­

ройстве я*х

и в компрессоре я* - двигателя.

 

Связь между степенью повышения давления во входном уст-

 

 

Hi

*.

Ң:

 

*

Pi

Р2

роистве

 

= - ^ — и в компрессоре

 

 

с одной стороны,

 

 

 

 

*

 

 

и степенью расширения газа

б*

Р 3

на

турбине и брс=

Pt

 

 

 

 

 

 

Р4

на реактивном сопле,

с другой

стороны, представляется

Р5

 

 

 

 

 

 

равенством

* *

***

 

 

 

 

 

 

 

(4.12)

 

 

‘''□Х,ѵкс кс ----ÖTÖpC>

 

где сткс= —j----коэффициент восстановления

полного давления

Рг

в камере сгорания; ръ— давление в выходном сечении реактив­ ного сопла.

Если увеличивается я* .я £ , то соответственно возрастают 6* и брс до тех пор, пока на дозвуковом нерегулируемом сопле ТРД не наступит критический перепад давления

*

 

 

k

Ра

/

2

 

Ръ = Ро

\

k +

1 /

где ро —давление атмосферы.

 

 

увеличивается лишь давление

При последующем росте я*хя*

ръ на срезе сопла, а степень расширения газа на сопле не изме­ нится, брс= const. В связи с этим устанавливается постоянная степень расширения газа на турбине, б* =const.


ГлаваV

РЕАКТИВНЫЕ СОПЛА ДВИГАТЕЛЕЙ

§ 1. Виды и устройства реактивных сопел двигателей

Реактивное сопло двигателя предназначается для преобразо­ вания потенциальной энергии (энтальпии) газа' в кинетическую с целью ускорения газового потока, покидающего двигатель.

Рис. 5.1. Нерегулируемые реак-

Рис. 5.2.

Возможные

тивные сопла.

принципиальные

схемы

 

регулируемых

 

дозвуко­

 

вых сопел.

Кроме того, с помощью сопла, у которого меняются проходные сечения, можно изменять параметры газа по тракту двигателя, а следовательно, режим работы двигателя.

Реактивные сопла разделяются на дозвуковые и сверхзвуко­ вые. Они могут быть как регулируемыми, так и нерегулируе­ мыми.

'Дозвуковые нерегулируемые сопла (рис. 5.1, а) — это сужи­ вающиеся конические каналы с углом конусности около 10-=-15° и с постоянной площадью выходного сечения Fc. В регулируемых

41

дозвуковых соплах площадь выходного сечения меняется. Кон­ струкции регулируемых сопел разнообразны. Возможно, напри­ мер, изменять площадь выходного сечения сопла при помощи специально профилированных поворотных створок 2 (рис. 5.2, а)г управление которыми осуществляется сервомотором либо при помощи кольцевого набора взаимосвязанных створок 2, шар­ нирно укрепленных на корпусе 1 двигателя (рис. 5.2, б). Степень раскрытия створок, находящихся под воздействием вытекающих газов, ограничивается обжимным кольцом 3, связанным с серво­ мотором 4. Сверхзвуковое нерегулируемое сопло выполняется

вформе сопла Лаваля с постоянной площадью критического FКІ>

ивыходного Fс сечений (рис. 5.1, б). В сверхзвуковом регулируе­ мом сопле площади FKp и Fc изменяются. Некоторые из возмож­ ных вариантов сверхзвукового регулируемого сопла представ­ лены на рис. 5.3:

а) сопло с эжекцией окружающего воздуха, которое обладает свойством саморегулирования, так как площади проходных сечений сопла зависят от расхода эжектируемого воздуха, т. е. от давления перед соплом и давления окружающей среды;

б) сопло с шарнирно укрепленными на корпусе 1 двигателя створками 2, раскрытие которых ограничивается обжимным коль­ цом 3, связанным с сервомотором 4\

в) сопло со специально профилированным центральным те­ лом 5, осевое смещение которого осуществляется сервомотором 4\ центральное тело работает в потоке газа высокой температуры, в связи с чем возникает потребность в охлаждении его со сто­ роны внутренней поверхности, например воздухом, отбираемым от компрессора.

Реактивные сопла двигателей выполняются несколько укоро­ ченными, так как стремятся снизить вес, уменьшить габариты и улучшить охлаждение сопла.

В ряде случаев выходные устройства двигателей предусмат­ ривают реверс тяги, т. е. изменение направления тяги. Примене­ ние реверсивных устройств позволяет уменьшить длину пробега самолета при посадке и повысить его маневренные качества. Не­ которые из реверсивных устройств показаны на рис. 5.4, где кор­

пус двигателя— 1, реактивное сопло — 2,

подвижная каретка

с решеткой — 3, заслонка —4 и поворотная

створка-—5.

Регулирование реактивного сопла может осуществляться в за­ висимости от принятой системы управления двигателем по сигна­ лам, выдаваемым регулятором числа оборотов двигателя, регу­ лятором температуры газа перед турбиной, регулятором расхода форсажного топлива, программным механизмом (агрегатом объ­ единенного управления).

42


Рис. 5.3. Возможные принципиальные схемы регу-

Рис. 5.4. Реверсивные устройства,

лируемых сверхзвуковых сопел.

 

43

§ 2. Основные зависимости и показатели для реактивного сопла

Скорость истечения газа из сопла при адиабатическом процессе определяется по формуле

см = ] / 2 (/4 — О

(5.1)

или

 

= \ 2 - ; ^ - R rt

(5.2)

где і*, Т* и р* — энтальпия, температура и давление

затормо­

женного потока на входе в сопло; іс и рс — энтальпия и давление

газа в выходном

сечении сопла (на расчетном

режиме работы

сопла рс = ро).

'

 

В связи с потерями энергии, Обусловленными трением и на­

личием радиальной составляющей скорости, а

в сверхзвуковом

сопле и скачками уплотнения, действительная

скорость истече­

ния С < Сад

с=<рссад

(5.3)

 

где <рс— коэффициент скорости (для сопла ВРД и ЖРД срс = =0,96-4-0,98).

Потери энергии в сопле могут оцениваться и коэффициентом сохранения полного давления

*

 

ѵ = - А - ■

(5-4)

Коэффициент Орс зависит не только от <рс, но в значительной мере

 

 

 

•Р4

 

и от существующего перепада давления-----в сопле.

 

 

 

 

Ро

 

Теоретический расход газа через сопло определяется по изве­

стным зависимостям:

 

 

 

а)

либо по выходному сечению сопла

I

 

 

 

 

 

та= у.

рс

 

(5.5)

 

і/л т-;

 

 

 

б)

либо по критическому сечению сопла

 

 

гпа х кр

Ра? кр

'

(5.6)

 

Y~R K

 

 

 

44


где

k+l 1

к — 1

Ж*•

Ж*■

 

Р-\

Ра

ft~r1 ft —1

Действительный расход газа т меньше теоретического в связи с отмеченными выше потерями энергии (учитываются ср0), суже­ нием струи на выходе из дозвукового сопла (учитывается коэф­ фициентом р.) и изменением температуры газа в результате тре­ ния (учитывается коэффициентом ф). Поэтому

т=<в0та,

(5.7)

ГДе фо = феРф.

Отношение площади Fс выходного сечения сверхзвукового сопла к площади FT;p критического сечения называется степенью уширения сопла

/ H P 1--

(5-8)

Гкр

 

Из равенства расхода газа через критическое и выходное се­ чение сопла следует, что

Р

а ^ к р

 

P \ F с

 

 

ѵ' к р ѵ

ъ

ѵ

ъ .

 

 

или

 

^кр

 

 

/ =

fs_

 

 

^кр

X

 

 

Учитывая выражения для икр и %, можно написать

 

 

 

 

_ +

 

 

 

 

 

2 (А -1 )

 

f - Р\кр

( т т г )7

ft —1

(5.9)

 

 

 

 

 

 

Рс

 

 

*

 

 

*

 

 

Ра

¥

Рі

 

Степень уширения сопла при истечении данного газа зависит

только от отношения Рс

 

 

 

 

 

Р\

 

 

 

 

давле­

На расчетном режиме работы сопла, когда рс равно

нию ро окружающей среды

(рс = Ро), при

известном р*

степень

 

 

 

 

 

45

1


уширения сопла f имеет определенное значение. Если сопло с данной степенью уширения (при неизменном значении р:*) по­

местить в условия более низкого давления окрулсающей среды по сравнению с расчетным, то рс будет больше ро. Имеющаяся возможность для большего ускорения газа не используется, и в сопле будет недорасширение газа. Если давление окружающей среды окалсется больше расчетного, то при тех л<е условиях бу­ дет перерасширение газа, в итоге увеличиваются потерн, снижа­ ется скорость истечения и тяга двигателя. Сншкение тяги будет и при недорасширении, но в меньшей степени, так как потери на трение снижаются.

Регулирование дозвукового сопла сводится к изменению пло­ щади Fc выходного сечения. Это позволяет изменять параметры газа перед соплом. Регулирование сверхзвукового сопла преду­ сматривает изменение ЕІф и Fc■При изменении/FKp меняются па­ раметры.газа перед соплом подобно тому, как они меняются при изменении Fc в дозвуковом сопле. За счет изменения Fc можно приблизить режим работы сопла к расчетному для различных условии полета.

РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Глава VI

ТУРБОРЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

§ 1. Устройство и принцип действия двигателя

Турбореактивные двигатели (ТРД) вне зависимости от кон­ структивных форм, имеют одинаковые по своему назначению эле­ менты. Турбореактивный двигатель (рис. 6.1) состоит из входного

Рис. 6.1. Принципиальная схема турбореактивного двигателя.

устройства I, компрессора II, камеры сгорания III, газовой тур­ бины IV и реактивного сопла V. На рис. 6.1 показаны характер­ ные сечения двигателя. Параметры газа, относящиеся к опреде­ ленному сечешпо, принято обозначать индексом этого сечения.

Принцип действия турбореактивного двигателя сводится к следующему. В полете воздух перед двигателем и во входном устройстве (диффузоре) тормозится и сжимается. Снижение скорости воздуха от. со до щ вызывает повышение энтальпии, а следовательно, давления и температуры от ро и Т0 до рі и Т\. Дальнейшее сжатие воздуха происходит в компрессоре, который приводится в действие от газовой турбины. Работа, затрачивае­ мая на вращение ротора компрессора, обусловливает повыше­ ние давления и температуры до значений р2 и Т2. Сжатый воздух поступает в камеру сгорания. В потоке этого воздуха сжигается распыленное при помощи форсунок топливо. В результате

47