Файл: Математическое программирование и производственные задачи..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
решить задачи на ЭВМ; составить таблицы оптимальных перевозок (для каждого
вида |
материала) |
на основе |
полученных результатов; |
проанализировать эффективность полученных результа |
|||
тов и |
дать рекомендации для внедрения. |
||
§ 4 . |
ВОПРОСЫ |
УЛУЧШЕНИЯ |
ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК |
|
ПРИРОДНЫХ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ* |
Параллельно бурному развитию в республике строитель ной индустрии и ее основы—промышленности стройматериа лов в большом размере возрастает объем перевозочных рас ходов. Достаточно отметить, что если в промышленном произ водстве перевозочные расходы составляют 12,8%, то в строи тельстве—26,5%, а в промышленности строительных материа лов—27,3%. Большой удельный вес перевозок в строительстве и промышленности строительных материалов объясняется в основном нерациональным распределением предприятий пром-, стройматериалов и неэффективной организацией перевозок.
Известно, что предприятия промстройматериалов респуб лики сконцентрированы в основном в Араратской котловине и в Шираке. Это обстоятельство вынуждает к дальним пере возкам природных стройматериалов, которые значительно повышают стоимость строительства.
Поэтому, наряду с эффективным использованием на пред приятиях промстройматериалов, материальных и трудовых ресурсов, рациональным распределением на территории рес публики добывающих и обрабатывающих объектов, важен вопрос улучшения организации перевозок стройматериалов,, правильное решение которого приведет к экономии общест венного труда, неуклонному росту производительности труда и к значительному сокращению стоимости строительства.
Важным условием обеспечения строительства и заводов железобетонных конструкций необходимыми природными ма териалами и легкими заполнителями является составление
* В сборе материалов, анализе данных, а также в оформлении
данного параграфа участвовал сотрудник Института экономики АН
Армянской ССР Е. О. Макарян.
123
Местонахождение
карьеров
Пункты потребле ния
1
1.Ереван
2.Ленинакан
3. Киронакан
4.Туманян
5.Артик
6.Дилижан
7.Камо
8.Раздан
9.Кафан
10.Ахурян
11.Абовян
12.Артащат 13Аштарак
14.Борис
15.Эчмиадзин
16.Иджевап
17.Гугарк
18.Ноемберян
19.Севан
20.Спитак
21.Степанаван
22.Азиэбеков
23.Анн
24 |
Апаран |
25. |
Ехегиадэор |
1
26.Талин
27.Мартуни
28.Мегри
29.Шамшадин
30.Сисиан
31.Арарат
32.Амасия
33.Варденис
34.Красносельск
35.Гукасян
36.Калинино
37.Октемберян
Итого (в тыс. т)
Артик |
А н и |
2 |
3 |
230,2 84,0
30,6
15,5
46 .0
16,7
6 7 ,6
15,7
25,2
11,1
3 9 ,9 8 ,6
5 ,0
2. 9 24,7
9,4
14,5
8 .2
2 3
3 ,8
14,5
8 ,2
25,5
11,1
12.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т аблица |
4.1 |
|
Схема |
перевозок |
строительного |
туфа |
по |
плану |
1971 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Киронакан |
|
Ленинакан |
Октемберян |
Талии |
Джрвеж |
Егвард |
Баграмян |
Маяковский |
Севан |
Кафан |
Раздан |
Субатан |
Мармарик |
Ехегнадзор |
J Агарак |
|
4 |
1 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
| 17 |
18 |
|
|
|
37,0 |
50-0 |
|
255,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
656.2 |
|
|
|
95,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
95.2 |
85,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
115,6 |
|
|
|
16,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
46 .0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.7 |
|
|
68,1 |
|
|
|
|
|
|
|
9 .0 |
5 .0 |
|
|
|
|
73.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
76 .6 |
|
|
|
9 ,4 |
|
|
|
|
|
3 2 ,3 |
|
|
|
|
|
|
17,0 |
9 ,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49 .4 |
||
|
|
13,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13,8 |
|
|
|
|
50,6 |
|
17,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 3 ,3 |
|
|
22-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22,1 |
|
|
|
|
|
|
|
51,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 .0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 .2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.1 |
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26,0 |
|
|
|
|
|
31,0 |
|
|
|
11.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24,7 |
|
|
2 ,0 |
31,6 |
8 .9 |
|
|
17,0 |
|
|
|
|
|
|
|
5 9 .5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 ,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9,0 |
|
17.2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
12 13 14 15 |
16 17 18 |
19 |
|
|
|
25,0 |
|
|
|
|
9 ,9 |
5 ,0 |
25 .0 |
|
11,0 |
|
|
|
|
|
|
18,7 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 .5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.2 |
|
|
|
|
|
|
|
17,5 |
|
|
17.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 .5 |
|
2 ,6 |
|
|
|
|
|
4,2 |
|
|
6,8 |
|
|
|
|
|
|
19.1 |
|
19.1 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
• |
|
|
|
|
11.1 |
|
17,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
17.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.1 |
|
|
|
54,4 |
|
|
|
|
|
|
54,4 |
629.0 |
102,0 85,0 306,0 81,6 138,9 255.0 17,0 68,0 54,0 26,0 9,0 5 ,0 29,0 5 ,0 9,0 17,0 1836,5 |
Местонахождение
карьеров
>в
п/п Пункты потребления
|
|
Оптимальная схема перевозок строительного туфа |
|
|
|
|
Т аблица |
4.2 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Артик |
Ани |
Кировакан |
Ленинакан |
Октемберян |
Талин |
Джрвеж |
Егвард |
Баграмян |
Маяковский |
Севан |
Кафан |
Раздан |
Субатан |
Мармарик |
Ехегнадзор |
Агарак |
Итого в |
тыс. т |
J |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1. |
Ереван |
399,8 |
1,4 |
|
255.0 |
|
|
656.2 |
|
2. |
Ленинакан |
|
85,0 |
95,2 |
|
|
|
95,2 |
|
3. |
Кировакан |
|
30,6 |
|
|
|
115,6 |
||
4. |
Туманян |
16,2 |
|
|
|
|
|
16,2 |
|
5. |
Артик |
15,5 |
|
|
|
|
|
15-5 |
|
6. |
Дилижан |
|
|
46,0 |
|
|
|
4 6 ,0 |
|
7. |
Камо |
|
16.7 |
|
|
|
|
16,7 |
|
8. |
Раздан |
|
20,6 |
42,5 |
|
5 ,0 |
5,0 |
73,1 |
|
9. |
Кафан |
|
|
67,6 |
|
9 ,0 |
|
76,6 |
|
10. |
Ахурян |
9 ,4 |
|
|
|
|
|
9 |
,4 |
11. |
Абовян |
|
|
|
|
4 9 ,3 |
|
49,3 |
|
12. |
Арташат |
|
13,8 |
|
|
|
|
13,8 |
|
13. |
Аштарак |
|
|
59,5 |
6 ,8 |
|
17,0 |
83,3 |
|
14. |
Горне |
|
|
11,9 |
10,2 |
|
|
22,1 |
|
15. |
Эчмиадзин |
|
|
|
|
51,0 |
|
5 1 ,0 |
|
16- |
Иджеван |
|
|
26,2 |
|
|
|
26,2 |
|
17. |
Г угарк |
48,5 |
|
11,1 |
|
|
|
11,1 |
|
18. |
Ноемберян |
|
|
|
|
|
4 8 |
,5 |
|
19. |
Севан |
|
|
5 ,0 |
|
26,0 |
|
3 1 |
,0 |
20. |
Спитак |
|
|
14,5 |
|
|
|
14.5 |
|
21. |
Степанаван |
24,7 |
|
|
|
|
|
24,7 |
|
22. |
Азизбеков |
59,5 |
|
|
|
|
|
5 9 |
,5 |
23. |
Ани |
|
9 ,4 |
|
|
|
|
9 |
,4 |
24.Апаран
25.Ехегнадзор
26.Талин
27.Мартуни
28.Мегри
29.Шамшадин
30.Сисиан
31.Арарат
32.Амасия
33.Варденис
34.Красносельск
35.Гукасян
36 |
Калинино |
37. |
Октемберян |
Итого (в тыс. т )
1 2
14,5
6 ,6
8 ,8
25,5
3 ,5
25,5
11,1
629,0 |
О CN о |
3 |
4 |
( 5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 и |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 ! |
17 |
18 |
|
|
|
1,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.0 |
|
14.5 |
|
|
|
25,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17,2 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
1,1 |
|
|
|
|
25 |
.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 ,9 |
|
|
|
19 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
.5 |
|
|
|
0 ,5 |
|
|
|
17,0 |
4,7 |
|
|
|
|
|
|
8,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.5 |
|||
|
6 ,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 5 .5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19,1 |
|
|
|
6,8 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
.1 |
|
|
17,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17.0 |
||
|
12,1 |
5 4 ,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54,4 |
||
8 5 ,0 |
307,0 |
136,0 |
85,0 |
255,0 |
17,0 68,0 5+ >0 26,0 |
9 ,0 |
6,1 |
29,0 |
5,0 |
9 ,0 |
17,0 1839,1 |
№ Местонахождение карьеров
Пункты потреб п/п ления
1. Ереван
2 . Ленинакан
3. Кировакан
4 . Туманян
5 . Артик
6 . Дилнжэн
7. Камо
8 . Раздан
9 . Кафан
10. Ахурян
11. Абовян
12. Арташат
13.Аштарак
14.Горне
15.Эчмиадзин
16.Иджеван
17.Гугарк
18. Ноемберян
19. Севан
2 0 . Спитак
2 1 . Степанаван
2 2 . Азизбеков
23. Ани
X 03
X
1 X
0)
1
94,25
Схема |
перевозок |
строительного |
песка |
по плану 1971 г. |
|
|
|
|
Таблица |
4.3 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||||||
X |
J |
|
j |
|
—КурАраке |
Курды-Гюх |
1 |
|
|
|
|
|
|
Джрабер |
Кафан |
Иджеван |
Абозян |
Ранчпар |
|
Аван |
1 |
нилаТ |
|
|
|||
о |
|
|
|
||||||||||
X |
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
Итого |
(в |
О . |
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
||
О) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
\о |
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
тыс. т) |
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
СО |
|
|
|
||
а> |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
12 |
13 |
|
|
367,00 |
|
|
|
175,40 |
132,00 |
53,65 |
|
43,50 |
|
|
771,55 |
|
13,34 |
|
|
|
|
144-71 |
|
|
|
|
|
|
107,59 |
|
|
|
|
|
|
10,00 |
|
|
|
|
|
144,71 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10,00 |
||
|
|
|
|
|
|
17,11 |
|
|
|
|
|
17.11 |
|
|
16,82 |
|
|
|
|
|
|
47,71 |
|
|
|
47,71 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16,82 |
||
|
157,62 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
157,62 |
|
|
56,12 |
72.50 |
|
|
9,43 |
|
|
|
|
|
|
128.62 |
|
|
47,56 |
|
|
7,25 |
|
|
|
|
|
|
9,43 |
||
|
|
|
48,72 |
|
|
|
|
|
|
54,81 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48,72 |
||
|
|
|
|
|
82,50 |
|
|
|
|
|
|
82,50 |
|
|
|
|
|
|
44,66 |
53,36 |
|
|
|
|
|
53,36 |
|
|
|
|
17,10 |
|
|
|
|
|
|
|
44,66 |
||
5,65 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17,10 |
||
|
|
12,19 |
|
|
|
|
28,41 |
|
|
|
5,65 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40,60 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
32,62 |
|
|
|
32,62 |
|
7,33 |
17,20 |
|
|
|
|
|
|
3,40 |
|
|
|
10,73 |
|
7,45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 4 ,6 5 |
||
64,96 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64.96 |
|
10,59 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.59 |
|
|
|
|
|
1 |
7 |
|
9 |
|
|
|
|
|
1 |
|
2 |
3 Г 4 |
5 i 6 |
8 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
|
|
|
|
|
! |
|
|
|
|
|
|
|
24. |
Апаран |
|
|
|
|
10,00 |
|
|
|
|
|
10,00 |
25. |
Ехегнадзор |
|
|
|
|
6.58 |
|
|
8,79 |
|
|
15,37 |
26. |
Талин |
|
|
|
|
|
5-94 |
|
|
|
21,75 |
2 7 ,6 9 |
27. |
Мартуни |
|
|
4,68 |
|
|
|
|
11,12 |
|
|
15.80 |
28. |
Мегри |
|
19,58 |
|
|
|
|
|
|
|
|
19,58 |
29. |
Шамшадин |
|
|
|
5,51 |
|
|
|
|
|
|
5,51 |
30. |
Сиеиан |
|
13,20 |
|
|
|
13,59 |
|
|
|
|
13,20 |
31. |
Арарат |
|
|
|
|
|
|
1 5 ,7 0 |
|
|
29,29 |
|
32. |
Амасия |
|
|
|
|
|
|
|
6,82 |
|
|
6,82 |
33. |
Варденис |
|
|
|
|
|
|
|
2 6 ,1 0 |
|
|
2 6 ,1 0 |
34. |
Красносельск |
|
|
|
|
|
|
|
7,83 |
|
|
7,83 |
35. |
Гугарк |
1 |
12,04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 2 ,0 4 |
36. |
Калинино |
7,68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7,68 |
|
37. |
Октемберян |
5 5 ,6 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
55,68 |
Итого (в тыс. т) |
94,25 |
217,50 |
6 6 7 .0 0 72,50 3 4 ,8 0 7 , 2 5 j5 2 2 ,00 232,00 5 3 ,6 5 188,50 4 3 ,5о| 2 1 ,7 5 |
2154,70 |
оптимальных схем перевозок стройматериалов в масштабе республики. Цель задачи—в условиях единого тарифа на автомобильный и железнодорожный грузовой транспорт* пе ревозки туфа, песка и щебня осуществлять внедрение таких схем, по которым предусмотренная общая сумма расходов была бы наименьшей, одновременно обеспечивая потребности всех строительных организаций этими видами стройматериа лов.
С помощью ЭВМ «Раздан-2» определялись оптимальные схемы перевозок стройматериалов в масштабе республики, согласно плановым данным 1971 г.
В решенных задачах в качестве потребителей взяты все города и районы республики, а производителей—важнейшие карьеры. Схема перевозки туфа охватывает 37 потребителей и 17 производителей, а песка и щебня—столько же потреби телей и 12 производителей (см. табл. 4.1—4.4).
Анализ результатов решения задач показал, что органи зация перевозки туфа, песка и щебня по оптимальным схе мам позволила бы сократить общие перевозочные расходы в масштабе республики на 15%.
Необходимо отметить, что перевозочные расходы, взятые в отдельности, для одних потребителей могут сократиться, для других—увеличиться. Так, например, перевозочные расходы туфа по оптимальному плану по сравнению с фактическими расходами того же года для Еревана могут подняться на 0,7%, а для Кировакана, Кафана и Севана сократиться при близительно на 12%.
При сравнении фактических и оптимальных схем перево зок выясняется, что прикрепления потребителей и производи телей в основном совпадают, разница лишь в размере продук ции, получаемой в различных месторождениях.
По составленному оптимальному плану данный город, район или прочие строительные объекты обеспечиваются не-
* Если между двумя пунктами действует и железнодорожный, и
автомобильный транспорт, то грузоперевозка принята следующим обра зом] эффективная дальность автомобильной перевозки ограничивается
25 километрами.
130
рудными строительными материалами с ближайших место рождений не полностью, а лишь частично.
Так, например, Аштараюский район, получив 20% строи тельного туфа с месторождений Агарака, остальную часть мог
получить с карьеров Егварда. Баграмяна |
и Маяковского, ко |
||
торые находятся |
сравнительно ближе, |
а тарифные |
ставки |
единицы перевозки |
(1 т ), соответственно, |
составляют: |
70 коп., |
1 р. 04 к., 1 р. 28 к. |
|
|
|
Однако по оптимальной схеме только 8,2% общего тре бования получил Аштарак с Егвардского карьера, в то время как последний мог удовлетворить 80% требования, а 71,8% получены не с Баграмянского или Маяковского, а с Талинско-
го |
карьера, тариф |
единицы |
перевозки откуда составляет |
2 |
р. 33 к. Во-первых, |
если бы |
требования Аштарака пол |
ностью были бы удовлетворены карьером Егварда, то Борис (см. табл. 4.1—4.2) лишился бы выгодной возможности полу чения егвардского камня, поскольку получение с этого место рождения обходилось Борису значительно дешевле (3 р. 76 коп. за тонну); в случае получения камня с других месторождений перевозка одной тонны стройкамня обошлась бы от 4 р. 08 к. до 5 р. 37 к. Во-вторых, если требования Аштарака удовле творили бы с Баграмянского или Маяковского карьеров, то Сисиан и Шамшадин лишились бы той же возможности. Ио оптимальному плану 92% общего требования Сисиана удовле творяются Баграмянским стройкамнем, причем предусматри вается тарифная ставка перевозки в 4 р. 80 к., а в случае по лучения с других месторождений эта величина будет коле баться в пределах от 5 р. 14 к. до 6 р. 17 к. Для Шамшадина выгодным поставщиком является Маяковское месторождение (5 р. 2 2 к.), в остальных случаях расход на перевозку единицы стройкамня составил бы от 5 р. 49 к. до 7 р. 14 к.
Итак, обеспечение 71,8 % потребности Аштарака камнем по невыгодной для него цене 2 р. 33 к., дало возможность Борисскому, Сисианскому и Шамшадинскому районам избежать
расходов |
на перевозку 1 т туфа в среднем |
от |
4 р. |
09 к. |
до |
6 р. 17 к. |
Разница в среднем составляет 2 р. |
80 |
к., и |
если |
к |
этому добавить еще, что разница груза составляет несколько тысяч тонн, то картина будет совершенно ясна.
131