Файл: Математическое программирование и производственные задачи..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

решить задачи на ЭВМ; составить таблицы оптимальных перевозок (для каждого

вида

материала)

на основе

полученных результатов;

проанализировать эффективность полученных результа­

тов и

дать рекомендации для внедрения.

§ 4 .

ВОПРОСЫ

УЛУЧШЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК

 

ПРИРОДНЫХ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ*

Параллельно бурному развитию в республике строитель­ ной индустрии и ее основы—промышленности стройматериа­ лов в большом размере возрастает объем перевозочных рас­ ходов. Достаточно отметить, что если в промышленном произ­ водстве перевозочные расходы составляют 12,8%, то в строи­ тельстве—26,5%, а в промышленности строительных материа­ лов—27,3%. Большой удельный вес перевозок в строительстве и промышленности строительных материалов объясняется в основном нерациональным распределением предприятий пром-, стройматериалов и неэффективной организацией перевозок.

Известно, что предприятия промстройматериалов респуб­ лики сконцентрированы в основном в Араратской котловине и в Шираке. Это обстоятельство вынуждает к дальним пере­ возкам природных стройматериалов, которые значительно повышают стоимость строительства.

Поэтому, наряду с эффективным использованием на пред­ приятиях промстройматериалов, материальных и трудовых ресурсов, рациональным распределением на территории рес­ публики добывающих и обрабатывающих объектов, важен вопрос улучшения организации перевозок стройматериалов,, правильное решение которого приведет к экономии общест­ венного труда, неуклонному росту производительности труда и к значительному сокращению стоимости строительства.

Важным условием обеспечения строительства и заводов железобетонных конструкций необходимыми природными ма­ териалами и легкими заполнителями является составление

* В сборе материалов, анализе данных, а также в оформлении

данного параграфа участвовал сотрудник Института экономики АН

Армянской ССР Е. О. Макарян.

123


Местонахождение

карьеров

Пункты потребле­ ния

1

1.Ереван

2.Ленинакан

3. Киронакан

4.Туманян

5.Артик

6.Дилижан

7.Камо

8.Раздан

9.Кафан

10.Ахурян

11.Абовян

12.Артащат 13Аштарак

14.Борис

15.Эчмиадзин

16.Иджевап

17.Гугарк

18.Ноемберян

19.Севан

20.Спитак

21.Степанаван

22.Азиэбеков

23.Анн

24

Апаран

25.

Ехегиадэор

1

26.Талин

27.Мартуни

28.Мегри

29.Шамшадин

30.Сисиан

31.Арарат

32.Амасия

33.Варденис

34.Красносельск

35.Гукасян

36.Калинино

37.Октемберян

Итого (в тыс. т)

Артик

А н и

2

3

230,2 84,0

30,6

15,5

46 .0

16,7

6 7 ,6

15,7

25,2

11,1

3 9 ,9 8 ,6

5 ,0

2. 9 24,7

9,4

14,5

8 .2

2 3

3 ,8

14,5

8 ,2

25,5

11,1

12.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т аблица

4.1

Схема

перевозок

строительного

туфа

по

плану

1971 г.

 

 

 

 

 

 

 

Киронакан

 

Ленинакан

Октемберян

Талии

Джрвеж

Егвард

Баграмян

Маяковский

Севан

Кафан

Раздан

Субатан

Мармарик

Ехегнадзор

J Агарак

 

4

1

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

| 17

18

 

 

 

37,0

50-0

 

255,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

656.2

 

 

95,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

95.2

85,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

115,6

 

 

16,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46 .0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.7

 

 

68,1

 

 

 

 

 

 

 

9 .0

5 .0

 

 

 

 

73.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

76 .6

 

 

9 ,4

 

 

 

 

 

3 2 ,3

 

 

 

 

 

 

17,0

9 ,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49 .4

 

 

13,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13,8

 

 

 

 

50,6

 

17,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 3 ,3

 

 

22-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22,1

 

 

 

 

 

 

 

51,0

 

 

 

 

 

 

 

 

51 .0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 .2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26,0

 

 

 

 

 

31,0

 

 

11.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24,7

 

 

2 ,0

31,6

8 .9

 

 

17,0

 

 

 

 

 

 

 

5 9 .5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 ,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9,0

 

17.2

 

 

 

 

 

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

6

7

8

9

10

И

12 13 14 15

16 17 18

19

 

 

 

25,0

 

 

 

 

9 ,9

5 ,0

25 .0

 

11,0

 

 

 

 

 

 

18,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 .5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.2

 

 

 

 

 

 

 

17,5

 

 

17.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 .5

 

2 ,6

 

 

 

 

 

4,2

 

 

6,8

 

 

 

 

 

 

19.1

 

19.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.1

 

17,0

 

 

 

 

 

 

 

 

17.0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.1

 

 

 

54,4

 

 

 

 

 

 

54,4

629.0

102,0 85,0 306,0 81,6 138,9 255.0 17,0 68,0 54,0 26,0 9,0 5 ,0 29,0 5 ,0 9,0 17,0 1836,5


Местонахождение

карьеров

п/п Пункты потребления

 

 

Оптимальная схема перевозок строительного туфа

 

 

 

 

Т аблица

4.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артик

Ани

Кировакан

Ленинакан

Октемберян

Талин

Джрвеж

Егвард

Баграмян

Маяковский

Севан

Кафан

Раздан

Субатан

Мармарик

Ехегнадзор

Агарак

Итого в

тыс. т

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.

Ереван

399,8

1,4

 

255.0

 

 

656.2

2.

Ленинакан

 

85,0

95,2

 

 

 

95,2

3.

Кировакан

 

30,6

 

 

 

115,6

4.

Туманян

16,2

 

 

 

 

 

16,2

5.

Артик

15,5

 

 

 

 

 

15-5

6.

Дилижан

 

 

46,0

 

 

 

4 6 ,0

7.

Камо

 

16.7

 

 

 

 

16,7

8.

Раздан

 

20,6

42,5

 

5 ,0

5,0

73,1

9.

Кафан

 

 

67,6

 

9 ,0

 

76,6

10.

Ахурян

9 ,4

 

 

 

 

 

9

,4

11.

Абовян

 

 

 

 

4 9 ,3

 

49,3

12.

Арташат

 

13,8

 

 

 

 

13,8

13.

Аштарак

 

 

59,5

6 ,8

 

17,0

83,3

14.

Горне

 

 

11,9

10,2

 

 

22,1

15.

Эчмиадзин

 

 

 

 

51,0

 

5 1 ,0

16-

Иджеван

 

 

26,2

 

 

 

26,2

17.

Г угарк

48,5

 

11,1

 

 

 

11,1

18.

Ноемберян

 

 

 

 

 

4 8

,5

19.

Севан

 

 

5 ,0

 

26,0

 

3 1

,0

20.

Спитак

 

 

14,5

 

 

 

14.5

21.

Степанаван

24,7

 

 

 

 

 

24,7

22.

Азизбеков

59,5

 

 

 

 

 

5 9

,5

23.

Ани

 

9 ,4

 

 

 

 

9

,4

24.Апаран

25.Ехегнадзор

26.Талин

27.Мартуни

28.Мегри

29.Шамшадин

30.Сисиан

31.Арарат

32.Амасия

33.Варденис

34.Красносельск

35.Гукасян

36

Калинино

37.

Октемберян

Итого (в тыс. т )

1 2

14,5

6 ,6

8 ,8

25,5

3 ,5

25,5

11,1

629,0

О CN о

3

4

( 5

б

7

8

9

10 и

12

13

14

15

16 !

17

18

 

 

1,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.0

 

14.5

 

 

25,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17,2

 

 

 

 

 

 

 

 

1,1

 

 

 

 

25

.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 ,9

 

 

 

19

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

.5

 

 

0 ,5

 

 

 

17,0

4,7

 

 

 

 

 

 

8,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.5

 

6 ,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 5 .5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19,1

 

 

 

6,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

.1

 

17,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.0

 

12,1

5 4 ,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54,4

8 5 ,0

307,0

136,0

85,0

255,0

17,0 68,0 5+ >0 26,0

9 ,0

6,1

29,0

5,0

9 ,0

17,0 1839,1


Местонахождение карьеров

Пункты потреб­ п/п ления

1. Ереван

2 . Ленинакан

3. Кировакан

4 . Туманян

5 . Артик

6 . Дилнжэн

7. Камо

8 . Раздан

9 . Кафан

10. Ахурян

11. Абовян

12. Арташат

13.Аштарак

14.Горне

15.Эчмиадзин

16.Иджеван

17.Гугарк

18. Ноемберян

19. Севан

2 0 . Спитак

2 1 . Степанаван

2 2 . Азизбеков

23. Ани

X 03

X

1 X

0)

1

94,25

Схема

перевозок

строительного

песка

по плану 1971 г.

 

 

 

 

Таблица

4.3

 

 

 

 

 

 

X

J

 

j

 

—КурАраке

Курды-Гюх

1

 

 

 

 

 

Джрабер

Кафан

Иджеван

Абозян

Ранчпар

 

Аван

1

нилаТ

 

 

о

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

Итого

О .

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

О)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

тыс. т)

S

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

а>

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

12

13

 

 

367,00

 

 

 

175,40

132,00

53,65

 

43,50

 

 

771,55

13,34

 

 

 

 

144-71

 

 

 

 

 

 

107,59

 

 

 

 

 

10,00

 

 

 

 

 

144,71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10,00

 

 

 

 

 

 

17,11

 

 

 

 

 

17.11

 

16,82

 

 

 

 

 

 

47,71

 

 

 

47,71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16,82

 

157,62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

157,62

 

56,12

72.50

 

 

9,43

 

 

 

 

 

 

128.62

 

47,56

 

 

7,25

 

 

 

 

 

 

9,43

 

 

 

48,72

 

 

 

 

 

 

54,81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48,72

 

 

 

 

 

82,50

 

 

 

 

 

 

82,50

 

 

 

 

 

44,66

53,36

 

 

 

 

 

53,36

 

 

 

17,10

 

 

 

 

 

 

 

44,66

5,65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17,10

 

 

12,19

 

 

 

 

28,41

 

 

 

5,65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40,60

 

 

 

 

 

 

 

 

32,62

 

 

 

32,62

7,33

17,20

 

 

 

 

 

 

3,40

 

 

 

10,73

7,45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 4 ,6 5

64,96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64.96

10,59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.59

 

 

 

 

 

1

7

 

9

 

 

 

 

 

1

 

2

3 Г 4

5 i 6

8

10

11

12

13

 

 

 

 

 

!

 

 

 

 

 

 

 

24.

Апаран

 

 

 

 

10,00

 

 

 

 

 

10,00

25.

Ехегнадзор

 

 

 

 

6.58

 

 

8,79

 

 

15,37

26.

Талин

 

 

 

 

 

5-94

 

 

 

21,75

2 7 ,6 9

27.

Мартуни

 

 

4,68

 

 

 

 

11,12

 

 

15.80

28.

Мегри

 

19,58

 

 

 

 

 

 

 

 

19,58

29.

Шамшадин

 

 

 

5,51

 

 

 

 

 

 

5,51

30.

Сиеиан

 

13,20

 

 

 

13,59

 

 

 

 

13,20

31.

Арарат

 

 

 

 

 

 

1 5 ,7 0

 

 

29,29

32.

Амасия

 

 

 

 

 

 

 

6,82

 

 

6,82

33.

Варденис

 

 

 

 

 

 

 

2 6 ,1 0

 

 

2 6 ,1 0

34.

Красносельск

 

 

 

 

 

 

 

7,83

 

 

7,83

35.

Гугарк

1

12,04

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 ,0 4

36.

Калинино

7,68

 

 

 

 

 

 

 

 

7,68

37.

Октемберян

5 5 ,6 8

 

 

 

 

 

 

 

 

55,68

Итого (в тыс. т)

94,25

217,50

6 6 7 .0 0 72,50 3 4 ,8 0 7 , 2 5 j5 2 2 ,00 232,00 5 3 ,6 5 188,50 4 3 ,5о| 2 1 ,7 5

2154,70


оптимальных схем перевозок стройматериалов в масштабе республики. Цель задачи—в условиях единого тарифа на автомобильный и железнодорожный грузовой транспорт* пе­ ревозки туфа, песка и щебня осуществлять внедрение таких схем, по которым предусмотренная общая сумма расходов была бы наименьшей, одновременно обеспечивая потребности всех строительных организаций этими видами стройматериа­ лов.

С помощью ЭВМ «Раздан-2» определялись оптимальные схемы перевозок стройматериалов в масштабе республики, согласно плановым данным 1971 г.

В решенных задачах в качестве потребителей взяты все города и районы республики, а производителей—важнейшие карьеры. Схема перевозки туфа охватывает 37 потребителей и 17 производителей, а песка и щебня—столько же потреби­ телей и 12 производителей (см. табл. 4.1—4.4).

Анализ результатов решения задач показал, что органи­ зация перевозки туфа, песка и щебня по оптимальным схе­ мам позволила бы сократить общие перевозочные расходы в масштабе республики на 15%.

Необходимо отметить, что перевозочные расходы, взятые в отдельности, для одних потребителей могут сократиться, для других—увеличиться. Так, например, перевозочные расходы туфа по оптимальному плану по сравнению с фактическими расходами того же года для Еревана могут подняться на 0,7%, а для Кировакана, Кафана и Севана сократиться при­ близительно на 12%.

При сравнении фактических и оптимальных схем перево­ зок выясняется, что прикрепления потребителей и производи­ телей в основном совпадают, разница лишь в размере продук­ ции, получаемой в различных месторождениях.

По составленному оптимальному плану данный город, район или прочие строительные объекты обеспечиваются не-

* Если между двумя пунктами действует и железнодорожный, и

автомобильный транспорт, то грузоперевозка принята следующим обра­ зом] эффективная дальность автомобильной перевозки ограничивается

25 километрами.

130

рудными строительными материалами с ближайших место­ рождений не полностью, а лишь частично.

Так, например, Аштараюский район, получив 20% строи­ тельного туфа с месторождений Агарака, остальную часть мог

получить с карьеров Егварда. Баграмяна

и Маяковского, ко­

торые находятся

сравнительно ближе,

а тарифные

ставки

единицы перевозки

(1 т ), соответственно,

составляют:

70 коп.,

1 р. 04 к., 1 р. 28 к.

 

 

 

Однако по оптимальной схеме только 8,2% общего тре­ бования получил Аштарак с Егвардского карьера, в то время как последний мог удовлетворить 80% требования, а 71,8% получены не с Баграмянского или Маяковского, а с Талинско-

го

карьера, тариф

единицы

перевозки откуда составляет

2

р. 33 к. Во-первых,

если бы

требования Аштарака пол­

ностью были бы удовлетворены карьером Егварда, то Борис (см. табл. 4.1—4.2) лишился бы выгодной возможности полу­ чения егвардского камня, поскольку получение с этого место­ рождения обходилось Борису значительно дешевле (3 р. 76 коп. за тонну); в случае получения камня с других месторождений перевозка одной тонны стройкамня обошлась бы от 4 р. 08 к. до 5 р. 37 к. Во-вторых, если требования Аштарака удовле­ творили бы с Баграмянского или Маяковского карьеров, то Сисиан и Шамшадин лишились бы той же возможности. Ио оптимальному плану 92% общего требования Сисиана удовле­ творяются Баграмянским стройкамнем, причем предусматри­ вается тарифная ставка перевозки в 4 р. 80 к., а в случае по­ лучения с других месторождений эта величина будет коле­ баться в пределах от 5 р. 14 к. до 6 р. 17 к. Для Шамшадина выгодным поставщиком является Маяковское месторождение (5 р. 2 2 к.), в остальных случаях расход на перевозку единицы стройкамня составил бы от 5 р. 49 к. до 7 р. 14 к.

Итак, обеспечение 71,8 % потребности Аштарака камнем по невыгодной для него цене 2 р. 33 к., дало возможность Борисскому, Сисианскому и Шамшадинскому районам избежать

расходов

на перевозку 1 т туфа в среднем

от

4 р.

09 к.

до

6 р. 17 к.

Разница в среднем составляет 2 р.

80

к., и

если

к

этому добавить еще, что разница груза составляет несколько тысяч тонн, то картина будет совершенно ясна.

131