Файл: Математическое программирование и производственные задачи..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вышеприведенные задачи рассмотрены для однородного продукта. Однако часто приходится составлять оптимальные схемы перевозок одновременно для нескольких продуктов.

Задача 2.4. Требуется определить такие величины х \[.. zij и у', которые минимизируют

при условиях

 

 

Т х'. = а ' + уГ,

г = 1 , 2 , . .

от;

1 J

 

 

+

у '= 1 ,2 ,

 

г

V y x ' s ^ d u -f г,•/, i = l , 2, . . ., от; / = 1 , 2, . . ., Д;

Г-1

m

 

/

 

л I

(*; + Рр;

 

S ^ K

+ yp^S 2

 

1

т

 

т

п

* = i. 2, . .

 

2

2

З Д + 2

2

., />;

r - U - 1

i - l y - 1

 

 

^ 0 ,

г/7 ^ 0 , урЮ, £ = 1 ,2 ,..., от; 7 = 1 ,2 , .

г =1, 2,

i

где ^ = 2 1\г- h

Для решения сформулированных транспортных задач существуют разные методы. Одним из распространенных методов решения транспортной задачи является метод потен­ циалов. При решении этим методом сначала, используя метод северо-западного угла, находится исходный опорный план задачи, далее, последовательно улучшая его, находится опти­ мальный план перевозок (см., например, [17]).

Ниже приводится блок-схема решения транспортной за­ дачи методом потенциалов.

112


§3 . ОПРЕДЕЛЕН И Е ОПТИМАЛЬНЫХ СХЕМ ПЕРЕВОЗОК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В данном параграфе составлены оптимальные схемы пе­ ревозок для следующих объектов Армгидроэнергостроя*. Ереванская тепло-электроцентраль (ТЭЦ); Ереванская гидро­ электростанция (ГЭС); Разданская ТЭЦ; Разданская госу­ дарственная районная электростанция (ГРЭС); Татевская ГЭС; Головные сооружения Татевской ГЭС; Джермукское строительное управление (СУ) .строительства Арпа—Севан; Мартунинское СУ строительства Арпа—Севан; Разданекий бе­ тонный узел; Чаренцаванский завод железо-бетонных кон­ струкций (Ж БК ); Чарбахское предприятие строительных ма­ териалов (ЧПСМ). Расчеты проводились по строительным материалам следующих видов: туф, цемент, лес круглый, стекло оконное и кровля мягкая. Перечисленные материалы были расположены на Чарбахском складе № 9, на Араратской, Кафанской, Араздаянской, Разданской и Нахичеванской ба­ зах.

* При проведении, а также организации обсуждения настоящей работы большую помощь оказал начальник НИС-12 Гидроспецстроа

СССР Р. С. Малхазян.

ИЗ

8-450

Для решения задачи

использована следующая исходная

информация:

 

 

 

 

 

 

 

Ь 'У = 1, 2, . .

га;

г —1,

2, . .

/)— потребность /'-го

строительного

объекта в материале г -го

вида (по кварталам);

а\ (г= 1,

2, . .

/га;

г = 1, 2, . .

 

/)— объем

запаса

строительного материала r -го вида в г-ой

базе (по

кварта-

лам);

 

 

 

 

 

 

 

с\. (/ = 1 ,2 , . .

/га; у— 1, 2, . .

га; г = 1 ,2 , . .

/ ) -

стоимость перевозки

единицы

материала

r -го вида

из /-ой

базы на у'-ый строительный объект.

Первичные данные по каждому виду строительных мате­ риалов представляются в виде табл. 3.1.

 

 

 

Наименование

 

 

 

Кварталы

 

 

строительных объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В х 3 2

■B j .

 

. ■Вп

 

I

 

II

 

III

IV

 

А

С11

с 12 *

 

• < /•

’ с\п

 

 

 

 

«S3

 

 

О

Л 2

c2i

с 22 *

 

с2/

• • ’ с2п

 

а ?

4

2 а2

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

At

сп < 2 -

 

• < Г * ■с[п

 

а? < 2

 

<

 

я

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ащ

Ст1ст2 •

.

.

, .

. •с Т

 

<

« 2

« 2

<

 

 

 

 

mj

Lmn

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

m

,

 

п .

 

 

 

ь ?

• • •6

 

 

2 « Р = 2 */г х х х

 

 

 

 

 

 

 

 

i = 1

 

 

 

 

 

 

11

Ь ? ь ? . . ъ f • - ^ 2

 

m

 

л

 

 

3

х 2 < = S

 

х х

■5

 

 

 

 

 

 

 

 

;_1

 

 

/-1

 

 

га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m

 

г о

«

,,

га

III

Ь[3

ь ?

.

. b f .

- К 3

х

X

2

« 1 = 2

Ь! х

Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/=1

 

/-1

 

 

 

 

 

 

1,г4

 

 

 

 

m

 

.

п

.

 

IV

Ь[4 ь '4

 

 

 

х х х 2 «,м = 2 *у

 

* -*у •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/->

 

/-1

 

Итого

ь\

Ь'2 .

.

. brj .

 

X

 

X

X

X

(год)

 

 

Т аб л и ц а 3.1

Итого (год)

а\

а 2

к

ат

m

X

X

X

X

/п л

2 « ? = 2 * ; <-1 У-1


В первом квадранте приведена матрица транспортных расходов при перевозке единицы материала из баз «а строи­ тельные объекты. Например, с\. показывает, что стоимость перевозки материала г -го вида из базы А, в строительный объект Bj составляет crtj рублей.

Необходимо отметить, что размеры матрицы транспорт­ ных расходов для разных видов строительных материалов различны. Так, например, для круглого леса размеры матрицы равны 6x10, а для цемента—4x11.

Если объект строительства и база расположены в одном

Пункте, то стоимость

перевозки принимается равной нулю.

Во втором квадранте приведены запасы строительных ма­

териалов на базах

по кварталам.

В третьем квадранте приведены потребности строитель­

ных объектов Армгидроэнергостроя в строительных материа­

лах по кварталам. Например,

строительный объект B j в

I квартале имеет потребность в строительных материалах г-го

вида Ь'У.

 

В IV квадранте даны суммы потребностей всех строитель­

ных объектов по кварталам.

 

Аналогичные таблицы были

заполнены для всех видов

строительных материалов (см. табл. 3.2—3.6)*.

Необходимо отметить, что, учитывая требования кален­ дарного планирования, целосообразно транспортную задачу решать для каждого квартала в отдельности, так как запасы материалов на базах меняются по кварталам. Конечно, если в начале планируемого года на базах есть необходимое коли­ чество строительных материалов, то с экономической точки зрения эффективнее сразу оптимально распределить годовой фонд материала по строительным объектам, т. е. решить тран­ спортную задачу для года, а потом оптимальный план перево­ зок распределить по кварталам, учитывая квартальные по­ требности строительных объектов.

* Стоимости перевозок вычислены согласно «Прейскуранту № 13-01-13 единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом» (составлен Комитетом цен при Госплане Армянской ССР, Ереван, 1967).

115


Объекты потребления

Базы отправления

Чарбахский склад № 9 Араздаянская

5 А х

,

о 2 о

I

З & . ' к '

11

8 . 1 * 3

П1

 

IV

И т о г о

Исходные данные по туфу

 

 

 

1

 

»s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

О.Н

реванГЭС

та

аздан-

ГРЭС

йй

и

I 3

 

|=1

 

 

£0

 

 

 

О

gtf>

 

о й

 

 

н

CJ о

СУЕ койс

о.

СУР

ской

СУТ ГЭС

О 3

>> §

 

>> 9

 

 

 

 

j:

 

 

 

 

0 - 8 7

1 - 2 5 3— 52 3 - 5 8

1 2 - 3 4

3 - 3 1

3 - 5 5 5 - 5 9 5 - 6 8

6 - 8 8

1

а

 

та

 

Н

СО

 

и

а)

 

S

1

 

£

«

 

5

с

о

О

Q,

а.Jr*

с

U о

т

 

со

 

7 -

52

___

 

4 —73

3 - 3 7

 

 

 

Т аблица

3.2*

Объемы по

кварталам

 

 

тоннах)

Итого

 

 

 

 

I

И

III

IV

 

1320

2420

2200

1045

6985

825

1760

1430

550

4565

110

330

110

440

55

770

330

2145

X

X

X

X

220

550

165

990

1650

605

X

4180

X

X

X

220

550

165

935

1210

550

X

X

3630

X

X

165

220

660

110

440

X

X

X

1595

X

715

1650

440

3025

55

3740

1925

X

X

X

X

11550

* Во всех приведенных таблицах знак . — * соответствует нулю.


Объекты потребления

Базы отправления

Чарб,ахский склад № 9 Кафанская Араратская Нахичеванская

Разданекие СУ

1

2 - 8 3

1 4 - 0 5

4—22

7 - 8 5

Исходные данные по цементу

Татевской

ГЭС

СУ

 

9 - 7 6

3— 17

7 - 4 8

4 —56

СУ голов­ ных соору­ жений Та­ тевской

ГЭС

7— 62

3— 88

6 - 7 7

3 —54

СУ АрпаСеван

Чаренцаванский завод ЖБК

ЧПСМ

 

 

1

5 - 9 5

2 - 3 9

 

8— 16

13—46 11—63

4 - 4 2

3— 40

2 - 1 5

5 — 10

5 - 8 8

5— 44

 

 

 

Т аблица 3.3

Объемы по кварталам

 

 

(в тоннах)

 

Ито­

 

 

 

 

го

1

11

111

IV

 

2400

3400

1500

1520

8820

3000

3720

3000

5340

15060

6780

7700

11280

9240

35000

3000

3960

4980

3960

15900

Я *

,

о 2

х

1

2400

3000

3000

3360

2400

1020

15180

X

X

X

X

t

*

«

§

11

3000

3000

ЗУ60

4560

3000

1260

X

18780

X

X

X

g-g

ш “

111

3600

3000

4500

4560

3600

1500

X

X

20760

X

X

» о

IV

3000

5340

3960

3500

3000

1260

X

X

X

20060

X

С

х

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

12000

14340

15420

15980

12000

5040

X

X

X

X

74780