Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нагрузок. Обычно начало падения крана совпадает с

приближением стрелы к положению наименьшей устойчи­ вости, т. е. когда стрела находится перпендикулярно продольной оси самоходных кранов или подкрановым

путям башенных кранов.

Для того чтобы вывести кран из устойчивого положе­ ния, требуется воздействие постоянных динамических на­ грузок, так как кратковременные нагрузки не представ­

ляют большой опасности. Установлено, что динамическая нагрузка, достигающая 50% веса груза, соответствует статической перегрузке не более 16%. Стреловые краны, рассчитанные на устойчивость с запасом 40%, можно считать безопасными от воздействия динамических

толчков1.

В то же время восприятие металлоконструкциями кранов переменных по величине нагрузок в виде дина­

мических толчков может привести к появлению уста­ лостных трещин и разрушению конструкций. По этой причине произошло опрокидывание башенного крана

КБ-306. Кран упал во время транспортировки груза, не превышающего допустимой грузоподъемности, из-за образования и развития трещин во втулке флюгера ве­ дущей тележки в месте соединения с ходовой рамой. При

падении крана были травмированы рабочие.

К опрокидыванию кранов часто приводит неисправ­ ность подкранового пути или неподготовленность пло­ щадки. Так, например, был случай, когда до установки

башенного крана МСК-55-20 и включения его в работу

балластная призма подкранового пути не была пол­ ностью отсыпана, не уплотнена, тупиковые упоры не смонтированы. В результате этого в процессе эксплуа­ тации пути получили неравномерную осадку и при оче­ редном подъеме панели кран начал самопроизвольно

двигаться к концу путей, сошел с рельсов и опрокинулся. Для производства строительных работ был установлен автомобильный кран АК-75 на неподготовленной пло­ щадке, имеющей уклон до 8°, причем только на две вы­ носные опоры вместо четырех. При повороте стрелы C

грузом

кран

опрокинулся, крановщик, находившийся

в кабине, был тяжело травмирован.

1

См.:

И. Я.

Каган. Безопасность работы на башенных кра­

нах.

Μ., Стройиздат, 1961.

10


ПАДЕНИЕ СТРЕЛ

Падение стрел чаще наблюдается у автомобильных и гусеничных кранов и реже у башенных и пневмоко-

лесных. Падение стрел происходит в основном из-за неисправности тормозов и обрыва канатов и влечет за собой, как правило, излом металлоконструкций. Это объ­ ясняется несовершенством тормозов стреловых лебедок автомобильных и гусеничных кранов, недостаточным техническим уходом за кранами как со стороны меха­ ников, так и крановщиков. Так, например, на строитель­ стве животноводческой фермы автомобильным краном

К-51 подавались силикатные блоки к месту укладки. При опускании для зацепки очередного блока стрела упала. Как установлено, кран работал с неисправным стопорным устройством тормоза механизма подъема и опускания стрелы, были обнаружены неисправности в рычагах

управления и реверсивном механизме.

Известен случай падения стрелы крана К-46 вслед­ ствие обрыва стрелового каната. Это произошло из-за неправильной запасовки каната, вызвавшей его трение о неподвижную ось блока полиспаста при подъеме и опускании стрелы.

Случаи падения стрел наблюдались также вследствие некачественного ремонта металлоконструкций.

ПАДЕНИЕ ГРУЗОВ

Падение грузов вследствие неправильной обвязки или обрыва строп вызывается прежде всего тем, что к выполнению стропальных работ зачастую допускаются

необученные рабочие, а также в результате использо­

вания неисправных или не соответствующих характеру перемещаемого груза приспособлений.

Так, например, был случай, когда на крюк крана

КБ-160 во время работы были зацеплены три трубы диаметром 150 мм, длиной 5,5 м каждая одной ветвью четырехветвевого стропа «на удав». При перемещении одна труба выпала из связки и тяжело травмировала

рабочего. Установлено, что рабочий был допущен к вы­ полнению работ по строповке и обвязке грузов без специ­

ального обучения и инструктажа.

На заводе железобетонных изделий башенным кра-

11

ном выгружались плиты из пропарочной камеры. Каждая плита была зацеплена не за две петли, а за одну. При перемещении петля оборвалась, плита упала и травми­

ровала рабочую, находившуюся в зоне работ. В данном случае плиты укладывал рабочий, не прошедший соот­ ветствующего обучения.

На строительстве производственного корпуса краном КБ-100 на 20-метровую высоту поднималась пачка ар­ матуры весом 3650 кг, зацепленная за обвязочную про­ волоку. При опускании груза к месту укладки проволока оборвалась и упавшим грузом были травмированы на­ ходившиеся внизу рабочие. В этом случае зацепка про­ изводилась обученным рабочим, однако в месте произ­ водства работ не было соответствующих приспособлений для правильной строповки грузов.

В проектах производства работ часто указываются способы строповки лишь основных строительных гру­ зов — блоков, плит, колонн, ригелей, перемычек, тары

с раствором, а способы обвязки и соответствующие при­ способления для подачи столярных и сантехнических

изделий, а также ряда мелких деталей в проектах не

отражаются. В таких случаях рабочие вынуждены сами изобретать различные способы и приемы подачи этих изделий, что может привести к несчастным случаям.

Так, например, на строительстве производственного корпуса для подачи на восьмой этаж рабочие застропили оконные блоки с помощью деревянного бруска, подло­ женного под верхние переплеты блоков. При опускании

груза деревянный брусок сломался, оконные блоки упали и травмировали проходящего в опасной зоне шофера. Как выяснилось, опасная зона работы вокруг строящегося

здания и зона работы крана не были выделены, рабочие и приезжающие на стройку люди проходили в подсобные помещения рядом со стеной здания в зоне действия крана.

ПОРАЖЕНИЕ ТОКОМ ПРИ РАБОТЕ КРАНОВ ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Как показывает практика, значительное количество строительных рабочих (12,3%) травмируется при уста­ новке и работе кранов вблизи линий электропередачи (ЛЭП) или непосредственно под ними. В настоящее

12


время не все стреловые самоходные краны оснащены приборами, сигнализирующими опасное приближение

стрелы крана к проводам, находящимся под напряже­ нием. Основной причиной поражения током при работе кранов вблизи ЛЭП является несоблюдение организа­ ционных мер защиты, предусмотренных Правилами тех­ ники безопасности в строительстве и Правилами Госгор­ технадзора.

При работе кранов вблизи ЛЭП следует правильно выбирать место их установки, дополнительно инструкти­ ровать крановщиков и стропальщиков, работы произво­ дить только по наряду-допуску, определяющему безопас­ ные условия работы, и под непосредственным руковод­ ством инженерно-технического работника, отвечающего за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Однажды было начато строительство здания в зоне линии электропередачи напряжением 10 кВ. Однако для этого не имелось разрешения от владельца линии, не был разработан проект производства работ, а также не выда­ вался наряд-допуск для работ вблизи ЛЭП. Автокран

К-32 был установлен на расстоянии 2 м от крайнего про­ вода ЛЭП для разгрузки железобетонных изделий. Во время работы при подъеме стрелы в рабочее положение она коснулась провода ЛЭП, и двое рабочих, вынимав­ ших стропы из ниши неповоротной части крана, были поражены током. На стреле и выносных опорах произо­

шло оплавление металла, под опорами грунт оказался сплавленным и превратился в шлак. В этом случае кра­ новщик грубо нарушил производственную инструкцию.

В его путевом листе стоял штамп, запрещающий само­ вольную установку крана вблизи ЛЭП без наряда-до­

пуска, и соответствующая надпись была сделана на ка­ бине крана.

В другом случае автокран АК-32М был установлен на строительстве животноводческой фермы непосредст­ венно под ЛЭП напряжением 10 кВ. Во время подъема

стрела коснулась провода ЛЭП, и рабочий, устанавли­ вавший выносные опоры крана, был поражен током. В

данном случае наряд-допуск на производство работ вбли­ зи ЛЭП не был выдан, прораб, направивший кран на

стройку, не проинструктировал рабочих и не указал место установки крана.

13

Несчастные случаи при работе кранов на стройках происходят и по другим причинам: от зажатия рабочих перемещаемыми грузами или между поворотными и не­ поворотными частями кранов, падения рабочих с высоты из-за удара грузом или стропами. За рассматриваемый период по этим причинам произошло 15,2% случаев.

Так, на строительстве жилого дома башенным кра­

ном при перемещении инвентарных подмостей был трав­ мирован рабочий. Установка подмостей производилась

необученными рабочими, которые эту операцию выпол­ няли опасными приемами, находясь между стеной и грузом.

В другом случае во время работы крана КБ-60 под­

собная рабочая поднялась на его неповоротный портал для установки ведра с обтирочным материалом. В это

время крановщик сделал поворот, и рабочая была за­ жата между поворотной и неповоротной частями крана.

C точки зрения техники безопасности следует отме­

тить неудачное конструктивное выполнение кранов серии

КБ в месте соединения поворотных и неповоротных час­

тей. При наличии свободного доступа на неповоротную платформу на уровне человеческого роста поворотная часть во время движения представляет большую опас­

ность. Поэтому на кранах этой серии следует, на наш взгляд, ограждать доступ на неповоротную часть и вы­

вешивать предупреждающие плакаты.

Имели место случаи зажатия рабочих и на автомо­

бильных кранах серии АК-75. Это происходит обычно в начале работ или по их окончании, когда рабочие выни­ мают или укладывают стропы, освобождают выносные опоры, а крановщик в это время разворачивает крановую установку.

Случаи удара грузом или съемными приспособле­

ниями рабочих, находящихся на высоте, происходят из-за небрежности в работе крановщиков, вызванной недоста­

точным опытом работы, усталостью или плохой види­ мостью в вечернее и ночное время. Грузы и стропы сле­ дует перемещать на высоте не менее 0,5 м от встречаю­

щихся на пути предметов и на высоте не менее 2,5 м от площадок и проходов, где возможно нахождение людей.

Как видно из практики, при работе кранов чаще всего

получают травмы технологические рабочие — монтаж­

ники, каменщики, грузчики, водители транспортных

14


Зависимость травматизма от обученности и производственного стажа рабочих

 

­

 

­

 

Специальность

Всего вартм и р о

вано

еобученН

ных

 

 

 

 

Таблица З

в %

Стаж работы

до ɪ от I го­ свыше года да до 3 3 лет лет

Крановщики

32

2,7

16

24

60

Стропальщики (такелажники)

45

68

57

18

25

Из них:

 

 

 

 

 

а)

монтажники

16

59

54

28

18

б)

каменщики

14

60

44

22

34

в)

грузчики и разнорабочие

10

83

75

16

9

г) шоферы, трактористы

5

100

83

17

Рабочие, не связанные с обслужи­

 

 

 

 

 

ванием кранов, но находившиеся в

 

 

 

19

 

опасной зоне

23

31

50

средств, доставляющие грузы на стройки (таблица 3).

Характерно, что более половины (68%) этих рабочих допускались к выполнению работ, связанных с обслужи­

ванием кранов, без соответствующего обучения. Поэтому основной мерой по борьбе с травматизмом на строитель­ ных кранах следует считать проведение высококачест­ венного обучения и инструктажа рабочих.

Высокий процент травматизма крановщиков, имеющих стаж работы свыше 3 лет (60%), свидетельствует о не­ обходимости проведения повторных инструктажей, по­

вышения их качества и систематического проведения с крановщиками бесед, лекций, разбора имевших место

нарушений правил безопасности, а также случаев аварий и травматизма.

Большой процент пострадавших (23%) падает на

рабочих, не связанных с обслуживанием кранов, но на­

ходившихся в опасных зонах на строительных площад­ ках. Это говорит о нечеткой организации строительно­ монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, слабой трудовой и производственной дисциплине рабочих на стройках. Зарегистрированы случаи, когда при работе кранов получали травмы люди, даже не работавшие на

стройках, а случайно попавшие на площадки, так как от­ сутствовали ограждения и не были выделены опасные зоны.

15