Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
нагрузок. Обычно начало падения крана совпадает с
приближением стрелы к положению наименьшей устойчи вости, т. е. когда стрела находится перпендикулярно продольной оси самоходных кранов или подкрановым
путям башенных кранов.
Для того чтобы вывести кран из устойчивого положе ния, требуется воздействие постоянных динамических на грузок, так как кратковременные нагрузки не представ
ляют большой опасности. Установлено, что динамическая нагрузка, достигающая 50% веса груза, соответствует статической перегрузке не более 16%. Стреловые краны, рассчитанные на устойчивость с запасом 40%, можно считать безопасными от воздействия динамических
толчков1.
В то же время восприятие металлоконструкциями кранов переменных по величине нагрузок в виде дина
мических толчков может привести к появлению уста лостных трещин и разрушению конструкций. По этой причине произошло опрокидывание башенного крана
КБ-306. Кран упал во время транспортировки груза, не превышающего допустимой грузоподъемности, из-за образования и развития трещин во втулке флюгера ве дущей тележки в месте соединения с ходовой рамой. При
падении крана были травмированы рабочие.
К опрокидыванию кранов часто приводит неисправ ность подкранового пути или неподготовленность пло щадки. Так, например, был случай, когда до установки
башенного крана МСК-55-20 и включения его в работу
балластная призма подкранового пути не была пол ностью отсыпана, не уплотнена, тупиковые упоры не смонтированы. В результате этого в процессе эксплуа тации пути получили неравномерную осадку и при оче редном подъеме панели кран начал самопроизвольно
двигаться к концу путей, сошел с рельсов и опрокинулся. Для производства строительных работ был установлен автомобильный кран АК-75 на неподготовленной пло щадке, имеющей уклон до 8°, причем только на две вы носные опоры вместо четырех. При повороте стрелы C
грузом |
кран |
опрокинулся, крановщик, находившийся |
|
в кабине, был тяжело травмирован. |
|||
1 |
См.: |
И. Я. |
Каган. Безопасность работы на башенных кра |
нах. |
Μ., Стройиздат, 1961. |
10
ПАДЕНИЕ СТРЕЛ
Падение стрел чаще наблюдается у автомобильных и гусеничных кранов и реже у башенных и пневмоко-
лесных. Падение стрел происходит в основном из-за неисправности тормозов и обрыва канатов и влечет за собой, как правило, излом металлоконструкций. Это объ ясняется несовершенством тормозов стреловых лебедок автомобильных и гусеничных кранов, недостаточным техническим уходом за кранами как со стороны меха ников, так и крановщиков. Так, например, на строитель стве животноводческой фермы автомобильным краном
К-51 подавались силикатные блоки к месту укладки. При опускании для зацепки очередного блока стрела упала. Как установлено, кран работал с неисправным стопорным устройством тормоза механизма подъема и опускания стрелы, были обнаружены неисправности в рычагах
управления и реверсивном механизме.
Известен случай падения стрелы крана К-46 вслед ствие обрыва стрелового каната. Это произошло из-за неправильной запасовки каната, вызвавшей его трение о неподвижную ось блока полиспаста при подъеме и опускании стрелы.
Случаи падения стрел наблюдались также вследствие некачественного ремонта металлоконструкций.
ПАДЕНИЕ ГРУЗОВ
Падение грузов вследствие неправильной обвязки или обрыва строп вызывается прежде всего тем, что к выполнению стропальных работ зачастую допускаются
необученные рабочие, а также в результате использо
вания неисправных или не соответствующих характеру перемещаемого груза приспособлений.
Так, например, был случай, когда на крюк крана
КБ-160 во время работы были зацеплены три трубы диаметром 150 мм, длиной 5,5 м каждая одной ветвью четырехветвевого стропа «на удав». При перемещении одна труба выпала из связки и тяжело травмировала
рабочего. Установлено, что рабочий был допущен к вы полнению работ по строповке и обвязке грузов без специ
ального обучения и инструктажа.
На заводе железобетонных изделий башенным кра-
11
ном выгружались плиты из пропарочной камеры. Каждая плита была зацеплена не за две петли, а за одну. При перемещении петля оборвалась, плита упала и травми
ровала рабочую, находившуюся в зоне работ. В данном случае плиты укладывал рабочий, не прошедший соот ветствующего обучения.
На строительстве производственного корпуса краном КБ-100 на 20-метровую высоту поднималась пачка ар матуры весом 3650 кг, зацепленная за обвязочную про волоку. При опускании груза к месту укладки проволока оборвалась и упавшим грузом были травмированы на ходившиеся внизу рабочие. В этом случае зацепка про изводилась обученным рабочим, однако в месте произ водства работ не было соответствующих приспособлений для правильной строповки грузов.
В проектах производства работ часто указываются способы строповки лишь основных строительных гру зов — блоков, плит, колонн, ригелей, перемычек, тары
с раствором, а способы обвязки и соответствующие при способления для подачи столярных и сантехнических
изделий, а также ряда мелких деталей в проектах не
отражаются. В таких случаях рабочие вынуждены сами изобретать различные способы и приемы подачи этих изделий, что может привести к несчастным случаям.
Так, например, на строительстве производственного корпуса для подачи на восьмой этаж рабочие застропили оконные блоки с помощью деревянного бруска, подло женного под верхние переплеты блоков. При опускании
груза деревянный брусок сломался, оконные блоки упали и травмировали проходящего в опасной зоне шофера. Как выяснилось, опасная зона работы вокруг строящегося
здания и зона работы крана не были выделены, рабочие и приезжающие на стройку люди проходили в подсобные помещения рядом со стеной здания в зоне действия крана.
ПОРАЖЕНИЕ ТОКОМ ПРИ РАБОТЕ КРАНОВ ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Как показывает практика, значительное количество строительных рабочих (12,3%) травмируется при уста новке и работе кранов вблизи линий электропередачи (ЛЭП) или непосредственно под ними. В настоящее
12
время не все стреловые самоходные краны оснащены приборами, сигнализирующими опасное приближение
стрелы крана к проводам, находящимся под напряже нием. Основной причиной поражения током при работе кранов вблизи ЛЭП является несоблюдение организа ционных мер защиты, предусмотренных Правилами тех ники безопасности в строительстве и Правилами Госгор технадзора.
При работе кранов вблизи ЛЭП следует правильно выбирать место их установки, дополнительно инструкти ровать крановщиков и стропальщиков, работы произво дить только по наряду-допуску, определяющему безопас ные условия работы, и под непосредственным руковод ством инженерно-технического работника, отвечающего за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
Однажды было начато строительство здания в зоне линии электропередачи напряжением 10 кВ. Однако для этого не имелось разрешения от владельца линии, не был разработан проект производства работ, а также не выда вался наряд-допуск для работ вблизи ЛЭП. Автокран
К-32 был установлен на расстоянии 2 м от крайнего про вода ЛЭП для разгрузки железобетонных изделий. Во время работы при подъеме стрелы в рабочее положение она коснулась провода ЛЭП, и двое рабочих, вынимав ших стропы из ниши неповоротной части крана, были поражены током. На стреле и выносных опорах произо
шло оплавление металла, под опорами грунт оказался сплавленным и превратился в шлак. В этом случае кра новщик грубо нарушил производственную инструкцию.
В его путевом листе стоял штамп, запрещающий само вольную установку крана вблизи ЛЭП без наряда-до
пуска, и соответствующая надпись была сделана на ка бине крана.
В другом случае автокран АК-32М был установлен на строительстве животноводческой фермы непосредст венно под ЛЭП напряжением 10 кВ. Во время подъема
стрела коснулась провода ЛЭП, и рабочий, устанавли вавший выносные опоры крана, был поражен током. В
данном случае наряд-допуск на производство работ вбли зи ЛЭП не был выдан, прораб, направивший кран на
стройку, не проинструктировал рабочих и не указал место установки крана.
13
Несчастные случаи при работе кранов на стройках происходят и по другим причинам: от зажатия рабочих перемещаемыми грузами или между поворотными и не поворотными частями кранов, падения рабочих с высоты из-за удара грузом или стропами. За рассматриваемый период по этим причинам произошло 15,2% случаев.
Так, на строительстве жилого дома башенным кра
ном при перемещении инвентарных подмостей был трав мирован рабочий. Установка подмостей производилась
необученными рабочими, которые эту операцию выпол няли опасными приемами, находясь между стеной и грузом.
В другом случае во время работы крана КБ-60 под
собная рабочая поднялась на его неповоротный портал для установки ведра с обтирочным материалом. В это
время крановщик сделал поворот, и рабочая была за жата между поворотной и неповоротной частями крана.
C точки зрения техники безопасности следует отме
тить неудачное конструктивное выполнение кранов серии
КБ в месте соединения поворотных и неповоротных час
тей. При наличии свободного доступа на неповоротную платформу на уровне человеческого роста поворотная часть во время движения представляет большую опас
ность. Поэтому на кранах этой серии следует, на наш взгляд, ограждать доступ на неповоротную часть и вы
вешивать предупреждающие плакаты.
Имели место случаи зажатия рабочих и на автомо
бильных кранах серии АК-75. Это происходит обычно в начале работ или по их окончании, когда рабочие выни мают или укладывают стропы, освобождают выносные опоры, а крановщик в это время разворачивает крановую установку.
Случаи удара грузом или съемными приспособле
ниями рабочих, находящихся на высоте, происходят из-за небрежности в работе крановщиков, вызванной недоста
точным опытом работы, усталостью или плохой види мостью в вечернее и ночное время. Грузы и стропы сле дует перемещать на высоте не менее 0,5 м от встречаю
щихся на пути предметов и на высоте не менее 2,5 м от площадок и проходов, где возможно нахождение людей.
Как видно из практики, при работе кранов чаще всего
получают травмы технологические рабочие — монтаж
ники, каменщики, грузчики, водители транспортных
14
Зависимость травматизма от обученности и производственного стажа рабочих
|
|
|
|
|
Специальность |
Всего вартм и р о |
вано |
еобученН |
ных |
|
|
|
|
Таблица З
в %
Стаж работы
до ɪ от I го свыше года да до 3 3 лет лет
Крановщики |
32 |
2,7 |
16 |
24 |
60 |
|
Стропальщики (такелажники) |
45 |
68 |
57 |
18 |
25 |
|
Из них: |
|
|
|
|
|
|
а) |
монтажники |
16 |
59 |
54 |
28 |
18 |
б) |
каменщики |
14 |
60 |
44 |
22 |
34 |
в) |
грузчики и разнорабочие |
10 |
83 |
75 |
16 |
9 |
г) шоферы, трактористы |
5 |
100 |
83 |
17 |
— |
|
Рабочие, не связанные с обслужи |
|
|
|
|
|
|
ванием кранов, но находившиеся в |
|
|
|
19 |
|
|
опасной зоне |
23 |
— |
31 |
50 |
средств, доставляющие грузы на стройки (таблица 3).
Характерно, что более половины (68%) этих рабочих допускались к выполнению работ, связанных с обслужи
ванием кранов, без соответствующего обучения. Поэтому основной мерой по борьбе с травматизмом на строитель ных кранах следует считать проведение высококачест венного обучения и инструктажа рабочих.
Высокий процент травматизма крановщиков, имеющих стаж работы свыше 3 лет (60%), свидетельствует о не обходимости проведения повторных инструктажей, по
вышения их качества и систематического проведения с крановщиками бесед, лекций, разбора имевших место
нарушений правил безопасности, а также случаев аварий и травматизма.
Большой процент пострадавших (23%) падает на
рабочих, не связанных с обслуживанием кранов, но на
ходившихся в опасных зонах на строительных площад ках. Это говорит о нечеткой организации строительно монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, слабой трудовой и производственной дисциплине рабочих на стройках. Зарегистрированы случаи, когда при работе кранов получали травмы люди, даже не работавшие на
стройках, а случайно попавшие на площадки, так как от сутствовали ограждения и не были выделены опасные зоны.
15