Файл: Дедков, В. Л. Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

циями, разрабатывающими проекты производства работ.

Они являются руководящим документом для произво­

дителей работ, строительных мастеров

и рабочих.

В настоящее время

разработаны

ЦНИИОМТП и

утверждены техническим

управлением

Госстроя СССР

«Методические указания по разработке типовых техно­ логических карт в строительстве». При составлении тех­ нологических карт нужно руководствоваться этими указаниями, а также главами издаваемого ЦНИИОМТП «Руководства по организации труда при производстве

строительно-монтажных работ» и учитывать требования СНиП III-A. 11—70 «Техника безопасности в строитель­ стве» и Правил Госгортехнадзора по грузоподъемным кранам.

Наряду с другими важными вопросами в технологи­

ческих картах должны приводиться указания по технике безопасности и, в частности, по безопасной эксплуатации

грузоподъемных кранов.

Анализ производственного травматизма при исполь­ зовании грузоподъемных кранов в строительстве пока­ зывает, что значительное количество несчастных случаев происходит из-за отсутствия, незнания или невыполнения проектных решений по безопасной организации строи­

тельно-монтажных работ. Чаще всего организацион­ ными причинами травматизма при работе с кранами являются:

неустойчивое положение монтируемых элементов при их установке в проектное положение;

отсутствие такелажных приспособлений, которые в полной мере соответствовали бы форме и габаритам монтируемых элементов;

неисправность вспомогательных грузозахватных при­ способлений и неправильная строповка конструкций и

деталей;

плохая организация рабочего места монтажника, на­ ходящегося на высоте при установке конструкций в про­ ектное положение.

В связи с этим в технологических картах необходимо подробно разрабатывать последовательность рабочих

операций, начиная от подготовки конструкции (элемен­

та) к зацепке грузозахватным приспособлением до ее установки и закрепления в проектном положении. C этой целью нужно правильно определить способы

105


подъема конструкций, избе­ гая возникновения в них опасных напряжений при подъеме, а при необходимо­

сти предусмотреть временное крепление; определить мес­ та строповки конструкций, выбрать соответствующие вспомогательные грузозах­

ватные приспособления (тра­ версы, стропы).

При эксплуатации кранов нужно шире применять авто­ матические и полуавтомати­ ческие приспособления, так как они исключают необхо­ димость монтажнику доби­ раться в опасных условиях до мест расстроповки. На рис. 38 показан полуавтома­

тический захват для монта­ жа колонн.

Конструкция должна по­ даваться краном для уста­

Рис. 38. Траверса с полуав­ томатическим захватом для монтажа колонн:

1 — рама; 2 — коробка; 3 — электродвигатель с редуктором; 4 — винт; 5 — гайка; 6 — запорный палец; 7 — стропы; 8 — траверса; 9 — гибкий кабель; 10 — дубли­ рующие кнопки управления.

новки в проектное положение

без дополнительных разво­ ротов на крюке крана или применения других операций, требующих значитель­ ных усилий.

Для безопасной работы на кранах нужно не только

иметь правильно выбранные и исправные грузозахватные приспособления, но также предусматривать использование других приспособлений— кондукторов, расчалок, специальных связей, подкосов,

струбцин для прочного и устойчивого закрепления эле­ ментов конструкций. На рис. 39 показан кондуктор си­ стемы ЦНИИОМТП, применяемый для правильной уста­

новки и временного закрепления ферм и балок. После того как фермы, балки, рамы, колонны и другие строи­ тельные конструкции надежно закреплены, можно про­ изводить их расстроповку.

106

1 “ поперечные

связи

кондуктора; 2 ~ вы­

верочные

винты;

3

зажимные винты мон­

тируемого

элемента«

 

В последнее время при разработке и внедрении

научной организации труда в бригадах находят приме­ нение карты трудовых процессов, которые подобно технологическим картам отражают безопасные способы производства отдельных видов строительно-монтажных

работ

с использованием грузоподъемных кранов.

В

технологических картах и картах трудовых про­

цессов особо детально должны разрабатываться методы и приемы труда. Задача разрабатываемых карт — по­ казать не только наиболее производительные приемы труда, но и безопасное их выполнение. Для этого на

107


эскизах должны графически изображаться рабочие при выполнении тех или иных операций, их местонахождение (поза) при рекомендуемых приемах труда.

При описании приемов труда следует конкретно

показать, где, в каком месте должен стоять рабочий, в какой позе, как он должен направлять конструкцию в

проектное положение и крепить ее.

Снижение травматизма при выполнении монтажных работ в значительной степени зависит от знания работ­ никами общих требований Правил безопасности при

работе с кранами и их неукоснительного соблюдения. В частности, при производстве работ по подъему и пере­ мещению грузов кранами нужно соблюдать следующие требования:

нельзя находиться рабочим, не имеющим прямого отношения к производимой работе, в местах производства работ, на кранах и особенно между их поворотной и неповоротной частью;

подъем и перемещение мелкоштучных грузов можно производить только в специальной таре;

запрещается поднимать кранами железобетонные

ибетонные изделия весом более 500 кг без маркировки

иуказания их фактического веса. При подъеме груза нужно предварительно приподнять груз на высоту 200— 300 мм для проверки правильности строповки и надеж­ ности действия тормоза;

при подъеме или опускании груза вблизи стены, ко­

лонны, штабеля нельзя находиться рабочим между

грузом и частями зданий или конструкциями. Стропаль­

щику разрешается быть возле груза лишь в том случае, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки, на которой стоит стропальщик;

перемещать в горизонтальном направлении груз,

крюковую подвеску или чалочные приспособления нужно на высоте не менее 0,5 м над встречающимися на пути предметами;

опускать груз на площадку и строение необходимо только на предназначенное место, где исключается воз­ можность его падения, опрокидывания или сползания. Нельзя устанавливать или поднимать груз, находящий­

ся в неустойчивом положении; запрещается поднимать или опускать груз, если на

нем находятся люди.

ЛИТЕРАТУРА

Баранов Л. А. Основы техники безопасности и производственной санитарии в строительстве. Μ., Стройиздат, 1971.

Ba й н со н А. А. Строительные краны. Μ., «Машинострое­ ние», 1969.

Гриневич Г. П., Гетман А. C., Гриневич Г. Г. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и тран­ спортных операций в строительстве. Μ., Стройиздат, 1970.

Дедков В. Л. Справочник по котлонадзору. Минск, «Бе­ ларусь», 1969.

Дедков В. Л. О надежности эксплуатации башенных кра­ нов. «Безопасность труда в промышленности», 1973, № 11.

Дедков В. Л., ВиленчикЕ. Μ. Эксплуатация грузо­ подъемных кранов на объектах комбината «Минскстрой». «Безо­ пасность труда в промышленности», 1973, № 1.

Дедков В. Л., Виленчик Е. Μ. Обеспечение безопас­ ной эксплуатации грузоподъемных кранов. «Новости промышленного строительства», выпуск 8, 1972.∙

Епифанов С. П., Поляков В. И. Краны стреловые пневмоколесные и гусеничные. Μ., «Высшая школа», 1967.

Желудков В. И., Сергеев Μ. А. Снижение травма­ тизма в строительстве. Μ., Стройиздат, 1970.

Золотницкий Н.Д., Райтман И. Я-, Огольцов А. Ф.

Охрана труда в строительстве. Μ., «Высшая школа»,

1969.

 

Каган

И.

Я.

Безопасность работы

на башенных кранах.

Μ., Стройиздат,

1961.

В., Торопов А.

С.

Охрана

труда в

го­

Коротеев Д.

родском строительстве. Μ., Стройиздат, 1969.

 

 

 

Крупницкий И. H.,

Спельман Е. П. Машины,

обо­

рудование и

оснастка для

безопасного

производства работ.

Μ.,

Стройиздат,

1970.

Мероприятия по

 

 

 

 

Левин

Μ. Μ.

обеспечению

безопасной

работы стреловых самоходных кранов. «Механизация строитель­ ства», 1972, № 6.

Материалы расследования аварий и несчастных случаев при эксплуатации кранов в строительстве в 1963—1972 гг. Архив Гос­ гортехнадзора БССР.

109



Методические указания по разработке вопросов техники безо­ пасности и производственной санитарии в проектах организации строительства и производства работ. Μ., Стройиздат, 1966.

Невзоров Л. А., Пазельский Г. H., Романюха В. А. Машинист башенного крана. Μ., «Высшая школа», 1972.

Петри Л. О., К у л и к о в В. К. Условия электробезопас­ ности работы стреловых кранов вблизи линий электропередач. «Ме­ ханизация строительства», 1972, № 4.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Μ., «Металлургия», 1970.

 

Основы строительного производства.

Под редакцией

С. Μ. Ва­

реника. Μ., «Высшая школа», 1973.

 

 

 

 

 

Рекомендации по методике анализа производственного травма­

тизма в строительстве. Μ., Стройиздат, 1968.

 

глава 11.

 

Строительные нормы и правила, часть

ІП, раздел А,

«Техника безопасности в строительстве». Μ., Стройиздат, 1970.

 

Толстой Μ.

Г.,

Демидов Μ. Д.

Техника

безопасности

и противопожарные

мероприятия в строительстве.

Μ.,

«Высшая

школа», 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тополянский А. Б. Техника

безопасности

на

строитель­

ных площадках.

«Промышленная энергетика», 1972, № 10.

при

Ушаков

П.

И.,

Л и с я к о в А.

Г.

Техника

безопасности

устройстве

и эксплуатации грузоподъемных кранов.

Μ., Maui-

гиз,

1962.

 

 

 

 

 

 

 

Указания по безопасному использованию стреловых самоходных кранов на монтажных и специальных строительных работах (BCH 274—71). Μ., ЦБНТИ, 1971.

Филиппов

Б. И.

Охрана

труда при

эксплуатации строи­

тельных машин. Μ., «Высшая школа», 1970.

 

 

Чубате н ко И. Μ.,

Бронштейн

Μ.

С. Монтажные

грузозахватные

приспособления.

«Механизация

строительства»,

1972, № 3.