Файл: Сейфуллаев, Р. С. Концепция причинности и ее функции в физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
дифференциальное и интегральное исчисление-, которое тотчас и воз никает и которое было в общем и целом завершено, а не изобретено Ньютоном и Лейбницем» (Маркс, Энгельс, т. 20, с. 573).
В современной математизированной физике к описаний» внут ренней структуры частиц применяется функциональный подход, допускающий как импульсное, так и пространственно-временное представление (Барашенков, 19656). В физиологии функция, функци ональные особенности и т. п. — неотъемлемые для науки основные понятия, выражающие процессы жизнедеятельности. Математизация науки привела к широкому применению понятия функциональности и в социологических исследованиях. Однако буржуазная социология, особенно ее американские школы (математическая — Дж. Данберг, П. Лазарсфельд, С. Додд, Н. Рашевский; структурно-функциональ н а я — Т. Парсонс, Р. Мартон; микросоциологическая — Дж. Мо рено), ставят своей целью изучение функциональных связей в об щественной жизни, оставляя в тени или полностью отрицая детер минизм. Но отрицание объективной детерминированности, причинной обусловленности общественных явлений ведет к субъективному толко ванию как этих явлений, так и самих функциональных связей. Поэтому вполне закономерен вывод Н. Рашевского о том, что «кривая распре деления богатства склоняется к индивидам с высокими способно стями». Т. Парсонс же прямо утверждает, что «в обществе нет доми нирующих факторов» (Некоторые категории диалектики, 1963, с. 67—68). Эти выводы, как известно, не новы; они по существу по вторяют «теорию факторов», подвергнутою критике основоположни ками марксизма.
Отметим также, что в трудах классиков марксизма наряду с кри тикой функционализма (последний сводился в итоге к признанию функциональной зависимости в противовес причинности) широко применяется понятие «функция» и «функциональность».
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы функциональности и необходимости выяснения смысла понятия «функциональность», особенно его онтологического аспекта. Выясне ние смысла понятия функциональности является философским во просом, который, естественно, зависит от уровня развития теории функциональности и ее приложений. Поэтому раскрытие сущности категории функциональности, дальнейшее развитие функциональ ных представлений зависит не только от частных наук, опирающихся на эти представления, но и от решения многих философских проблем, таких как причинность, взаимодействие, закономерность и т. д. Это не исключает, а, напротив, обусловливает обратное влияние философски осмысленного понятия функциональности на развитие теории функциональности, распространение методов ее на другие науки.
Одной из мало исследованных гносеологических проблем физи ческого познания является проблема функциональности, хотя она и ставилась в истории развития философской и естественнонаучной мысли. В зависимости от уровня развития теории, влияния той или иной философской системы на мировоззрение ученого эта проблема
в разные времена решалась отдельными авторами неоднозначно. Интересно было бы проследить на примере одной науки, скажем фи зики, историю этого вопроса от момента возникновения до становле ния современного понимания функциональности как философской категории. Такой подход необходим для уяснения сущности фило софского осмысления проблемы функциональности, без чего невоз можно всесторонне понять и развить на диалектико-материали стической основе теорию функциональности.
Однако мы не будем останавливаться на истории вопроса, ибо это предмет специального исследования, а попытаемся изложить современное состояние проблемы, уделяя главное внимание ее спе цифике в естественных науках, в частности в физике.
В науках о природе познание функциональных отношений ис следуемых объектов находилось в связи с познанием причинно-след ственных отношений, что определяется объективной связью между функциональными и причинными отношениями, отражающейся в со держании понятий «причинность» и «функциональность». В последние годы этот факт стал предметом исследования в ряде работ (Мелюхин, 1980; Свечников, 1961; Бунге, 1962; Волосевич, Лойфман, 1963).
Интерес к исследованию связи между причинностью и функци ональностью определяется также тем, что в естественных науках общее признание причинной обусловленности явлений составляет лишь первый этап исследования. Вслед за раскрытием причинноследственных отношений, что составляет лишь общую качественную сторону явления, возникает необходимость выражения его в коли чественной форме, в виде некоторой функциональной зависимости, что углубляет познание от сущности первого порядка до сущности второго порядка и т. д.
Таким образом, создание в настоящее время общей теории функ циональности — весьма актуальная задача. Глубокий анализ от дельных процессов и явлений с помощью математических методов сейчас сочетается с широким синтезом всего богатства существующих в природе отношений и взаимозависимостей.
Исходя из материалистического принципа бесконечности форм объективных связей (см. Ленин, т. 18, с. 143, 144), можно предвари тельно определить функциональность как понятие, отражающее специфический класс отношений в общей цепи развития материи. Конечно, не следует думать, что это ведет к подмене причинных от ношений функциональными и отождествлению понятий причинности и функциональности. Как известно, такая попытка была в свое время предпринята Э. Махом и подвергнута неопровержимой критике В. И. Лениным (см. т. 18, с. 163—166). Э. Мах сознательно противо поставляет функциональность «давно установившемуся», немного неудачному, по его словам, представлению причинности о том, что «за одинаковыми дозами причины следуют одинаковые дозы след ствия», через которые «проглядывает какое-то аптекарское мировоз зрение, напоминающее учение о четырех стихиях». Уже в одной из своих первых работ (Mach, 1872) Э. Мах пробует «заменить понятие причины математическим понятием функции: зависимость явлений
55
друг от друга, точнее — зависимость признаков явлений друг от друга» (Мах, 1908, с. 89). Интересно, что уже в то время, по при знанию самого Э. Маха,[против такой «замены» были выдвинуты серь езные возражения со стороны ученых, в частности со стороны Коссмана (Cossmann, 1899, с. 22).
«Преимущество понятия функции перед понятием причины,— пишет в «Анализе ощущений» Э. Мах,— я вижу в том, что первое заставляет быть точным и что в нем нет неполноты, неопределенности и односторонности последнего. Действительно, причина представляет собой примитивное временное понятие, которым можно пользоваться лишь в силу необходимости» (Мах, 1908, с. 92). Не представляет осо бого труда заметить, что Э. Мах сводит причинность к временной последовательности, а это не ново: в истории философии данная точка зрения четко представлена Д. Юмом г. Естественно, при таком под ходе понятие причины обедняется. Поэтому несостоятельность кри тики причинности субъективным идеализмом в целом, в частности Э. Махом, заключается в самой перевернутой логике исследования: вначале свели причинность к временной последовательности, а за тем объявили понятие причины «неполным», «неопределенным», «од носторонним». Отсіода нетрудно сделать и следующий шаг: «Понятие причины переходит понемногу через малоудачные формы в понятие зависимости, понятие функции» (Мах, 19096, с. 95).
Но Э. Мах, как, кстати, и его предшественники и последова тели, не ограничился заменой причинности функциональностью. Его главная ошибка, как и всего позитивизма, заключалась в отри цании объективности и закономерности в природе, в субъективно идеалистическом истолковании этих категорий как отношений между ощущениями-«элементами»12. «Мы,— читаем у Маха в другой его работе «Познание и заблуждение»,—...имеем перед собой одно временно вместе элементы реального мира и элементы нашего Я. Интересовать нас может еще только одно,— это функциональная за висимость (в математическом смысле) этих элементов друг от друга» (Мах, 1909а, с. 19). И, наконец, приведем несколько выдержек из «Механики» Э. Маха, где читаем, что «в природе нет причины и нет следствия»..., «сущность связи между причиной и следствием... су ществует только в абстракции»..., «причина и следствие суть создания
1 Юм, по словам самого Маха, «тоже не признает причинности, а только
п.°“ $довательность во времени, ставшую нам привычной и знакомой» (Мах, 19096, с. 405).
2 В »той связи представляет интерес напомнить, что не кто иной, как
Д. Юм в письме к Гильберту от 10 марта 1751 г. называет причинность «связью
ввоображении» (Юм,jr. 2,1966, с. 854) и тем самым подчеркивает не только иллю зорность объективной причинности, но и то, что источник причинности, по его мнению, лежит в сфере психики и лишь из нее переносится на внешний мир.
Іаким образом, в своей критике причинности Э. Мах буквально перепевает Д . Юма. В отличие от Юма, для которого понятие причинности относилось к об ласти связей (пусть лишь воображаемых), для современных позитивистов (Л. Витгеаштей, М. Шлик и др.) причинность относится только к сфере логических отношений (Schlik, 1949, с. 525—526).
56
нашего мышления...» (Мах, 19096, с. 404—406) и т. д. и т. п. Продол жать подобные высказывания нет необходимости, картина доста точно ясна — рассматриваемая проблема относилась Э. Махом но к объективному миру, а лишь к свойствам нашего сознания, что пол ностью противоречит науке и практике.
В связи с изложенной критикой эмпириокритицизма по иссле дуемому вопросу становится ясным, что все исходные положения Э. Маха в подходе к решению проблемы функциональности носят субъективно-идеалистический характер, а потому ложны в своей основе и должны быть отвергнуты.
Вплане сказанного представляют значительный интерес пометки
В.И. Ленина на полях в замечаниях на книгу В. Шулятикова «Оп равдание капитализма в западноевропейской философии. От Декарта до Маха». Приводя выдержку из последней о том, что «понятие функ циональной зависимости есть отрицание зависимости причинной...»,
В.И. Ленин пишет на полях —«ой ли?», а затем ниже: «Конечно, но из этого не следует, что функциональность не может быть видом причинности» (Ленин, т. 29, с. 470—471).
Итак, во-первых, всякая попытка замены причинности функцио нальностью несостоятельна, и, во-вторых, необходимо исследовать действительное соотношение причинности и функциональности, необ ходим анализ тождества и различия этих понятий. Эта же мысль
наиболее ярко выражена в двенадцатом элементе |
диалектики, |
||||
где |
подчеркивается |
необходимость в |
теории |
познания следовать |
|
«от |
сосуществования |
к каузальности |
и от |
одной |
формы связи |
йвзаимозависимости к другой, более глубокой, более общей» (Ленин,
т.29, с. 203).
Вдальнейшем будет сделана попытка дать более содержатель ное определение понятия функциональности, показать специфику функциональных отношений.
При рассмотрении проблемы функциональности следует разли чать гносеологическую и онтологическую стороны исследуемого во проса во избежание путаницы, зачастую связанной именно со смеши ванием этих сторон. Необходимость выделения гносеологического аспекта функциональности связана с тем, что это позволяет не только расширить представление о причинности, но и способствует внед рению количественных, математических методов в раскрытии и изу чении сущности причинной зависимости. Конечно, не следует за бывать, что при математическом выражении причинной связи в форме функциональной зависимости затушевывается генетическая связь между причиной и следствием. Однако этот недостаток функциональ ной зависимости (гносеологический аспект) является и ее достоин ством, преимуществом вообще математической формы отражения действительности, посредством которой формализуются и познаются не только причинные, но и непричинные (в том числе функцио нальные — онтологический аспект) объективные связи, относя щиеся к разным областям действительности. Указанное преиму щество математической формы отражения наиболее значительно, так как «единство природы обнаруживается в «поразительной анало
57
гичности» дифференциальных уравнений, относящихся к разным об ластям явлений» (Ленин, т. 18, с. 306)1.
Таким образом, возможно (в гносеологическом аспекте) двоякое понимание функциональной зависимости. Первое, если под функци ональностью понимать только связь величин, обладающих количест венной определенностью, то она (функциональная зависимость) ста новится взаимосвязью, так как теперь включает в себя и качествен ные изменения и переходы. Второе, если под функциональностью понимать взаимосвязь изменяющихся факторов, то она обретает такую же объемность, как и понятие взаимодействия. При этом следует иметь в виду, что взаимосвязь и взаимодействие — однопо рядковые понятия, иначе говоря, взаимодействие есть та же взаимо связь, но рассматриваемая динамически. Но это не тождественные понятия, так как взаимосвязь может быть статичной (например, инерционные состояния тел).
Таким образом, функциональность есть форма актуальной взаимосвязи и потенциального взаимодействия материальных эле ментов системы. Такое понимание функциональности показывает не состоятельность выделения «чисто» функциональных связей между наблюдаемыми величинами вне учета их связей с причинностью, ибо такое вычленение ведет к субъективизации самих функциональных за висимостей, что является конечной целью субъективно-идеалисти ческих философских направлений, о которых было сказано выше.
В советской философской литературе в этой связи справедливо отмечается многозначность самого понятия функциональности, ко торое включает следующие моменты:
1) специфический класс объективных отношений — функцио нальные отношения (отношения взаимозависимости, сосущество вания, синхронного изменения и т. п.)— онтологический аспект;
2) математический научно-исследовательский инструмент, слу жащий для количественного (в широком смысле этого слова, вклю чая теорию структур в современной математике, в противоположность узкому пониманию ^количественного» как тождественного «чис ловому» или «численно выразимому») выражения и исчисления самых разнообразных отношений,— функциональная зависимость, гносе ологический аспект.
Кроме того, слово «функция» может обозначать определенный способ деятельности («поведения»), инвариантно присущий какомулибо объекту (органу животного, орудию труда, социальному инстру менту и т. д.). Этот момент не входит в задачу исследования настоя щей работы, хотя и представляет определенный научный интерес.
Рассмотрим несколько шире оптологический аспект проблемы. В философской литературе функциональные отношения рассматри ваются как связи координированного изменения, при котором из
1 Добавим в связи со сказанным, что математическая функция представ ляет собой модель определенного типа явлений природы. Так, дифференциальные уравнения в классической физике отражают механические явления, а дисперси онные соотношения в современной физике являются аналитическим выражением квантовых процессов. | j
58