Файл: Сейфуллаев, Р. С. Концепция причинности и ее функции в физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
в первую очередь становится причинно-следственная связь. Время выступает формой существования причинных связей, а последние — одним из видов его материального содержания. «Объемность» понйтия времени значительно шире понятия причинности (это, в частности, видно при простом формальном сопоставлении аксиом времени, ко торые были приведены выше, с аксиоматикой причинной связи, суть которой сводится к асимметричности — связи направленного взаимо действия, транзитивности). Именно связь направленного взаимодей ствия, составляя основу причинной связи, определяет однонаправ ленную ориентированность материальных процессов во времени в самом акте причинения, тем самым составляя содержательную сто рону природы времени, выражающейся в топологическом свойстве ее — необратимости.
«Действование причин, порождение причиной следствия происхо дит по вполне определенному направлению — от того, что есть, к тому, что будет, т. е. от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему» (Кузнецов, 1960, с. 83). Думается, что такое понимание соотношения причинности и временной последовательности, во-пер вых, снимает кажущуюся «круговую порочность» (Бранский, 1962, с. 163—164) в доказательстве этого соотношения, во-вторых, помогает преодолеть «парадоксальность» следующих рассужде ний. Известно положение о том, что при повторении причины должно повториться и действие, но ни один момент времени не повторяется. Не лишает ли последнее истинности первого поло жения?
«В действительности, хотя время и не повторяется, комплексы качеств, образующих Причину и действие, повторяются» (Уемов, 1963, с. 29). Дело в том, что саму необратимость времени не сле дует понимать бессодержательно, как фатальную однонаправленность и бескачественную непрерывную последовательность явлений. В силу того, что необратимость времени есть характеристика содержатель ной стороны времени (точнее, содержания «течения» времени) и сама определяется причинной связрю, она (необратимость времени) но сит более сложный и противоречивый характер, ибо в действитель
ности |
выражает |
объективное противоречие |
развития |
материаль |
ных |
процессов: |
диалектическое отрицание |
настоящим |
прошлых |
состояний мира. А потому органически включает в себя моменты повторения, которые и состоят в повторении «комплекса качеств» причинной связи.
Сказанное можно было бы развить и углубить, если проанали зировать такие имманентные элементы в структуре причинной связи, как «условие» и «случайность», что выходит за рамки настоящего исследования. Можно лишь сделать следующий вывод общего харак тера: «структура» необратимости времени определяется структу рой причинной связи, а потому необратимость времени не сводится к простой однонаправленности, последовательности временных мо ментов, а органически включает в себя моменты повторения, тем самым отражая противоречивый характер развития объективной реальности в целом.
50
Вместе с тем время как всеобщая форма движущейся' материи не может быть ограничено только причинными связями, одним из видов связей в процессе развития мира.
«...Вечно повторяющаяся последовательная смена миров в бес конечном времени является только логическим дополнением к одно временному сосуществованй)ю бесконечных миров в бесконечном пространстве...» (Маркс и Энгельс, т. 20, с. 362).
Ниже мы коротко остановимся на двух типах непричинных свя зей: связи состояний и функциональной связи. Попутно сделаем некоторые выводы из вышеизложенного.
1. Асимметрия причинной связи заключена в самой природе и в самом характере направленного взаимодействия материальных объектов как основы причинности, а потому асимметричность ее объективна.
2.Причинность как генетическое отношение, реализуемое в про цессе взаимодействия объектов, составляет содержательный аспект природы времени. Следовательно, ассимметрия причинно-следствен ной связи определяет необратимость времени, хотя и не исчерпывает это свойство полностью-
3.Необратимость времени, являясь содержательной стороной последней, является всеобщей и объективной стороной развития всех материальных процессов.
4. Необратимость времени носит противоречивый характер, она есть единство изменчивости и сохранения, непрерывности и пре рывности. Необратимость времени не следует отождествлять с на правленностью его, составляющей метрическое свойство времени.
5. Обратимость времени, точнее, инвариантность физических уравнений относительно операции обращения знака времени, имеет непреходящее методическое значение для определения а priori «от- х?рытости» или «закрытости» исследуемых физических систем. Так, если уравнения инвариантны относительно «обращения» времени, то система закрыта, консервативна; в противном случае, т. е. при нарушении инвариантности относительно инверсии знака времени, само нарушение инвариантности свидетельствует об открытости ис следуемой системы, о «нарушении» ее консервативности.
§ 4. Детерминизм и причинность
Диалектико-материалистическая концепция детерминизма ут верждает объективную закономерность природы, многообразие свя зей, взаимозависимостей и отношений в ней и возможность адекват ного отражения человеком этих з-акономерностей и связей в процессе научного познания действительности. В основе этого утверждения лежит общественно-историческая практика.
Являясь существенной составной частью диалектико-материали стического детерминизма, причинность не исключает реальности других видов и форм связей.
В философской литературе, наряду с причинными отношениями, выделяется и другой специфический класс объективных отношений —
4* |
51 |
связь состояний (Свечников, 1961, 1971а; Демидов, 1971; Разумов ский, 1971). При выяснении природы причинности различать при чинную связь и связь состояний оказывается необходимым. Если причинная связь есть одна из форм связей направленного взаимодей ствия различных объектов или их сторон, то связь состояний ха рактеризует временную направленность в процессе развития объекта.
Связь состояний выражает эволюцию состояний объекта во вре мени, пути этой эволюции, в то время как причинность характеризует механизм, порождающий изменения в системе взаимодействующих объектов. «Связь состояний выражает связь между состоянием вещи в данный момент и состоянием вещи в последующий момент времени. Под состоянием вещи в данный момент понимается совокупность качественных и количественных определенностей этой вещи» (Свеч ников, 1961, с. 90).
Причинная связь и связь состояний взаимозависимы, причем в этой зависимости двух видов связей примат принадлежит причин ности, определяющей характер связи состояний объекта. Так, необ ходимый характер связи между состояниями, стадиями движения относительно изолированного объекта есть результат действия внут ренних, необходимых причинно-следственных связей, а действию случайных причин соответствует случайная связь состояний, харак тер которой зависит от характера случайных причин. Примат и оп ределяющая роль причинности по отношению к связи состояний проявляется и в том, что отрицание причинности приводит к отри цанию необходимой связи состояний, в то время как отрицание не обходимой связи состояний движения, изменения того или иного объекта не означает отрицания причинности. Сказанное относится не только к связи состояний объекта, но и ко всем типам объек тивных непричинных связей (функциональности, корреляции). Связь состояний непосредственно характеризует направленность времени, являющуюся метрической стороной природы времени, тогда как причинность характеризует содержательную сторону времени, его необратимость.
Действительно, именно порядок состояний объектов с необхо димостью определяет направленность хода времени, точнее, опре деляет и составляет содержание направленности времени. Этот вы вод нельзя отнести к функциональным связям, которые, находясь во времени, составляют лишь содержательный аспект пространства. Представляется, что единство причинных и непричинных связей и составляет содержательную сторону единства пространственно-вре менного континуума как формы существования материальных про цессов.
В связи с вышеизложенными общими замечаниями о связи со стояний представляется возможным уточнить понятие инверсии (об ращения) времени, распространенное в физике. «Инверсия времени» есть не что иное, как отвлечение от содержательной стороны направ ленности времени, абстракция, имеющая определенную методическую ценность в научном исследовании наряду с абстракцией «материаль
52
ная точка», абстракция абсолютно тождественных объектов (след ствие отвлечения от структурной организации объектов действитель ности) и т. п.
Попытаемся ниже рассмотреть основные аспекты проблемы функ циональности. Однако вначале необходимо определить сами поня тия «функциональность» и «функциональная связь».
Широкое распространение функциональных представлений почти на все области науки и достигнутые на их основе успехи неизмеримо повышают роль теории функциональности и особенно самого понятия «функциональность» в общем процессе познания, а также указывают на то, что оно отображает некоторые общие черты, присущие про цессам природы, общественной жизни и самому познани'ю.
Необходимость исследования проблемы функциональности в на стоящее время особенно возросла в связи с тем, что представление о функциональности (а также сами понятия «функция», «функцио нальность») не только имеется и «укоренилось» во многих областях науки с пользой для практического освоения мира человеком, но и плодотворно развивается самими науками: от математики и физики до биологии, медицины и социологии.
В математике, как известно, понятие «функция», выражающее зависимость величин друг от друга, является одним из основных понятий. В этой связи особый интерес представляет «Математические рукописи» К. Маркса, где подробно рассматривается история воз никновения понятия «функция», показывается, как оно обобщалось в процессе развития науки. «Итак, понятие функции, как оно получилось из неопределенных уравнений, состояло в следующем: если хотите выразить, что какая-либо величина неопределима, без того, чтобы не придать предварительно определенных значений другим величинам, которые могли получать неопределенное число таких значений в одной и той же задаче, то пользовались словом функция для обозначения зависимости». Ниже, в истории развития понятия функции, К. Маркс обнаруживает и показывает пред шествование трактовки функции как соответствия (не только логи чески, но и исторически) трактовке функции как аналитического выражения. «2) В дальнейшем понятие функции было обобщено; оно было распространено на всякую алгебраическую неизвестную, зави симость которой от неопределенных величин может быть выражена
алгебраическим уравнением...»', и ниже: «С) дальнейшее обобщение
[состоит в том, что] не требуется уравнения между несколькими ве личинами для того, чтобы одна [из них] была неявной функцией дру гих; достаточно, чтобы ее значение зависело от их значений»...
(например, определение синуса вкругеи т. п.)... «D) Понятие функции получает дальнейшее развитие и важность благодаря Декартову при менению алгебры к геометрии...» (Маркс, 1968, с. 352, 358).
Интересно удивительное созвучие мысли К. Маркса с известным положением, высказанным в «Диалектике природы» Ф. Энгельсом: «Поворотным пунктом в математике была Декартова переменная ве личина. Благодаря этому в математику вошли движение и тем самым
диалектика и благодаря этому же стало немедленно необходимым
53