Файл: Сейфуллаев, Р. С. Концепция причинности и ее функции в физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
такие как одномерность (А. М. и М. В. Мостепаненко), временная упорядоченность и изотропность (Рейхенбах), необратимость (Аскин, Уитроу).
Необратимость как объективное свойство времени отражает необратимый характер развития материи в делом, и это подтверж дается всей совокупностью данных современного естествознания.
В. И. Ленин, критикуя субъективизм Богданова, подчеркивает, что «наш «опыт» и наше познание все более приспосабливаются к объективному пространству и времени, все правильнее и глубже их отражая» (Ленин, т. 18, с. 195). Вместе с тем уже сам обыденный опыт дает представление об объективности необратимости времени. «Если ощущения времени и пространства могут дать человеку биоло гически целесообразную ориентировку, то исключительно под тем условием, чтобы эти ощущения отражали объективную реальность» (Ленин, т. 18, с. 185).
Необратимость времени отражает объективный процесс развития действительности во всей ее сложности и противоречивости, тем самым органически включает в себя моменты обратимости и повто рения. Таким образом, сама необратимость времени носит сложный и противоречивый характер.
Необратимость времени обусловлена не только асимметричной природой причинной связи (о чем было сказано выше), но и под тверждается всей совокупностью законов диалектики и потому сама закономерна.
В согласии с выводом об объективности и закономерности необ ратимости времени находятся и последние исследования по струк туре. В частности, в работе В. И. Свидерского читаем: «...Сущест вует общее свойство необратимости действия структур», означающее «временную асимметричность», и «невозможность обращения связей элементов во времени» (Свидерский, 1962, с. 185, 191) А
Наряду с философскими аргументами 21 объективность и зако номерность необратимости времени подтверждаются целым рядом естественнонаучных, в частности физических, аргументов 3, а именно:
1Критикуя Гегеля за отрицание им объективности необратимости времени
всоциальных явлениях, основоположники марксизма писали, что у него (Ге геля) ,,пет более «истории, соответствующей порядку времени», существует лишь «последовательность идей в разуме»“ (Маркс и Энгельс, т. 4, с. 132— 133). И как бы в противовес Гегелю, читаем у Маркса: «Благодаря тому просто
му факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы,
добытые прежними поколениями, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства,— благодаря этому факту обра зуется связь в человеческой истории, образуется история человечества. . .» (Маркс и Энгельс, Избранные письма, 1953, с. 23).
2 В истории философии Лейбницем было показано, что модусы времени —■ прошлое и будущее — связаны с причинной структурой. Уже обыденный опыт
показывает различие, присущее этим модусам, ибо прошлое может быть пока зано, но его нельзя изменить, будущее неизвестно, но его можно ожидать и даже «изменять» решениями «настоящего».
3 В этой связи мй из можем согласиться с утверждением А. А. Зиновьева: «Необратимость времени не имеет никаких физических оснований. . . Вопрос об обратимости и необратимости времени есть вопрос не физический, а чисто терминологический» (1971, с. 240).
45
1) вторым законом термодинамики. Исследования сущности термодинамических процессов приводят ученых (С. Карно, Р. Клау зиус) в середине XIX в. к понятию необратимости как неотъемлемой черты всех реальных процессов, заключающейся в том, что переход из конечного состояния системы, возникаюшей в результате данного процесса, в исходное состояние невозможен без новых изменений
вокружающих телах, что получило свое аналитическое выражение
вположении о возрастании энтропии. «Мы выразим суть второго начала термодинамики,— писал впоследствии Планк,— если ска жем, что в природе существуют необратимые процессы. Поэтому изменения в природе имеют одностороннее направление. С каждым отдельным необратимым процессом мир делает шаг вперед, следы
которого остаются |
неизгладимыми» (Планк, 1925, с. 13); |
2) //-теоремой |
Больцмана, согласно которой процессы совер |
шаются в направлении перехода от менее вероятных состояний к более вероятным. Этим макроскопическая необратимость получила сбою микроскопическую интерпретацию в статистической механике; 3) современным состоянием теории информации, где в качестве меры информации принимается негэнтрония; согласно этой теории, накопление информации носит односторонний характер и заклю чается в том, что полученное в результате наблюдения количество информации (/) можно количественно измерить и сопоставить с неиз бежным увеличением энтропии (S) в измерительном устройстве. Последнее и- приводит Л. Бриллюэна к выеоду о необратимости процесса получения информации, так как «за полученную информа цию приходится расплачиваться негэнтропией» (Бриллюэн, 1964,
с.326-327).
Витоге мы приходим к выводу, что время, являясь «основным условием всякого развития» (Маркс, Энгельс, т. 21, с. 287), обладает объективным свойством необратимости, обусловленным самим ха рактером развития материальных процессов, отражающих единую взаимосвязь всех явлений действительности, которые при всем их многообразии и многокачественности протекают в едином временном направлении; в силу этого свойство необратимости носит закономер
ный и всеобщий характер.
Однако, хотя объективность и закономерность необратимости времени понятны и, казалось бы, доказаны (тому свидетельство вышеприведенные физические и философские аргументы), возникает парадоксальная ситуация, связанная с тем фактом, что в основе современной теоретической физики находится идея «изотропного»
времени |
(Ландау, Лифшиц, |
1960, с. 64). Попытаемся разобраться |
|
в этой |
«парадоксальности». |
|
|
Действительно, события, происходящие в природе, явно необра |
|||
тимы (часто приводимые примеры с разбитой |
чашкой (Р. Фейнман, |
||
1968), со следами на песке |
(Р, Рейхенбах, |
1962), с кинопленкой, |
пушенной обратным ходом, и т. п.). К тому же, как отмечалось выше, уже обыденный опыт свидетельствует о различении основных моду сов времени (прошлого и будущего). «Прошлое и будущее по-разному воспринимаются психологически: для прошлого у нас понятие па
46
мяти, а для будущего — понятие кажущейся свободы воли. Мы уверены, что каким-то образом можно влиять на будущее, но никто из нас, за исключением, может быть, одиночек, не думает, что можно изменить прошлое. Раскаяние, сожаление и надежда»— эти слова «совершенно очевидным образом проводят грань между прошлым
ибудущим» (Фейнман и др., 1967, с. 114).
Ив то же время все известные законы физики инвариантны относительно обращения («инверсии») времени, т. е. как бы «без различны» по отношению направления времени.
Р. Фейнман в лекции «Различие прошлого и будущего» на инте ресных примерах показывает, что как закон всемирного тяготения, так и законы электричества и магнетизма обратимы во времени. Свойство обратимости, согласно Р. Фейнману, «заложено в самой формулировке закона всемирного тяготения, утверждающего, что> под действием силы изменяется скорость. Если изменить направление времени, то силы не изменятся, и, следовательно, на соответствующих промежутках времени не изменяется и приращение скорости. По
этому каждая скорость претерпит точно такие же изменения, как и раньше, только в обратной последовательности» (1967, с. 116).
Правда, несколько ниже Р. Фейнман отмечает, что последние экспериментальные данные по ß-распаду (имеется в виду открытие
распада К%-мезона на два я-мезона — явление, противоречащее обратимости времени (подробнее см. Гарднер, 1967, гл. 22), застав ляют думать о существовании законов, необратимых во времени (Фейнман, 1968, с. 116) (несколько выше мы выдвигали это в качестве одного из физических аргументов в пользу объективности необрати мости течения времени).
Таким образом, парадоксальность заключается в том, что почти все наиболее распространенные явления действительности, возни кающие в результате перемещения атомов, подчиняются законам, полностью обратимым во времени, в то же время наблюдаемые процессы необратимы.
в |
Как разрешить этот парадокс? «События нашего мира Необратимы |
|||
том смысле,—: так |
пытается |
разрешить указанный |
парадокс |
|
Р. |
Фейнман,— что их |
развитие |
в одну сторону весьма |
вероятно, |
а в другую — хотя и возможно, хотя и не противоречит законам
физики, но случается один раз в миллион лет» (Фейнман, 1968, с. 119).
Исходя из нашего понимания причинности как связи направлен ного взаимодействия, представляется, что этот парадокс снимается сам собой, ибо необратимость взаимодействий в процессе причинения должна быть (и является) в действительности истинной причиной необратимости всех материальных процессов.
Для того, чтобы конкретизировать эту мысль, остановимся подробнее на понятии «обращение (инверсия) времени» в физике.
Так называемая операция инверсии времени есть не что иное как научная абстракция, отвлекающаяся от действительного направ ления течения времени (точнее, его необратимости). Истинный смысл операции инверсии времени заключается в обращении знака времени,
47
из имеющего отношения к необратимости времени. Вместе с тем, объективным основанием понятия обращения времени в общем пла не являются принципы инвариантности, законы сохранения, прису щие самим явлениям действительности. Подтверждением; сказанного является тот факт, что некоторые законы физики допускают возмож ность обращения физических процессов. Однако такая возможность является результатом наличия определенных границ абстрактности самих физических законов, ибо материальные процессы сами по себе необратимы Ч
В итоге приходим к выводу, что суть парадокса, связанного с обращением времени, имеет глубокие гносеологические корни. «Это старая история. Сперва создают абстракции, отвлекая их от чувственных вещей, а затем желают познавать эти абстракции чувственно, желают видеть время и обонять пространство. Эмпирик до того втягивается в привычное ему эмпирическое познание, что воображает себя все еще находящимся в области чувственного позна ния даже тогда, когда он оперирует абстракциями. . .» (Маркс, Энгельс, т. 20, с. 550).
Инверсия времени — математическая абстракция — имеет боль шое методическое значение в современной теоретической физике (Т — инверсия, диаграммный метод Фейнмана: представление по зитрона как электрона, движущегося «вспять во времени», и т. п.), так как объективным основанием этого понятия являются принципы инвариантности, законы сохранения, присущие самим материальным процессам.
Болзе того, и в самой тзорзтичзской физикз имэется ряд аргу ментов, указывающих на ограниченность операции инверсии вре мени, а именно:
а) врзмя как таковое, объективное не входит явно (при инва
риантных преобразованиях) |
в |
уравнения |
теоретической физики; |
|
что касается знака Т, то это |
не что иное, |
как |
параметр; |
|
б) само врзмя не считается |
в теоретической |
физикз векторной |
величиной, а потому операция «обращения» Г на — Т (свойственная только векторным величинам) не относится к объективному времени, а только к параметру;
в) если время принимать изотропным, то оно должно бы отобра жаться беззначной величиной; приписывание знака времени как (+ ), так и (—) в свете сказанного вообще не имеет смысла12.
Методическая роль «обращения времени» как математического приема заключается, таким образом, в том, что оно может служить дополнительным математическим указателем, характеризующим при роду исследуемых физических систем. Действительно, если уравне
1 По этому поводу справедлив вывод Г. А. Свечникова о том, что «в реаль ной действительности нет абсолютно обратимых движений» (1961, с. 113); Р. Фейн ман пишет, что «законы обратимы, а явления — нет» (1968, с. 131): ту же мысль находим у Л. Д. Ландау (1956, с. 47).
2 Эти выводы связаны с идеями акад. В. А. Шубникова, отметившего, что «мы склонны рассматривать операцию инверсии времени как операцию, лишен ную смысла» (с. 44), так как «отрицательное время — такая же нелепость, как и положительное» (1961, с. 50).
48
ния физики инвариантны относительно операции инверсии времени, то это будет свидетельством того, что сами уравнения описывают движения, происходящие именно в свободных и консервативных системах (инвариантность же в этом случае является основным приз наком указанных физических систем и должна выполняться как закон). Следовательно, операция инверсии времени является мате матическим действием, раскрывающим на основе признака инва риантности уравнений относительно ее самой «природу» исследуемых
физических систем *.
Такая интерпретация операции инверсии времени снимает, на наш взгляд, целый ряд логических парадоксов в интерпретации некоторых выводов современной теоретической физики. Так, к примеру, уравне ния специальной теории относительности (СТО), как известно, ин варианты к операции инверсии времени; вместе с тем преобразования Лоренца не меняют порядка во времени причинно связанных собы тий. Это противоречие снимается, если учесть, что мы в спе циальной теории относительности имеем дело только с консерватив ными, свободными системами. Интересно, что уже ковариантность за конов в общей теории относительности (ОТО) не включают автомати чески инвариантности к инверсии времени, а требует дополнитель ных условий, соответствующих условиям консервативности
систем.
Другой пример. В физике элементарных частиц большую роль играет 5-матрица, переводящая ^-функцию системы из состояния с Т ——оэ в состояние с Т = + оо. Если считать, что Т — просто па раметр и лишен всякого физического смысла, то снимается целый ряд трудностей (в частности, связанных с расходимостью 5-матрицы). Эти трудности привели в 50-х годах В. Гейзенберга к ложному вы воду — отрицанию причинности в микромире. «...B малых областях пространства — времени,— пишет он, —определенные процессы про текает, по-зидимому, в направлении, противоположном тому, ко торое соответствует их причинному ряду...» (Heisenberg, 1956,
с.236)1.
Всвязи с вышеизложенным приходим к выводу, что в настоящее время возникла острая необходимость отражения в математическом аппарате современной теоретической физики таких свойств времени, как необратимость (анизотропность), некоммутативность и т. п.
Вместе с тем и по настоящее время остается открытым вопрос об истинном смысле операции инверсии (обращения времени).
Таким образом, время органически связано с причинностью
апотому не случаен тот факт, что критерием необратимости времени
1В квантовой механике (нерелятивистская теория), по замечанию Л. Лан дау и Е. Лифшица, в самой природе измерения (что свидетельствует об откры тости системы) «заключена глубокая необратимость», что ведет к нарушению
инвариантности относительно операции инверсии времени (1963, с. 41, 78). 2 Взгляды В. Гейзенберга значительно эволюционировали, о чем свиде тельствует его последняя работа, где читаем, что «постулат причинности находит адекватное математическое представление в аналитическом поведении S - мат
ричных элементов» (1968, с. 32).
4 Р. С. Сейфуллаев |
49 |