Файл: Сейфуллаев, Р. С. Концепция причинности и ее функции в физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
вается как сложное переплетение внутренних и внешних взаимодей* ствий этой вещи. Тем самым преодолевается присущее метафизическое му материализму механистическое понимание причинности (особен-» но характерное, по нашему мнению, концепции «вещь —вещь», так как в ней жестко фиксируются «границы» причины — следствия).
Интересный анализ (скорее, в порядке постановки вопроса) нее которых концепций по соотношению понятий «причина», «вещь», «событие», «состояние» проводится польским философом Вл. Краевъ ским (Краевский, 1967, с. 291—310). Многие идеи автора заслуживают внимания, обсуждения.
Со своей стороны, нам представляется возможным полная дефиниция этих понятий лишь при исследовании и решении проблемы структуры причинной связи. При этом следует учитывать глубокую мысль Гегеля о «шествии субстанции через причинность» (Гегель, 1929, с. 260), которую выделяет В. И. Ленин в «Философских тетра дях», подчеркивая, что субстанция обладает действительностью лишь как причина (см. Ленин, т. 29, с. 142—143).
Заслуживает внимания и данное Вл. Краевским определение причинной связи как связи «между изменениями двух (или большего количества) тел, когда одно (или несколько) из этих тел воздействует на другое (или другие). Сущность воздействия состоит в передаче: энергии, массы, импульса или информации». При этом причина, сог ласно Краевскому, это некоторая «существенная часть достаточного условия следствия» (см. Краевский, 1966, с. 289, 291). «Непрерыв ность» как существенная характеристика причинности подчер кивается и таким исследователем, как М. Бунге (Бунге, 1962,
с. 163-173).
Общим выводом изложенного материала может быть стремление определить более полно причинность как философскую категорию.
Категория причинности — философское понятие для обозначе ния «частички» объективной связи между материальными объектами, при которой один из них (носитель причины — НП) производит, порождает изменение состояния движения другого (носитель следст вия — НС) посредством переноса движения (импульса, информации) с помощью материального агента (причина — носитель действия — НД). Сами изменения (пространственного перемещения, направле ния, структуры и т. п.) и есть следствия. При этом представляется необходимым различать три вида следствий:
а) |
изменение |
в |
НС — |
следствие эффекта причинения; |
б) |
изменение |
в |
НП — |
следствие имманентного испускания ма |
териального агента (эффект самопричинения); в) изменение в системе (НП+НС+НД) в целом — эффект взаи
модействия.
Характер изменений в системе причинения в целом (а также в ее элементах в отдельности) зависит как от природы и состояния НП и НС, так и от «мощности» НД.
Иначе причинность можно определить как генетическую связь, характеризуемую всеобщностью, активностью, асимметричностью, необходимостью, производительностью.
21
Сущность приведенного определения причинности заключается в концепции «движение объекта (или его части) — движение», так как только «благодаря деятельности человека и обосновывается пред ставление о причинности, представление о том, что одно движение есть причина другого» (Энгельс, т. 20, с. 545). Остальные возмож ные концепции («вещь — вещь», «событие — событие», «состояние— состояние» и др.) должны вытекать как частные случаи из общей кон цепции «движение — движение».
Наше определение понятия причинности, думается, полнее вы ражает диалектико-материалистическое положение о взаимосвязи движения и причинности, понимание материи как causa sui, так как «в действительности, для того чтобы вызвать. . . этот специальный перенос движения, налицо должно быть не только это тело, но и все другие условия» (Энгельс, т. 20, с. 598).
. Г л а в а I I
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРИЧИННОСТИ
§ 1. Взаимодействие — сущность причинного отношения
При исследовании концепции причинности фундаментальное значение имеет понятие взаимодействия. «Только исходя из этого универсального взаимодействия, мы приходим к действитель ному каузальному отношению» (Энгельс, т. 20, с. 199).
С развитием науки, в особенности с развитием физики микроми ра, категория взаимодействия приобретает все большее значение для раскрытия структуры причинной связи. Вместе с тем в соответствии с внутренней логикой развития учения о причинности именно на пу тях раскрытия причинных связей происходит познание отдельных процессов и объектов исследования во всей их особенности и специ фичности. Так, познание взаимодействий в мире элементарных ча стиц есть одновременно раскрытие адекватных представлений о сущ ности «отдельной» элементарной частицы. И не случаен тот факт, что один из фундаментальных вопросов физики микромира — о структуре элементарных частиц — является в сущности вопросом о взаимодействии последних. «Вопрос о взаимодействии частиц,— подчеркивает известный физик Р. Оппенгеймер,— и вопрос об их природе — по сути дела один и тот же вопрос» (УФН, 1965, с. 596). Действительно, опыты Резерфорда по изучению структуры атома, опыты Хофштадтера (Блохинцев, 1964) по изучению структуры про тона, вообще вся совокупность экспериментов показывает, что толь ко после исследования взаимодействия данного объекта со множест вом других объектов раскрывается и сама структура этого объекта.
Советский физик А. С. Компанеец определяет основную задачу физики в прошлом и настоящем в наиболее общем виде «как изучение взаимодействий, происходящих в неживой природе» (1968, с. 58; вы-* делено нами.— Р. С.). Осознание этого факта самими естествоиспы тателями ставит перед философами задачу глубокого осмысления и обоснования проблемы взаимодействия (и самого понятия «взаимо действие») как основы причинного отношения.
Диалектика, являясь наукой о всеобщих законах развития, оп ределяется так же, как наука о материальных связях. В свое время Ф. Энгельс, определяя диалектику как науку о всеобщих связях, подчеркивал тем самым первостепенное значение этой категории в структуре философии марксизма.
23
I
Взаимодействие — одна из важнейших всеобщих реальных свя зей, осуществляемая во взаимном изменении явлений действитель ности и наиболее полно раскрываемая материалистической диалек тикой. Именно взаимодействие, являясь внутренним атрибутом ма терии, определяет качественное многообразие и структурную орга низацию тел, их свойства. В то же время эта внутренняя способность материи к взаимодействиям служит «окном» для проникновения че ловеческого разума в сущность природы. Поэтому понятие взаимодей ствия имеет исключительно важное значение для всех наук, которые своими достижениями обогащают и углубляют его содержание. Взаимодействие, отмечается в «Философской энциклопедии» (т. I, с. 250), всегда носит конкретный характер в том смысле, что оно есть отношение сторон определенной целостной системы (например, сол нечной системы, растительного, животного царства, человеческого общества, определенной общественно-экономической формации). Со держание взаимодействия обусловлено природой составляющих его объектов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы.
Физическая наука, как и всякая наука о природе, изучающая материальные взаимодействия, вносит много нового в понимание сущ ности взаимодействия. Открытия, сделанные за последние несколько лет в бурно прогрессирующих областях современной физики, позво ляют обнаружить новые типы взаимодействий и глубже раскрыть содержание взаимодействия как основы различных форм причинно сти (см. Гейзенберг, 1968, гл. I, § 3, 4). Эти достижения подтверждают диалектико-материалистическое понимание взаимодействия как все общей формы движения и изменения, предполагающей такую систе му причинно-следственных связей, которая не нуждается в «перво толчке», в движении извне.
Согласно современному уровню научного познания (в частности, физического), все взаимодействия делятся на несколько различных типов, определяющих бесконечное разнообразие процессов действи тельности. В современной физике микромира выделяются четыре ос новных типа взаимодействий: сильные, электромагнитные, слабые и сверхслабые (гравитационные). Подробную характеристику этих ти пов взаимодействий мы дадим несколько позднее; здесь же отметим, что классическая физика, исходя из «вещественной» концепции мате рии и принципа дальнодействия, считала взаимодействие в любых мас штабах пространства и времени непрерывным. Такое понимание взаи модействия привело в конце XIX в. физику к кризисной ситуации (трудности в объяснении спектра излучения абсолютно черного тела и др.). Новейшая революция в физике, введя наряду с вещественны ми полевые представления материи и исходя из принципа близкодействия, не только преодолела кризисную ситуацию, но и расширила и углубила само понятие взаимодействия: в малых пространственновременных областях взаимодействие может носить как непрерывный, так и прерывный характер, причем такое деление чисто относитель ное. Дальнейшее развитие физики показало, что элементарные ча стицы всегда окружены облаком так называемых виртуальных ча
24
стиц — квантов создаваемых ими полей. Взаимодействие есть процесс обмена именно этими частицами (УФН, 1965, с. 676; Фейнман и др., 1967, т. 1, §3, 4).
Последнее прекрасно подтверждает диалектико-материалисти ческое положение о том, что взаимодействие есть процесс, внутрен нее единство которого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе взаимодей ствия его собственных элементов и выступает как его развитие, В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собственным следствием. Цепь причин и след ствий в таких системах, более адекватно отражающих системы объек тивной реальности, замыкается не просто на «кольцо», но и сложнее— на «спираль».
Таким образом, взаимодействие, скажем, двух материальных объектов А и В состоит в том, что не только объект А воздействует на В, но и В воздействует на А. Воздействие носит силовой, динами ческий характер. Диалектика обязывает всегда иметь в виду, что при всей взаимозависимости сторон взаимодействия одна из сторон его является определяющей, ведущей. В этом, возможно, заключа ется объективная суть необратимого характера развития явлений действительности во времени.
Вестественных науках понятие воздействия конкретизируется
втерминах «сила», «импульс», «энергия» и т. п. Представление о при чине как одностороннем воздействии одного объекта на другой не применимо в современной физике (например, при реакции взаимо превращения частиц е~+е+02у невозможно представить цепь при чинения так, что электрон воздействует на позитрон и превращает последний в фотон, или наоборот). Как утверждают известные физи ки Дж. Чу, М. Гельман и А. Розенфельд, в современной физике по
нятия сил и взаимодействий употребляются на равных основаниях (УФН, 1964). «...Все обычные силы, — выражает аналогичную мысль другой не менее известный физик К. Форд,— то есть воздействие од ного тела на другое, представляют собой взаимодействия» (Форд, 1965, с. 256). Вследствие этого мы можем утверждать, что сущность причинных связей в классической физике также составляет взаимо действие, однако в макроявлениях обычно абстрагируются от обрат ного воздействия одного из объектов (в силу малой его эффективно сти). Приведенная формальная схема взаимодействия — наипростей шая и осуществляется в основном в механических системах абсолют но упругих взаимодействующих объектов. Однако следует помнить, что взаимодействие в общем случае не исчерпывается простейшей (механической) формой, заключающейся лишь в количественном пе реносе извне полученного движения без качественного изменения формы этого движения. Последнее объясняется тем, что причинность в этом случае рассматривается как одностороннее воздействие объек та А на объект В, при этом структура тел не принимается во внима ние: объекты представляются как бесструктурные материальные точ ки. Естественно, абсолютизация механической формально-логической схемы взаимодействия и придание ей общелогического, философского
25
значения неизбежно приводит (желает этого или нет естествоиспыта тель, философ) к идее «первотолчка» (в конечном счете к теологии). В этом и заключается ограниченность классического естествознания (в частности, физики Ньютона) и механической домарксистской фи лософии (в последнюю эта ограниченность была привнесена из есте ствознания того времени — XVII—XVIII вв.) в понимании сущно сти взаимодействия как всеобщей и объективной формы связи объектов.
Таким образом, представление о причине как об одностороннем воздействии есть результат абстрагирования от взаимодействия объ ектов, что было возможным и, более того, целесообразным в класси ческой физике для математического описания явлений и процессов (например, описание взаимодействия двух соударяющихся упругих тел). Нецелесообразной оказалась абсолютизация этого абстрагиро вания, что впоследствии привело к бесчисленным философским дис куссиям, не прекращающимся и в настоящее время.
Говоря о многообразии и многокачественности взаимодействия, материалистическая диалектика одновременно с этим подчеркивает, что «вскрытие» конкретного «механизма» взаимодействия в каждом отдельном случае — задача специальных («частных») наук. В дейст вительности уже в силу того, что бесструктурных объектов вообще нет, различным видам, типам взаимодействий объектов (физическому, химическому, биологическому, социальному) соответствуют специ фические формы причинных связей. Более того, внутри каждой из перечисленных типов взаимодействий существует своя градация и дифференциация, что отражается формой причинной связи. Сказан ным мы хотели бы подчеркнуть следующее: объективная реальность имеет более богатую причинную структуру, к тому же постоянно из меняющуюся, наличие которой предполагается концепцией причин ности.
Причинность в макромире рассматривается как одностороннее силовое воздействие одного объекта на другой, составляющих вместе «изолированную систему». Односторонность, такого представления обнаруживается и одновременно преодолевается, как только мы рас ширим (в действительности нет «изолированных систем») нашу сис тему, включив в нее другие объекты (понятие «свободная система»), «Если мы рассматриваем явление взаимодействия между двумя частями материи в целом,— отмечал еще в свое время Максвелл,— то мы его называем напряжением... Но если мы сосредоточим наше внимание на одной из частей материи, то увидим только одну сторону взаимо действия, а именно ту, которая влияет на рассматриваемую нами часть материи, и эту сторону явления мы назовем с точки зрения ее эффекта внешней силой, действующей на эту часть материи...» Не сколько выше читаем: «Взаимодействие между двумя частями мате рии получает различные названия в зависимости от точки зрения, с которой оно изучается, а эта точка зрения зависит от протяжения материальной системы, составляющей предмет нашего внимания» (Максвелл, 1924, с. 23—24; выделено нами.— Р. С.). Яснее не ска жешь. Следовательно, и в классической физике мы имеем дело не
26