Файл: Сейфуллаев, Р. С. Концепция причинности и ее функции в физике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
2. Понятия «причина», «объект», «взаимодействие», «струк тура», несмотря на терминологическое различие, органически взаимо связаны.
3. Взаимодействие, составляя основу причинной связи, опре деляет структуру причинности как целого. Существует диалектиче ская связь между структурой взаимодействующих объектов и струк турой причинной связи как целого. «Теснота» причинной связи в значительной мере определяется степенью соответствия структур взаимодействующих объектов (что будет показано в следующем разделе работы).
4.Взаимодействие столь же объективно, как взаимодействую щие объекты. Взаимодействие носит всеобщий характер.
5.Взаимодействие как всеобщая основа причинности подтверж дается всей совокупностью данных естествознания (в частности, физики) и практики.
6.Объективность и всеобщность взаимодействия как основы причинной связи являются общим методологическим критерием определения каузальности как в процессе познания действительности,
так и в построении новых теоретических систем.
7. Причинность можно точнее определить как связь «направ ленного взаимодействия». Ограниченность механического типа взаи
модействия — результат абстрагирования от |
структурной органи |
зации материальных объектов и обратного |
воздействия следствия |
на причину, абсолютизации элемента непрерывности в процессе |
|
причинения. |
|
8. Объективная реальность имеет более богатую структуру взаимодействия, нежели та, наличие которой предполагается кон цепцией каузальности.
9. Разграничение взаимодействий на внутренние и внешние относительно. Разделение взаимодействия на «механических!» и «взаи мопроникающий» типы представляется более адекватным отражением содержаніи процессов действительности, в частности, в физической форме движения на современном уровне научного знания.
10. Структура причинной связи представляет собой инвариант ный аспект взаимодействия системы трех элементов: причины, след ствия (действия) и условия. Это мы попытаемся обосновать в следу ющем параграфе.
Итак, взаимодействие — основа причинности, способ сущест вования собственно объективной причинной связи. Для осуществ ления взаимодействия необходимо наличие:
а) самих объектов; б) определенного пространственно-временного интервала между
ними.
Взаимодействие — причина изменения состояний взаимодейст вующих объектов и состояния системы в целом.
31
§ 2. Структура системы причинных связей
Познание отдельного индивидуального объекта возможно че рез изучение его как элемента системного образования взаимодейст вующих объектов. Понятия элемента, структуры и системы нахо дятся в центре внимания современных естественных и общественных наук.
СистемЕіо-структурный подход теоретически осознан и в сов ременной физике. Вполне определенно можно сказать, что не только крупнейшие достижения теории относительности и квантовой ме ханики, но и первые успехи возникающей теории элементарных частиц основаны на анализе принципа организации объектов как систем и исследовании структуры взаимодействующих тел.
Существо процессов, происходящих в движущемся теле, невоз можно достаточно полно охватить при изрляции тела, хотя пос леднее и необходимо как первый шаг в исследовании (что было свойст венно классической физике). Такое объяснение, однако, становится возможным при интегрированном подходе, при соотнесении движу щегося тела с другими в единую систему взаимодействующих объ ектов.
Если в макроскопическом масштабе вполне допустимо рассмот рение либо изолированных, либо слабо взаимодействующих тел,
-то в микромире в силу большей степени взаимосвязи и взаимообус ловленности частиц такое выделение и изолирование объектов менее возможно. Этим, в частности, объясняется особая необходимость учета зависимости собственных качеств частицы от взаимодействия ее с другими частицами в физике микромира.
Научное познание мира бесконечно в силу неисчерпаемости явлений природы. «Ценным путеводителем» в сложном лабиринте научной работы является идея причинности: стремление связать сущее узами необходимости; признание того, что между событиями, происходящими в мире, существует такого рода связь, при которой, если событие А есть причина В, то всюду и всегда, где только на блюдается А , за ним неизменно следует В. Только в этом случае задача познания мироздания в его необъятности утрачивает свою безнадежность, а научное исследование перестает быть бочкой Да наид.
Однако если считать, что каждый единичный объект является следствием всего состояния мироздания в предшествующий момент времени, то никакой анализ, никакие научные методы ие в состоя нии продвинуть нас на шаг по пути объективного изучения дейст вительности1. При таком понимании утрачивается методологическая
1 Такое понимание связано с теологией, с признанием последней единой причинной цепи и аргументом первопричины. Интересная (хотя и недостаточная) критика последнего имеется у Б. Рассела (1958, с. 12—13). Философия марксиз ма, исходя из тезиса «природа есть causa sui», отрицает как аргумент первопри чины, так и аргумент конечного следствия, что находится в полном соответствии С данными естествознания, в частности, с основными выводами теории от носительности (отсутствие сверхсветовых материальных взаимодействий, наличие
32
ценность принципа причинности в научном познании — «необъятного не объять».
«Если в каузальной интерпретации хода мироздания,— отме чал известный русский ученый А. А. Чупров,— мы стремимся пойти дальніе признания, что состояние вселенной в известный миг определяется ее состоянием в прошедшем и определяет ее состояние в будущем; если мы ищем перехода от такого бессодержательного детерминизма к конкретизированным законам причинной связи между определенными явлениями, ...то концепция всеобщей причинной связанности явлений, совершающихся в мире, должна быть отвергнута. Мы вынуждены мыслить всякое явление, сколь сложным оно ни представлялось бы нам, не как результирующую всего, что только есть на свете, а как определенную совокупность более простых явлений, стоящих каждое под действием своей при чины и обусловливаемых в своей сумме одновременным осуществле нием всех этих, быть может, крайне многочисленных причин, но только их одних и ничего иного, помимо иного, помимо них» (Чуп ров, 1959, с. 101—102).
В результате приходим к мысли о том, что мир представляет собой бесконечно большое число сосуществующих причинных ря дов («звеньев», «цепей»), которые могут скрещиваться, пересекать друг друга, так что один и тот же объект, являющийся как бы «уз ловой точкой» в цепях причинения (точнее, внутри материальных систем разного порядка), может быть одновременно и следствием определенного ряда причин и причиной нескольких звеньев след ствий.
Такое представление не исключает существования и парал лельных цепей причинения, что, конечно, не отрицает определенной связи между ними в соответствии с основным исходным тезисом о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений природы.
Так как общее представление о причинной связи не дает само по себе достаточно надежной Почвы для исследования природы
причинозавиеимостей между |
взаимодействующими объектами, |
а следовательно, и познания |
самих объектов,то возникает необхо |
димость «расчленения» самой причинно-следственной связи, иссле дования структуры ее, необходим своего рода «каузальный атомизм». Наиболее реальной задачей в связи с этим представляется иссле дование структуры какого-либо одного «звена» причинного отноше ния, предварительно «вырвав» его из общего «клубка» в надежде составить в итоге общее представление о картине в целом. Это не исключает, конечно, возможности наличия различных структур в отдельных пространственно-удаленных причинных цепях.
Представления о причинной связи, исключающие всякую тень какой-либо неопределенности в отношениях между причиной и след ствием (связь причины с ее действием строго однозначна), нахо дятся в лоне классицизма с его лапласовским гимном всеобъемлю
пространственно и временно подобных интервалов). Никто же не'будет всерьез принимать, что, топая ногою, можно сотрясти систему спутников Юпитера.
3 Р. С. Сейфуллаев |
33 |
щему Разуму, для которого ничто не было бы недостоверным, так как прошедшее и будущее стало бы равно открытым его взору (см, Лаплас, 1908, с. 8—11).
Представления же о многозначных причинных связях, на пер вый взгляд, исключают всякую возможность научного предска зания. В действительности они находятся в противоречии с лап ласовским демоном (точнее, с гносеологическим аспектом лапласов ского детерминизма). «Если бы, в самом деле, настоящее положение вещей могло следовать за несколькими различными предшеству ющими состояниями вселенной, то никакой математический гений не был бы в силах привести нас путем вычисления от настоящего к прошлому, совершенно так же, как в том случае, если бы одна причина могла иметь несколько разных следствий, умозрение не мог ло бы дать возможности судить по-настоящему о будущем, даже ближайшем» (Чупров, 1959, с. 117).
«Противоречие» между представлением о многозначности при чинной связи и возможностью научного предсказания, по нашему мнению, само собой разрешается, если понимать причину (и след ствие) не как бесструктурные объекты, а как объекты, обладающие определенной структурой. В этом случае между структурными объ ектами существует такая связь, которая будет характеризоваться одновременно и множественностью причин, и множественностью следствий (в зависимости от степени сложности причины и след ствий).
Сами факты убеждают в неверности тезиса о том, что каждое единичное следствие должно быть связано только с одной причиной. Действительность сложнее и многообразнее наших представлений: так, много причин (пар, реактивная сила струи воды, газа и т. д.) могут обусловить механическое движение; множество причин (удар,
трение и т. д.) ; некоторые ощущения (например, тепла); |
немало |
||
причин |
(болезнь, несчастный случай |
и т. п.) вызывают |
смерть. |
В |
научном познании, наряду с |
признанием множественности |
причин, чрезвычайно видную роль играет утверждение и изучение множественности действий (следствий). С последним тесно сопри касается теория вероятностей, получившая широкое применение во многих областях знаний. Исключительный интерес представляет в этой связи выявление природы вероятностей: «лежит ли она в при роде вещей» или же является лишь результатом нашего познания (Сачков, 1972; Амстердамский, 1967).
Однако вернемся к вопросу структуры причинно-следственной связи. Существует ли закономерная связь между структурой при чины и структурой следствий? Как и чем определяется структура следствия? Отражает ли структура следствия структуру причины? Если да, то как? Какова связь (если она существует) между эле ментами в структуре причинно-следственной связи?
Прежде чем попытаться дать ответ на поставленные вопросы, необходимо предварительно определить само понятие «структура».
В настоящее время философские вопросы (причинность, природа вероятности, соотношение динамических и статистических законо
34
мерностей и т. д. и т. п.), связанные с анализом категории структуры, приобретают большое методологическое значение. Об этом свиде тельствуют серия фундаментальных исследований, опубликованных за последние годы только в нашей стране, а также проведенные теоретические конференции (Свидерский; 1962; Структура и формы материи, 1867; Алексеев, 1968; Материалы теоретических конфе ренций: Категория /структуры..., 1966; Проблемы исследования..., 1965; Методологические вопросы.., 1967; Структурные уровни. . , 1967). Большой интерес к проблеме структуры объясняется, в част ности, тем, что понятие структуры широко используется почти во всех специальных науках, причем наблюдается (в этом мы пол ностью согласны с А. И. Уемовым) тенденция к переходу от изуче
ния Еещей Ео всем многообразии |
их свойств к изучению свойств |
и отношений вне зависимости от |
вещей, которым они присущи |
(Уемов, 1961). |
|
Понятие структуры развивалось давно и в рамках различных наук (физики, математики, геологии, лингвистики и т. д.), разви тие которых, в свою очередь, усложняло и углубляло это понятие. Вначале понятие структуры сводилось лишь к пространственному расположению элементов (например, в кристаллографии). В мате матике, согласно Н. Бурбаки, «современное понятие «структуры» в основном сформировалось около 1900 г.» Но понадобилось «еще тридцать лет изучения, чтобы оно выявилось с полной ясностью» (Бурбаки, 1963, с. 33, 245—260).
В современной физике категория структуры приобретает особую важность в связи с проблемой структуры элементарных частиц. В последние годы ввод в действие гигантских ускорителей (в нашей стране — в Дубне, Серпухове, в США — в Беркли), разгоняющих микрочастицы до энергий в миллиарды и десятки миллиардов элект рон-вольт, позволил приступить непосредственно к эксперименталь ному исследованию структуры элементарных частиц. В теорети ческой физике интенсивно ведутся поиски путей решения проблемы «наиэлементарнейших» частиц, так как оказалось, что критерий «временности» (точнее: различие во времени жизни) не может слу жить достаточно веским основанием для разделения частиц на элементарные и неэлементврные (с открытием «резоноисв» — время Жизни ІО-22 сек—-неопределенность поняті я «элементарная частица» стала особенно заметной, общее число так называемых частиц перешло за сотню) (Чу, 1968).
Скэзаннсе подчеркивает необхедимссть философского обобще ния естественнонаучного материала с целью выработки наиболее сбшего и адекватного понятия структуры. И хотя, как отмечалось Еыше, исследованию категории структуры в философской литера туре пссвящено значительное число работ, разработку ее нельзя считать дсстаточнсй и полной.
Внастоящее время как в советской, так и в зарубежной фи лософской литературе понятие структуры трактуется неоднозначно.
Всоветской литературе самое общее определение структуры мы находим у И. В. Кузнецова: «Структура тела . . . есть относи
3* |
35 |