ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ром» Павленко-Богушевского и самоходная машина слесаря Ивакина.
Но в ряду всех этих изобретений творчество В. Я. Ма мина выделялось глубоким, можно сказать, науч ным подходом к созданию тракторов. Он первым пост роил испытательный полигон, где проводил опыты по изучению влияния веса трактора на его тяговые каче ства. Конструкции тракторов Мамина были тщательно отработаны, они поражали своим совершенством, содер жали многие решения, применяемые в современных машинах.
Благодаря упорству, целеустремленности и глубокой увлеченности Мамину удалось начать производство тракторов. Он предлагал для сельского хозяйства три типа колесных машин: 20 и 30 лошадиных сил с одно цилиндровыми двигателями и 60 сил с двухцилиндро вым двигателем. Трактор мощностью 20 лошадиных сил был назван «Универсалом», а 30-сильный — «Посредни ком». Характерно, что первый свой трактор изобрета тель продал не помещикам, а двадцати крестьянам, ко торые решили сообща обрабатывать свои наделы и вскладчину приобрели машину.
Однако сколько-нибудь широкого распространения тракторы Мамина не получили. Царское правительство по-прежнему не придавало значения созданию отече ственного тракторостроения и предпочитало закупать тракторы иностранных фирм. Однако небольшое коли чество иностранных тракторов «Холт» и «Могул», появив шихся в России накануне первой мировой войны, не могло существенно повлиять на развитие их производства.
Только Советская власть открыла дорогу для массо вого внедрения тракторов в сельское хозяйство. Не смотря на огромные трудности, которые испытывала наша страна в первые годы после Октябрьской рево-
30
‘ РУССКІЙ ТРАКТОРЪ " 30(ИП*ОДНОцилиндровый
.Посршт'
Необходим» дл* « л » с к н ъ среднихъ іо м Л гп ъ
Рекламный проспект тракторов Я. В. Мамина, 1913 г.
люпии, Советское правительство прилагало все усилия, чтобы дать деревне тракторы. 4 апреля 1923 года Совет Народных Ко.миссаров принял постановление о выпуске на отечественных заводах 3400 тракторов и о закупке тракторов за границей. Так было положено начало «тракторизации» нашего сельского хозяйства.
В 1924—1925 годах на многих отечественных заводах уже выпускались небольшими партиями тракторы. Это были 25-сильные керосиновые «Фордзоны-Путиловцы» и «Коломенцы» с нефтяным двигателем, Харьковский паровозостроительный завод изготовлял гусеничные тракторы ВД с двигателями в 50 лошадиных сил, а завод «Большевик» в Ленинграде еще более мощные, 75-сильные гусеничные машины «Холт». На заводе «Возрождение» в Поволжье под руководством В. Я. Ма мина началось производство тракторов «Карлик» с неф-
31
Полугусеничный трак тор «Холт»,
тяным двигателем. Такого же типа двигателем был оснащен и трактор «Запорожец». Помимо «Красного Пу- _ тиловца», «Фордзоны» выпускались и заводом «Аксай» в Ростове-на-Дону.
В этот период из-за границы было ввезено 1500 трак торов.
Обилие различных типов тракторов, почти кустарное1 производство мелких их партий на неспециализирован ных заводах — такой путь развития тракторостроения не мог удовлетворить быстро возраставшие потребности сельского хозяйства в технике, особенно после того, как оно вступило на путь массовой коллективизации. Пар тия поставила задачу создать мощную тракторострои тельную промышленность, способную обеспечить кол хозы и совхозы необходимым количеством современ ных машин.
В невиданно короткие сроки в нашей стране были построены крупные заводы, оснащенные новейшим обо рудованием и организованные на принципах специали зированного поточного производства. 17 июня 1930 года вступил в строй первенец советского тракторостроения— Сталинградский завод, рассчитанный на ежегодный вы-
32
Один из первых со ветских тракторов.
пѵск 50 тысяч машин. В следующем »оду дал продукцию Харьковский тракторный завод. На этих предприя тиях было налажено производство ко лесных тракторов СТЗ-ХТЗ с кероси новыми двигателями мощностью 30
лошадиных сил (15 лошадиных сил на крюке).
Еще два |
года |
спустя Челябинский тракторный за |
|||
вод |
начал |
выпускать мощные |
гусеничные |
тракторы |
|
С-60. |
Они |
могли |
работать с |
двумя пятикорпусными |
плугами, развивая тяговое усилие 6000 килограммов. Такие машины были очень нужны крупным совхозам, создававшимся в степных районах страны.
Важный шаг в развитии тракторной техники был сде лан инженерами и рабочими «Красного Путиловца». Через десять лет после того, как из цехов завода вы шел первый советский трактор «Фордзон-Пугиловец»,
3 А. Я. Поляк |
33 |
|
Колесный трактор СТЗ-ХТЗ.
ленинградцы |
дали |
стране новую |
машину — |
трактор |
«Универсал». |
До |
этого тракторы |
применялись |
только |
на работах общего назначения — пахоте, севе и уборке зерновых. «Универсалы», благодаря переменной шири не колеи, узким колесам и большему клиренсу (просве ту под трактором), проникли в междурядья техниче ских культур. Они пришли на хлопковые плантации, поля картофеля и сахарной свеклы, позволили механивировать возделывание кукурузы, подсолнечника. Чис ло «профессий» трактора заметно увеличилось, было положено начало созданию целого ряда специальных тракторов — болотных, горных, садовых, огородных. Не случайно трактор «Универсал» давал самую боль шую годовую выработку на одну лошадиную силу тя говой мощности, ведь он был действительно универ сальным.
34
По мере развития колхозного и совхозного производ ства и укрепления технической базы сельского хозяйст ва выявилась необходимость в создании гусеничного трактора средней мощности. И вот в 1936—1937 годах на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах начинается выпуск таких машин под маркой СХТЗ-НАТИ. Этот трактор мог работать с пятикор пусным плугом и развивал тяговое усилие около 3000 килограммов — в два раза больше, чем колесный трак тор СТЗ-ХТЗ. Низкое давление гусениц на грунт по сравнению с колесными тракторами и хорошее сцепле ние даже на влажной почве создавали дополнительные преимущества, благодаря которым гусеничные тракто ры заняли в нашем сельском хозяйстве главенствующее
положение, |
потеснив |
на многих работах своих колес |
ных собратьев. |
|
|
Важной вехой в историю советского тракторострое |
||
ния вошел |
1938 год, |
когда начался выпуск дизельных |
двигателей — более экономичных, чем керосиновые — карбюраторные, которыми раньше оснащались все оте чественные тракторы. Первые дизели были установлены
на челябинских тракторах С-60, получивших |
марку |
С-65. |
|
Война, развязанная гитлеровской Германией, |
при |
остановила развитие технической базы нашего сельского хозяйства. Временно захватив часть советской террито рии, немецкие фашисты разрушили крупнейшие трак торные заводы — Сталинградский и Харьковский. Но и эти тяжелейшие испытания социалистическая экономика выдержала с честью. Еще не кончилась война, а на Ал тае, во Владимире и Липецке уже началось строитель ство новых тракторных заводов. Сразу же после раз грома гитлеровцев на Волге советские люди приступили
к восстановлению Сталинградского завода. |
В после- |
3! |
35 |
Трактор «Фордзоц»,
военные годы поднялся из руин Харьковский трактор ный завод. Несколько позднее вступил в строй еще один гигант тракторостроения — Минский завод.
Развивалась наша тракторостроительная промыш ленность, совершенствовалась и ее продукция. В 1949 го ду Харьковский и Сталинградский заводы освоили производство дизельного гусеничного трактора ДТ-54, ставшего самой распространенной машиной на колхоз ных и совхозных полях. Выпуск дизельного гусеничного трактора меньшей мощности КД-35 и его пропашной модификации КДП-35, предназначенной для свек
ловичных полей, был организован на Липецком за воде.
Минские конструкторы создали универсальные ко лесные тракторы «Беларусь» МТЗ-2 и МТЗ-1. Это были весьма совершенные дизельные машины. Оснащение их резиновыми баллонами позволило снизить давление на почву, добиться мягкости хода, улучшить условия труда,
Зв
Трактор МТЗ-50.
а переменная колея открыла |
им до |
рогу на плантации пропашных кулъ- |
|
тур. |
|
Тракторный парк сельского хозяй |
|
ства становился разнообразнее, рас |
ширялся круг работ, выполняемых тракторами. Хозяй
ства |
степных районов охотно |
применяли |
мощ |
ные |
дизельные тракторы С-80, предназначавшиеся |
||
в |
первую очередь для самой |
тяжелой |
сельско |
хозяйственной операции — пахоты. А Харьковский трак торосборочный завод наладил выпуск маленького трак тора ХТЗ-7 весом всего 1470 килограммов и мощностью 14 лошадиных сил. «Малыш» оказался очень полезным на фермах, в садах и на огородах. Позже на этом же заводе было создано 14-сильное самоходное шасси, не котором можно навешивать самые различные орудия, погрузчики, самосвальный кузов.
Шестидесятые годы положили начало новому эта пу в развитии тракторов. На смену тихоходным .машинам, работавшим со скоростью лошади — 3—5 кило метров в час, пришли более мощные скоростные трак торы Т-74, ДТ-75, МТЗ-50, а позднее К-700, Т-4 и дру
37
гие. Скорости основных сельскохозяйственных операций поднялись до 6—9 километров в час, заметно увеличи лась производительность агрегатов.
Меньше 40 лет прошло с тех пор, как зародилось наше тракторостроение. Оглядывая пройденный путь, невольно удивляешься тому великому подвигу, кото рый совершил советский народ, создав за эти короткие сроки мощную, передовую тракторную промышленность.
Каждый год сельское хозяйство получает все боль ше новых тракторов, и эти тракторы лучше прежних. Но чем больше становится тракторов, тем более высокие требования предъявляем мы к ним, и создателям трак торов приходится искать новые решения, совершенство вать существующие механизмы, изобретать новые.
Развитие конструкции не совершается по строго за думанному плану. Иногда это мелкие улучшения, иног да большой шаг вперед. Бывает и так, что новое оказывается неудачным, не принимается производством и быстро забывается; признанными оказываются только те изменении, которые соответствуют требованиям сель ского хозяйства, делают применение трактора более выгодным. Тут, как и в природе, действует закон есте ственного отбора.
Каковы же главные особенности современного трак тора, чем отличается он от своих предков? Почему и ради чего произошли эти изменения? Какими требова ниями сельского хозяйства вызваны к жизни новые конструкции?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним пер вый советский трактор «Фордзсн-Путиловец» или СТЗ-ХТЗ с современным представителем их рода — трактором «Беларусь» МТЗ-50. Тракторы эти одного класса, они могут работать с трехкорпусным плугом. Они и внешне похожи — такое же расположение дви
38
гателя, примерно одинаковые размеры. Однако как различно они выглядят, насколько красивее и изящнее «Беларусь»! Конечно, дело не только в эстетике. МТЗ-50 —труженик, он может работать много дольше и лучше своего предка, в нем отразились основные до стижения современного тракторостроения. А то, что он красив, тоже на пользу: на таком тракторе веселее и приятнее работать. Легче труд—-выше производи
тельность.
В этом как раз и заключается первое отличие совре менных тракторов — они обеспечивают лучшие условия труда механизаторов. Кабина защитила тракториста от дождя, ветра, пыли и снега. Она «проветривается» вентилятором и обогревается. На новых тракторах уста новлены мягкие подрессоренные сиденья. Теперь не надо огромной рукояткой заводить двигатель —для это го служит электрический стартер и пусковой двига тель. Управление облегчают гидравлические помощ ники — сервомеханизмы. Труд тракториста стал .на много легче, сейчас он мало чем отличается от труда шофера или квалифицированного рабочего на заводе.
«Фордзон-Путиловец» — типичный представитель первых тракторов. Он мог выполнять те же работы, что и лошадь, правда, делая это дешевле и лучше. Он тянул за собой плуг, сеялку, культиватор, жатку, косилку, возил прицеп, мог крутить молотилку, мельницу или на сос. Трактор этот имел крюк для тяги и шкив для при вода машин на ферме или току. «Фордзон-Путиловец» работал с 10—15 различными машинами. Почти все эти машины он унаследовал от лошади.
МТЗ-50 имеет огромную «свиту», он может работать со 162 машинами, выполняя различные виды работ. В числе его специальностей, кроме основных полеводче ских,— транспортировка, погрузка и разгрузка, копка
39