Файл: Поляк, А. Я. Трактор будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ром» Павленко-Богушевского и самоходная машина слесаря Ивакина.

Но в ряду всех этих изобретений творчество В. Я. Ма­ мина выделялось глубоким, можно сказать, науч­ ным подходом к созданию тракторов. Он первым пост­ роил испытательный полигон, где проводил опыты по изучению влияния веса трактора на его тяговые каче­ ства. Конструкции тракторов Мамина были тщательно отработаны, они поражали своим совершенством, содер­ жали многие решения, применяемые в современных машинах.

Благодаря упорству, целеустремленности и глубокой увлеченности Мамину удалось начать производство тракторов. Он предлагал для сельского хозяйства три типа колесных машин: 20 и 30 лошадиных сил с одно­ цилиндровыми двигателями и 60 сил с двухцилиндро­ вым двигателем. Трактор мощностью 20 лошадиных сил был назван «Универсалом», а 30-сильный — «Посредни­ ком». Характерно, что первый свой трактор изобрета­ тель продал не помещикам, а двадцати крестьянам, ко­ торые решили сообща обрабатывать свои наделы и вскладчину приобрели машину.

Однако сколько-нибудь широкого распространения тракторы Мамина не получили. Царское правительство по-прежнему не придавало значения созданию отече­ ственного тракторостроения и предпочитало закупать тракторы иностранных фирм. Однако небольшое коли­ чество иностранных тракторов «Холт» и «Могул», появив­ шихся в России накануне первой мировой войны, не могло существенно повлиять на развитие их производства.

Только Советская власть открыла дорогу для массо­ вого внедрения тракторов в сельское хозяйство. Не­ смотря на огромные трудности, которые испытывала наша страна в первые годы после Октябрьской рево-

30

‘ РУССКІЙ ТРАКТОРЪ " 30(ИП*ОДНОцилиндровый

.Посршт'

Необходим» дл* « л » с к н ъ среднихъ іо м Л гп ъ

Рекламный проспект тракторов Я. В. Мамина, 1913 г.

люпии, Советское правительство прилагало все усилия, чтобы дать деревне тракторы. 4 апреля 1923 года Совет Народных Ко.миссаров принял постановление о выпуске на отечественных заводах 3400 тракторов и о закупке тракторов за границей. Так было положено начало «тракторизации» нашего сельского хозяйства.

В 1924—1925 годах на многих отечественных заводах уже выпускались небольшими партиями тракторы. Это были 25-сильные керосиновые «Фордзоны-Путиловцы» и «Коломенцы» с нефтяным двигателем, Харьковский паровозостроительный завод изготовлял гусеничные тракторы ВД с двигателями в 50 лошадиных сил, а завод «Большевик» в Ленинграде еще более мощные, 75-сильные гусеничные машины «Холт». На заводе «Возрождение» в Поволжье под руководством В. Я. Ма­ мина началось производство тракторов «Карлик» с неф-

31


Полугусеничный трак­ тор «Холт»,

тяным двигателем. Такого же типа двигателем был оснащен и трактор «Запорожец». Помимо «Красного Пу- _ тиловца», «Фордзоны» выпускались и заводом «Аксай» в Ростове-на-Дону.

В этот период из-за границы было ввезено 1500 трак­ торов.

Обилие различных типов тракторов, почти кустарное1 производство мелких их партий на неспециализирован­ ных заводах — такой путь развития тракторостроения не мог удовлетворить быстро возраставшие потребности сельского хозяйства в технике, особенно после того, как оно вступило на путь массовой коллективизации. Пар­ тия поставила задачу создать мощную тракторострои­ тельную промышленность, способную обеспечить кол­ хозы и совхозы необходимым количеством современ­ ных машин.

В невиданно короткие сроки в нашей стране были построены крупные заводы, оснащенные новейшим обо­ рудованием и организованные на принципах специали­ зированного поточного производства. 17 июня 1930 года вступил в строй первенец советского тракторостроения— Сталинградский завод, рассчитанный на ежегодный вы-

32

Один из первых со­ ветских тракторов.

пѵск 50 тысяч машин. В следующем »оду дал продукцию Харьковский тракторный завод. На этих предприя­ тиях было налажено производство ко­ лесных тракторов СТЗ-ХТЗ с кероси­ новыми двигателями мощностью 30

лошадиных сил (15 лошадиных сил на крюке).

Еще два

года

спустя Челябинский тракторный за­

вод

начал

выпускать мощные

гусеничные

тракторы

С-60.

Они

могли

работать с

двумя пятикорпусными

плугами, развивая тяговое усилие 6000 килограммов. Такие машины были очень нужны крупным совхозам, создававшимся в степных районах страны.

Важный шаг в развитии тракторной техники был сде­ лан инженерами и рабочими «Красного Путиловца». Через десять лет после того, как из цехов завода вы­ шел первый советский трактор «Фордзон-Пугиловец»,

3 А. Я. Поляк

33

 


Колесный трактор СТЗ-ХТЗ.

ленинградцы

дали

стране новую

машину —

трактор

«Универсал».

До

этого тракторы

применялись

только

на работах общего назначения — пахоте, севе и уборке зерновых. «Универсалы», благодаря переменной шири­ не колеи, узким колесам и большему клиренсу (просве­ ту под трактором), проникли в междурядья техниче­ ских культур. Они пришли на хлопковые плантации, поля картофеля и сахарной свеклы, позволили механивировать возделывание кукурузы, подсолнечника. Чис­ ло «профессий» трактора заметно увеличилось, было положено начало созданию целого ряда специальных тракторов — болотных, горных, садовых, огородных. Не случайно трактор «Универсал» давал самую боль­ шую годовую выработку на одну лошадиную силу тя­ говой мощности, ведь он был действительно универ­ сальным.

34

По мере развития колхозного и совхозного производ­ ства и укрепления технической базы сельского хозяйст­ ва выявилась необходимость в создании гусеничного трактора средней мощности. И вот в 1936—1937 годах на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах начинается выпуск таких машин под маркой СХТЗ-НАТИ. Этот трактор мог работать с пятикор­ пусным плугом и развивал тяговое усилие около 3000 килограммов — в два раза больше, чем колесный трак­ тор СТЗ-ХТЗ. Низкое давление гусениц на грунт по сравнению с колесными тракторами и хорошее сцепле­ ние даже на влажной почве создавали дополнительные преимущества, благодаря которым гусеничные тракто­ ры заняли в нашем сельском хозяйстве главенствующее

положение,

потеснив

на многих работах своих колес­

ных собратьев.

 

Важной вехой в историю советского тракторострое­

ния вошел

1938 год,

когда начался выпуск дизельных

двигателей — более экономичных, чем керосиновые — карбюраторные, которыми раньше оснащались все оте­ чественные тракторы. Первые дизели были установлены

на челябинских тракторах С-60, получивших

марку

С-65.

 

Война, развязанная гитлеровской Германией,

при­

остановила развитие технической базы нашего сельского хозяйства. Временно захватив часть советской террито­ рии, немецкие фашисты разрушили крупнейшие трак­ торные заводы — Сталинградский и Харьковский. Но и эти тяжелейшие испытания социалистическая экономика выдержала с честью. Еще не кончилась война, а на Ал­ тае, во Владимире и Липецке уже началось строитель­ ство новых тракторных заводов. Сразу же после раз­ грома гитлеровцев на Волге советские люди приступили

к восстановлению Сталинградского завода.

В после-

3!

35


Трактор «Фордзоц»,

военные годы поднялся из руин Харьковский трактор­ ный завод. Несколько позднее вступил в строй еще один гигант тракторостроения — Минский завод.

Развивалась наша тракторостроительная промыш­ ленность, совершенствовалась и ее продукция. В 1949 го­ ду Харьковский и Сталинградский заводы освоили производство дизельного гусеничного трактора ДТ-54, ставшего самой распространенной машиной на колхоз­ ных и совхозных полях. Выпуск дизельного гусеничного трактора меньшей мощности КД-35 и его пропашной модификации КДП-35, предназначенной для свек­

ловичных полей, был организован на Липецком за­ воде.

Минские конструкторы создали универсальные ко­ лесные тракторы «Беларусь» МТЗ-2 и МТЗ-1. Это были весьма совершенные дизельные машины. Оснащение их резиновыми баллонами позволило снизить давление на почву, добиться мягкости хода, улучшить условия труда,

Зв

Трактор МТЗ-50.

а переменная колея открыла

им до­

рогу на плантации пропашных кулъ-

тур.

 

Тракторный парк сельского хозяй­

ства становился разнообразнее, рас­

ширялся круг работ, выполняемых тракторами. Хозяй­

ства

степных районов охотно

применяли

мощ­

ные

дизельные тракторы С-80, предназначавшиеся

в

первую очередь для самой

тяжелой

сельско­

хозяйственной операции — пахоты. А Харьковский трак­ торосборочный завод наладил выпуск маленького трак­ тора ХТЗ-7 весом всего 1470 килограммов и мощностью 14 лошадиных сил. «Малыш» оказался очень полезным на фермах, в садах и на огородах. Позже на этом же заводе было создано 14-сильное самоходное шасси, не­ котором можно навешивать самые различные орудия, погрузчики, самосвальный кузов.

Шестидесятые годы положили начало новому эта­ пу в развитии тракторов. На смену тихоходным .машинам, работавшим со скоростью лошади — 3—5 кило­ метров в час, пришли более мощные скоростные трак­ торы Т-74, ДТ-75, МТЗ-50, а позднее К-700, Т-4 и дру­

37


гие. Скорости основных сельскохозяйственных операций поднялись до 6—9 километров в час, заметно увеличи­ лась производительность агрегатов.

Меньше 40 лет прошло с тех пор, как зародилось наше тракторостроение. Оглядывая пройденный путь, невольно удивляешься тому великому подвигу, кото­ рый совершил советский народ, создав за эти короткие сроки мощную, передовую тракторную промышленность.

Каждый год сельское хозяйство получает все боль­ ше новых тракторов, и эти тракторы лучше прежних. Но чем больше становится тракторов, тем более высокие требования предъявляем мы к ним, и создателям трак­ торов приходится искать новые решения, совершенство­ вать существующие механизмы, изобретать новые.

Развитие конструкции не совершается по строго за­ думанному плану. Иногда это мелкие улучшения, иног­ да большой шаг вперед. Бывает и так, что новое оказывается неудачным, не принимается производством и быстро забывается; признанными оказываются только те изменении, которые соответствуют требованиям сель­ ского хозяйства, делают применение трактора более выгодным. Тут, как и в природе, действует закон есте­ ственного отбора.

Каковы же главные особенности современного трак­ тора, чем отличается он от своих предков? Почему и ради чего произошли эти изменения? Какими требова­ ниями сельского хозяйства вызваны к жизни новые конструкции?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сравним пер­ вый советский трактор «Фордзсн-Путиловец» или СТЗ-ХТЗ с современным представителем их рода — трактором «Беларусь» МТЗ-50. Тракторы эти одного класса, они могут работать с трехкорпусным плугом. Они и внешне похожи — такое же расположение дви­

38

гателя, примерно одинаковые размеры. Однако как различно они выглядят, насколько красивее и изящнее «Беларусь»! Конечно, дело не только в эстетике. МТЗ-50 —труженик, он может работать много дольше и лучше своего предка, в нем отразились основные до­ стижения современного тракторостроения. А то, что он красив, тоже на пользу: на таком тракторе веселее и приятнее работать. Легче труд—-выше производи­

тельность.

В этом как раз и заключается первое отличие совре­ менных тракторов — они обеспечивают лучшие условия труда механизаторов. Кабина защитила тракториста от дождя, ветра, пыли и снега. Она «проветривается» вентилятором и обогревается. На новых тракторах уста­ новлены мягкие подрессоренные сиденья. Теперь не надо огромной рукояткой заводить двигатель —для это­ го служит электрический стартер и пусковой двига­ тель. Управление облегчают гидравлические помощ­ ники — сервомеханизмы. Труд тракториста стал .на­ много легче, сейчас он мало чем отличается от труда шофера или квалифицированного рабочего на заводе.

«Фордзон-Путиловец» — типичный представитель первых тракторов. Он мог выполнять те же работы, что и лошадь, правда, делая это дешевле и лучше. Он тянул за собой плуг, сеялку, культиватор, жатку, косилку, возил прицеп, мог крутить молотилку, мельницу или на­ сос. Трактор этот имел крюк для тяги и шкив для при­ вода машин на ферме или току. «Фордзон-Путиловец» работал с 10—15 различными машинами. Почти все эти машины он унаследовал от лошади.

МТЗ-50 имеет огромную «свиту», он может работать со 162 машинами, выполняя различные виды работ. В числе его специальностей, кроме основных полеводче­ ских,— транспортировка, погрузка и разгрузка, копка

39