Файл: Поляк, А. Я. Трактор будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ям, прокладка траншей, обслуживание ферм и токов, полив, строительство й многие другие. На разных рабо­ тах применяются разные машины и орудия. А ведь у каждой машины свои особенности, свои требования. Одну можно возить сзади, другую надо толкать перед

собой (бульдозер, лопата,

жатка), прицеплять

сбоку

или нести на своих плечах

(погрузчики, косилки,

сеял­

ки). С одними нужно двигаться быстро (прицепы), скорость других пока еще недалека от скорости лошади (плуги, сеялки, культиваторы), а третьи и вовсе ти­ хоходы (рассадопосадочные машины, дождевальные ус­ тановки). А сколько трудностей возникает при между­ рядных обработках! Обрабатываешь картофель —будь любезен, влезай в междурядья 60 сантиметров, свек­ лу — 45, кукурузу — 70, а хлопок — и 60, и 80, и 90 сан­ тиметров.

Чтобы удовлетворить все эти требования, трактор должен быть «всесторонне развитым». И действительно, МТЗ-50— мастер на все руки. Если «Фордзон-Путило- вец» имел только 3 передачи для движения вперед и одну заднюю, то МТЗ-50 может работать на 9 переда­ чах. из которых 2 транспортные, 5 рабочих и 2 замед­ ленные. «Путиловой» развивал скорость от 3,52 до 7,44 километра в час, диапазон скоростей МТЗ-50 от 1,65 до 25,8 километра в час. Колеса «Путиловца» были уста­ новлены на постоянную колею, а у МТЗ-50 они раздви­ гаются, его колею можно изменять от 1200 до 1800 мил­ лиметров. Кроме шкива. МТЗ-50 имеет два вала отбора мощности (задний и боковой), которые позволяют пе­ редавать энергию рабочим органам машины при дви­ жении агрегата по полю. Причем задний вал может ра­ ботать как с постоянным числом оборотов, так и с пе­

ременным,

зависящим от скорости движения трактора.

В первом

случае он приводит в действие такие маши­

40

ны, как молотилки, прессы, а во втором — сенокосилки, жатки, прицепы с ведущими колесами. Как и «ФордзонПутиловец», МТЗ-50 имеет крюк и может тащить за со­ бой прицепные машины, но, кроме того, машины на не­ го можно и навешивать спереди, сбоку и сзади. Для этого он оборудован специальной гидравлической на­ весной системой.

Вот как далеко вперед шагнул современный трактор. При тех же размерах в нем скрыты разнообразные механизмы, позволяющие сочетать самые несхожие и даже противоположные свойства — быстрое и медлен­ ное движение, погрузку и транспортировку, привод и перемещение машин. Это показывает, что характерной

чертой современных тракторов является универсаль­ ность, приспособленность к работе в самых различных условиях и с разнообразными машинами.

Эти качества трактора диктуются высоким уров­ нем механизации нашего сельского хозяйства, приме­ нением машин практически на всех сельскохозяйст­ венных работах. Не будь универсальных тракторов, пришлось бы для каждой культуры и даже для отдель­ ных операций иметь специальные тракторы.

Трактор не только приобрел много новых механиз­ мов, но и усовершенствовал старые, которые были еще на самых первых машинах. Благодаря этому тракто­

ры стали намного экономичнее, повысился коэффициент их полезного действия, уменьшились потери мощности двигателя, снизилась стоимость обработки каждого гектара.

«Фордзон-Путиловец» на каждый гектар вспашки расходовал 24 килограмма топлива, а МТЗ-50 — только 14 килограммов. Это значит, что для вспашки 5 гекта­ ров ему требуется столько же топлива, сколько старый трактор затрачивал на 3 гектара. Каким путем достиг­

41


нута эта экономия? Во-первых, улучшение конструк­ ции двигателя. В течение часа на каждую лошадиную силу дизель трактора «Беларусь» потребляет всего 190 граммов топлива, а керосиновый двигатель «Путиловца» расходовал 320 граммов.

Но мало сэкономить топливо в двигателе, где рож­ дается мощность, надо еще суметь сберечь лошадиные силы на пути от двигателя к машине. А сделать это очень не просто. Приходится вращать валы и шестер­ ни, теряя мощность на трение в зубьях шестерен, под­ шипниках и сальниках, на перемешивание масла. Мощ­ ность тратится и на перекатывание самого трактора. Наконец, часть мощности, и довольно значительная, идет на прессование и перемещение почвы колесами, на буксование.

У современных тракторов все эти потери намного меньше, чем у их предшественников. Трактор «Форд- зон-Путиловец» имел обозначение «15/30». Это значит, что при мощности двигателя 30 лошадиных сил он от­ давал работе только 15 сил на крюке, то есть терял по­ ловину мощности. Его коэффициент полезного дейст­ вия (к. п. д.) был равен 50%. К. п. д. трактора «Бела­ русь» около 65%— на 15% выше. Чтобы получить 15 лошадиных сил на крюке, трактору «Беларусь» нуж­ но было бы иметь двигатель всего в 25 сил.

Много пришлось поработать инженерам, чтобы сбе­ речь лошадиные силы двигателя. Была улучшена кон­ струкция и обработка деталей силовой передачи, саль­ ников и подшипников, уменьшена вязкость масла. Боль­ шой эффект дало применение резиновых баллонов. Резиновая шина эластична, она как бы прижимается к почве, лучше сцепляется с ней, меньше сминает и сдви­ гает ее, чем стальное колесо. В результате уменьшаются буксование и потери мощности.

42

Резиновая шина имеет и еще одно важное преиму­

щество — она не повреждает растения, меньше уплотня­ ет почву, а это очень важно с точки зрения агротехники, культуры земледелия. Чем меньше давление воздуха, тем меньше смятие почвы. Современный трактор с рези­ новыми баллонами может работать на рыхлых почвах (вспаханное поле) с давлением 0,8 атмосферы. На плотной почве или на дороге такое давление недоста­ точно, так как мягкая шина на твердом грунте сильно сминается, возрастает ее износ и увеличиваются потери мощности. Но ведь нетрудно подкачать шины и повы­ сить давление до одной атмосферы при работе на стер­ не или до 1,2—1,3 атмосферы на дороге. Для этого трактор оснащен компрессором, приводимым в движе­ ние от вала отбора мощности.

Еще меньшее давление на почву оказывает гусеница трактора. Если давление шин составляет 0,8—1,1 кило­ грамма на каждый квадратный сантиметр поверхности, то для гусениц этот показатель равен всего 0,44—0,50 килограмма. Мы еще остановимся на достоинствах и не­ достатках колес и гусениц и постараемся установить, в каких случаях какой движитель выгоднее применять.

Сейчас же для нас важно отметить, что по сравнению с первыми тракторами современные машины значи­

тельно лучше отвечают требованиям агротехники, мень­ ше разрушают и сминают почву, меньше травмируют растения. Это сказывается даже на внешнем облике тракторов. Давайте еще раз взглянем на фотографии трактора «Беларусь» и «Фордзона-Путиловца». Нижняя часть корпуса МТЗ-50 имеет обтекаемую форму, про­ свет под передней осью и задними полуосями намного больше, а сам трактор куда «тоньше» и изящнее. И сде­ лано это не только ради красоты, а главным образом для того, чтобы не задевать и не повреждать растения при

43


междурядной обработке. Так конструкторы, заботясьоб урожае, приспосабливают трактор к особенностям рас­ тений.

Мы установили, что благодаря большему, чем у «Фордзона-Путиловца», к. п.д. трактор, подобный МТЗ-50, мог бы дать 15 лошадиных сил на крюке, имея двигатель мощностью всего 25 сил. Но ведь каждая ло­ шадиная сила — это прибавка производительности, до­

полнительные гектары вспаханной или засеянной пло­ щади. Поэтому конструкторы не только не уменьшили

мощность двигателя «Беларусь», но даже увеличили ее, снабдив трактор 50-сильным двигателем и доведя его мощность на крюке до 32 лошадиных сил. И вот резуль­ тат: если «Фордзон-Путиловец» мог вспахать за день 2,4 гектара, то выработка МТЗ-50 при такой же глуби­ не пахоты составляет 6 гектаров. Повышение мощнос­

тей и производительности тракторов — характерная тен­ денция современного тракторостроения.

Много хлопот доставляли первые тракторы их води­ телям. Трактор «Холт», например, требовал почти не­ прерывного наблюдения за смазкой; 5 раз в день надо было смазывать коромысла клапанов двигателя, 10 раз подшипники вала фрикциона, 4 раза катки и т. д. Ра­ ботая на «Фордзоне-Путиловце», тракторист должен был каждые 2—3 часа подтягивать подшипники, много­ кратно смазывать многие детали. Недаром тракториста можно было узнать за версту. Он был весь пропитан маслом и бензином. Современный трактор сложнее, но уход за ним проще. Например, на техническое обслу­ живание трактора МТЗ-50 механизатор ежедневно тра­ тит час—полтора, при этом никакой разборки механиз­ мов не требуется. Нужно лишь проверить, есть ли в картерах масло и вода в радиаторе, вымыть трактор, смазать детали через масленки. Двигатель трактора

44

может работать без разборки 3—4 тысячи часов, то есть 2—3 года. Узлы и детали современных тракторов обладают более высокой износостойкостью и надеж­ ностью, отличаются большей стабильностью регулиро­ вок, чем механизмы их предшественников. Благодаря этому сократились эксплуатационные затраты, умень­ шились потери времени на обслуживание тракторов, увеличился срок их службы.

Единственным устройством, с помощью которого машины и орудия прицеплялись к трактору «Форд- зон-Путиловец», был его крюк. Тракторист управлял трактором, а за работой машины следил прицепщик. У МТЗ-50 тоже есть прицепной крюк, но им пользуют­ ся далеко не всегда. На многих операциях гораздо удоб­ нее присоединить машину к навесной гидравлической

системе

трактора.

В этом случае тракторист может сам

управлять

машиной — поднимать и опускать ее, а с по­

мощью

выносливых

цилиндров приводить в работу и от­

дельные

ее механизмы. И делать все это, не слезая с води­

тельского

сиденья.

Выгода получается двойная: вес

машины уменьшается, так как ей не нужна ходовая часть, и в то же время нагрузку на задние колеса трак­ тора можно при необходимости увеличивать за счет ве­ са орудий и благодаря этому уменьшать буксование. Повышается маневренность трактора. Но самое глав­ ное— навесная система позволила снять с агрегата

прицепщика, что дало большой выигрыш в затратах труда. Как видите, навесная гидравлическая система —

один из важнейших элементов конструкции современ­ ного трактора.

Мы сравнивали «Фордзон-Путиловец» и СТЗ-ХТЗ с трактором «Беларусь» МТЗ-50. Но это сравнение было бы неполным, если бы мы не добавили, что МТЗ-50 не просто трактор-одиночка, а глава большого «семейства».

45


Он послужил, как теперь говорят, базовой моделью для целого ряда модификаций. Это трактор МТЗ-52 с веду­ щим передним мостом, который позволяет лучше пере­ двигаться по сырым и рыхлым почвам; это крутосклон­ ный трактор с колесами, меняющими свое положение относительно корпуса по высоте, благодаря чему трак­ тор может двигаться поперек склона с крутизной до 30°, не опрокидываясь; это трактор для обработки хлоп­ ка со спаренным передним колесом и высоко поднятым (просвет 830 миллиметров против обычного в 650 мил­ лиметров) корпусом и другие тракторы. Все они очень немногим отличаются от МТЗ-50 (это упрощает их про­ изводство, эксплуатацию и ремонт), но значительно расширяют возможности его применения, позволяют механизировать большее число операций. Создание на

основе базовой модели семейства специализированных модификаций, приспособленных для работы в различ­ ных условиях, — также одна из характерных особенно­ стей тракторостроения сегодняшнего дня.

Возросшие требования сельского хозяйства, комп­ лексная механизация всех производственных процес­ сов потребовали создания не только различных моди­ фикаций тракторов, но и тракторов различных типов и размеров.

Широкое использование тракторов в степных райо­ нах, стремление значительно повысить производитель­ ность труда вызвали появление таких конструкций тракторов, которые могут работать с машинами боль­

шего захвата.

Появились гусеничные

тракторы класса

3 тонны тяги

(5 корпусов плуга)

и даже класса 5

тонн (10 корпусов). Для работы на фермах и огородах созданы маленькие тракторы класса 0,6 тонны, для са­

дов и свекловичных плантаций — класса 2 тонны. Ныне

отечественная система тракторов насчитывает 8 основ­

46

ных классов (0,6; 0,9; 1,4; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0;

6 тонн), а

число модификаций

достигает 35.

перед его

Преимущества

современного трактора

«предками», работавшими на полях тридцать—сорок лет назад, очень велики. Но это, конечно, не значит, что трактор достиг совершенства.

Развитие конструкции трактора, так же как и тех­ ники вообще, диктуется потребностями производства. А эти потребности непрерывно растут благодаря росту возможностей техники. Чтобы определить основные на­ правления дальнейшего совершенствования трактора, надо в первую очередь представить себе, какими путями

и

темпами

будет

развиваться

наше сельское хозяйство

и

какие в связи с этим требования предъявит оно к

трактору.

Иначе

говоря, -мы

должны ответить на во­

прос, какой трактор нам нужен.