ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
и понятно, когда речь идет о транспорте или о космиче ском корабле. Ну а в промышленности, строительстве?
Возьмем простой пример. Предположим, что за одну плавку доменная печь может дать 300 тонн чугуна, а нам надо вдвое больше. Решение напрашивается само собой — построить вторую домну. Но для этого нужно немало денег и материалов. Кроме того, для обслужи вания второй домны потребуется дополнительный штат рабочих и инженеров. А если повысить скорость плав ки в два раза, за то же время вместо одной плавки сделать две? Тогда с одной печи мы сможем получать в два раза больше чугуна, вдвое увеличится выработка каждого рабочего, дешевле станет металл.
Подобные примеры можно было бы привести при менительно к металлорежущему станку, прокатному стану, заводу или химическому комбинату. И вывод был бы тот же: с увеличением скорости растет производи тельность труда, улучшается использование оборудова ния, снижается стоимость продукции. Вот почему часто говорят, что повышение скорости — это основа техни ческого прогресса, вот почему скорость занимает такое важное место в нашей жизни.
Конечно, повышение скорости — не простая задача. Каждый новый рубеж завоевывается упорным твор ческим трудом ученых, конструкторов, рабочих. Зачас тую мало бывает открыть техническую возможность повышения скорости, нужно еще доказать практиче скую целесообразность этого, экономическую выгоду.
Совсем недавно скорости 100—200 километров в час были уделом только гоночных автомобилей. Люди зна ли, как построить автомобиль, способный двигаться с такой скоростью. Но как заставить его работать долго и надежно, как обеспечить безопасность движения, как наконец, сделать, чтобы цена такого автомобиля была
5 А. Я. Поляк |
65 |
|
доступна массовому покупателю? Решение этих вопросов заняло годы. Немало творческого труда пришлось затратить конструкторам; от металлургов потребова лось создать новые прочные сплавы; химики разработа ли более долговечные покрышки; технологи улучшили и упростили обработку деталей. Так совместные усилия многих специалистов позволили сделать скорости авто гонщиков обычными для современных автомобилей.
До сих пор мы говорили о значении скорости в промышленности и на транспорте. Роль скорости в сель ском хозяйстве не менее велика, хотя, на первый взгляд, здесь приходится иметь дело с цифрами куда менее впечатляющими.
Приняв эстафету от лошади и быка, трактор не спе шил повышать скорость. Правда, диапазон скоростей постепенно расширялся, но это относилось главным об разом к перевозкам грузов, малоэнергоемким опера циям. На основных работах — пахоте, посеве, бороно вании, культивации — скорости оставались примерно такими же, как и во времена безраздельного господ ства «живого двигателя». 3—5 километров -в час — на эти скорости рассчитывались тракторы, примени тельно к ним создавались сельскохозяйственные маши ны и орудия.
Инженеры, конечно, понимали, что повышение ско ростей сулит большие выгоды. Основоположник земле дельческой механики академик Василий Прохорович Горячкин еще на заре развития механизации нашего сельского хозяйства писал:
«...Представляется заманчивым для механических построений пользоваться малыми массами и большими скоростями.
При больших скоростях можно ожидать: 1. Увеличения производительности.
66
2.Улучшения качества работы.
3.Легкости конструкции вследствие более значи тельного насыщения энергией.
4.Равномерности движения, так как изменить бы
строе движение всегда труднее, чем медленное».
В тридцатых годах по инициативе передовых трак тористов развернулось широкое движение за работу на повышенных скоростях. «Работать на третьей переда че!» — призывали передовики. Это движение научило механизаторов правильно маневрировать скоростями, лучше использовать тракторы, в первую очередь на тех операциях, где они не загружены.
Однако на основных работах скорости оставались почти на прежнем уровне. Их повышению мешали трудно преодолимые в то время технические препят ствия. Какие? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем пример.
Предположим, мы пашем на тракторе «Беларусь» МТЗ-5 (его мощность 45 лошадиных сил) трехкорпусным плугом. Включена пятая передача (пониженный диапа зон), скорость — около 5 километров в час. Мы хотим повысить скорость и для этого решаем включить шес тую передачу: тогда трактор сможет двигаться со скоростью около 6.5 километра в час. Включаем пере дачу, трогаемся, но... трактор останавливается: глох нет двигатель. В чем дело? Оказывается, для работы на такой скорости мощность двигателя недостаточна.
Однако есть выход. Вспомним закон физики — про играешь в силе, выиграешь в скорости. В нашем при мере сила — это по существу тяговое сопротивление плуга, которое нужно преодолеть трактору, чтобы дви гаться по полю. Значит, достаточно снять один плуж- -ный корпус из трех, и мы сможем снизить тяговое соп ротивление, уменьшить силу, увеличить скорость. Но
5’ |
67 |
поле — это не трек для гонок, скорость нужна нам не ради того, чтобы быстрее доехать до конца поля. Она необходима, чтобы поднять производительность. Одна ко, сняв один корпус, мы этого не добьемся: скорость увеличится, но зато обрабатываемая плугом полоса почвы — ширина захвата — уменьшится. Невольно вспо минается восточная поговорка о том, что из кувшина можно вылить только то, что в нем было.
Произведение силы на скорость представляет собой мощность, то есть работу, выполняемую в единицу вре мени. Мощность двигателя — вот то богатство, которое есть в нашем «кувшине», оно и определяет возможную производительность. Увеличив мощность двигателя, мы можем повысить скорость, не уменьшая силу тяги, и тогда повысится производительность. Однако сделать это не просто.
Разбирая вопрос о требованиях сельского хозяйства к трактору, мы уже выяснили, на что теряется мощность двигателя, пока она не превратится в полезную работу, и установили, что величина этих потерь зависит от правильного соотношения скорости и тягового усилия. Уподобив характеристику коэффициента полезного действия трактора холму, мы нашли, что как с увели чением скорости от определенной, наиболее выгодной величины (меньше тяга, но больше потери на самопе редвижение), так и с увеличением тяги (меньше ско рость, но больше потери на буксование) к.п.д. падает. Мы нашли путь, который позволяет работать с высоким к.п.д. при различном сочетании скорости и тяговой загрузки: для этого нужно изменять вес трактора. При увеличении скорости приходилось уменьшать вес, что бы снизить потери на самопередвижение агрегата.
Во всех этих рассуждениях мы считали мощность двигателя неизменной. А что произойдет, если, увеличив
68
Тяговый я п д. т ракт ора
Чем больше энергонасыщенность трактора, тем больше ско рость его работы.
скорость, соответственно увеличить и мощность двига теля, но не менять вес трактора? Оказывается, в этом случае вершина «холма», характеризующего тяговый к.п.д. трактора, переместится к большим скоростям. Де ло в том, что нам теперь есть, где взять мощность, и для того, чтобы быстрее катить трактор, и для выполнения полезной работы. Ведь сохранив вес трактора и увели чив мощность, мы в каждую тонну его веса «запрягли» больше лошадиных сил, как говорят инженеры, повыси ли энергонасыщенность трактора.
Ну а как Обстоит теперь дело с тягой? Тяговые воз можности трактора определяются его весом, а вес мы не меняли. Значит, и ширина захвата орудий останется прежней.
Исследования показали, что увеличение мощности двигателя при сохранении веса трактора, то есть увели чение его энергонасыщенности, позволяет повысить ра бочую скорость тракторного агрегата при той же ширине
захвата, иначе говоря, поднять производительность.
Вес трактора определяет его тяговые возможности, а величина энергонасыщенности— рабочие скорости дви жения.
Забегая немного вперед, скажем, что для трактора класса 3 тонны (вес около 6000 килограммов) мощ ность 54 лошадиных силы (трактор ДТ-54) соответству ет энергонасыщенности 10 лошадиных сил на тонну веса и позволяет работать со скоростью 3,6—7 кило метров в час. Увеличив мощность двигателя до 75 ло шадиных сил, мы довели энергонасыщенность трактора (Т-74) -до 12,5 лошадиной силы на тонну и повысили его, скорость. до 5—9 километров в час. Трактор мощ ностью 150 лошадиных сил будет иметь энергошк ыщенность 24 лошадиных силы на тонну и развивать ско рость 9—15 километров в час.
70
Теория вооружает |
нас знанием того, как передви |
гать в нужном нам |
направлении «холмы» к.п.д., чтобы |
их вершины соответствовали или желаемой тяге, или желаемой скорости. Принципиально можно создать
трактор, рассчитанный |
на |
любую |
тягу и любую ско |
рость. Но двигать горы |
или даже холмы — нелегкое |
||
дело. Чтобы вложить |
в |
трактор |
большую мощность |
при том же весе, нужно усовершенствовать его конст рукцию, применить новые, более легкие и прочные ма териалы, улучшить технологию изготовления тракторов на заводах. Развитие техники в тридцатые годы еще не позволяло решить эту задачу. Только через двадцать с лишним лет, в 1957—1960 годах, в результате об ширных комплексных исследований были впервые соз даны тракторы повышенной энергонасыщенности, спо собные работать на скоростях 5—9 километров в час. Вскоре началось массовое производство этих машин
(Т-75, Т-74, ДТ-75, МТЗ-50, Т-40, Т-4, К-700 и др.). При правильной организации использования техники, раци ональном агрегатировании, механизации вспомогатель ных работ (заправка тракторов топливом, засыпка се мян в ящики сеялок и т. д.) новые тракторы могут ра ботать на 20—30% производительнее тракторов тех же классов, но старых марок.
Так был сделан первый шаг на пути повышения рабо чих скоростей машинно-тракторных агрегатов. Он об легчался тем, что на скоростях 5—9 километров в час могут успешно работать обычные сельскохозяйственные машины и орудия, обеспечивая соблюдение всех тре бований агротехники.
Сделать следующий шаг — повышение скорости до 9—15 километров — значительно труднее. Дело не толь ко в усложнении конструкции самого трактора. Как по казали опыты, с увеличением скорости более 7,5—8 ки
71
лометров в час качество пахоты обычными плугами ухудшается, резко растет тяговое сопротивление, уве личивается распыление почвы, а при скорости более 10 километров в час почва начинает фонтаном отбра сываться в сторону. На высоких скоростях ухудшается качество работы стандартных лап культиваторов, выглубляются сошники сеялок.
Казалось, дальше повышать скорости нельзя. Одна ко выход был найден. Подобно тому, как изменялась форма самолета по мере увеличения его скорости, ста ли изменять и форму рабочих органов сельскохозяй ственных машин. Уменьшили угол наклона корпуса плуга к борозде и сделали более пологой поверхность отвала. Это позволило снизить тяговое сопротивление и получить хорошее качество пахоты при скоростях 9—13 километров в час. Аналогичные изменения были внесе ны и в конструкции рабочих органов других машин и орудий.
С повышением скорости возросли требования к на дежности и прочности машин. Изучение напряжений в деталях, причин их износов и поломок при работе на повышенных скоростях помогло правильно решить и эту проблему— увеличить надежность машин, не уве личивая их веса.
С переходом на повышенные скорости остро встал вопрос об условиях труда механизаторов: ведь с уве личением скорости растет тряска, вибрация, запылен ность воздуха. Чем выше скорость, тем большее внима ние требуется от тракториста, тем быстрее должен он манипулировать рычагами управления. Как обеспечить трактористу необходимый комфорт на его рабочем ме сте, как защитить его от повышенной утомляемости и профессиональных заболеваний? Конструкторы поза ботились и об этом. Созданы специальные подрессорен
72
ные сиденья, удобные кабины, удалось облегчить и упростить управление трактором.
В экспериментальных цехах Минского и Волгоград ского тракторных заводов были изготовлены тракторымакеты класса 1,4 тонны (колесный) и 3 тонны (гусе ничный). Это позволило проверить расчеты практикой, посмотреть, на что способны скоростные тракторы.
В колхозе им. В. И. Ленина Новокубанского района Краснодарского края был поставлен интересный опыт. В одном из отделений все полевые работы выполнялись тракторами-макетами, которые работали со скоростными орудиями и машинами. Замена обычной техники пер спективной скоростной позволила уменьшить количест
во тракторов с 18 до |
12, |
а количество |
сельско |
хозяйственных машин |
и |
орудий со 106 |
до 75. |
Соответственно уменьшилось число механизаторов и обслуживающего персонала. Машинный парк отделе ния, весивший раньше 188 тысяч килограммов, «поху дел» на 50 тонн. Вот какую экономию дало применение скоростных машин только в одном отделении колхоза! Производительность машинно-тракторных агрегатов на основных работах повысилась на 72—98%. Затраты труда на возделывании пшеницы снизились на 23%, ку курузы— на 33%- Прямые издержки на производство одного центнера пшеницы снизились на 17%, а кукуру зы — на 49%.
Всесторонняя проверка скоростных агрегатов на па хоте, посеве, культивации, бороновании, междурядной обработке, уборке кукурузы и сахарной свеклы и дру гих работах проводилась во многих хозяйствах. Произ водительность труда на основных работах возросла в 1,5—2 раза и примерно в 1,5 раза по всему комплексу работ в среднем, значительно снизились затраты на про изводство продукции.
73