Файл: Поляк, А. Я. Трактор будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАКОЙ ТРАКТОР НАМ НУЖЕН

В Программе Коммунистической партии Советского Союза поставлена задача достигнуть изобилия высоко­ качественных продуктов питания для населения и сырья для промышленности. А это значит, что колхозы и сов­ хозы должны в очень короткие сроки резко увеличить производство зерна, сахарной свеклы, картофеля, хлопка, овощей, фруктов. Как этого добиться? Глав­ ное— повышение урожайности, применение лучших сортов семян, внесение удобрений, сокращение сроков выполнения работ. Однако поднять урожайность без помощи машин невозможно. Надо вовремя подготовить почву, посеять, вовремя убрать урожай, внести удобре­ ния, а это требует комплексной механизации всех про­ изводственных процессов, замены ручного труда меха­ низированным.

Как мы уже говорили, основой энергетики полевод­ ства является трактор. Значит, на его долю выпадает самая ответственная роль — обеспечить своевременное выполнение всех операций. Этим и определяются требо­ вания сельского хозяйства к трактору.

На первый взгляд, сократить сроки проведения ра­ бот не так уж сложно. Нужно лишь дать колхозам и совхозам больше тракторов. Наша промышленность может справиться с этой задачей. Но за каждый трак­ тор надо платить. Два трактора стоили, скажем, 5 тысяч рублей, а три — 7,5 тысячи. Купили лишний трак­

тор — к нему нужны сельскохозяйственные

машины,

различное оборудование, запас деталей для

ремонта.

Все это тоже стоит денег, а значит, дороже становится обработка каждого гектара. Стало больше тракторов, надо больше трактористов, больше обслуживающего персонала, больше помещений. Отсюда — дополнитель­ ные затраты.

И еще одно очень неприятное обстоятельство: объ­ ем работы, который надо выполнить, не может намного увеличиться, поэтому чем больше тракторов и тракто­ ристов, тем меньше работы придется на долю каждого, а значит, снизятся заработки механизаторов, умень­ шится отдача каждого рубля стоимости трактора и сельскохозяйственных машин, упадет годовая выработ­ ка на тонну металла.

Как видите, увеличив число тракторов, мы сможем своевременно выполнить сельскохозяйственные работы, поднимем урожайность, добьемся, чтобы продуктов было больше, но они не станут дешевле. Как же быть?

Невольно вспомнишь слова великого русского пол­ ководца Суворова: «Надо воевать не числом, а уме­ нием». Наше умение должно заставить каждый рубль, вложенный в технику, работать интенсивнее, каждую

4 А. Я. Поляк

49



тонну металла обрабатывать больше гектаров, каждого тракториста трудиться эффективнее. Надо поднять про­ изводительность труда, только тогда дешевле станет продукция, вырастут заработки механизаторов.

Владимир Ильич Ленин указывал: «Повышение производительности труда составляет одну из коренных задач, ибо без этого окончательный переход к комму­ низму невозможен».

От чего же зависит производительность труда? Вопервых, от технических возможностей оборудования — чем производительнее машина, станок, трактор, тем больший объем работы за единицу времени они могут выполнить, тем больше продукции они могут дать.

Следовательно, нам нужны тракторы высокой произ­ водительности. Это — главное требование сельского хо­ зяйства к машинам будущего. Сравнивая первые трак­ торы с тракторами наших дней, мы убедились, что про­ изводительность МТЗ-50 примерно в два раза больше той, что была у «Путиловца». Но этот рост совершился почти за 40 лет. Теперь такие темпы нас не устраивают. Нам необходимо уже в ближайшие 3—5 лет иметь трак­ торы с удвоенной по сравнению с существующими про­ изводительностью, и это, конечно, не будет пределом.

Однако это — лишь одна сторона проблемы. Трактор высокой производительности за каждый час работы мо­ жет сделать гораздо больше, чем обычная машина. В то же время каждый час его простоя в страдную пору

сева или уборки обходится

гораздо дороже. Все

вре­

мя — полезной работе. Этот

девиз должен быть

поло­

жен в основу организации использования техники бу­ дущего. Двухсменная работа, заблаговременная подго­

товка полей,

рациональное

сочетание

работы посевных

и уборочных

агрегатов с транспортными и погрузочно-

разгрузочными средствами

(например,

с механизмами

50


для заправки сеялок семенами или автомашинами для отвозки корней сахарной свеклы от комбайнов) — от этих и многих других элементов зависит бесперебойная работа тракторных агрегатов, а значит, и производи­ тельность труда.

Но для того, чтобы поднять уровень использования техники, мало одного лишь умения и квалификации тракториста, бригадира или руководителей хозяйства. Важно, чтобы сами тракторы были наделены свойства­ ми, необходимыми для их эффективной эксплуатации.

Таков закономерный путь технического прогресса: совершенствование машин, рост их производительности заставляют пересмотреть методы их использования; в свою очередь, новые, более совершенные формы исполь­ зования техники диктуют и новые, более высокие тре­

бования

к конструкции машин, в частности трак­

торов.

важное из этих требований — надежность.

Самое

Еще в 1785 году в книге о земледелии профессор Иван Комов писал: «...От худобы орудий много бывает в ра­ боте остановок, от коих не токмо земледелец, но и все общество, которое он кормит, вред почувствует. Ежели, например, во время сева соха, а в жатву телега изло­

мается, то день или

более пропадет работы, а между

тем найдет ненастье,

сев станет, а хлеб останется в

поле...».

В те далекие времена счет велся на дни. В очень

близком будущем на сельскохозяйственных работах мы будем учитывать минуты и секунды. Значит, тракторы

должны быть абсолютно надежными, безотказно рабо­ тать в течение всего полевого периода. Недопустимы

не только поломки, но и нарушения стабильности регу­ лировок трактора — ведь проверка и наладка механиз­ мов тоже требуют времени.

4*

51

Техническое обслуживание современных тракторов — смазка, проверка и регулировка механизмов — еже­ дневно занимает до 1,5 часа, а это около 20% рабочего времени. Значит, надо подумать и над тем, как упрос­

тить технический уход, сократить до минимума время, затрачиваемое на него, а еще лучше — создать трак­

торы, совсем не требующие технического ухода в пе­ риод эксплуатации.

Трактор совершает полезную работу, двигаясь по борозде, но, дойдя до края поля, он должен сделать поворот. Во время поворота агрегат не пашет, не сеет, не убирает, то есть, если можно так сказать, даром

теряет время. Поэтому поворот должен производиться возможно быстрее. Значит, нужен трактор, обладающий

высокой маневренностью, способный быстро повора­ чиваться, быстро переезжать с поля на поле.

Условия работы тракторного агрегата непрерывно меняются — в зависимости от сопротивления почвы, рельефа поля. Приходится двигаться то быстрее, то медленнее, а для этого переключать передачи. Сейчас, чтобы переключить передачу, надо остановить трактор, передвинуть рычаг, тронуться с места и вновь разогнать

агрегат. Это занимает много времени. Напрашивается вывод: нужны такие тракторы, у которых передачи

можно переключать быстро и без остановки, а еще луч­ ше, чтобы трактор сам — автоматически выбирал и включал наиболее выгодную передачу.

В последнее время появляется все больше специали­ зированных тракторов. На первый взгляд, это очень хорошо, ведь и для промышленности характерна спе­ циализация оборудования. Однако если внимательно вглядеться в сущность процессов, происходящих в сель­ ском хозяйстве и на заводе, можно заметить сущест­ венные различия. Цель завода— дать больше продук­

52


ции, состоящей (если это массовая продукция) из оди­ наковых изделий, выпуск которых повторяется каждый день, каждый час. Чем больше производительность станка, чем больше деталей он изготовит, тем лучше. Такой станок можно всегда полностью загрузить, если правильно спланировать программу завода. Процесс промышленного производства в большинстве случаев непрерывен. Дифференциация, дробление этапов изго­ товления продукции выгодна, она позволяет лучше на­ ладить выполнение операций, сократить время, увели­ чить выпуск изделий.

Цель колхоза или совхоза та же — дать больше про­ дукции, но процесс производства здесь прерывистый. Вспахал почву — подожди, пока она поспеет для сева. Отсеялся — новый перерыв до наступления уборки. Дру­ гими словами, между операциями, из которых склады­ вается процесс производства того или иного сельскохо­ зяйственного продукта, в большинстве случаев прохо­ дит какое-то время, что связано с особенностями созревания растений. Нельзя не считаться и с тем, что в одном хозяйстве обычно выращиваются разные культуры, существенно отличающиеся друг от друга по технологии их возделывания, срокам и содержанию вы­ полняемых работ. Причем сроки, чередование, продол­ жительность и даже характер производственных опера­ ций в большой степени зависят от погоды. В этих ус­ ловиях необходимо гибкое маневрирование техникой, быстрая ее перестройка с одной работы на другую. В сельском хозяйстве невозможно равномерно загрузить специализированную технику. Если снабжать колхозы и совхозы специализированными тракторами, предназ­

наченными

для

выполнения

только одной-двух опе­

раций или

для

возделывания

только одной культуры,

это будет очень накладно для

хозяйства. Большая часть

53

fâKHx тракторов в течение многих месяцев останется без работы. Кроме того, чем меньше в одном хозяй­ стве тракторов разных типов и марок, тем проще и дешевле их эксплуатация, меньше затраты на запасные части, оборудование для ремонта и обслуживания, а

значит, ниже себестоимость сельскохозяйственной про­ дукции. Поэтому сельскому хозяйству нужны универ­

сальные тракторы, легко и быстро перестраивающиеся с одной работы на другую, приспособленные для аг­ регатирования с различными машинами.

Еще одно важное требование к трактору — эконом­ ное - расходование топлива. Сегодня расходы на топли­ во составляют примерно 12% всех затрат на механизи­ рованные полевые работы. В среднем трактор еже­ дневно потребляет (при полной загрузке) около 100 ки­ лограммов топлива.

По сравнению с первыми тракторами современные стали экономичнее почти на 35—40%, однако даже в современных двигателях всего только 38% тепловой энергии топлива превращается в механическую. Не сле­ дует особенно удивляться этой цифре, ведь паровозы, еще недавно бывшие основной тяговой силой на же­ лезнодорожном транспорте, имеют к.п.д. лишь 12—15%. И все-таки, какое огромное количество средств могли бы мы сэкономить, повысив К.П.Д. тракторных двига­ телей, например, до 80%! Почти вдвое снизились бы за­ траты на покупку топлива, его доставку и хранение. Намного сократилось бы время на заправку тракторов топливом, а значит, выросла бы производительность агрегатов.

Но экономия топлива зависит не только от двигате­ ля. Мы уже говорили, что тяговый к.п.д. трактора со­ ставляет всего 65—75% при работе на стерне, а на мягком поле он еще меньше. К тому же наибольшая

54