ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Наибольший тяговый
Так изменяется тяговый к. п. д. колесного трактора в зависимости от из менения тягового усилия и скорости движения.
величина к.п.д. соответствует только определенной за грузке, на которую трактор рассчитан. Для характери стики работы трактора инженеры обычно пользуются графиками. На таких графиках кривая к.п.д. трактора всегда имееі вид холма. В какую сторону от его вер шины ни шагни, к.п.д. устремляется вниз. Больше за грузка по тяге — к.п.д. падает, так как растет буксо вание колес; меньше тяга— легче двигаться трактору, можно увеличить скорость, но зато больше мощности надо потратить, чтобы катить трактор, и к.п.д. снова па дает.
Если бы уменьшить вес трактора, тогда и при боль шей скорости был бы высокий к.п.д. Но легкий трактор не может развить большое тяговое усилие: чтобы тя нуть, надо упереться в почву, нужен солидный вес — в 2—2,5 раза превышающий тяговое усилие.
Работать всегда при самой выгодной скорости и самом выгодном тяговом усилии, то есть при наиболь шем к.п.д., невозможно. Разные машины и орудия поразному загружают трактор. Плуг, например, требует большого тягового усилия. Следовательно, на пахоте можно работать близко к вершине «холма» при невы сокой скорости. Для перемещения по полю жатки нуж но небольшое тяговое усилие, поэтому, чтобы полу чить высокую производительность, надо увеличить ско рость агрегата и съехать с вершины «холма».
Мы уже отмечали, что, даже работая с одним и тем же орудием, трактор оказывается в непрерывно меняю щихся условиях — почва на разных участках поля не
одинакова, |
возникает разное тяговое |
сопротивление, |
и трактор |
то вынужден двигаться медленно, напрягая |
|
всю свою |
силу, то должен увеличивать |
скорость там, |
где тяговое сопротивление меньше. Маневрируя скоро стями, можно довольно полно использовать мощность
56
двигателя и получить производительность намного вы ше, чем при постоянной скорости. Однако и при этом не удается удержаться на вершине «холма» и прихо дится работать с пониженным к.п.д.
Скорость и тяга как бы непрерывно борются друг с другом: то скорость перетянет на свою сторону «хол ма», то тяга, а к.п.д. в обоих случаях падает. Практиче ски приходится работать при тяговом к.п.д. трактора, который всегда на 5—6% ниже своего наибольшего значения. Как же удержаться на вершине «холма»?
Вот если бы сделать трактор сильным, как слон, и легким, как муха, чтобы и сила тяги была большой и вес маленьким! Такому трактору была бы по плечу работа и с большой тягой, и с высокой скоростью, он оказался бы экономичным в любых условиях, всегда работал бы на вершине «холма», всегда при наиболь шем к.п.д. Но можно ли создать такой трактор?
Вспомним, почему падает к.п.д. трактора. Если надо работать с большей тягой — растет буксование, значит, не хватает силы сцепления, не хватает веса. А при уве личении скорости больше мощности требуется на пере
катывание |
трактора, |
теперь лишний |
вес — |
помеха. |
Итак, всему |
виной вес |
трактора — то он |
велик, |
то его |
не хватает. Вот в чем ключ к решению задачи: надо научиться менять вес трактора.
В технике давно пользуются переменным весом. Ког да подводной лодке нужно опуститься на глубину, на бирают балласт, надо всплыть — балласт выпускают.
•Так же можно поступать и с трактором. Надо рабо тать с большей тягой — увеличим балласт на ведущих колесах, при этом возрастает сцепной вес и вершина
«холма» к.п.д. сдвинется к большей тяге; |
не нужна тя |
|||
г а — снимем |
балласт, |
вершина |
«холма» |
переместится |
к меньшим |
тяговым |
усилиям, |
и трактор |
будет эконо- |
57
Чем больше вес, тем больше тяговое усилие.
мично работать на высокой скорости. Чем проще и бы
стрее можно будет увеличивать и |
уменьшать |
сцепной |
вес трактора, то есть добавлять |
и снимать |
балласт, |
тем лучше. В то же время когда движители трактора —
гусеницы |
и колеса — должны обеспечивать хорошее |
сцепление |
с почвой, тогда придется меньше изменять вес. |
Сельскому |
хозяйству нужен трактор, способный легко |
и |
быстро менять |
вес, — это еще одно важное требование |
|
и |
к конструкции |
трактора |
будущего. |
|
Когда появились первые тракторы, агрономы опа |
||
сались, что колеса машин |
«убьют» почву, превратят |
поля в пустыню. Американский профессор Бурнее Грииг писал, что мощные колесные тракторы явятся нацио нальной опасностью, вызовут систематическое умень шение плодородия почвы. Конечно, современные трак торы сильно отличаются от своих предшественников и воздействие их ходовых систем на почву не так вели ко. Однако и сейчас колесные тракторы уплотняют почву, нарушая ее структуру. Обрабатывая, например, кукурузу и другие пропашные культуры, трактор про ходит по одним и тем же междурядьям до пяти раз. Поэтому для работы в междурядьях приходится делать специальные тракторы меньшего веса. А такой трактор, как мы установили, обладает меньшей тягой и менее производителен. Как видите, и здесь очень бы пригодил ся легкий и в то же время сильный трактор.
Пропашной трактор воздействует не только на поч ву, но и на растения, задевая их то колесами, то кор пусом. Какими качествами должен обладать трактор,
чтобы свести эти воздействия, а значит, и повреждения растений к минимуму? Он должен иметь обтекаемые
формы, обеспечивать хороший обзор из кабины, ра циональное размещение машин, возможность изменять колею. Есть также требования, определяющиеся специ-
59
фичеекими условиями. Тракторы, работающие на гор ных склонах, должны иметь повышенную устойчивость, а болотные тракторы — пониженное удельное давление на почву и т. п. Иными словами, трактор должен быть
технологичным и возможно полнее удовлетворять тре бования агротехники.
Однако несправедливо все трудности, связанные с соблюдением требований агротехники, перекладывать на трактор и машину. Необходимо, чтобы выращивае мые культуры и способы их возделывания, в свою оче редь, возможно полнее отвечали требованиям механи зации.
Еще совсем недавно на огромных площадях пше ница полегала от ветра и дождя, и как ни старались механизаторы, применяя различные приспособления, меняя направление движения агрегатов, а убрать хлеб без потерь не удавалось Но вот селекционеры вывели новый сорт пшеницы — Безостую 1. Ей не страшна не погода, стоит она прямая и под напором ветра и под ударами дождя. Такой хлеб убирают быстро и с мини мальными потерями.
В последние годы созданы сорта кукурузы с высоко посаженными початками, неосыпающиеся сорта гороха. Уже получившая широкое распространение односемян ная свекла намного облегчила механизированный уход за посевами. Чем лучше приспособлены растения к ме ханизации, чем меньше боятся они соприкосновения с машиной, чем равномернее созревают, тем легче возде лывать и убирать их, тем проще и дешевле могут быть трактор и машины, тем выше производительность, бо гаче урожай.
Очень важно упорядочить междурядья, сделав их по возможности шире, это откроет дорогу на поля более тяжелым, мощным тракторам, позволит увеличить ши
60
рину захвата |
машин. Все |
эти примеры убеждают |
в том, что |
успех дела |
решают совместные усилия |
агрономов, селекционеров и инженеров, взаимное проникновение и обогащение механизации и агротех ники.
Среди наших требований к трактору есть и такие, которые определяются заботой не только о количестве и качестве работы, но прежде всего о тех, кто выпол няет эту работу,— о трактористах. Труд тракториста нелегок, он связан с большими физическими нагрузка ми, но дело не только в этом. Тракторист все время напрягает свое внимание — ведь надо провести трактор точно по прямой, не оставить огрехов, не задеть расте ний, а рабочий орган культиватора идет всего в 7— 10 сантиметрах от них. Надо следить за режимом рабо ты механизмов трактора, смотреть вперед, чтобы точ но вести машину по борозде, и оглядываться назад на навешенные на трактор или прицепленные к нему ма шины.
Трактористу нужно создать хорошие условия для ра боты Избавить его от тряски и толчков, от пыли, дождя и колебаний температуры. Сделать так, чтобы обзор ность из кабины была хорошей, а сиденье водителя удобным. Необходимо уменьшить усилия на перемеще ние рычагов и обеспечить такую позу тракториста, при которой управление ими не утомляло бы. Надо, нако нец, обеспечить безопасность тракториста. В этом от ношении уже многое сделано: современные тракторы оборудованы кабинами с отоплением и вентиляцией, с мягкими подрессоренными сиденьями, удобным распо ложением рычагов управления и приборов. Но улуч
шение условий труда сельских механизаторов всегда будет одной из главных задач инженеров, потому что забота о человеке — основной закон нашего общества.
61
Итак, сельскому хозяйству нужны тракторы, отве чающие всем требованиям агротехники, высокопроизво дительные и экономичные, обладающие высоким к. п. д., большой силой тяги и в то же время легкие, универ сальные и удобные для работы тракториста, дешевые и простые в эксплуатации.
Как же соединить в одной машине столь разнооб разные и зачастую противоречащие одно другому ка чества? Об этом мы узнаем в следующих главах. В пер вую очередь попробуем раскрыть, в чем секрет повыше ния производительности трактора.
СКОРОСТЬ
Скорость всегда увлекала людей. Как замечательно прокатиться на лихой тройке, вздымая снежную пыль, да так, чтобы дух захватывало. Или проскакать на го рячем коне, обгоняя ветер.
Но дело, конечно, не только в острых ощущениях, и не ради них стремилось человечество к высоким ско ростям. Скорость была нужна армиям, чтобы раньше противника занять выгодные рубежи, торговцам, что бы скорее доставить грузы и выгоднее их продать. Ско рость нужна была людям, чтобы быстрее добраться из одного места в другое, доставить сообщения, сэконо мить, выиграть время, успеть больше узнать, увидеть, сделать.
В борьбе за скорость человечество достигло огром ных успехов, и это произошло главным образом в XX веке. Сегодня пассажирские самолеты переносят нас
63
из одного пункта в другой, обгоняя вращение земли: сев ранним утром в удобное кресло самолета на аэро дроме в Новосибирске, мы так и будем до самой Москвы лететь в лучах восходящего солнца. Самолетами давно преодолен рубеж звуковых скоростей, уже созданы воздушные лайнеры, которые за 5—7 часов смогут до ставить пассажиров в любой, самый отдаленный район земного шара.
По шоссейным дорогам мчатся автомобили, развивая скорости, совсем недавно свойственные только самоле там, — 150—200 километров в час, от них не отстают и поезда. Даже искони тихоходный водный транспорт
обрел крылья (правда подводные), и |
корабли мчатся |
по рекам, делая за час 80, а то и все |
100 километров. |
Мы сами и все вокруг нас движется |
все с большими |
и большими скоростями. 10 000 метров |
в секунду — та |
кая скорость дает возможность космическим кораблям вырваться из цепкого плена притяжения земли.
Но скорость — это не только быстрота передвиже ния. Приглядимся внимательнее к тому, что происходит вокруг нас. Увеличиваются скорости резания при обра ботке деталей на станках. За считанные дни прямо на наших глазах вырастают многоэтажные жилые кор пуса, а ведь совсем недавно на это уходили месяцы и годы. Ученые находят все новые пути ускорения хими ческих реакций. До невероятных скоростей разгоняются встречные пучки электронов, открывающие нам тайны строения материи. Недаром наш век называют веком скоростей, и это, пожалуй, более верно,'чем «век атома» или «век электроники», ибо повышение скоростей дей ствительно присуще всей технике, всей производствен ной деятельности человека, самой его жизни.
Но почему так «гонится» человечество за скоростью, что дает нам повышение скоростей? Все кажется просто
64