Файл: Печенкина, Д. И. Ручной набор текста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

843. Какие правила по технике безопасности и про­ изводственной санитарии необходимо соблюдать на ра­ бочем месте?

Рабочее место необходимо содержать в чистоте и по­ рядке. Для обеспечения хорошего освещения рабочих мест кассо-реалы устанавливаются по отношению к ок­ нам так, чтобы свет падал на рабочее место сбоку и на расстоянии, не превышающем двойной высоты окон. Рабочее место должно быть оборудовано источником местного освещения.

Наборщик должен систематически следить за чисто­ той наборных касс, четвертушек, материальных ящиков и т. п., чистить которые следует не реже двух раз в ме­ сяц.

Для облегчения уборки помещения и для того, что­ бы под наборной мебелью не скапливалась пыль, ме­ бель должна иметь ножки высотой не менее 15 см либо плотно прилегать основанием к полу.

853. Какие требования техники безопасности должен выполнять наборщик для предупреждения травматизма?

Нельзя оставлять выдвинутыми кассы и доски, они должны плотно задвигаться в реалы; нельзя выставлять на кассо-реалы больше двух касс одновременно; нель­ зя поднимать и переносить кассы и доски одному, раз­ решается их переносить двум рабочим; шило необходи­ мо втыкать острием в средник кассы; нельзя ставить го­ товый набор, наборные доски и передвижные гранкореалы в проходах и проездах; нельзя разбрасывать на полу наборные материалы, гартовые обрезки, опилки, которые служат источником образования свинцовой пы­ ли, их необходимо сбрасывать в плотно закрывающиеся металлические ящики.

При работе на станках (шпонорубилке, строкорезе, дисковой пиле и т. д.) необходимо убедиться в их исправ­ ности. О неисправностях и неполадках этого оборудова­ ния необходимо сообщить мастеру или начальнику цеха и не приступать к работе до устранения неполадок. Станки должны иметь надежное ограждение. Работа на станках требует внимательности и осторожности, запре­ щается ремонтировать, смазывать и чистить их на ходу.

По окончании работы следует остановить станок, убрать и привести в порядок рабочее место. Запрещает­ ся находиться в цехе после окончания работы без специ­

103

ального разрешения администрации. Категорически за­ прещается работать одному человеку в помещении. При уходе всех рабочих из помещения окна, форточки и все проемы должны быть плотно закрыты.

863. Какие правила личной гигиены необходимо со­ блюдать в наборном цехе?

Анализы воздуха, проводимые в наборных цехах, всегда указывают на присутствие в нем свинца в таком незначительном количестве, которое невозможно даже измерить. Но свинец является сильнодействующим ядом, поэтому и незначительные количества свинца, система­ тически попадая в организм человека, могут приносить вред. Свинец, отлагающийся внутри организма, может привести к заболеванию туберкулезом или к чрезвычай­ но тяжелому свинцовому отравлению.

Свинец может попадать в организм человека разны­ ми путями: через дыхательные органы, когда свинцовая пыль вместе с воздухом проникает в легкие; через желу­ док и кишечник, когда свинец вместе с пищей попадает в рот, если едят загрязненными руками, и, наконец, че­ рез кожу, когда мельчайшие частицы свинца, проникая через ее поры, поступают в кровь.

Для предупреждения попадания свинца в организм человека необходимо поддерживать безукоризненную чи­ стоту. Особенно важно следить за чистотой наборных касс. Шрифт во время процесса ручного набора подвер­ гается износу. Отдельные частички свинца скапливают­ ся на дне кассы, поэтому кассы необходимо очищать при помощи пылесоса. Соблюдая чистоту в цехе, нельзя забывать о правилах личной гигиены. Необходимо со­ держать в чистоте спецодежду. Грязная и покрытая свинцовой пылью спецодежда способствует проникнове­ нию свинца в организм. Принимать пищу в наборном цехе категорически запрещается. Перед обедом необхо­ димо тщательно мыть руки с мылом и ополаскивать 1%-ным раствором уксусной кислоты, а также полоскать рот водой.

Чтобы своевременно определить даже незначительные признаки воздействия свинца на организм, ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры. Пренебрегать этими осмотрами нельзя, нужно точно вы­ полнять все указания врача.

104


Наборщику желательно больше бывать на воздухе, в обеденный перерыв и после работы необходимо совершать прогулки, воскресные дни проводить за городом, в лесу.

XII. ЗАДАЧИ

873. Какое условное название имеет кегль, которым набран текст?

Часть третья

РАБОТА НА СТРОКООТЛИВ­ НОЙ МАШИНЕ

§ 50. О сн ов н ы е п р ав и л а о б р а щ ен и я с м аш и н ой

883. Назовите виды линеек и их размеры:

893. Какой набор выполнен правильно?

100% , 100 %;

1971 — 1975 гг.,

1971 — 1975 г.г.;

115, № 115; 10° С ,

10°С;

в° С , в ° С ; о д н о к а ш н и к а м и 1, о д н о к а ш н и к а м и 1;

ф ей -ер в ер к ,

ф ей ер -в ер к , ф е-й ер в ер к ;

м оск о -

в ск и й , м оск ов -ск и й .

903. Прочтите число:

MD C C L X X X I1

913.Используя корректурные знаки, внесите исправ­ ления в корректурный оттиск.

Оригинал

Т е м а II

Топливо, процессы горения, топочные устройства

Изучение вопроса о топливе следует начать с рас­ смотрения видов и происхождения топлива 2—1), а за­

105

тем перейти к изучению основных характеристик топли­ ва (§§ 2—2, 2—3, 2—4). При рассмотрении указанных во­ просов необходимо знать, какие элементы входят в со­ став топлива, разобраться в различиях между горючей, сухой и рабочей массой топлива и в формулах пересче­ та состава. Следует запомнить приблизительное содер­ жание углерода, водорода и кислорода в горючей массе твердого и жидкого топлива, а также значение влаги и золы в рабочей массе.

Изучая вопрос о выходе летучих из твердого топли­ ва, необходимо запомнить их цифровые значения для основных видов твердого топлива (табл. 2—5 основного курса).

При изучении вопроса о теплотворности топлива сле­ дует уяснить различие между низшей и высшей теплотой сгорания и методику перерасчета низшей теплотворности топлива при переходе от одной массы топлива к другой. Должна остаться в памяти структурная формула Д. И. Менделеева для расчетного определения тепло­ творности топлива по его составу.

Необходимо ознакомиться с сортами твердого топли­ ва, прочитав §§ 2—7, 2—8, 2—9. Основное внимание сле­ дует...

Корректурный оттиск

Тема II

Топливо, процессы горения, топочные устройства

Изучение вопроса о топливе следует начать с рас­ смотрения видов и происхождения топлива § 2—1, а за­ тем перейти к изучению основных характеристик топлива §§ 2—2, 2—3, 2—4. При рассмотрении указанных вопро­ сов необходимо знать, какие элементы входят в состав топлива, разобраться в различиях между горючей, сухой и рабочей массой топлива и в формулах пересчета со­ става. Следует запомнить приблизительное содержание углерода, водорода и кислорода в горючей массе твер­ дого и жидкго топливо, а также значение влаги и воды в рабочей массе. Изучая вопрос овыходе летучих из твердго топлива, необходимо запомнить их цифровые

106


значения

для основных видов твердого топлива

(табл. 2—5

основног курса).

При изучении вопроса о теплотворности топлива сле­ дует уяснить различие между низшей и высшей теплотой сгорания и методику перерасчета низшей теплотворности топлива при переходе от одной массы топлива к другой. Должна остаться в памяти структурная формула И.д. Менделеева для расчетного определения теплотвор­ ности топлива по его составу. Необходимо ознакомиться с сортами твердого топлива, прочитав §§ 2—7, 2—8, 2—9. Основное внимание следует

923. Определите гарнитуры шрифтов.

Как часто говорят в делах: еще успею. Но надобно признаться в том, Что это говорят, спросяся не с умом. А с леностью своею.

(И. А . Крылов)

Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку...

Великий человек лишь громок на делах. И думает свою он крепко думу

Без шуму.

(И. А. Крылов)

Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают.

(Л. Н. Толстой)

Т р удэто единственный титул истинного благородства!

в

каж­

Это мощь и радость человека-творца...

Труд

проявляется

дом скромном и великом творческом

деянии, направленном на

благо человеческого общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Р. Роллан)

933. Определите гарнитуры шрифтов.

 

 

 

Д аж е будни м ож ет тр уд

 

 

 

 

 

 

 

С делать праздничными днями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Я. Райнис)

К о м м у н и зм

в о з р о ж д а е т с я н е

т ол ь к о в

 

у м а х

м ы сл и тел ей

и

ф а н ­

т а зи и н а р о д о в ,

ж а ж д у щ и х м и р а

и

сч аст ь я ,

он

п о я в л я ет ся и

в

э к о ­

н ом и ч еск ой д ей ст в и т ел ь н о ст и ; он

 

о к р у ж а е т

н а с

в п р ом ы ш л ен н ости

и в зе м л е д е л и и ,

о б в и в а ет н а с в н р а в а х и у ч р е ж д е н и я х ; он ф о р м и ­

р у е т с о зн а н и е л ю д ей и п о д н и м а е т

м ассы

п р ол етар и ата '.

 

 

(П . Л а ф а р г )

107


943. Определите гарнитуры шрифтов.

Знание только тогда знание, когда оно при­ обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

(Л. Н. Толстой)

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не зна­

ешь.

(Л. И. Толстой)

П о в е д е н и е — эт о

 

зер к а л о ,

в

к о то р о м к а ж д ы й

п о к а зы в а ет

свой

лик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(В .

Г ет е )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...т а л а н т — эт о в ер а в

себ я ,

в

св ою си л у ...

(М . Г ор ьк и й )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч а ст о

слы ш иш ь,

что

м о л о д е ж ь говор и т: я н е

х о ч у ж и т ь ч у ж и м

у м о м , я сам о б д у м а ю .

З а ч е м

ж е

т е б е о б д у м ы в а т ь

о б д у м а н н о е ?

Б ер и

г о т о в о е и

и ди

д ал ь ш е .

В эт о м

си л а ч ел ов еч еств а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Л . Н . Т о л ст о й )

953.

Расшифруйте индекс шрифта.

 

 

Р е /6 5 — 24, Б н /1 — ■12,

 

 

 

 

 

 

 

Б л 3 — 16,

Л 4 3 — 20,

 

 

 

 

 

 

 

О Н 1— 8,

Л 1 /1 — 10.

 

 

 

 

 

 

 

963.

Определите начертание шрифта.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

ИС П О Л ЬЗО В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

 

974. Определите начальный отступ в одномерных сти­

хах (при формате набора Б'/г кв.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У З Н И К

 

 

С и ж у за

р еш ет к ой в

 

т ем н и ц е

сы рой .

 

 

В ск ор м л ен н ы й в н ев о л е о р ел м о л о д о й ,

 

 

М ой грустн ы й то в а р и щ , м а х а я

 

к ры лом ,

 

 

К р о в а в у ю п и щ у к л ю ет п о д ок н ом .

 

 

К л ю ет , и

б р о с а е т , и

см отр и т

в

ок н о ,

 

 

К ак б у д т о со м н ою з а д у м а л од н о .

 

 

З о в е т м ен я в згл я д о м

 

и к рик ом

св ои м

 

 

И вы м ол ви ть

хоч ет :

« Д а в а й

ул ети м !

 

 

М ы в ол ьн ы е

птицы ;

п о р а ,

б р а т ,

п ор а !

 

 

Т у д а , г д е за

туч ей б е л е е т

гора ,

 

 

 

Т у д а , г д е си н ею т м о р ск и е к р ая ,

 

 

 

Т у д а , г д е гул я ем л иш ь в ет ер ...

д а я!»

 

 

(А . П уш к и н )

108


984. Произведите логическое деление заголовков на строки.

ВЫБОР ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОФОРМЛЕНИЯ ИЗДАНИЯ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФОРМ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ СПОСОБОМ ЭЛЕКТРОННОГО ГРАВИРОВАНИЯ

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОФОРМЛЕНИИ РУКОПИСИ

994. В каком примере правильно показана заделка «форточки» по высоте?

Право

Кроме политических, в обществе су-

и правовые идеи

ществуют и правовые отношения, кото­

рые регулируются правом. Право — это совокупность обязательных норм, правил поведения людей в обществе. Понятие закона В объективном мире действует множе­ ство законов. Существуют законы не­ органической природы и органического мира, общества

и мышления.

1004. Найдите технические ошибки, допущенные при наборе драматического произведения.

В а с и л и с а

м е д л ен н о и д е т

к

д в е р и

в сеНи,

 

 

 

 

 

о гл я д ы в а я сь на П еп л а .

 

 

 

П е п е л

(Костылеву). Ты! Уйди... пошел...

пошел, да!

К о с т ы л е в

(кричит). Я — хозяин!

Сам

Вор...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П е п е л (глухо). Уйди, Мишка...

 

 

 

 

К о с т ыл е в .

Не смей! Я тут...

я тебя...

 

 

 

П еп ел

х в а т а е т

его

з а ш и в ор от и

в ст р я х и в а е т . Н а

печи

р а з д а е т ­

ся гр ом к ая

в о зн я и

в о ю щ ее п озев ы в а н и е .

П е п е л

в ы п у ск а ет

К о с т ы л е ­

ва , ст ар и к с к р и к ом

б е ж и т в сен и .

 

Кто это... кто на печи?

П е п е л

(вспрыгнув на нары).

Лука (высовывая голову). Ась?

 

 

 

 

Пе пе л .

Ты?!..

 

 

 

 

о, господи Исусе

Л у к а

 

(спокойно). Я--, я самый...

Христе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1014. Расставить в

соответствии с техническими пра­

вилами набора знаки

препинания в библиографическом

тексте.

 

 

 

Ц и гел ь м а н Т Е К р атк и й т ехн и ч еск и й

сп р ав оч н и к

ч 3 П р о и з ­

в о д с т в о п о л и гр а ф и ч еск о й

п р о д у к ц и и М

И ск у с с т в о

1962

109