Файл: Печенкина, Д. И. Ручной набор текста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если в тексте цитаты имеются слова, набираемые в кавычках, для выделения этих слов и самой цитаты сле­ дует пользоваться кавычками разного рисунка (если при­ ходится пользоваться кавычками одного рисунка, ста­ вить рядом две кавычки нельзя).

Если набирается несколько цитат, относящихся к од­ ному тексту, они могут разделяться точками с запятой, а каждая из них набираться с прописной буквы.

654. Как набирают инициалы?

И н и ц и а л а м и называются заглавные буквы, кото­ рые являются своеобразным видом рубрикации и ставят­ ся в начале глав, частей, разделов и т. д. Инициалы бы­ вают различными по величине и форме. Они должны быть набраны в точном соответствии с разметкой ори­ гинала.

Инициал может быть поставлен против одной и про­ тив нескольких строк. Поэтому формат набора текста, следующего за инициалом, уменьшается. Текст, следую­ щий за инициалом, набирается строчными буквами. Не рекомендуется заканчивать текст, набранный с инициа­ лом, концевой строкой. Нежелательно под инициалом на­ бирать строку с абзацного отступа. Если инициал ста­ вят против одной строки, необходимо выровнять при на­ боре нижнюю линию шрифта инициала и строки текста. Если инициал ставят против нескольких строк,- необхо­ димо выровнять верхнюю линию инициала и первой стро­ ки текста, к которому подверстывается инициал.

664. Как набирают эпиграфы?

Э п и г р а ф — это обычно цитата из известного про­ изведения (иногда стихотворного), помещаемая в нача­ ле книги на отдельной полосе или в начале главы перед текстом.

Эпиграф, как правило, выражает основную мысль последующего текста.

Эпиграф набирается над строками основного текста на формат, равный 7з — ’/г формата основного текста, шрифтом меньшего кегля, чем основной текст, и выклю­ чается в правый край формата или с отступом на ке­ гельную.

Подпись под эпиграфом набирается прямым вразряд­ ку, курсивным или полужирным шрифтом с отступом от правого края формата эпиграфа на 1 — I1/2 кегельной.

88


674. Как набирают перечисления в тексте?

Весь текст на странице (полосе) издания должен быть разделен на абзацы — части текста, содержащие законченную мысль.

Если текст состоит из перечислений, определений, не­ редко части текста нумеруют.

Нумерация производится:

1)римской цифрой — I, II, III ит. д.;

2)прописными буквами—- А, Б, В, . . .;

3)арабскими цифрами— 1,2,3, . . .;

4)цифрой со скобкой — 1), 2), 3), . . .;

5)строчной буквой — а, б, в, . . .;

6)строчной буквой со скобкой — а), б), в) и т.д. Применение той или иной системы нумерации опреде­

ляется сложностью перечислений.

Так, например, если элементы перечисления выраже­ ны нераспространенными членами предложения, они ну­ меруются или строчными буквами со скобкой, или циф­ рой со скобкой и отделяются друг от друга запятой:

В пособии

имеются следующие разделы: 1) орфография,

2) пунктуация, 3)

лексика и стилистика.

Если текст перечислений распространенный, то по­ следние отделяются друг от друга точкой с запятой:

Командир отделения обязан: а) обучать и воспитывать солдат отделения; б) знать каждого подчиненного.

Если перечисления содержат большое количество подчиненных элементов, нумерация производится так: I, А., 1., 1), а).

Набираются перечисления или в подбор, или каждое с абзацного отступа. При большом количестве соподчи­ нений вводится дополнительный отступ, равный 1 ке­ гельной, П/2 кегельной.

VII. НАБОР ЗАГОЛОВКОВ И ПОДЗАГОЛОВКОВ

684. Что такое «рубрика» и для чего она предназна­ чена?

Заголовки называют также рубриками (от слова ru­ ber— красный), а всю систему заголовков в данном из­ дании — рубрикацией. Когда книги были рукописными, заголовки писались красной краской, поэтому их стали

90

называть рубриками. Заголовки в тексте и в оглавле­ нии должны помочь читателю разобраться в содержании книги. Для этого используются различные шрифтовые и пробельно-композиционные приемы оформления заголов­ ков.

694. Какие шрифты применяют для набора заголов­ ков?

Текст книги делится на части, разделы, главы, пара­ графы, пункты и т. д. Заголовки первой степени подчи­ ненности (при помощи которых содержание книги раз­ деляется на части или разделы) набирают более круп­ ными шрифтами. Заголовки второй степени подчиненно­ сти (главы) оформляют менее крупными шрифтами, а шрифты для набора заголовков третьей степени (пара­ графы, пункты) по размеру уступают первой и второй степени. Заголовки равноценной степени набирают во всем издании одинаковыми по рисунку, начертанию и кеглю шрифтами. Часто заголовки набирают шрифтами той же гарнитуры, что и основной текст, но различных начертаний. Например:

с т р о ч н ы м и с в е т л о г о н а ч е р т а н и я в р а з р я д к у ; ПРОПИСНЫМИ СВЕТЛОГО НАЧЕРТАНИЯ;

П Р О П И С Н Ы М И С В Е Т Л О Г О Н А Ч Е Р Т А Н И Я

В Р А З Р Я Д К У ;

строчными светлого курсивного начертания;

П Р О П И С Н Ы М И С В Е Т Л О Г О К У Р С И В Н О Г О Н А Ч Е Р Т А Н И Я ;

строчными полужирного начертания; с т р о ч н ы м и п о л у ж и р н о г о н а ч е р т а н и я в р а з р я д к у ;

ПРОПИСНЫМИ ПОЛУЖИРНОГО НАЧЕРТАНИЯ; П Р О П И С Н Ы М И П О Л У Ж И Р Н О Г О Н А Ч Е Р Т А Н И Я

В Р А З Р Я Д К У ;

ст рочны м и п олуж ирного курсивного нач ерт ан ия ;

строчными жирного начертания;

ПРОПИСНЫМИ П О Л УЖ И РН ОГО КУРСИВНОГО НАЧЕРТАНИЯ;

ПРОПИСНЫМИ ЖИРНОГО НАЧЕРТАНИЯ; КАНИТЕЛЬНЫМИ

704. С помощью каких композиционных приемов

оформляют заголовки и подзаголовки?

Для выделения заголовков и подзаголовков исполь­ зуют следующие композиционные приемы (рис. 22):

1) шмуцтитулы — заголовки частей, разделов, на бранные на отдельной, нечетной полосе. Обычно они со­ держат одну или несколько строк текста, иногда номер

91


раздела. Главные строки размещаются на оптической середине полосы;

2) заголовки «шапкой» — это заголовки на началь ных полосах, размещенные сверху полосы вдали от тек­ ста за счет спуска;

Рис. 22 Схемы размещения заголовков и подзаголовков

3)заголовки, набранные вразрез текста. Они могут быть выключены в красную строку или выровнены по левому или правому краю набора; их иногда называют флаговыми заголовками;

4)подзаголовки, набранные в подбор с текстом;

5)

подзаголовки,

обираемые

текстом, — «форточки»;

6)

подзаголовки,

набранные

на полях, — «фонари­

ки».

7 I4. Каковы технические правила набора заголовков? Для того чтобы заголовки были красиво оформлены и набраны, необходимо между строками заголовка, на­

бранного прописными литерами, прокладывать двух­ пунктовые шпоны. Заголовки, которые не умещаются в

92

одну строку или должны быть набраны в несколько строк, разбиваются на строки по смыслу, например:

Праеильно

Памятники первобытной культуры на территории СССР

Изготовление клише на электронном гравировальном автомате

Неправильно

Памятники первобытной культуры на территории СССР

Изготовление клише на электронном гравировальном автомате

При разделении заголовков на строки нельзя допу­ скать переноса части слова и заканчивать строки пред­ логом, союзом или наречием, — их необходимо перенести в следующую строку. Разрешаются переносы части сло­ ва при наборе многострочных подзаголовков в подбор с текстом, а также при наборе их «форточками». Точка в конце заголовка (кроме заголовка в подбор с текстом) не ставится. Для обеспечения зрительной равномерности при наборе заголовков прописными буквами шрифтами кегля 16 п. и выше между прямоугольными литерами устанавливают одноили двухпунктовые шпации (напри­ мер, НИ, ПИ, ПЕ, ЛИ, ПШ, ИН, ИР и т. п.).

Правильно

ПРИЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Неправильно

ПРИЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ

При наборе таких заголовков вразрядку надо допол­ нительно увеличить промежутки между прямоугольными литерами или уменьшить пробелы между такими лите­ рами, как ОФ, ОР, ГЛ, ФЛ и т. п.

724. Как производят набор подзаголовков в подбор с текстом?

Подзаголовки, набираемые в подбор с основным тек­ стом, представляют собой часть текста в начале абзаца, которая набирается либо курсивом, либо полужирным, либо вразрядку и отбивается от текста на кегельную шпацию (при условии, если заголовок заканчивается

93


точкой). Если текст продолжает мысль, начатую заго­ ловком, то отбивка производится на полукегельную шпацию. Такие подзаголовки набираются тем же кеглем, что и основной текст.

734. Какова технология набора подзаголовка «фор­ точкой»?

«Форточка» представляет собой подзаголовок, вре­ занный в текст. Ширина «форточки» должна быть во всем издании одинаковой и не превышать формата набора. Шрифт для этого заголовка берется полужирно­ го начертания одной гарнитуры с основным текстом, но на кегль меньше. Строки заголовка выключают на се­ редину «форточки». По высоте «форточка» должна быть равна целому числу строк основного текста. Например, в «форточке» 3 строки (что составляет 24 п.), которые необходимо заделать в 4 строки (что составляет 40 п.) основного текста, следовательно, отбивка строк сверху и снизу в «форточке» будет составлять по 8 п. (см. таб­ лицу) .

 

 

 

 

Таблица

Т ек ст —корп ус

б ез ш понов

« Ф о р т о ч к а » —п ети т б ез

ш понов

число строк

число строк

пробел с в е р х у пробел

сн и зу

всего п у н к то в

в « ф о р то ч к е»

основного

 

 

те к ст а

 

 

 

 

в пун к т а х

 

 

 

 

 

 

1

2

6

6

2 0

2

3

8

6

3 0

3

4

8

8

4 0

4

4

4

4

4 0

5

5

6

4

5 0

Строка над «форточкой» и строка под «форточкой» должны начинаться без отступа и перекрывать «форточ­ ку» не менее чем на 1V2 кегельной. Если концевая строка не закрывает «форточку», возможна выгонка или вгонка строк. Выгонка или вгонка должны быть произведены без нарушения правил о ширине междусловных про­ белов. В крайнем случае «форточка» заделывается после двух строк текста, к которому относится, напри­ мер:

94


Нередко бывают сноски на иностранные источники внизу стра­ ницы книги.

В основе алфавитов западноевропейских языков лежит алфавит латинского языка. Однако в алфавите каждого европейского языка Алфавит имеются дополнительные литеры, в одном языке больше (французском), в другом меньше — (анг­

лийском). Следовательно, для набора на...

VIII. НАБОР ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

744. Из каких элементов состоят драматические про­ изведения?

Д р а м а т и ч е с к и й т е к с т — это произведение в форме диалога, т. е. разговора между двумя или несколь­ кими персонажами, а также монолога — речи актера, обращенной к себе или к зрителям. Драматические про­ изведения могут быть прозаическими и стихотворными. К драматическим произведениям относятся пьесы (дра­ мы, трагедии, комедии, водевили), сценарии и т. п. Дра­ матические произведения состоят из:

1)реплик — текста, который произносят действую­ щие лица;

2)рубрик — заголовков, указывающих на номер

действия, явления, картины, сцены; 3) ремарок — пояснений автора к тексту пьесы, со­

держащих краткую характеристику обстановки действия, внешности и особенностей поведения действующих лиц;

4) имен действующих лиц.

754. Каковы особенности набора драматических про­ изведений?

В начале всей пьесы либо в начале действия (акта) помещают перечень действующих лиц. Перечень действу­ ющих лиц набирается двумя способами:

1) в одну колонку по середине полосы, если перечень действующих лиц сопровождается их подробной харак­ теристикой;

2) в две колонки, если действующих лиц в пьесе мно­ го и их характеристика коротка либо совсем отсутствует.

Имена действующих лиц как в перечне, так и в тек­ сте набирают светлым строчным вразрядку или светлым прописным, или строчным полужирным., Во всем произ­ ведении рекомендуется применять единую систему рубри­ кации. Рубрики указывают номер действия, акта, явле-

9 5

ния, который может быть набран словом, римской или арабской цифрами. Например:

Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е А К Т I

Я В Л Е Н И Е П Е Р В О Е

Почти все рубрики, как правило, набирают в крас­ ную строку. Рубрики «Действие» или «Акт» могут быть набраны прописным шрифтом того же кегля, что и ос­ новной текст, или на кегль большим, а также полужир­ ным строчным; рубрики «Картина», «Сцена», «Явле­ ние» — прописным светлым или полужирным шрифтом, на кегль меньшим основного текста. Имена действующих лиц в прозаических драматических произведениях наби­ рают, как правило, в подбор с текстом. Текст может быть набран одним из следующих способов:

1) первая строка с абзацного отступа, а вторая и последующие — в край формата;

2) первая строка в край, а вторая и последующие — со втяжкой.

В драматических стихотворных произведениях имена действующих лиц часто набирают прописным светлым или полужирным шрифтом и выключают отдельными строками посередине.

ЦА Р Ь

Гон ц а схв ат и т ь .

СЕ М Е Н Г О Д У Н О В

У ж п о с л а н о в д о го н ю .

Ремарки в драматических произведениях бывают двух видов: режиссерские (внешние) и актерские (внут­ ренние). Режиссерские ремарки указывают на обстанов­ ку на сцене, место и время действия. Набираются они пониженным кеглем, светлым прямым шрифтом без аб­ заца, последняя строка ремарки выключается по сере­ дине формата. В ремарках имена действующих лиц, ко­ торые появляются на сцене или уходят, набираются вы­ делительным шрифтом, как в тексте (чаще всего враз­ рядку).

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В д о м е

П р о зо р о в ы х . Г о ст и н а я с

к ол о н н а м и , з а к отор ы м и

в и д ен

б о л ь ш о й

за л . П о л д ен ь ;

на

д в о р е

сол н еч н о , в есел о .

В за л е

н ак р ы ­

в а ю т ст о л д л я за в т р а к а .

О л ь г а в си н ем ф о р м ен н о м п л ат ь е у ч и ­

тельн и цы

ж е н с к о й ги м н ази и ,

в се

в р ем я п о п р а в л я ет

уч ен и ч еск и е т е т ­

96