Файл: Печенкина, Д. И. Ручной набор текста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пы, называемые «ушками». Этими «ушками» линейка удерживается на боковых стенках верстатки. Примене­ ние наборной линейки облегчает набор строки: устанав­ ливаемые в верстатку литеры скользят по ее поверхности

Рис. 4 Верстатка

и не задевают литеры предыдущей строки. Наборные ли­ нейки выбирают по формату набора;

в) оригиналодержатель (рис. 6) применяется д укрепления оригинала таким образом, чтобы в процессе набора наборщику удобно было его читать. Оригиналодержатели (тенакли) могут быть деревянные и метал-

Рис. 5 Наборная линейка

лические. Деревянный тенакль представляет собой бру­ сок с выступом, на который кладут страницы оригинала, и крестообразным распилом внизу для установки тенак­ ля на перегородках кассы. Страницы оригинала прижи­ мают к тенаклю дивизорием (деревянной вилкой), ко­ торый передвигается вдоль тенакля вручную, указывая наборщику строку для набора.

Металлический тенакль — неправильной формы круг, на одном конце которого укреплена деревянная пло­ щадка для установки оригинала, а на другом — дере­ вянная планка для зажима оригинала при помощи вин-

10

та. Страница оригинала в процессе набора постепенно сворачивается внутрь круга. Тенакль укрепляется на лю­ бом бортике кассы. В последнее время ручные наборщики не пользуются тенаклями, а укладывают страницы ори­ гинала на левый угол кассы; для соблюдения последова­ тельности набора используют шестипунктовую гартовую линейку, передвигая ее по странице оригинала.

Рис. 6 Оригиналодержатели

53. Какие инструменты применяют для выставления из верстатки набранных строк?

В верстатку можно набрать 8 — 10— 12 строк сплош­ ного текста. Набранные строки выставляют на уголок (рис. 7) или на гранку (рис. 8). На уголок выставляют строки книжно-журнального набора; на гранку — строки форматом 11 кв. и более.

Уголок — металлическая пластина, с двух сторон ограниченная бортиками. Бортики располагаются под прямым углом — с левой и нижней сторон пластины. В правом верхнем углу, снизу, имеется небольшой штифт, которым уголок удерживается на кассе и не со­ скальзывает вниз. При наборе уголок помещается в верх­ ней левой или правой части кассы.

Гранки отличаются от уголков размером и наличием трех бортиков — двух сбоку и одного снизу. Боковые бортики длиннее металлического дна. Бортиками гран­

11


ка опирается на наборную доску или талер корректурно­ го станка в момент перепускания формы.

Гранки изготавливаются трех размеров и предназна­ чены для размещения набора следующих форматов:

гранка 1 — 280X380 мм — 103/4X15V2 кв.; гранка 2 — 360X480 мм — 1572 Х22 кв.; гранка 3 — 460X640 мм — 22X3 Г/2 кв.

Рис. 7

Рис. 8

Уголок

Гранка

63. Какие инструменты применяют для корректурной правки?

Для правки корректуры применяют металлическое шило (рис. 9), вставленное в деревянную рукоятку, с плоским концом, которым осаживают приподнявшиеся литеры.

73. Какие инструменты (приборы) применяют для обработки наборных материалов?

Для нарезки шпонов, линеек применяют шпонорубилки. Они могут быть механическими и ручными.

Механическая шпонорубилка предназначена для руб­ ки линеек и шпонов на заданный формат. Шпоны и ли­ нейки подаются под ножи автоматически, под действи­ ем собственной массы; также автоматически происходит

12

разрезка. Загрузку и разгрузку полос выполняют вруч­ ную.

Ручная шпонорубилка состоит из стола, на который укладывают шпон или линейку, из форматного упора, определяющего формат рубки, и рукоятки с ножом. Ра­ боту производят следующим образом. Устанавливают

Рис. 9 Шило

формат рубки, на стол к упорам укладывают шпон (ли­ нейку) и опускают рукоятку; ножи обрубают шпон (ли­ нейку) .

Углотесалка применяется для обработки торца стро­ ки после обрезки или" обрубки, а также для его обработ­ ки под определенным углом. Углотесалка представляет собой полукруглую станину с пазом и градуированной шкалой. По пазу скользит болт, проходящий через сег­ мент, который крепится в нужном положении гайкой. Строка (линейка) прижимается к сегменту и упору. Нож, прикрепленный к ручке, обрезает торец.

13

II. НАБОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ШРИФТЫ

83. Как подразделяют наборные материалы и каково их назначение?

При изготовлении наборных форм применяются раз­ нообразные наборные материалы, которые в зависимо­ сти от назначения делятся на две группы: печатающие и пробельные.

В качестве печатающих материалов используют шрифты, различные знаки, линейки, орнаменты и т. п. При печатании они дают оттиск на бумаге. В качестве пробельных (непечатающих) материалов применяют шпации, квадраты, шпоны, реглеты, бабашки и марза­ ны. Они служат для заполнения пробелов между сло­ вами, строками, больших площадей наборных форм.

93. Из каких элементов состоит типографская лите­ ра?

Типографские шрифты изготовляются в виде отдель­ ных литер для ручного набора (рис. 10). Литера пред-

Рис. Ю Типографская литера

ставляет собой металлический, деревянный или пласт­ массовый прямоугольный брусок, на верхней площадке которого находится рельефное изображение буквы или

14


знака, называемое о ч к о м (о). Очко литеры имеет обратное, зеркальное изображение, для того чтобы при печатании можно было получить с него прямое изобра­ жение на бумаге. Свободные места сверху и снизу очка называются з а п л е ч и к а м и (з). Они образуют про­ белы между строками. Некоторые строчные буквы име­ ют свисающие или выступающие элементы. Например, буквы б, ф, f, k — выступающие элементы, а буквы у, р, ц, щ, ф, q — свисающие элементы. Литеры прописных букв и цифр отливаются без верхних заплечиков. Сво­ бодные места по бокам очка называются а п р о ш а м и (а). Они служат для создания нормального пробела между буквами в слове.

Очко располагается на ножке литеры (я). Толщина (г) литеры зависит от ширины отлитого знака, в отли­ чие от кегля шрифта она непостоянна. Расстояние от пе­ редней стенки до задней (высота очка вместе с заплечи­ ками) называется к е г л е м (к). Ножка литеры и очко составляют вместе рост литеры (р). Выемка на передней стенке литеры называется с и г н а т у р о й (с), которая служит для правильной установки литеры в верстатку.

103. Из каких элементов состоит очко литеры?

Элементы буквенных знаков показаны на рис. 11. Вертикальные штрихи носят название о с но в н ых . Они соединяются между собой горизонтальными, наклонны­ ми или округлыми штрихами, которые называются с о е ­ д и н и т е л ь н ы м и . К о н т р а с т н о с т ь шрифта харак­ теризуется соотношением между толщиной основных и соединительных штрихов. Основные штрихи заканчива­ ются засечками различной формы и толщины. Засечки могут быть горизонтальными и вертикальными, односто­ ронними или двусторонними.

Ряд строчных букв имеют штрихи, которые спуска­ ются ниже (р, ц, щ) или поднимаются выше (б, ф) ос­ новного изображения знаков. Эти штрихи носят назва­ ние с в и с а ю щ и х или в ы с т у п а ю щ и х элементов. Кроме основного изображения, некоторые знаки (с, й, ё) имеют наверху или внизу дополнительные элементы, ко­ торые называются . н а д б у к в е н н ы м и или п о д б у к - в е н н ы м и значками.

Строчные и прописные литеры одного кегля отлива­ ются так, чтобы нижний край основного изображения знаков лежал, на одной линии, называемой л и н и е й

15

ш р и ф т а . Помимо нижней линии шрифта различают еще верхние линии строчных и прописных букв.

Кроме прописных и строчных букв различают также капительные буквы. Очко капительных букв по рисунку соответствует очку прописных букв, а по размеру — очку строчных. Капительных букв в русском алфавите всего

Высотапрямых, прописных

семь: а, б, е, р, с, у, ф. Остальные строчные буквы не отличаются по рисунку от прописных.

Следовательно, пользуясь этими семью капительными буквами и остальными строчными, можно выделять сло­ ва и отдельные строки капителью.

113. Чему равен рост наборного материала?

Рост литер и всего печатающего материала составля­ ет 663/4 п., или 25,1 мм. Рост пробельного материала ни­ же роста печатающего и равен 54 п., или 20,3 мм. В дру­ гих странах рост шрифта разный, например:

16


Немецкий и

французский

623Д п. = 23,56

мм

Английский,

американский и

62

»

=23,31

»

итальянский

Австрийский

 

63

»

= 23,68

»

Голландский

 

66

» =24,81

»

В некоторых типографиях СССР применяются шриф­ ты низкого роста, например в ленинградской типографии № 1 «Печатный Двор» им. Горького рост шрифта равен 622/3 п., или 23,5 мм.

123. В чем сущность типографской системы измере­ ний?

Для измерения наборных материалов и печатных форм в полиграфическом производстве применяется ти­ пографская система измерений. Эта система была раз­ работана во Франции в 1737 г. Пьером-Симоном Фурнье. В 1785 г. она была усовершенствована французским ти­ пографом Франсуа-Амбруаз Дидо и его сыном Фирменом Дидо. Система была основана на французском футе, равном 12 дюймам; один дюйм был равен 12 линиям, од­ на линия — 12 пунктам, два таких пункта приняли за один типографский пункт. Типографский пункт равен 772 французского дюйма, что составляет 0,376065 мм. Си­ стема Дидо сохранилась до наших дней без существен­ ных изменений.

133. Какие единицы измерения применяют в типо­ графской системе?

Единица типографского измерения — типографский пункт. Для измерения более крупных величин наборных материалов применяется квадрат, равный 48 п. Часто пользуются долями квадрата: lU кв. = 12 п., 7г кв. =

=24 п., 3/4 кв. = 36 п.

143.Каково соотношение между метрическими и ти­ пографскими мерами (рис. 12)?

После введения метрической системы Главная палата мер и весов в СССР установила следующие соотношения между типографскими и метрическими единицами изме­ рения:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0,376

0,752

1,128

1,504

1,880

2,256

2,632 кз-ооо

 

 

 

 

 

 

 

 

Гс С. Ьуо тичяая

 

 

 

 

 

 

 

—»

v e -т-

 


2660

п. = 1000,333 мм

 

2,66 п. =

1 мм

 

18 мм

1

кв.=

48 п. = 18,051

мм^

У<

» =

12

» =

4,51

»

9 мм

Чг

» =

24

» =

9,02

» «

3/4

» =

36

» =

13,53

»

 

Рис. 12 Соотношение между метрическими и типографскими мерами:

а— квадраты; б — сантиметры

153.Какие бывают наборные линейки и где они при­ меняются?

Наборные линейки являются изобразительным мате­ риалом, рост которого равен росту шрифта. Линейки классифицируются по рисунку очка, кеглю и размеру. По рисунку очка линейки бывают тонкие, полужирные, жирные, двойные, рантовые, пунктирные, волнистые, ассюре (рис. 13).

Очко тонкой линейки имеет печатающую поверхность 0,2 мм. По кеглю тонкие линейки бывают от 2 до 6 и.

Очко полужирной линейки имеет печатающую поверх­ ность 0,6 мм. У жирных линеек размер очка равен раз­ меру ножки, т. е. кеглю. Жирные линейки изготовляются кеглей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 24, 36, 48 п.

Очко двойной линейки представляет собой две па­ раллельные прямые линии одинаковой толщины. Толщи­ на двойной линейки — 2 п. Очко рантовой линейки со­ стоит из двух параллельных линий разной толщины. У двухпунктовой рантовой линейки очко одной линии тонкое, другой — полужирное, а у четырехпунктовой — тонкое и жирное.

18

Очко пунктирной линейки представляет собой линию, состоящую из отдельных точек. Толщина пунктирной ли­ нейки — 2 п. Волнистые линейки по толщине бывают 2, 3, 4 п. и применяются при наборе в качестве украшения.

Очко линейки ассюре состоит из нескольких горизон­ тальных, параллельных между собой линий. По толщине эти линейки бывают 12—24 п. Применяются при акци­ дентных работах, чаще всего при наборе бланков финан-

Тонная 2а. Ддойная 2п. Полужирная 2п. РантоВая 2п. Жирная 2п. Жирная За Жирная 4 а.

РантоВая in. Пунктирная 2а. Волнистая 2а.

!11!!11!11!11111!1111!111!!111!1!111Ш11111!!11!1111111111!1!!!111Н!!1 ШатироВанная 6п.

Ассюре 12 а.

Рис. 13 Виды типографских линеек

совой отчетности, в которых сумма должна проставлять­ ся прописью.

По длине линейки бывают 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 24, 30, 36, 42, 48 п., НД, 17г. 13Д, 2 и до 7 кв. В большин­ стве типографий линейки отливают и разрезают на раз­ ные форматы. Наборные линейки используют при оформ­ лении таблиц, для выделения отдельных мест в тексте, отделения вспомогательных текстов, в начале и в конце разделов.

Узорные линейки применяют как декоративные (на обложке, титуле и т. д.).

163. Что такое наборные орнаменты и в каких случа­ ях они применяются?

Н а б о р н ы м и о р н а м е н т а м и называют графиче­ ские украшения, изготовленные в виде элементарных де­ талей (раппортов), из которых в процессе набора могут

19