Файл: Печенкина, Д. И. Ручной набор текста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

составляться комбинации разной формы (рамки, застав­ ки, концовки). Наборные орнаменты используют для ху­ дожественного оформления книг, журналов и других пе­ чатных изданий. Орнаменты изготовляются в виде литер, матриц и матриц-блоков для строкоотливных наборных машин и матриц для буквоотливных наборных машин. Из линеек, орнаментов и мозаики можно составлять ри­ сунки и портреты.

173. Что такое типографский шрифт и по каким при­ знакам его классифицируют?

Ш р и ф т о м называется комплект литер, необходи­ мых для полиграфического воспроизведения букв како­ го-либо алфавита, а также относящихся к нему знаков

ицифр.

Взависимости от графической основы различают шрифты: русского, латинского, греческого, немецкого, арабского, грузинского и других алфавитов. В настоя­ щее время все шрифты стандартизированы (ГОСТ

3489.1—71). Классификация стандартных шрифтов про­ ведена по трем основным признакам: рисунку, начерта­ нию (характеру очка) и размеру (кеглю).

183. Как классифицируют шрифты по рисунку?

Шрифты в зависимости от характера их графическо­ го построения (контрастность, наличие и форма засечек) делятся на шесть основных (рис. 14) и одну дополни­ тельную группы. Внутри каждой группы шрифты делят­ ся на гарнитуры. Г а р н и т у р о й называется совокуп­ ность шрифтов различных начертаний и размеров одно­ го и того же рисунка.

Каждая гарнитура шрифтов имеет свое название. Происхождение названия гарнитур различное. Иногда название дается по имени художника или гравера, соз­ давшего или выпустившего шрифт, как, например, Банниковская (создана художником Г. А. Банниковой), Баченас (шрифт разработан заслуженным деятелем ис­ кусств Литовской ССР художником-оформителем книги В. И. Баченасом), акцидентная Телингатера (рисунок разработан художником-оформителем книги С. Б. Телингатером), Пискаревская, Кудряшевская словарная. Иногда шрифт получает название от типа издания, вида литературы: новая газетная, школьная, журнальная, ли­ тературная гарнитуры; от названия типографии, впервые

20

выпустившей шрифт — академическая гарнитура (типо­ графия Академии наук СССР). Гарнитура Октябрьская создана художником Н. Н. Чепиль в честь 50-летия Вели­ кой Октябрьской Социалистической революции. Бывают

Рис. 14 Графические признаки шести

основных групп шрифтов

21


произвольные названия: по характеру рисунка — брус­ ковая гарнитура; по эпохе — елизаветинская; иногда на­ звания связаны с рисунком шрифта, который гарнитура имитирует — каллиграфическая, машинописная.

Новый стандарт типографских шрифтов 3489.1—71, ныне действующий, включает все разновидности шриф­ тов для ручного, строкоотливного машинного, буквоот­ ливного машинного, строкоотливного крупнокегельного машинного, строкоотливного крупнокегельного ручного набора, а также фотонабора. Ассортимент шрифтов зна­ чительно расширен по сравнению со старым стандартом

(ГОСТ 3489—57).

Стандартные шрифты делятся на следующие шесть основных и одну дополнительную группы:

1. Группа рубленых шрифтов. К этой группе отно­ сятся шрифты, не имеющие засечек. В нее входят сле­ дующие гарнитуры: журнальная рубленая, газетная рубленая, «Древняя», рубленая, плакатная, букварная, «Агат», Кудряшевская словарная рубленая, Кудряшев­ ская энциклопедическая рубленая.

2. Группа шрифтов с едва наметившимися засеч­ ками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (с некото­ рым подобием засечек).

В нее входят следующие гарнитуры: акцидентная Телингатера, Октябрьская.

3. Группа медиевальных шрифтов, К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штри­ хов, с засечками в виде плавного утолщения концов ос­ новных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. Это следующие гарнитуры: лите­ ратурная, Банниковская, заголовочная газетная, Лазурского, «Ладога».

4.Группа обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами, с длин­ ными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закругле­ нием: округлые буквы с вертикальными осями. В нее входят следующие гарнитуры: обыкновенная, обыкновен­ ная новая, елизаветинская, северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур.

5.Группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с неконтрастными или малоконт­

22

растными штрихами, с длинными утолщенными засечка­ ми, соединенными с основными штрихами под прямым углом. В нее входят следующие гарнитуры: «Реклама», «Балтика», брусковая газетная, Хоменко.

6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры, имеющие малоконт­ растные штрихи с длинными утолщенными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединен­ ными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. В нее входят следующие гарниту­ ры: новая газетная, школьная, Бажановская, журналь­ ная, академическая, Пискаревская, Кудряшевская сло­ варная, Кудряшевская энциклопедическая, Баченаса, но­ вая журнальная, Малановская.

К дополнительной группе относятся шрифты, которые по своему построению и характеру рисунка сильно от­ личаются от шрифтов шести основных групп. В нее вхо­ дит гарнитура Рерберга.

Порядок расположения групп стандартом не регла­ ментируется.

193. Как классифицируют шрифты по начертанию?

Каждое видоизменение очка шрифта, входящего в состав гарнитуры, называется н а ч е р т а н и е м . Шриф­ ты в зависимости от начертания различают по трем ос­ новным признакам:

1) по насыщенности (рис. 15)— светлые, полужир­ ные, жирные. У шрифтов светлого начертания внутрибуквенный просвет а в 2—4 раза больше толщины основ­ ного штриха в.

У полужирных шрифтов внутрибуквенный просвет а равен толщине основных штрихов в или шире его ^

^в).

У жирных шрифтов внутрибуквенный просвет а мень­

ше толщины основного штриха в

■< в);

2) по положению очка (рис.

16)— прямые, наклон­

ные, курсивные. Разница между курсивным и наклонным начертаниями шрифта заключается в том, что строчные буквы курсивного начертания шрифта строятся по прин­ ципу рукописных шрифтов, а строчные буквы наклонно­ го начертания шрифта имеют рисунок, подобный буквам прямого начертания;

3) по ширине очка (рис. 17)— нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие.

23


При нормальном начертании шрифтов отношение ши­ рины очка s к его высоте h приближается к 75%. В раз­ личных гарнитурах это соотношение колеблется от 65 до 90%. У шрифтов узкого начертания отношение ширины очка s приближается к 50% его высоты h, но не превы­ шает 65%. У шрифтов широкого начертания ширина оч­ ка превышает высоту (s > h ).

ва

Рис. 15

Начертание шрифтов по насыщенности очка

п

Рис. 16 Начертание шрифтов по положению очка

с

S L

Рис. 17 Начертание шрифтов по ширине очка

203. Как классифицируют шрифты по размерам?

Все шрифты имеют различные размеры (кегль), ко­ торые обозначают в пунктах и квадратах (или его до­ лях). Шрифты до кегля 20 п. имеют условные названия (см. таблицу).

Очко литеры в пределах одного и того же кегля шрифта может иметь разные размеры. Некоторые гар­ нитуры в пределах шрифтов одного кегля имеют очко двух размеров: мелкое и крупное. Для обозначения мел­ кого очка к числу пунктов добавляют букву «м», напри­ мер Юм.

24

 

 

 

Таблица

Размеры

шрифтов различных

кеглей

 

 

Размеры шрифта

 

Название шрифта

в пунктах

В ДОЛЯХ

В ММ

 

квадрата

Бриллиант

3

1/16

1,13

Диамант

4

1/12

1,50

Перл

5

1,88

Нонпарель

6

1/8

2,26

Миньон

7

2,63

Петит

8

1/6

3,01

Боргес

9

3,38

Корпус

10

3,76

 

12

4,51

Цицеро

1/4

Миттель

14

5,26

Терция

16

1/3

6,02

Текст

20

7,52

----,

24

1/2

9,02

___

28

 

10,52

___

32

12,03

 

36

3/4

13,53

42

1

15,79

 

48

18,05

213. Каковы отличительные особенности и назначение группы медиевальных шрифтов?

Для отличия шрифтов друг от друга кроме их основ­ ных графических признаков по рисунку необходимо знать имеющиеся в каждой гарнитуре буквы с присущими только им особенностями.

Литературная гарнитура имеет шесть начертаний

шрифта: прямое нормальное светлое (кг.

6 — 48 и.);

курсивное нормальное светлое

(кг.

6 —-28

и.); прямое

нормальное полужирное

(кг. 6 — 48

и.); курсивное нор­

мальное полужирное (кг.

6 — 48

и.); прямое узкое полу­

жирное (кг. 6—48 и.);

прямое

широкое

полужирное

(кг. 12 — 24 и.).

 

 

 

 

Для фотонабора — три начертания: прямое нормаль­ ное светлое; курсивное нормальное светлое; прямое нор­ мальное полужирное. Базовые кегли 6, 10, 32 и., произ­ водные кегли 5, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 20, 24, 36, 42, 48 и.

Литературная гарнитура состоит из наиболее четких, простых, ясных штрихов и является универсальной: ее применяют в различных типах и видах печатных изданий.

25


Для этой гарнитуры характерны следующие особен­ ности рисунка букв:

1)в строчных буквах р, ф скошены верхние засечки;

2)у букв Ж, К, Л, С, У окончания верхних или ниж­ них штрихов имеют вытянутую каплеобразную форму;

3)буквы Г, Д, Ц, Щ имеют свисающие элементы,

расположенные не вертикально, а скошенные наружу;

4)прописная буква М имеет не параллельные основ­ ные штрихи, а расходящиеся книзу;

5)округлые (овальные) буквы 3, С. Э открыты;

Литературная гарнитура — прямое нормальное светлое начертание

абвгдежзийклмнопрсту

фхцчшщъыьэюя

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНО ПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬ ЭЮЯ

Литературная гарнитура — курсивное нормальное светлое начертание

абвгдежзийклмнопрсту

фхцчшщъыьэюя

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНО

ПРОТУФХЦЧШЩЪЫ ЬЭЮЯ

26

6)переход от основных штрихов к соединительным нерезкий;

7)в курсивном шрифте прописные буквы отличают­

ся от таких же букв прямого шрифта главным образом наклоном.

Строчные буквы имеют некоторое сходство с рукопис­ ными.

Банниковская гарнитура имеет три начертания шриф­ та (кг. 6 — 48 п.): прямое нормальное светлое; курсив­ ное нормальное светлое; прямое нормальное полужир­ ное.

Особенности рисунка некоторых букв:

1) у букв Ц, Щ свисающие элементы имеют резкий наклон влево;

2)у буквы Д свисающие элементы направлены внутрь;

3)строчная буква б напоминает цифру 6\

4)буква Ж похожа на жука;

5)в прописных буквах Б, Г, Л сверху слева имеется небольшой выступ;

6)в прописных буквах Д, М имеются выступы свер­ ху с двух сторон.

Банниковская гарнитура предназначена для набора художественной литературы и книг по искусству.

Банниковская гарнитура — прямое нормальное светлое начертание

абвгдежзийклмнопрсту

фхцчшщъыьэюя

АБВГДЕЖЗ ИЙКЛМН ОПРСТУФХЦЧШЩ ЪЫЬЭЮЯ

27