Файл: Матюшин, В. Н. Планирование снижения себестоимости строительных и монтажных работ учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
стен как при составлении плана, так и в ходе его выполнения. Иногда строительные организации будучи незагруженными ввиду запрета, наложенного своими ведомствами, не могут вы полнять работы для других ведомств.
Вот почему и административное управление специализиро ванными организациями, как правило, должно быть сосредо точено в ведомствах генподрядных организаций. Исключение, по нашему мнению, может быть только в следующих случаях.
Во-первых, наличие специальных работ на объектах, если их объем не превышает минимального предела генподрядной организации. В этом случае для выполнения небольших объе мов работ в нескольких районах можно иметь специальную организацию. Если же на объектах жилищного и гражданско го строительства имеются значительные электромонтажные, сантехмонтажные и другие работы присущие всем районам и являющиеся необъемлемой частью всех сооружаемых объек тов, тогда эти работы надлежит выполнять так же, как и отде лочные работы.
Во-вторых, определяющим является фактор времени. Если специализированные работы носят более или менее постоян ный характер и в них возникает необходимость при сооруже нии большинства объектов, то правильнее иметь в каждом районе одного с генподрядчиком ведомства постоянные орга низации, укомплектованные соответствующими кадрами, и ос нащенные передовой техникой. Большое значение имеет посто янный состав специалистов, так как работа прикомандирован ных специалистов, из-за ограниченного срока пребывания, в большинстве своем менее эффективна.
Если же небольшой продолжительности работы (год— два) ведутся в нескольких районах, тогда нецелесообразно создавать постоянную организацию для данного района, так как затраты на ее организацию превысят расходы на коман дировку,-подготовку специалистов, создание и приобретение уникального оборудования и другие, проведенные в централи зованном порядке в крупном районе. Не требует, например, децентрализации управления организации по монтажу турбин.
Третьим фактором, оправдывающим разноведомственность подчинения.специализированных строительных организаций может служить источник поступления уникальных конструкций и деталей, монтаж и сборку которых выгоднее поручать ' по ставщику-изготовителю или специально создаваемой для это го организации. Безусловно, что это правило не относится к комплектаций предметов в секции, узлы-в участковых мастер ских, так как в данном случае предметы труда -не -уникальны, а комплектуются из материалов заказчика. -. . . ,
52
.Недооценка этого, положения видна в Минмонтажспецстрое,, которое имеет строительные организации, во всех райо нах страны, а подавляющая часть промышленных предприятий сосредоточена в Москве и ее окрестностях.
Строительные организации этого ведомства «обросли» мел-, кими промышленными хозяйствами, состоящими на балансе подрядной деятельности. Часть этих предприятий отправляет готовую продукцию туда, откуда им доставляют сырье, мате риалы (металл, трубы).
Фондовооруженность одного работающего в этих хозяйст вах почти в два раза ниже, чем в промышленности страны. Во
•многих городах существует более десятка «промышленных» хозяйств Минмонтажспецстроя с количеством рабочих до 100 человек в каждом.
Следует иметь ввиду, что субподрядные организации Мин монтажспецстроя заинтересованы прежде всег о в выполнении плана по общему объемг работ и по снижению себестоимости, а не ь быстром вводе объектов в действие. По этой причине иногда организации этого ведомства приступают к работам под большим нажимом и со значительным опозданием.
Четвертым фактором, определяющим целесообразность централизации управления специализированными строитель ными организациями, является наличие таких специальных кадров как воДолазы, связисты, верхолазы.
В-пятых, следует подчеркнуть особое значение специализи рованных работ, уникальность строительства и значительный его объем (строительство гидростанции и т. п.).
Переподчинение подрядных специализированных организа ций.ведомствам-генподрядчиков не только не потребует увели чения управленческих штатов, но, напротив, позволит высво боди 'ь для народного хозяйства часть высококвалифицирован ных специалистов. ' ;
В целпх более эффективного управления строительным про изводством, концентрации строительно-монтажных работ ра ционально сосредоточить производство всех видов постоянных специальных строительно-монтажных работ в организациях; однако с генподрядчиком ведомства.
«Производство однотипной продукции - - говорится в Про грамме КПСС — следует сосредоточить по преимуществуна крупных специализированных предприятиях, предусматривая наиболее рациональное из размещение». Иногда нерациональ но исгользуются специализированные организации из-за того; что их слишком много. Так, в Башкирском селе Груздевка на стройке скопилось 11 автомашин различных организаций. На
53
борту каждой ио них находилось по 5—10 килограммов'про вода или других материалов и по одному монтажнику.
Как показывает опыт, более рациональная структура орга низации внугритрестовских управлений, специализирующихся на определенном виде работ. Возьмем для примера показате ли четырех трестов:
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 15 |
|
|
|
|
|
|
Фактическое |
|
|
|
|
|
Выработка |
снижение |
|
|
|
|
|
с'стоимости в |
|
|
|
|
|
- |
на 1 работай |
|
|
|
|
|
% к объему |
||
|
|
|
|
|
щего в руб. |
выполненных |
|
|
|
|
|
|
работ |
№ 1 |
(жилищное |
и |
промышленное |
строи |
5763 |
6,39 |
тельство) |
|
|
|
|||
№ 2 |
(жилищное |
и |
промышленное |
строи |
6114 |
11,0 |
тельство) |
|
|
|
|||
№ 3 |
(промышленное строительство) |
|
6077 |
9,37 |
||
№ 4 |
(специальные работы) |
’ |
' 8417 |
i4,36 |
||
|
|
|
|
|
г |
|
Показатели второго треста ближе к специализированному тресту. Его управления работают лучше, чем подразделения первого треста. В первом тресте строительные управления ор ганизованы по видам строительства: жилищное, гражданское, промышленное, во втором — по видам работ. Так, например, одно управление занято на строительстве фундаментов, вто рое — на возведении коробок зданий, четвертое — на отделоч ных работах и т. д.
Внутри строительных управлений во втором тресте специа лизация также строится по видам работ. К примеру, в первом управлении организовано три участка, из которых два по тер риториальному признаку, а третье (сезонное) специализиро вано на работах по благоустройству, "оз •
Участки № 1 и 2 состоят из прорабов, специализированных на устройстве фундаментов, включая коммуникации до колод цев, или прорабств', занятых подводкой внутриквартальных коммуникацийтеплофикаций, водопровода,, отопления и т. д. Прорабства; занятые на строительстве фундаментов, имеют у себя в распоряжении автокраны, а прорабства по:сооружению коммуникаций пользуются трубоукладчиками. ь
54
Заслуживает внимания специализация подразделений на промышленном строительстве по видам работ. Так, создание в ■составе второго треста специализированного управления отде лочных работ способствовало повышению качества и лучшему использованию техники. Производительность труда здесь повы силась на 25%, высвободилось 200 человек. Управление стало работать рентабельно и перевыполнять задание по снижению
.себестоимости.
Как показывает опыт, наладить полное взаимодействие всех управлений специализированных работ — дело не из лег ких, (к примеру, иногда первое стройуправление второго трес та несвоевременно передовало фундаменты второму СМУ и т. д.). И все же, несмотря на недостатки, строительные управ ления и тресты достигли определенных успехов в повышении производительности труда, сокращении затрат и экономиче ской эффективности.
В новых условиях хозяйствования сближаются интересы
•сопряженных в строительстве организаций, предприятий и хо зяйств. Так, с расширением практики расчетов за введенный в
действие объект или этап, сданный заказчику, изменилось со держание показателя готовой строительной продукции, объек тивно необходимым стала поставка предприятиями оборудова ния в комплектном виде в необходимых случаях выделяются генеральные поставщики. С проектными институтами внедря ются расчеты за проект на объект или этап строительства.
Вместе с тем и в настоящее время еще встречаются разли чия интересов отдельных исполнителей строительного произ водства.
Существуют определенные различия в интересах между подрядными организациями и предприятиями по производству сборного железобетона, транспортными хозяйствами и управ лениями механизации. В тех случаях, когда удается устранить отдельные различия и соединить интересы отдельных исполни телей — повышается эффективность капитального строитель ства и сокращаются издержки производства. Особенно боль шой эффект дает экономический альянс промышленными предприятиями, автотранспортными хозяйствами и управле ниями механизации одного ведомства. Поэтому объединения, главные управления и ведомства постоянно ищут пути сбли жения исполнителей в своевременном вводе в действие объек тов хорошего качества и с наименьшими затратами. Особенно
•большой эффект дает консолидация интересов строителей и поставщиков предметов труда.
Существующая в настоящее время система .обеспечения
•строи"ельно-монтажных трестов железобетонными и металли
55
ческим i конструкциями, деталями из дерева, порядок расче тов за их поставку не всегда способствует выполнению госу дарственного плана строительно-монтажных работ и ввода: объектов в действие.
Практика показывает, что одной из причин невыполнения плана является незаинтересованность заводов-поставщиков в комплектации своими изделиями строительным объектов. И, в первую очередь, что относится к одноведомственным пред приятиям. являющихся основными поставщиками железобе тонных, бетонных, конструкций и деталей из дерева.
Несмотря на то, что эти предприятия планы реализации готово й продукции по общей кубатуре и квадратуре выполня ют на несколько пунктов выше,чем растет в ведомстве, (глав ке) объем строительных работ, все же заводы не всегда обес печивают стройки конструкциями и деталями по номенклату ре. •
Раы ше, когда кирпич мог быть применен при сооружении многих разных объектов, очередность поставки различных пар тий основного стенового материала не играла большой роли для строительного производства. При крупнопанельном домо строении, когда к примеру, каждая деталь имеет только ей присущее назначение в корпусе здания. И изготовление про мышленными предприятиями большого количества сборного железобетона еще не означает, что можно продолжать строи тельство, так как вместо универсальных строительных мате риалов все больший удельный вес приходится на долю уни кальных и закладных деталей.
В настоящее время показатели продукции промышленных предприятий производящих строительные материалы, по су ществу не изменились и считаются по обезличенным штукам. Если ранние это были тыс. штук кирпича, весовые единицы алебастра и т. д., то их сменили тысячи кубических или квад ратных метров сборного железобетона.
Заводы даже не отчитываются за выполнение месячных номенклатурных планов и с точки зрения хозяйственного рас чета не заинтересованы в их выполнении. Поэтому выполнение плана реализации по валу, а не комплектности является их главной целью.
Некомплектная поставка конструкций ведет к простоям кранов, недоиспользованию их мощности и удлинению сро ков монтажа, не позволяет полностью использовать имеющие ся на стройках механизмы и рабочую силу.
Из-за некомплектной и несвоевременной поставки конструк ций, складирование железобетона часто производится не в со ответствии со схемами монтажа и технологической последова-
56