Файл: Матюшин, В. Н. Планирование снижения себестоимости строительных и монтажных работ учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
тельностыо. Отсюда дополнительные затраты рабочего времени на перебросду изделий в зону составляют 10—16 процентов.
Стремясь реализовать изготовленную продукцию, заводы, превращают в склады строительные площадки.
На многих стройках постоянно имеются значительные пе реходящие' запасы строительных конструкций и деталей, кото рые представляют собой, главным образом некомплектную продукцию. Этому положению в немалой степени способствует существующая система расчетов за конструкции и детали.
Сущность этой системы в том, что заводы выписывают счета, платежные требования на строительные управления или. управления производственно-технической комплектации стройтрестов по мере отгрузки конструкций. Каждый такой счет оп лачивается строительным управлением независимо от того, нужны ли эти конструкции для строительства в данный момент или они будут использованы только через какой-то промежу ток времени.
Существующая система взаимоотношений может быть бо лее эффективной, если она будет требовать от заводов-пастаз- щиков комплектной поставки конструкций и деталей строго по графику. В противном случае на стройке создадутся большие запасы конструкций и деталей, загромоздятся площадки, соз дадутся условия для порчи изделий и «омртвления» оборотных, средств и замедления их оборачиваемости, удорожания строи тельства.
Комплектация, сборными деталями организационно осуще ствляется зачастую двумя путями: через управления производ ственно-технологической комплектации строительных трестов- и непосредственно на предприятиях, выпускающих изделия. Последней форме способствовало то обстоятельство', что в си стеме созданы специальные тресты (объединения, комбина ты), которые объединяют предприятия, производящие подав ляющую часть сборного железобетона.
В управлениях технологической комплектации при строи тельных трестах система снабжения должна была перейти в систему материально-технического обеспечения. Предполага лось, что все поставщики передадут железобетон складу комплектации, откуда строительные организации будут полу чать его комплектами строго по графику строительных работ.
Деятельность управлений производственно-технологической; комплектации во многом упорядочила обеспечение строек, строительными материалами. Однако полностью решить проб лему обеспечения строек УПТК не смогли. В основном это объяснялось тем, что оникомплектовали продукцию изготови телей, а последний, даже если он у себя изготовлял значит
5Г
тельную долю комплекта, от вопросов комплектации оставал ся в стороне и продолжал сбывать свою продукцию в кубиче ских и квадратных метрах.
В Азербайджане и на Украине в порядке эксперимента, подобно домостроительным комбинатам, были созданы заводостроительные предприятия. Эти предприятия обеспечивали не только изготовление закладных деталей объекта, но и сооруже ние и сдачу объекта заказчику.
Несколько иное решение нашла комплектная поставка в Белоруссии. В этой республике строительные управления
.должны рассчитываться не с каждым заводом в отдельности и но мере отгрузки, как было до сих пор, а с комбинатом «Строймонтаж индустрия» и за определенный комплект продукции. При этом за комплект продукции принимается:
—пс^ объектам жилищно-гражданского строительства, строящимся по типовым проектам:набор железобетонных кон струкций и деталей из дерева на этаж. Нулевой цикл и кровля приравнивается к этажу;
—пн объектам промышленного строительства и промыш ленным объектам, строящимся по нетиповым проектам: но менклатурный набор всех конструкций по рабочим чертежам, которые можно смонтировать не более чем в месячный срок по технологической последовательности, согласно календарным графикам проектов производства работ или сетевым графи кам.
Втресте «Оргтехстрой» было разработано положение по расчетам за комплектные поставки. По положению в расчет за комплектные поставки включаются те объекты, по которым
имеются проекты производства работ с календарными гра фиками поставки конструкций, рабочие чертежи и монтажные схемы.
Хозрасчетное управление производственно-технологиче ской комплектации сбыта (УПТСК) организует комплектную поставку конструкций и деталей на строящиеся объекты ком бината «Строймонтажиндустрия».
Заводы отгружают на строительные объекты конструкции и детали в счет комплекта и по мере изготовления. Но счет и платежное требование они могут выставить управлению комп лектации только после отгрузки своей доли комплекта.
Значительная доля ]до 20 процентов) транспортных рас ходов в строительстве подчеркивает актуальность сокращения этих затрат. Внедрение централизованных перевозок, укрупне ние автохозяйств позволили значительно снизить затраты на перевозку грузов автомобилями. К примеру, только за один год затраты на перевозку автотранспортом по Башкирскому
.58
управлению в себестоимости материалов снизились.на 4 пунк та.
Несвоевременная поставка материалов срывает сроки строительства, увеличивает затраты на сооружение объекта, вызывает излишнюю перебазировку рабочих, техники, кото рую до окончания строительства нельзя передислоцировать.
.Доставка на строящиеся объекты лишних строительных мате риалов требует дополнительных затрат на последующую пе ревозку и снижает качество приемки материала. Досрочно завезенные шлак, карпич, железобетон и другие материалы подвергаются порче и теряют свой товарный вид.
Для того, чтобы обеспечить своевременную доставку мате риалов н<1 строительную площадку в потребном количестве и ассортименте наметились различные пути совершенствования расчетных взаимоотношений подрядных организаций с автомо бильными хозяйствами.
Подсчеты показали, что укрупненные расчеты подрядных организаций с автохозяйствами дают большой эффект так как:
—отпадает необходимость выписки многих тысяч наклад ных, ич проверки, облегчается труд счетных работников, про рабов, снабженцев и др. Экономия от сокращения лишь одно го счетного работника составила 1 т. р. в год по каждому промиродприятию;
—улучшается организация комплектования объектов не обходимыми изделиями, что способствует сокращению сроков возведения зданий. Заводы ЖБИ-1, стройизделий и КПД рабо тают теперь не на «вал», а на комплект;
—ликвидируются возможности приписок, а транспортные
•организации, зная заранее цену доставки материалов на объ ект. изыскиваю'/ возможности снижения себестоимости перево зок (находяг короткие пути, увеличивают загрузку машин, больше используют прицепы и т. д.).
С введением новых методов расчетов за транспортировку грузов улучшаются экономические показатели деятельности всех подрядных строительно-монтажных организаций, про мышленных предприятий и транспортных хозяйств.
Вместе с тем изготовление деталей в комплекте, его транс портировка на стройке тесно соприкасается с организацией, обеспечивающей вертикальный транспорт строительных дета лей и конструкций' и их монтаж.
Одной из разновидностей технологической специализации в строительстве является создание управлений и трестов меха низации. Они заметно улучшили работу механизмов за счет сокращения времени на монтаж и демонтаж, ремонт и транс
59
портировку их. а также производительность в единицу вреу
мени.
По мерс развития специализации возрастает роль и значе ние производственных связей, кооперирование всех участков строительного производства. Кооперирование в строительстве приобретает особую сложность и значимость в связи с тем, что участники технологического процесса могут приступить к вы полнению своих работ только после окончания операций пред шественниками и, в свою очередь, готовят фронт для других смежников. Поэтому кооперированные связи обусловлены строгой очередностью, конкретными сроками начала и оконча ния отдельных работ, точным соблюдением всех согласован ных графиков, высоким качеством исполнения операций и т. п..
Практика показывает, что если производственные связи ос нованы только на административном соподчинении, а экономи ческие основы деятельности предприятий, совместно строящих объектов, не совпадают или даже противоречат друг другу, эффективность специализации уменьшается, растут затраты и. удлиняются сроки строительства.
В настоящее время управления механизации , важнейшим: показателем деятельности которых является выработка на ку бометр ковша экскаватора, заинтересованы в пополнении пар ка крупными механизмами и их использовании на больше объемных работах. В то же время для рытья траншей и фун даментов на строительстве жилых домов нужны более манев ренные мелкие экскаваторы, не дающие больших объемов уп равлениям (трестам) механизации. Недостаток же на строи тельной площадке экскаваторов вынуждает увеличивать чис ло землекопов, замедляется строительство.
Не всегда эффективны хозрасчетные отношения при приме нении башенных кранов с повременной оплатой. Генподрядная организация заинтересована использовать на монтаже дома кран оптимальной грузоподъемности и досрочно ввести объект в действие.
Управление же механизации, получая за работу башенно го крана по отработанному времени согласно цены машиносмечы, наоборот, заинтересовано установить кран большей; грузоподъемности и дольше держать его на одном, объекте. Этому способствует и то, что стоимость монтажа и демонтажа, крана нередко включают в цену машиносмены.
Углубляются эти противоречия в современных условиях, когда у генподрядных организаций готовой продукцией счита ется введениый'в действие объект и расчеты с заказчиками, производятся за объект в целом или крупный этап без проме жуточных платежей, а у управлений механизации расчетной
СО