Файл: Матюшин, В. Н. Планирование снижения себестоимости строительных и монтажных работ учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельностыо. Отсюда дополнительные затраты рабочего времени на перебросду изделий в зону составляют 10—16 процентов.

Стремясь реализовать изготовленную продукцию, заводы, превращают в склады строительные площадки.

На многих стройках постоянно имеются значительные пе­ реходящие' запасы строительных конструкций и деталей, кото­ рые представляют собой, главным образом некомплектную продукцию. Этому положению в немалой степени способствует существующая система расчетов за конструкции и детали.

Сущность этой системы в том, что заводы выписывают счета, платежные требования на строительные управления или. управления производственно-технической комплектации стройтрестов по мере отгрузки конструкций. Каждый такой счет оп­ лачивается строительным управлением независимо от того, нужны ли эти конструкции для строительства в данный момент или они будут использованы только через какой-то промежу­ ток времени.

Существующая система взаимоотношений может быть бо­ лее эффективной, если она будет требовать от заводов-пастаз- щиков комплектной поставки конструкций и деталей строго по графику. В противном случае на стройке создадутся большие запасы конструкций и деталей, загромоздятся площадки, соз­ дадутся условия для порчи изделий и «омртвления» оборотных, средств и замедления их оборачиваемости, удорожания строи­ тельства.

Комплектация, сборными деталями организационно осуще­ ствляется зачастую двумя путями: через управления производ­ ственно-технологической комплектации строительных трестов- и непосредственно на предприятиях, выпускающих изделия. Последней форме способствовало то обстоятельство', что в си­ стеме созданы специальные тресты (объединения, комбина­ ты), которые объединяют предприятия, производящие подав­ ляющую часть сборного железобетона.

В управлениях технологической комплектации при строи­ тельных трестах система снабжения должна была перейти в систему материально-технического обеспечения. Предполага­ лось, что все поставщики передадут железобетон складу комплектации, откуда строительные организации будут полу­ чать его комплектами строго по графику строительных работ.

Деятельность управлений производственно-технологической; комплектации во многом упорядочила обеспечение строек, строительными материалами. Однако полностью решить проб­ лему обеспечения строек УПТК не смогли. В основном это объяснялось тем, что оникомплектовали продукцию изготови­ телей, а последний, даже если он у себя изготовлял значит


тельную долю комплекта, от вопросов комплектации оставал­ ся в стороне и продолжал сбывать свою продукцию в кубиче­ ских и квадратных метрах.

В Азербайджане и на Украине в порядке эксперимента, подобно домостроительным комбинатам, были созданы заводостроительные предприятия. Эти предприятия обеспечивали не только изготовление закладных деталей объекта, но и сооруже­ ние и сдачу объекта заказчику.

Несколько иное решение нашла комплектная поставка в Белоруссии. В этой республике строительные управления

.должны рассчитываться не с каждым заводом в отдельности и но мере отгрузки, как было до сих пор, а с комбинатом «Строймонтаж индустрия» и за определенный комплект продукции. При этом за комплект продукции принимается:

пс^ объектам жилищно-гражданского строительства, строящимся по типовым проектам:набор железобетонных кон­ струкций и деталей из дерева на этаж. Нулевой цикл и кровля приравнивается к этажу;

пн объектам промышленного строительства и промыш­ ленным объектам, строящимся по нетиповым проектам: но­ менклатурный набор всех конструкций по рабочим чертежам, которые можно смонтировать не более чем в месячный срок по технологической последовательности, согласно календарным графикам проектов производства работ или сетевым графи­ кам.

Втресте «Оргтехстрой» было разработано положение по расчетам за комплектные поставки. По положению в расчет за комплектные поставки включаются те объекты, по которым

имеются проекты производства работ с календарными гра­ фиками поставки конструкций, рабочие чертежи и монтажные схемы.

Хозрасчетное управление производственно-технологиче­ ской комплектации сбыта (УПТСК) организует комплектную поставку конструкций и деталей на строящиеся объекты ком­ бината «Строймонтажиндустрия».

Заводы отгружают на строительные объекты конструкции и детали в счет комплекта и по мере изготовления. Но счет и платежное требование они могут выставить управлению комп­ лектации только после отгрузки своей доли комплекта.

Значительная доля ]до 20 процентов) транспортных рас­ ходов в строительстве подчеркивает актуальность сокращения этих затрат. Внедрение централизованных перевозок, укрупне­ ние автохозяйств позволили значительно снизить затраты на перевозку грузов автомобилями. К примеру, только за один год затраты на перевозку автотранспортом по Башкирскому

.58


управлению в себестоимости материалов снизились.на 4 пунк­ та.

Несвоевременная поставка материалов срывает сроки строительства, увеличивает затраты на сооружение объекта, вызывает излишнюю перебазировку рабочих, техники, кото­ рую до окончания строительства нельзя передислоцировать.

.Доставка на строящиеся объекты лишних строительных мате­ риалов требует дополнительных затрат на последующую пе­ ревозку и снижает качество приемки материала. Досрочно завезенные шлак, карпич, железобетон и другие материалы подвергаются порче и теряют свой товарный вид.

Для того, чтобы обеспечить своевременную доставку мате­ риалов н<1 строительную площадку в потребном количестве и ассортименте наметились различные пути совершенствования расчетных взаимоотношений подрядных организаций с автомо­ бильными хозяйствами.

Подсчеты показали, что укрупненные расчеты подрядных организаций с автохозяйствами дают большой эффект так как:

отпадает необходимость выписки многих тысяч наклад­ ных, ич проверки, облегчается труд счетных работников, про­ рабов, снабженцев и др. Экономия от сокращения лишь одно­ го счетного работника составила 1 т. р. в год по каждому промиродприятию;

улучшается организация комплектования объектов не­ обходимыми изделиями, что способствует сокращению сроков возведения зданий. Заводы ЖБИ-1, стройизделий и КПД рабо­ тают теперь не на «вал», а на комплект;

ликвидируются возможности приписок, а транспортные

•организации, зная заранее цену доставки материалов на объ­ ект. изыскиваю'/ возможности снижения себестоимости перево­ зок (находяг короткие пути, увеличивают загрузку машин, больше используют прицепы и т. д.).

С введением новых методов расчетов за транспортировку грузов улучшаются экономические показатели деятельности всех подрядных строительно-монтажных организаций, про­ мышленных предприятий и транспортных хозяйств.

Вместе с тем изготовление деталей в комплекте, его транс­ портировка на стройке тесно соприкасается с организацией, обеспечивающей вертикальный транспорт строительных дета­ лей и конструкций' и их монтаж.

Одной из разновидностей технологической специализации в строительстве является создание управлений и трестов меха­ низации. Они заметно улучшили работу механизмов за счет сокращения времени на монтаж и демонтаж, ремонт и транс­

59



портировку их. а также производительность в единицу вреу

мени.

По мерс развития специализации возрастает роль и значе­ ние производственных связей, кооперирование всех участков строительного производства. Кооперирование в строительстве приобретает особую сложность и значимость в связи с тем, что участники технологического процесса могут приступить к вы­ полнению своих работ только после окончания операций пред­ шественниками и, в свою очередь, готовят фронт для других смежников. Поэтому кооперированные связи обусловлены строгой очередностью, конкретными сроками начала и оконча­ ния отдельных работ, точным соблюдением всех согласован­ ных графиков, высоким качеством исполнения операций и т. п..

Практика показывает, что если производственные связи ос­ нованы только на административном соподчинении, а экономи­ ческие основы деятельности предприятий, совместно строящих объектов, не совпадают или даже противоречат друг другу, эффективность специализации уменьшается, растут затраты и. удлиняются сроки строительства.

В настоящее время управления механизации , важнейшим: показателем деятельности которых является выработка на ку­ бометр ковша экскаватора, заинтересованы в пополнении пар­ ка крупными механизмами и их использовании на больше­ объемных работах. В то же время для рытья траншей и фун­ даментов на строительстве жилых домов нужны более манев­ ренные мелкие экскаваторы, не дающие больших объемов уп­ равлениям (трестам) механизации. Недостаток же на строи­ тельной площадке экскаваторов вынуждает увеличивать чис­ ло землекопов, замедляется строительство.

Не всегда эффективны хозрасчетные отношения при приме­ нении башенных кранов с повременной оплатой. Генподрядная организация заинтересована использовать на монтаже дома кран оптимальной грузоподъемности и досрочно ввести объект в действие.

Управление же механизации, получая за работу башенно­ го крана по отработанному времени согласно цены машиносмечы, наоборот, заинтересовано установить кран большей; грузоподъемности и дольше держать его на одном, объекте. Этому способствует и то, что стоимость монтажа и демонтажа, крана нередко включают в цену машиносмены.

Углубляются эти противоречия в современных условиях, когда у генподрядных организаций готовой продукцией счита­ ется введениый'в действие объект и расчеты с заказчиками, производятся за объект в целом или крупный этап без проме­ жуточных платежей, а у управлений механизации расчетной

СО